Исследовательская и проектная деятельность на уроках окружающего мира
статья на тему

Клочан Елена Николаевна

Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения,  дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности. Поэтому особое место отводится  практическому содержанию образованию, конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность, главной целью которых является развитие творческих возможностей личности и формирование способности учащихся к самообразованию. 

Деятельностный подход позволяет развивать личность, ее творческую инициацию, навыки самостоятельного движения в  информационных полях;  формировать у обучающегося универсальные умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Кроме того, проектная и исследовательская деятельность формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Цель статьи – обмен практическим опытом по организации исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе.

Хочу предложить вашему вниманию фрагменты уроков по окружающему миру в 1 классе с использованием исследовательской и проектной деятельности.

Напомню, что исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету, позволяет формировать общеучебные умения.

Проектная деятельность направлена на приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, на развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции (т.е. самостоятельно получать знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

         Особенностью  исследовательской и проектной работы в начальной школе является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий.  Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно  несколько направлений деятельности

Окружающий мир

1 класс

Раздел «ЧТО и КТО?»

  В разделе изучается строение видов животных: «Кто такие насекомые?», «Кто такие рыбы?», «Кто такие птицы?», «Кто такие звери?».  На первом уроке можно выработать общий план работы, поставив цель – изучить строение животных и выявить общие черты.

План работы:

1.     Рассмотреть  животных.

2.     Изучить строение.

3.     Сделать вывод.

Это позволяет дать положительную мотивацию для следующих уроков, поддержать познавательный интерес

Тема урока: «Кто такие насекомые?»

Цель исследования: изучить строение насекомых, выявить общие черты.

План работы:

1.Рассмотрите насекомое.

    2.Изучите строение насекомого.

    3.Поделитесь своими наблюдениями со всем классом.

    4.Сделайте вывод.

    1 группа – бабочка

    2 группа – богомол

    3 группа – жук

Вывод: насекомые имеют тело, голову, усы, 3 пары (или 6 штук) лапок.

Тема урока: «Кто такие рыбы?»

Цель исследования: рассмотреть строение рыб и выявить общие черты.

План работы:

1.Рассмотрите рыбу.

2.Изучите строение.

3.Поделитесь своими наблюдениями со всем классом.

4.Сделайте вывод.

Вывод: рыбы имеют тело, голову, плавники, хвост. Тело покрыто чешуёй. Дышат при помощи жабр.

Раздел «ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ?»

Тема урока: Откуда берутся снег и лёд ?

Цель исследования: Класс делится на  группы. Каждая группа подбирает себе название. На столах лежат инструкции по этапам работы.

1 группа «Знатоки природы»

Цель эксперимента: изучение  свойств снега и льда.

Выдвижение гипотезы.

- Снег и лед – это не одно и то же. Проверим это опытным путем.

Результаты опытов ребята записывают в «Рабочую тетрадь», затем показывают в виде презентации.

Опыт 1

Мы приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Засекли время. Снег растаял через 5 минут, а лед через 10 минут.

Если воду от таяния снега и льда поместить в емкостях в морозилку, то мы увидим, что вода в емкостях замерзнет.

Опыт 2

На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег – белый, а лед – бесцветный.

Пытались рассмотреть через снег и лед цвет бумаги. Через снег цвет не виден, а через лед просматривается.

Опыт 3

Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление. Лед палочкой проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоток и ударили по куску льда. Лед треснул и рассыпался.

Выводы.

Снег и лед в теплом помещении тают. Снег – быстрее, лед – медленнее.

Снег - белый, лед – бесцветный.

Снег – непрозрачный, лед – прозрачный.

Снег – рыхлый, а лед – хрупкий.

Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же.

Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода.

На доске появляется запись:

Снег                                 Лед

      Белый                              Бесцветный

Непрозрачный                Прозрачный

Рыхлый                            Хрупкий

2 группа «Природоведы»

Цель эксперимента: исследовать чистоту снега.

Выдвижение гипотезы.

- Снег бывает грязным.

Проведение опыта.

     Мы положили в стакан ком снега. Когда снег растаял, на дне стакана появился темный осадок. Через несколько слоев марли перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь.

      Наблюдая за состоянием снега в различных местах,  мы выяснили, что снег чище в    

       парке, чем возле дорог.

      Формулирование выводов.

Мы доказали гипотезу, что снег бывает грязным.

Тема урока: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Общая цель урока: создать памятку «Запомни!»

         В первой половине урока выполняем первую часть работы по созданию памятки «Запомни!» 

Цель исследования: распределить продукты на полезные и вредные.

  План работы:

1.Рассмотреть и назвать продукты.

2.Распределить на две группы: полезные и вредные.

3.Наклеить в памятку и сделать вывод.

Вывод: надо употреблять в пищу только полезные продукты.

    Во второй половине урока продолжаем работу над памяткой. Но задания даются разные. Одна часть класса работает с овощами, другая – с фруктами.

Цель проекта: определить последовательность своих действий перед  употреблением  овощей или фруктов.

План работы:

1.Рассмотри картинки.

2.Правильно расставь последовательность действий.

3.Наклей картинки в нужном порядке. Посоветуйся с товарищами, если есть затруднения.

4.Сделай вывод.

Вывод: одна группа -  фрукты и ягоды  перед едой надо хорошо мыть.

 Другая группа – овощи надо хорошо мыть и чистить.

Тема урока: «Зачем нужны автомобили?»

Цель исследования: познакомиться с устройством автомобиля.

План работы:

1.Рассмотреть и назвать части автомобиля.

2.Добавить те, которые отсутствуют (двери, багажник, боковые зеркала, панель с приборами).

3.Проверьте свои наблюдения и поделитесь результатами с классом.

Вывод: автомобиль – это сложное устройство со множеством деталей.

    Со временем работа усложняется. Дети учатся перерабатывать информацию, упорядочивать и её. 

Тема урока: «Почему в автомобиле и поезде надо соблюдать правила безопасности?»

Цель исследования: выработать правила безопасного поведения на основе текста учебника.

План работы:

1.Прочитать текст учебника.

2.Обсудить с товарищами.

3.Выделить главное.

4.Дополнить своими рекомендациями.

5.Поделиться информацией с классом.

1-группа – с.68 «В автомобиле»

2- группа – с. 69 «В поезде»

     Каждой группе было отведено 15 минут для работы и предоставлен «маршрутный лист», в котором стояли лишь цифры, нумерующие правила, чтобы упорядочить материал. Эти пункты могли расширяться или сужаться, по усмотрению ребят.

    Затем каждая группа представляла свою работу. Класс корректировал, выполнял задания в тетрадях.

    Аналогично может быть организована работа по теме «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?»

Надо отметить, что представленные фрагменты уроков предполагают работу в группах, которая  позволяет:

       А) детям:

- получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие не могут включиться в общую работу класса;

- попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

- приобрести опыт выполнения важнейших функций целеполагания, планирования, контроля;

Б) учителю:

- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержательное обучение;

- органически сочетать на уроке обучение и воспитание, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;

- вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе.

Таким образом, исследовательская деятельность дает  возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить. А несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных  и самостоятельных проектов.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_9_yanvarya_2016.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»

СООБЩЕНИЕ

Исследовательская и проектная деятельность

на уроках окружающего мира в 1 классе

подготовила

учитель начальных классов

Наджафова Е.Н.

09.12.2016

Современная начальная школа имеет ряд проблем: низкая мотивация обучения,  дети не умеют находить нужную информацию и ориентироваться в ней, не приспособлены к активной деятельности. Поэтому особое место отводится  практическому содержанию образованию, конкретным способам деятельности. Одной из разновидностей такого подхода является проектная и исследовательская деятельность, главной целью которых является развитие творческих возможностей личности и формирование способности учащихся к самообразованию.  

Деятельностный подход позволяет развивать личность, ее творческую инициацию, навыки самостоятельного движения в  информационных полях;  формировать у обучающегося универсальные умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Кроме того, проектная и исследовательская деятельность формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, что отражено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Цель статьи – обмен практическим опытом по организации исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе.

Хочу предложить вашему вниманию фрагменты уроков по окружающему миру в 1 классе с использованием исследовательской и проектной деятельности.

Напомню, что исследовательская деятельность обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету, позволяет формировать общеучебные умения.

Проектная деятельность направлена на приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, на развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции (т.е. самостоятельно получать знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

        Особенностью  исследовательской и проектной работы в начальной школе является обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов и развитие личности. Значит, большинство видов работы должно представлять новую интерпретацию уже знакомых детям заданий.  Нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно  несколько направлений деятельности

Окружающий мир

1 класс

Раздел «ЧТО и КТО?»

        В разделе изучается строение видов животных: «Кто такие насекомые?», «Кто такие рыбы?», «Кто такие птицы?», «Кто такие звери?».  На первом уроке можно выработать общий план работы, поставив цель – изучить строение животных и выявить общие черты.

План работы:

  1. Рассмотреть  животных.
  2. Изучить строение.
  3. Сделать вывод.

Это позволяет дать положительную мотивацию для следующих уроков, поддержать познавательный интерес

Тема урока: «Кто такие насекомые?»

Цель исследования: изучить строение насекомых, выявить общие черты.

План работы:

1.Рассмотрите насекомое.

    2.Изучите строение насекомого.

    3.Поделитесь своими наблюдениями со всем классом.

    4.Сделайте вывод.

    1 группа – бабочка

    2 группа – богомол

    3 группа – жук

Вывод: насекомые имеют тело, голову, усы, 3 пары (или 6 штук) лапок.

Тема урока: «Кто такие рыбы?»

Цель исследования: рассмотреть строение рыб и выявить общие черты.

План работы:

1.Рассмотрите рыбу.

2.Изучите строение.

3.Поделитесь своими наблюдениями со всем классом.

4.Сделайте вывод.

Вывод: рыбы имеют тело, голову, плавники, хвост. Тело покрыто чешуёй. Дышат при помощи жабр.

Раздел «ПОЧЕМУ и ЗАЧЕМ?»

Тема урока: Откуда берутся снег и лёд ?

Цель исследования: Класс делится на  группы. Каждая группа подбирает себе название. На столах лежат инструкции по этапам работы.

1 группа «Знатоки природы»

Цель эксперимента: изучение  свойств снега и льда.

Выдвижение гипотезы.

- Снег и лед – это не одно и то же. Проверим это опытным путем.

Результаты опытов ребята записывают в «Рабочую тетрадь», затем показывают в виде презентации.

Опыт 1

Мы приготовили 2 стакана. В один стакан положили снег, а в другой – лед. Засекли время. Снег растаял через 5 минут, а лед через 10 минут.

Если воду от таяния снега и льда поместить в емкостях в морозилку, то мы увидим, что вода в емкостях замерзнет.

Опыт 2

На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег – белый, а лед – бесцветный.

Пытались рассмотреть через снег и лед цвет бумаги. Через снег цвет не виден, а через лед просматривается.

Опыт 3

Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление. Лед палочкой проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоток и ударили по куску льда. Лед треснул и рассыпался.

Выводы.

Снег и лед в теплом помещении тают. Снег – быстрее, лед – медленнее.

Снег - белый, лед – бесцветный.

Снег – непрозрачный, лед – прозрачный.

Снег – рыхлый, а лед – хрупкий.

Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же.

Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода.

На доске появляется запись:

Снег                                 Лед

      Белый                              Бесцветный

Непрозрачный                Прозрачный

Рыхлый                            Хрупкий

2 группа «Природоведы»

Цель эксперимента: исследовать чистоту снега.

Выдвижение гипотезы.

- Снег бывает грязным.

Проведение опыта.

     Мы положили в стакан ком снега. Когда снег растаял, на дне стакана появился темный осадок. Через несколько слоев марли перелили талую воду в чистый стакан. На марле осталась грязь.

      Наблюдая за состоянием снега в различных местах,  мы выяснили, что снег чище в    

       парке, чем возле дорог.

      Формулирование выводов.

Мы доказали гипотезу, что снег бывает грязным.

Тема урока: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

Общая цель урока: создать памятку «Запомни!»

        В первой половине урока выполняем первую часть работы по созданию памятки «Запомни!»  

Цель исследования: распределить продукты на полезные и вредные.

  План работы:

1.Рассмотреть и назвать продукты.

2.Распределить на две группы: полезные и вредные.

3.Наклеить в памятку и сделать вывод.

Вывод: надо употреблять в пищу только полезные продукты.

    Во второй половине урока продолжаем работу над памяткой. Но задания даются разные. Одна часть класса работает с овощами, другая – с фруктами.

Цель проекта: определить последовательность своих действий перед  употреблением  овощей или фруктов.

План работы:

1.Рассмотри картинки.

2.Правильно расставь последовательность действий.

3.Наклей картинки в нужном порядке. Посоветуйся с товарищами, если есть затруднения.

4.Сделай вывод.

Вывод: одна группа -  фрукты и ягоды  перед едой надо хорошо мыть.

 Другая группа – овощи надо хорошо мыть и чистить.

Тема урока: «Зачем нужны автомобили?»

Цель исследования: познакомиться с устройством автомобиля.

План работы:

1.Рассмотреть и назвать части автомобиля.

2.Добавить те, которые отсутствуют (двери, багажник, боковые зеркала, панель с приборами).

3.Проверьте свои наблюдения и поделитесь результатами с классом.

Вывод: автомобиль – это сложное устройство со множеством деталей.

    Со временем работа усложняется. Дети учатся перерабатывать информацию, упорядочивать и её.  

Тема урока: «Почему в автомобиле и поезде надо соблюдать правила безопасности?»

Цель исследования: выработать правила безопасного поведения на основе текста учебника.

План работы:

1.Прочитать текст учебника.

2.Обсудить с товарищами.

3.Выделить главное.

4.Дополнить своими рекомендациями.

5.Поделиться информацией с классом.

1-группа – с.68 «В автомобиле»

2- группа – с. 69 «В поезде»

     Каждой группе было отведено 15 минут для работы и предоставлен «маршрутный лист», в котором стояли лишь цифры, нумерующие правила, чтобы упорядочить материал. Эти пункты могли расширяться или сужаться, по усмотрению ребят.

    Затем каждая группа представляла свою работу. Класс корректировал, выполнял задания в тетрадях.

    Аналогично может быть организована работа по теме «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?»

Надо отметить, что представленные фрагменты уроков предполагают работу в группах, которая  позволяет:

       А) детям:

- получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие не могут включиться в общую работу класса;

- попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;

- приобрести опыт выполнения важнейших функций целеполагания, планирования, контроля;

Б) учителю:

- использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержательное обучение;

- органически сочетать на уроке обучение и воспитание, одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;

- вести систематическое наблюдение за формированием учебного сотрудничества в классе.

Таким образом, исследовательская деятельность дает  возможность научить учащихся структурировать знания, собирать и перерабатывать информацию, делать выводы и умозаключения, работать в группе и коллективе, критически и творчески мыслить. А несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных  и самостоятельных проектов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Расскрывается смысл проектной деятельности...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ

Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в ре...

Исследовательская и проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе

В статье указаны конкретные разделы и темы уроков, на которых обучающиеся группами работают над проектами. К каждому уроку разработаны цели исследования, план работы и выводы....

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в 1-2 классе по программе "Планета знаний"

В статье дается описание организации проектной деятельности в 1-2 классах по программе "планета знаний". описаны этапы работы над проектной деятельностью....

Статья "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе".

Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмо...