Технологическая карта урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Какие бывают растения".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Мартьянова Галина Николаевна

Цель: формирование представлений о многообразии растений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся»

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема: «Какие бывают растения»

                                                                                                                                                                      Автор: Мартьянова Г.Н.

Учитель начальных классов

г. Троицк

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока окружающего мира

на тему: «Какие бывают растения»,

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: формирование представлений о многообразии растений.

Задачи: 

- образовательные: ознакомить  с древесными  и травянистыми  жизненными  формами  растений, классификацией  травянистых  растений; научить различать травянистые  и древесные  жизненные  формы  растений по их внешним  признакам,  распознавать растения края;

- развивающие: развивать умение использовать доступные способы изучения растительного мира; развивать умение работать в группе; развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

- воспитательные воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать интерес к предмету; воспитывать интерес к изучению природы родного края.

Формируемые УУД:

- личностные УУД: готовность и способность, обучающегося к саморазвитию; формирование уверенности в себе, учить оценивать свою работу; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций;

- регулятивные УУД: целеполагание постановка и принятие учебной задачи, на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно; составление плана и последовательности действий;

- познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

- коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное; взаимодействие; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Оборудование: для учителя: ноутбук, проектор, экран; для учащихся: учебник, тетрадь, конверты с карточками.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1. Организационно-мотивационный этап

Цель: включение в деловой ритм.

Подготовка рабочего места к работе.

Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Средства: языковые.

Результат: учащиеся готовы к продуктивной деятельности.

Приемы контроля: устный.

Фронтальная

1. Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

2. Настраивает учащихся на урок.

Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам успешной работы на уроке.

- Я знаю, что вы умеете внимательно слушать, отвечать на вопросы. Хочется надеяться, что сегодня вам удастся в полной мере показать всё, на что вы способны.

1. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Отвечают на вопрос учителя.

Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку, самоорганизация внимания, мобилизация энергии для выполнения работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь учителя.

2. Ориентировочный этап

Актуализация знаний по пройденному материалу.  

Фиксация затруднений в деятельности.

Средства: языковые, наглядные.

Результат: повторение пройденного материала,

Выявление затруднений в его усвоении.

Приемы контроля: устный, наглядный.

Фронтальная

1. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Уточняет понимание задания учащимися.

- Ребята давайте вспомним, на какие 2 группы делится наш окружающий мир? (рукотворный мир и природа)

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

-Приведите примеры не живой природы.

-Приведите примеры живой природы.

-На прошлом уроке мы с вами говорили о воде.

-К какой природе у нас относится вода?

- Почему загрязняется вода?

-Что может сделать каждый из нас, чтобы помочь охране воды?

-Какое значение имеет вода для животных, растений и для людей?

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда именно, вы узнаете, ответив на вопросы.

1.  Её всегда в лесу найдёшь —

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

2. Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

3. Сладких ягод соберите,

Для варенья припасите,

От простуды, от ангины

С чем поможет чай?

4. В белой юбочке стоит,

Про любовь секрет таит:

Может скажет, иль промашка —

Погадай-ка нам.

1. Отвечают на вопросы учителя.

2. Отгадывают загадки.

3. Рассматривают слайды с ответами.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий  контроль по результату действия,

адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия .

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные УУД:
самооценка на основе критериев учебной успешности.

Познавательные УУД:  производить контроль результатов деятельности.

3. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока.

Целеполагание.

Средства: ИКТ (слайды презентации).

Результат: формулирование темы и цели урока.

Приемы контроля: устный.

Фронтальная

1. Организует формулирование темы урока.

2. Организует целеполагание к уроку.

- Как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о растениях)

-Давайте откроем учебник на с. 56 и прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?)

- Какие задачи поставим перед собой? Что узнаем и чему научимся?  

 (познакомимся с видами растений, научимся их различать)

- На какой вопрос мы должны ответить? (Какие бывают растения)

1.Формулируют тему урока.

2. Определяют задачи урока.

Личностные УУД: проявлять  интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Познавательные УУД: формулировать информационный запрос, выдвигать предположения.

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:  интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

4. Поисково-исследовательский этап.

Организовать самостоятельное творческое исследование для получения нового знания.

1. Выявить уровень имеющихся у учащихся знаний.

2. Выявить места и причины затруднений.

3.  Организовать условия для открытия учащимися новых знаний.

4. Реализация построенного проекта.

Беседа по уточнению знаний.

Средства: наглядные  ИКТ (слайды презентации).

Выявление затруднений в усвоении материала.

Приемы контроля: устный, наглядный.

.

Фронтальная

1. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2.Оказывает индивидуальную помощь по запросам учащихся.

3. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации.

4. Оказывает индивидуальную помощь по запросам учащихся.

- Чтобы решить все поставленные задачи мы с вами отправимся в путешествие. Чтобы узнать куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадку:

Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в … (Лес)

-Поднимите руки те, кто бывал в лесу.

-Какие растения вы там видели?

-Как вы думаете, все растения, которые вы назвали, они одинаковые?

-Чем они отличаются друг от друга?

- Можно ли разделить их на группы?

- На какие группы их можно разделить? (Деревья, кустарники и травы)

- Интересно, а чем эти группы отличаются друг от друга.

- Чтобы узнать, чем деревья отличаются от других растений, мы с вами прослушаем сообщение Арины:

Арина:

1)  - У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.

2)  - Деревья бывают лиственные и хвойные.

3)  - Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки. Это: липа, береза, дуб, осина, клен, ольха.

 4)  - А у хвойных листья в виде иголочек. Например: это ель, кедр, сосна и пихта.

- Спасибо Арина, садись.

- А какая у нас 2 группа растений? (кустарники)

- Чтобы узнать, чем кустарники отличаются от других растений, мы с вами прослушаем сообщение Константина:

Константин:

 1) - Вторая группа растений – это кустарники.

2)  - У кустарников нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков.

3)  - Кустарники бывают декоративные и плодовые.

К декоративным кустарникам относятся: сирень, гортензия и жасмин.

К плодовым: смородина, малина, шиповник.

- Мы с вами дошли до последней группы растений. И это … (травы)

- Про травы нам расскажет Ксения.

Ксения:

1)

2)  - Травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев тем, что у травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.

3)  - Травы бывают ядовитые и лекарственные. К ядовитым относятся: борщевик, вёх ядовитый, белена, вороний глаз, дурман.

4)  - Лекарственные травы это: подорожник, мать-и-мачеха, ромашка и крапива.

1. Отгадывают загадки.

2. Отвечают на вопросы учителя.

3. Слушают сообщения одноклассников и рассматривают слайды презентации.

4. Отвечают на вопросы учителя.

5. Слушают сообщения одноклассников и рассматривают слайды презентации.

Личностные УУД: адекватно понимать причины успешности / неуспешности  учебной деятельности; проявлять  интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

строить сообщения в устной форме; формулировать информационный запрос, выдвигать предположения.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Физминутка

Снять физическое и интеллектуальное напряжение.

Игра.

Спортивные упражнения.

Фронтальная

Предлагает нескольким учащимся организовать и провести знакомую физминутку.

- Ребята я вижу ваши глазки устали смотреть на экран.

 «По тропинке в лес шагаем»

По тропинке в лес шагаем ходьба, высоко поднимая колени

Ножки выше поднимаем.

На пути у нас ручей проходят по бревнышку

Ты его преодолей!

Мы по бревнышку пройдем

И в ручей не упадем!

Впереди у нас болото перепрыгивают по кочкам

Упасть в него нам не охота.

Мы по кочкам, прыг да скок

Вот и попали мы в лесок! разводим руки в стороны

Лес красивый, славный лес,

Запах тайны и чудес! дыхательные упражнения под звуки леса

Выполняют упражнения.

Регулятивные УУД:  волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь, выполнять требования одноклассников; управлять действиями одноклассников.

5. Практический этап.

Организовать применение полученных знаний и умений в измененной ситуации.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Включение нового учебного материала в систему знаний и повторение.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Организовать осмысление процесса и результата деятельности.

Средства: наглядные.

Упражнения.

Выявление затруднений в усвоении материала.

Приемы контроля: устный, наглядный.

Фронтальная

Индивидуальная

1. Организует побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2.Выдает задания.

3. Организует проверку задания.

4. Предлагает выполнить работу.

5. Организует проверку задания.

- Мы с вами отдохнули, теперь садимся на места.

- Давайте вспомним рассказы.

- Чем растения похожи друг на друга? Какие общие части есть у 3 групп растений?

- А чем они отличаются друг от друга? (у деревьев ствол, у кустарников стволики, у трав стебель)

- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав.

- Мы с вами вспомнили примеры растений. Теперь нам будет легче выполнить задание в рабочей тетради.

- Открываем рабочие тетради на с. 39 и находим 2 задание.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (заполнить пропуски)

- Прочитайте 1 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено? (лиственные)

- Запишите это слово вместо пропуска.

- Прочитайте 2 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено? (хвойных)

- Запишите это слово вместо пропуска.

- Ребята, посмотрите на 3 задание. У вас даны 3 группы растений. На доске даны слова, примеры растений. Вам нужно распределить растения в правильную группу.

- Задание делаем самостоятельно, на оценку.  Для выполнения этого задания я даю вам 2 минуты.

- Давайте проверим выполненное задание. Если, у вас все правильно, ставим себе + рядом с каждой группой.

- Какие растения записали в группу деревьев?

- Какие растения записали в группу кустарников?

- Какие растения записали в группу трав?

- Поднимите руки те, у кого 3 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 5.

-  Поднимите руки те, у кого 2 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 4.

- Поднимите руки те, у кого 1 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 3.

1. Отвечают на вопросы учителя..

2. Выполняют задания.

3. Проверяют выполненную работу (осуществляют самоконтроль)

4. Выставляют оценки в тетрадях.

Личностные УУД: адекватно понимать причины успешности / неуспешности  учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. различать способ и результат действия.

Познавательные УУД:

строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль

6. Рефлексивно-оценочный этап

(5 мин.)

Обобщить и сделать выводы по результатам работы на уроке и выполнению поставленной цели.

Беседа

Создание атмосферы эмоционального комфорта.

Формальная оценка.

Средства: языковые.

Фронтальная

1. Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы.

2. Оценивает работу детей на уроке.

- Давайте повторим пройденный материал.

- Чем растения похожи друг на друга? Какие общие части есть у 3 групп растений?

- А чем они отличаются друг от друга? (у деревьев ствол, у кустарников стволики, у трав стебель)

- Приведите примеры деревьев, кустарников, трав.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

– Оцените свою работу на уроке.

- Поднимите зеленый смайлик, если вам было все понятно и вы с легкостью выполняли задания.

- Поднимите желтый смайлик, если у вас остались вопросы по теме и возникли трудности с заданиями.

- Поднимите красный смайлик, если вам было очень трудно выполнить задания и тема была сложной.

1. Высказывают свои мнения, повторяют термины.

2. Формулируют выводы по изученному на уроке материалау.

3. Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании; интересоваться чужим мнением.

Регулятивные УУД: соотносить результат действий с составленным планом.  Познавательные УУД:  умение формулировать новые знания.

Личностные УУД: осознание значимости полученных знаний.

7. Инструктаж к выполнению домашнего задания.

Обеспечить понимание учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Беседа.

Средства: языковые.

Фронтальная

1. Дает домашнее задание.

2.Объясняет суть домашнего задания.

- В рабочей тетради на с. 39 № 1. Вам нужно схематически нарисовать дерево, кустарник и травянистое растение.

1.Воспринимают информацию.

2.Осознают и фиксируют информацию.

2. Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные УУД:

осознанно владеть общими приёмами словообразования.

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в беседу, принимать различные точки зрения.

Личностные УУД: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач

8. Подведение итогов урока

Подвести итоги проведенного урока.

Беседа. Средства: языковые.

Фронтальная.

Анализирует оценки, выставленные ребятами, приводит свои аргументы.

Благодарит учащихся за работу и заканчивает урок.

- Все большие молодцы, оценки вы свои получили. Поставьте их в дневники.

Воспринимают информацию.

Осознают и фиксируют информацию.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий  контроль по результату действия,

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс на тему:"Какие животные обитают на Земле". Программа Начальная школа 21 века.

Данный урок предназначен для обучающихся 2 класса.  Обучающиеся познакомятся с названиями групп животного мира: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. К уроку прелагается учеб...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру. 1 класс Тема урока: «Наступление Осени»

Задачи урока : Систематизировать знания об изменениях в неживой и живой природе осенью; актуализация понятий: явления природы, осадки, облачность температура; формирование понятийного...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : "Человеческие расы"

Тема урока: «Человеческие расы.»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мельниковой.Задачи: Формировать...

Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "Дыхание и питание растений"

Предмет: окружающий мир   Класс:  3    Учебник (УМК): А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс «Школа России» Тема урока: Солнце, растения и мы ...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Какая бывает промышленность"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема:«Какая бывает промышленность»Цели деятельности учителя: формирование представления о различных отраслях промышленности и их характеристики....