урок окружающего мира в 1 классе по теме " Какие бывают животные"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: окружающий мир
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний
ФОРМА УРОКА: урок-исследование
УЧИТЕЛЬ: Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна
КЛАСС: 1 «А»
ТЕМА УРОКА: «Какие бывают животные»
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: дать учащимся первое общее представление о том, как разнообразен мир животных, о делении животных на виды и провести первичное закрепление новых знаний для формирования у учащихся умений определять вид животных по определённым признакам
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_byvayut_zhivotnye.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
по теме: «Какие бывают животные»
1 класс
Ход урока.
ДАТА: 27.11.2015
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: окружающий мир
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний
ФОРМА УРОКА: урок-исследование
УЧИТЕЛЬ: Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна
КЛАСС: 1 «А»
ТЕМА УРОКА: «Какие бывают животные»
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: дать учащимся первое общее представление о том, как разнообразен мир животных, о делении животных на виды и провести первичное закрепление новых знаний для формирования у учащихся умений определять вид животных по определённым признакам
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке, правилами работы в паре, группе;
- освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться ко мнению одноклассников;
- формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие критического мышления.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё небольшое по объему высказывание;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам/неудачам.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из иллюстраций, учебных пособий;
- понимать таблицы, передавая содержание таблицы в словесной форме;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- использовать мыслительные операции сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Обучающиеся научатся:
- узнавать и называть животных на рисунках;
- подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять и называть их существенные признаки, осуществлять самопроверку;
- приводить, примеры животных разных групп;
- классифицировать животных по изученным признакам;
- рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: животные, насекомые, рыбы, звери, птицы, виды
ТЕХНОЛОГИИ: на уроке используется системно-деятельностный подход, проблемное изложение материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, карточки на группы, карточки на пары.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Доброе утро, ребята!
Я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление.
( слайд 1 )
-Улыбнитесь друг-другу, как улыбается это солнышко и протяните мне свои ладошки. Я вам хочу сегодня подарить тепло лучей нашего солнышка. Ловите.
-Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
-Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла.
-Положите ладошки на ладошки друга и повторяйте за мной
-Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра,
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Для того чтобы наша работа была успешной, надо вспомнить всё, что мы уже знаем о природе и её обитателях.
-Итак мозговая атака
- Что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает, но не сделано руками человека).
- Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Назовите признаки живой природы. (Всё, что рождается, растёт, питается, дышит, приносит потомство и умирает).
- Что относится к живой природе? (Мир растений и животных).
- О каких животных мы говорили на прошлом уроке? (О животных живого уголка)
- Посмотрите на нашу выставку с изображениями питомцев.( конкурс рисунков )
-А какое правило, мы с вами выучили на прошлом уроке? (Мы в ответе за тех, кого приручили.) ( слайд 2)
3. Постановка учебной задачи
Учитель создает проблемную ситуацию:
Включается видео-ролик из программы «В мире животных» ( слайд 3)
-Ребята, кого вы увидели в видео-ролике?( животных)
-Каких животных вы увидели ?( перечисляют)
-А какие еще бывают животные?( перечисляют в основном зверей)
Вы перечислили животных одной группы.
А животными, оказывается, называют всех живых существ на Земле. Их так много, что ученым, чтобы не запутаться, пришлось разделить их на группы.
-Значит о ком мы будем с вами говорить сегодня на уроке?
( о животных)
-Кто сформулирует тему?( Какие бывают животные?)
( слайд 4)
-Знаете ли вы. На какие группы ученые поделили животных? (нет)
Значит это что?( затруднение). И нам нужно это узнать.
- Какие задачи мы поставим на уроке? Что нам нужно узнать?
Помогут нам в этом вопросительные предложения ( слайд 5)
-На какие группы….?
-Как их ….?
-Правильно. Нам нужно научиться находить отличительные признаки каждой группы животных.
4. Построение проекта выхода из затруднения
(открытия детьми нового знания)
-Ребята, наш урок сегодня будет не совсем обычным. Перед вами не класс, а научная лаборатория, в которой четыре группы ученых будут трудиться над своими проектами по изучению животных, а потом представят свои доклады нам. Хотели бы вы побывать на этом представлении, хотели бы узнать что-то новое?( да)
-Для достижения поставленных целей и решения задач вам необходимо провести исследование. Ребята, а кто такой исследователь?( тот кто исследует что то)
- Правильно. А вот в словаре написано точное определение слова исследователь. Это человек, который занимается научными исследованиями.
-Сейчас каждая научная лаборатория получит 2 конверта с заданием.( раздаю конверты) -Прошу вас открыть конверт №1. Вы видите перед собой листок с группой животных. Ваша задача перечислить всех животных вашей группы, найти общий отличительный признак и зачеркнуть лишнее животное . А всех остальных животных назвать одним словом. Если вы правильно назовете это слово, вы получите карточку с названием вашей группы.
Прежде чем начать работу каждый исследователь составляет себе план. Предлагаю работать по моему плану, чтобы выйти из затруднения.( слайд 6)
1. Название группы.
2. Количество ног.
3. Чем покрыто тело?
-Ребята, какие правила работы в группе надо соблюдать, чтобы работа была успешной?
-Назовите мне их.
-Все ли правила были названы. Давайте проверим.
( 7СЛАЙД )
1.Работаем дружно
2. Важно мнение каждого
3. Распределяем обязанности
4. Объясняем свою точку зрения
5. Уважаем мнение всех членов группы
6. Работаем тихо, чтобы не мешать другим
Приступаем к исследованию. Работаем по плану. Планы у каждой группы на столе есть. На работу у вас ровно 3 минуты.
5. Реализация построенного проекта.
- Настало время познакомить нас с результатами ваших исследований.
-Предлагаю группам по очереди представить свою работу в соответствии с планом.
- Приступаем к исследованию первой группы .
-Остальные ,ребята, все внимательно слушайте, чтобы потом ответить на мои вопросы.
-Перечислите животных вашей группы? Какое животное лишнее и почему?
( представитель от каждой группы перечисляет животных, называет лишнее и даёт название оставшимся.)
-Как вы назвали свою группу животных?( насекомые )
Карточка с названием группы помещается на доску. .
-Что общего у представителей вашей группы?( они умеют летать)
-Хорошо. А вот это кто? ( муравей)( 8слайд )
-Можно ли его отнести к вашей группе насекомых? Ведь он не умеет летать.
Летать могу только муравьиные мамы. Они вылетают из муравейника только чтобы создать семью, а потом теряют крылышки.
Не летают такие насекомые, как жуки-жужелицы, редко летают, хотя и имеют крылья, жуки-плавунцы, кузнечики. ( 9 слайд)
Значит то, что насекомые умеют летать, не главный их отличительный признак.
- А какой же главный отличительный признак насекомых. Давайте пройдемся по плану.
- Какое количество ног у насекомых? (6 ног)
- Чем покрыто тело? ( панцирем)
- Ребята. На брюшке у них поперечные полоски, словно насечки.
- Поэтому и название этой группы насекомые., от слова НАСЕЧКИ.
На презентации появляется запись: ( 10слайд)
1. Название группы. Насекомые 2. Количество конечностей. 6 ног
3. Чем покрыто тело? Панцирем
- Возникли эти животные более 200 млн. лет назад. Трудно отыскать такое место на Земле, где нельзя было бы встретить насекомых. Они населяют и безжизненные пустыни, и глубокие пещеры, и за Полярным кругом, где, казалось бы, нет ничего, можно встретить представителей этой группы животных.
А теперь я проверю все ли внимательно слушали ответы ребят первой группы.
Всем, ребята, такой вопрос. Можно ли паука отнести к насекомым? (НЕТ)
( 11слайд )
-А ПОЧЕМУ?( у него не 6, а 8 ног)
Паука нельзя назвать красивым животным; многие боятся его. Паук же не только безвреден, но даже очень полезен. Он много ест, истребляя комаров и мух. У него восемь глаз, и восемь длинных ног. Поэтому его нельзя отнести к насекомым.
А к какой группе относится паук вы узнаете позже. Но если не терпится можете дома полистать энциклопедии о животных или спросить у взрослых.
- Прежде чем мы продолжим наши исследования, немного отдохнём с одним из представителей этой группы.
Физкультминутка:
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась
И тихонько на кувшинку села. И вы ,ребята, садитесь на свои места.
- А кого могла увидеть в реке бабочка, мы узнаем, послушав ответы представителей следующей группы.
Как вы, ребята, назвали вашу группу?( рыбы)
Карточка с названием группы помещается на доску.
-Кого вы зачеркнули и почему?
-Что общего у всех представителей вашей группы?.
-Чем отличаются рыбы от других животных? ( умеют плавать)
-Где живут ? (Они живут в воде).
-Это главная отличительная особенность рыб?
Посмотрите на слайд. Кто изображен?( ( 12 слайд)
-Можно ли назвать моржа рыбой ? Ведь он тоже живет в воде, хоть и не постоянно. Значит это не главный признак.
-Что у них есть такого, чего нет у других животных?( У них есть жабры. Они могут дышать под водой, есть чешуя.)
-Есть ли у рыб конечности?(нет)
-А что вместо них?( плавники)
-Чем покрыто тело?( чешуей)
Значит какой главный признак рыб ? (наличие чешуи)
На презентации появляется запись : ( слайд13)
1. Название группы. Рыбы
2. Количество конечностей. нет
3. Чем покрыто тело? чешуя
( слайд 14)
- Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет.
-Молодцы , ребята, хорошо поработали.
-Приступаем к работе следующей группы.
-Как вы назвали вашу группу?( птицы)
- А что умеют животные вашей группы? ( летать)
- Можно ли сказать, что это их отличительная особенность?
- А все ли представители этой группы могут летать?
Вопрос для всех. Можно ли пингвина назвать птицей, ведь он не умеет летать? А страус? Разве это не птица?( слайд 15)
- Значит, это не может быть отличительной особенностью птиц.
Ведь летать умеют и насекомые, и некоторые звери, и даже рыбы).
- Скажите, что есть только у этих животных, и нет у других.
- Проанализируйте, сколько ног у птиц.(2 ноги)
-Чем покрыто тело?( перьями)
-Значит какая главная отличительная особенность птиц? ( наличие перьев)
На презентации появляется запись ( слайд 16)
1. Название группы. Птицы
2. Количество конечностей. 2
3. Чем покрыто тело? перья
- Ни у кого больше перьев нет, только у птиц.( слайд 17) Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перья спасают от холода и жары, от ушибов и царапин. Перья хвоста помогают птицам держать равновесие, делать повороты и остановки.
С наступлением холодов птицам приходится особенно трудно.
- Что вы можете сказать об этом?
- Как мы можем им помочь? ( нужно их кормить, делать кормушки)
А теперь давайте проверим вашу внимательность. Все встаньте, поиграем в игру. Игра на внимательность. А называется она « Прилетели птицы»
Физкультминутка.
Слушаем стишок и если услышите названия птиц, то показывайте как летают птицы, но если вы услышите что появились не птицы, а кто-то другой, - хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
- Что неправильно? Скажи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Комары, чижи,
- Что неправильно? Скажи.
- Мухи и комары – это насекомые.
Молодцы, садитесь.
- И последняя группа нашего исследования.
-Перечислите всех животных с вашей карточки. Кого вы зачеркнули?
-Как вы назвали оставшихся животных? ( звери)
- Рассмотрите, сколько лап у зверей? (4 )
- Чем покрыто их тело, что помогает им выжить в суровую зиму? (Шерсть)
-Значит какая главная отличительная особенность зверей?( наличие шерсти)
На презентации появляется запись(слайд 18)
1. Название группы. Звери
2. Количество конечностей. 4
3. Чем покрыто тело? Шерсть
- К зверям относятся разные существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины и киты, изящные жирафы и тучные слоны.
-Шерсть у зверей может быть длинной и короткой, густой и редкой, колючей, как у ежа и очень мягкой. Она может быть любой длины и любого цвета. Но у зверей она обязательно есть.
- Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому иначе эту группу животных еще называют млекопитающие. Это вторая отличительная особенность зверей.
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
- Сегодня мы поговорили о животных только этих четырёх групп.
-Но групп на самом деле больше. С другими видами животных вы познакомитесь во втором, третьем классе и в более старших классах на уроках биологии.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Мир животных действительно разнообразен и каждая группа имеет свои отличительные особенности, которые мы вместе с вами смогли выявить.
_ А теперь давайте мы себя проверим.
- Откройте учебник на с. 43 и прочитайте отрывок.
-Ребята, давайте еще раз повторим отличительные признаки каждой группы животных.
Проверка по ( слайду 19)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Предлагаю обобщить полученные знания и поработать самостоятельно.
- Откройте конверт №2. Раздайте листочки каждому ученику.
- Соедините стрелками названия групп животных с их отличительными признаками.
После отведённого времени учитель предлагает проверить свои работы и открывает презентацию с выполненным заданием .(слайд21)
- Кто справился без ошибок, поставьте знак «+»
- Кто ошибся? В чём ошибка? Поставьте знак «?»
- Допущенные ошибки исправьте. Дома ещё раз повторите вывод в учебнике.
8.Рефлексия учебной деятельности.
– Ребята, урок подходит к концу.
– Давайте вспомним задачи урока. (Узнать, на какие группы делятся животные, и научиться различать животных каждой группы.)
– Узнали теперь?
- Какое задание было самым интересным на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
- Оцените свою работу на уроке. (слайд 22)
-Если вы все поняли и можете обо все рассказать другим, поднимите зеленый кружок.
-Если вы все поняли, но надо еще раз повторить, поднимите желтый кружок.
-А если вы ничего не поняли и не запомнили, поднимите красный кружок.( покажите гостям свои кружки)
(Дети поднимают кружки)
Молодцы , ребята, в основном все всё поняли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»
На уроке дается первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Растительный и животный мир тропических лесов"
В презентации представлены фотографии и краткий информационный материал по теме урока ( программа " Школа 2100")...
Проверочная работа по окружающему миру 2 класс по теме "Какие бывают растения"
Проверочная работа по окружающему миру для 2 класса по теме "Какие бывают растения" по программе " Школа России"...
Технологическая карта по окружающему миру 3 класс на тему: " Какая бывает промышленность"
УМК " Кола России"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Какая бывает промышленность"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема:«Какая бывает промышленность»Цели деятельности учителя: формирование представления о различных отраслях промышленности и их характеристики....
Урок с использованием дистанционных технологий по окружающему миру 2 класс на тему «Какие бывают животные»
Способы взаимодействия (обмена информацией, выполненными заданиями, контроль) между учителем и обучающимся:Взаимодействия между «учителем» и «учеником» осущ...
Технологическая карта урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Какие бывают растения".
Цель: формирование представлений о многообразии растений....