Технологическая карта урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Какие бывают растения".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цель: формирование представлений о многообразии растений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся»
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: «Какие бывают растения»
Автор: Мартьянова Г.Н.
Учитель начальных классов
г. Троицк
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира
на тему: «Какие бывают растения»,
Тип урока: изучения нового материала.
Цель: формирование представлений о многообразии растений.
Задачи:
- образовательные: ознакомить с древесными и травянистыми жизненными формами растений, классификацией травянистых растений; научить различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам, распознавать растения края;
- развивающие: развивать умение использовать доступные способы изучения растительного мира; развивать умение работать в группе; развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- воспитательные воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать интерес к предмету; воспитывать интерес к изучению природы родного края.
Формируемые УУД:
- личностные УУД: готовность и способность, обучающегося к саморазвитию; формирование уверенности в себе, учить оценивать свою работу; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций;
- регулятивные УУД: целеполагание постановка и принятие учебной задачи, на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно; составление плана и последовательности действий;
- познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;
- коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное; взаимодействие; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Оборудование: для учителя: ноутбук, проектор, экран; для учащихся: учебник, тетрадь, конверты с карточками.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
1. Организационно-мотивационный этап Цель: включение в деловой ритм. | Подготовка рабочего места к работе. Создание атмосферы эмоционального комфорта. | Средства: языковые. Результат: учащиеся готовы к продуктивной деятельности. Приемы контроля: устный. | Фронтальная | 1. Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку. 2. Настраивает учащихся на урок. | Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам успешной работы на уроке. - Я знаю, что вы умеете внимательно слушать, отвечать на вопросы. Хочется надеяться, что сегодня вам удастся в полной мере показать всё, на что вы способны. | 1. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. 2. Отвечают на вопрос учителя. | Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку, самоорганизация внимания, мобилизация энергии для выполнения работы на уроке. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя. |
2. Ориентировочный этап | Актуализация знаний по пройденному материалу. Фиксация затруднений в деятельности. | Средства: языковые, наглядные. Результат: повторение пройденного материала, Выявление затруднений в его усвоении. Приемы контроля: устный, наглядный. | Фронтальная | 1. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2. Уточняет понимание задания учащимися. | - Ребята давайте вспомним, на какие 2 группы делится наш окружающий мир? (рукотворный мир и природа) - Какая бывает природа? (живая и неживая) -Приведите примеры не живой природы. -Приведите примеры живой природы. -На прошлом уроке мы с вами говорили о воде. -К какой природе у нас относится вода? - Почему загрязняется вода? -Что может сделать каждый из нас, чтобы помочь охране воды? -Какое значение имеет вода для животных, растений и для людей? - Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда именно, вы узнаете, ответив на вопросы. 1. Её всегда в лесу найдёшь — Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. 2. Темной он покрыт корой, Лист красивый вырезной, А на кончиках ветвей Зреет много желудей. 3. Сладких ягод соберите, Для варенья припасите, От простуды, от ангины С чем поможет чай? 4. В белой юбочке стоит, Про любовь секрет таит: Может скажет, иль промашка — Погадай-ка нам. | 1. Отвечают на вопросы учителя. 2. Отгадывают загадки. 3. Рассматривают слайды с ответами. | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий контроль по результату действия, адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия . Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные УУД: Познавательные УУД: производить контроль результатов деятельности. |
3. Постановка учебной задачи | Формулирование темы урока. Целеполагание. | Средства: ИКТ (слайды презентации). Результат: формулирование темы и цели урока. Приемы контроля: устный. | Фронтальная | 1. Организует формулирование темы урока. 2. Организует целеполагание к уроку. | - Как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о растениях) -Давайте откроем учебник на с. 56 и прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?) - Какие задачи поставим перед собой? Что узнаем и чему научимся? (познакомимся с видами растений, научимся их различать) - На какой вопрос мы должны ответить? (Какие бывают растения) | 1.Формулируют тему урока. 2. Определяют задачи урока. | Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. Познавательные УУД: формулировать информационный запрос, выдвигать предположения. Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности. Коммуникативные УУД: интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
4. Поисково-исследовательский этап. | Организовать самостоятельное творческое исследование для получения нового знания. 1. Выявить уровень имеющихся у учащихся знаний. 2. Выявить места и причины затруднений. 3. Организовать условия для открытия учащимися новых знаний. 4. Реализация построенного проекта. | Беседа по уточнению знаний. Средства: наглядные ИКТ (слайды презентации). Выявление затруднений в усвоении материала. Приемы контроля: устный, наглядный. . | Фронтальная | 1. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2.Оказывает индивидуальную помощь по запросам учащихся. 3. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации. 4. Оказывает индивидуальную помощь по запросам учащихся. | - Чтобы решить все поставленные задачи мы с вами отправимся в путешествие. Чтобы узнать куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадку: Там деревьев много разных, Трав, лишайников, кустов, Птиц, зверей, грибов и ягод, И, конечно – комаров. Там всегда полно чудес – Я люблю прогулки в … (Лес) -Поднимите руки те, кто бывал в лесу. -Какие растения вы там видели? -Как вы думаете, все растения, которые вы назвали, они одинаковые? -Чем они отличаются друг от друга? - Можно ли разделить их на группы? - На какие группы их можно разделить? (Деревья, кустарники и травы) - Интересно, а чем эти группы отличаются друг от друга. - Чтобы узнать, чем деревья отличаются от других растений, мы с вами прослушаем сообщение Арины: Арина: 1) - У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви. 2) - Деревья бывают лиственные и хвойные. 3) - Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки. Это: липа, береза, дуб, осина, клен, ольха. 4) - А у хвойных листья в виде иголочек. Например: это ель, кедр, сосна и пихта. - Спасибо Арина, садись. - А какая у нас 2 группа растений? (кустарники) - Чтобы узнать, чем кустарники отличаются от других растений, мы с вами прослушаем сообщение Константина: Константин: 1) - Вторая группа растений – это кустарники. 2) - У кустарников нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков. 3) - Кустарники бывают декоративные и плодовые. К декоративным кустарникам относятся: сирень, гортензия и жасмин. К плодовым: смородина, малина, шиповник. - Мы с вами дошли до последней группы растений. И это … (травы) - Про травы нам расскажет Ксения. Ксения: 1) 2) - Травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев тем, что у травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли. 3) - Травы бывают ядовитые и лекарственные. К ядовитым относятся: борщевик, вёх ядовитый, белена, вороний глаз, дурман. 4) - Лекарственные травы это: подорожник, мать-и-мачеха, ромашка и крапива. | 1. Отгадывают загадки. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Слушают сообщения одноклассников и рассматривают слайды презентации. 4. Отвечают на вопросы учителя. 5. Слушают сообщения одноклассников и рассматривают слайды презентации. | Личностные УУД: адекватно понимать причины успешности / неуспешности учебной деятельности; проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, различать способ и результат действия. Познавательные УУД: строить сообщения в устной форме; формулировать информационный запрос, выдвигать предположения. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интересоваться чужим мнением и высказывать свое. |
Физминутка | Снять физическое и интеллектуальное напряжение. | Игра. Спортивные упражнения. | Фронтальная | Предлагает нескольким учащимся организовать и провести знакомую физминутку. | - Ребята я вижу ваши глазки устали смотреть на экран. «По тропинке в лес шагаем» По тропинке в лес шагаем ходьба, высоко поднимая колени Ножки выше поднимаем. На пути у нас ручей проходят по бревнышку Ты его преодолей! Мы по бревнышку пройдем И в ручей не упадем! Впереди у нас болото перепрыгивают по кочкам Упасть в него нам не охота. Мы по кочкам, прыг да скок Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны Лес красивый, славный лес, Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса | Выполняют упражнения. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь, выполнять требования одноклассников; управлять действиями одноклассников. |
5. Практический этап. | Организовать применение полученных знаний и умений в измененной ситуации. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Включение нового учебного материала в систему знаний и повторение. Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний Организовать осмысление процесса и результата деятельности. | Средства: наглядные. Упражнения. Выявление затруднений в усвоении материала. Приемы контроля: устный, наглядный. | Фронтальная Индивидуальная | 1. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2.Выдает задания. 3. Организует проверку задания. 4. Предлагает выполнить работу. 5. Организует проверку задания. | - Мы с вами отдохнули, теперь садимся на места. - Давайте вспомним рассказы. - Чем растения похожи друг на друга? Какие общие части есть у 3 групп растений? - А чем они отличаются друг от друга? (у деревьев ствол, у кустарников стволики, у трав стебель) - Приведите примеры деревьев, кустарников, трав. - Мы с вами вспомнили примеры растений. Теперь нам будет легче выполнить задание в рабочей тетради. - Открываем рабочие тетради на с. 39 и находим 2 задание. - Прочитайте задание. Что нужно сделать? (заполнить пропуски) - Прочитайте 1 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено? (лиственные) - Запишите это слово вместо пропуска. - Прочитайте 2 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено? (хвойных) - Запишите это слово вместо пропуска. - Ребята, посмотрите на 3 задание. У вас даны 3 группы растений. На доске даны слова, примеры растений. Вам нужно распределить растения в правильную группу. - Задание делаем самостоятельно, на оценку. Для выполнения этого задания я даю вам 2 минуты. - Давайте проверим выполненное задание. Если, у вас все правильно, ставим себе + рядом с каждой группой. - Какие растения записали в группу деревьев? - Какие растения записали в группу кустарников? - Какие растения записали в группу трав? - Поднимите руки те, у кого 3 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 5. - Поднимите руки те, у кого 2 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 4. - Поднимите руки те, у кого 1 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 3. | 1. Отвечают на вопросы учителя.. 2. Выполняют задания. 3. Проверяют выполненную работу (осуществляют самоконтроль) 4. Выставляют оценки в тетрадях. | Личностные УУД: адекватно понимать причины успешности / неуспешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. различать способ и результат действия. Познавательные УУД: строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль |
6. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.) | Обобщить и сделать выводы по результатам работы на уроке и выполнению поставленной цели. | Беседа Создание атмосферы эмоционального комфорта. Формальная оценка. Средства: языковые. | Фронтальная | 1. Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы. 2. Оценивает работу детей на уроке. | - Давайте повторим пройденный материал. - Чем растения похожи друг на друга? Какие общие части есть у 3 групп растений? - А чем они отличаются друг от друга? (у деревьев ствол, у кустарников стволики, у трав стебель) - Приведите примеры деревьев, кустарников, трав. - Что нового узнали на уроке? - Чему научились? – Оцените свою работу на уроке. - Поднимите зеленый смайлик, если вам было все понятно и вы с легкостью выполняли задания. - Поднимите желтый смайлик, если у вас остались вопросы по теме и возникли трудности с заданиями. - Поднимите красный смайлик, если вам было очень трудно выполнить задания и тема была сложной. | 1. Высказывают свои мнения, повторяют термины. 2. Формулируют выводы по изученному на уроке материалау. 3. Оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании; интересоваться чужим мнением. Регулятивные УУД: соотносить результат действий с составленным планом. Познавательные УУД: умение формулировать новые знания. Личностные УУД: осознание значимости полученных знаний. |
7. Инструктаж к выполнению домашнего задания. | Обеспечить понимание учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания. | Беседа. Средства: языковые. | Фронтальная | 1. Дает домашнее задание. 2.Объясняет суть домашнего задания. | - В рабочей тетради на с. 39 № 1. Вам нужно схематически нарисовать дерево, кустарник и травянистое растение. | 1.Воспринимают информацию. 2.Осознают и фиксируют информацию. 2. Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные УУД: осознанно владеть общими приёмами словообразования. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в беседу, принимать различные точки зрения. Личностные УУД: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач |
8. Подведение итогов урока | Подвести итоги проведенного урока. | Беседа. Средства: языковые. | Фронтальная. | Анализирует оценки, выставленные ребятами, приводит свои аргументы. Благодарит учащихся за работу и заканчивает урок. | - Все большие молодцы, оценки вы свои получили. Поставьте их в дневники. | Воспринимают информацию. Осознают и фиксируют информацию. | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий контроль по результату действия, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.
Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса. Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация
УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...
Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»
Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "Дыхание и питание растений"
Предмет: окружающий мир Класс: 3 Учебник (УМК): А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс «Школа России» Тема урока: Солнце, растения и мы ...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Какая бывает промышленность"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема:«Какая бывает промышленность»Цели деятельности учителя: формирование представления о различных отраслях промышленности и их характеристики....
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему "Какие бывают растения"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний об основных группах растений, и важности растений на планете.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...