Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса (УМК "Перспектива")
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса (УМК "Перспектива")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_umk_perspektiva_okr_mir_2_klass.docx | 73.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно– тематическое планирование
по окружающему миру
2 класс (68 ч)
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Регио-нальныйкомпо-нент | Дата | |||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||
Вселенная, время, календарь. 15ч | |||||||||||||||||||
1 | Мы – союз народов России. | 1 | К | Называть, находить и показывать на карте Россию, Ленинградскую область и г.Санкт-Петербург. Соотносить святыни России и своего края с традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа. Моделировать ситуацию общения игровых кукол на разных языках. Высказывать на основе своего опыта мотивированное суждение о роли русского языка в РФ. | Т | Уметь показать Россию на карте и глобусе. Называть некоторые достопримечательности своего края. Познакомиться с разнообразием народов и религий России. Определять понятие : государственный язык. | |||||||||||||
2 | Мы- жители Вселенной. | 1 | Н | Определять по рисунку и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны в космическом пространстве. Определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения, сравнивать размеры планет. Перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию. | Т | Познакомиться со строением Вселенной. Ориентироваться в понятиях: Вселенная, небесные, или космические, тела, звёзды и планеты. Называть планеты солнечной системы. | |||||||||||||
3,4 | Наш космический корабль – Земля. | 2 | Н КП | Рисовать Землю- наш космический корабль. Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. Определять по схему способ обозначения сторон горизонта, применять его, заполняя схемы в рабочей тетради. Практическая работа в группе: изучить устройство компаса, определить стороны горизонта, зафиксировать результаты определения. Находить на глобусе океаны и материки, определять их название и число, находить на глобусе нашу страну, определять материк, на котором она расположена, осуществлять самопроверку. Предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. | Т Тем | Находить линию горизонта. Научиться определять стороны горизонта по Солнцу и с помощью компаса, обозначать их. Показывать Россию на глобусе, выделять материки и океаны. Проверочная работа №1. | |||||||||||||
5 | Время. | 1 | Н | По рисункам учебника определять настоящее, прошлое и будущее, выделять приметы времени. Предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать своё решение. Определять временные характеристики изображенных событий. Располагать единицы времени в порядке их увеличения (уменьшения). Практическая работа в группе: изучать устройство часов, определять время по часам, моделировать время на часах. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов. | Т | Уметь определять настоящее, прошедшее и будущее время. Знать единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Уметь определять и моделировать время по часам. Объяснять принцип солнечных, песочных и водяных часов. | |||||||||||||
6 | Сутки и неделя. | 1 | К | Объяснять по схеме учебника причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня и ночи с помощью схемы-аппликации. Участвовать в дидактических играх «Сутки», «День-ночь».придумывать и иллюстрировать сказочное объяснение дня и ночи. Находить в творчестве народов нашего края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять количество дней недели. Называть их и выстраивать последовательность. Написать рассказ о интересном событии в семье, происходившем в воскресенье. Проектное задание: составить фоторассказ о своей жизни за неделю. | Т | Знать единицы времени: неделя и сутки. Знать и объяснять причины смены дня и ночи. Называть дни недели и их последовательность. | |||||||||||||
7 | Месяц и год. | 1 | К | Прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления, моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации. Устанавливать связь между названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени – месяцем. Отгадывать народные загадки о Луне, и соотносить образы загадок с разными лунными фазами.выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце. Осуществлять взаимопроверку. | Тем | Знать и определять месяц и год как единицы измерения времени. Называть последовательно 12 месяцев. Знать старинный способ определения количества дней месяца. Проверочная работа №2. | |||||||||||||
8 | Времена года. | 1 | К | Перечислять времена года в правильной последовательности, называть, опираясь на годовой круг в учебнике, месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки-символы. По схеме устанавливать связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации. Приводить примеры явлений в живой и неживой природе, в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях. Инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года. Работать со взрослыми: наблюдать и определять реальную длительность сезонов нашего края, выявлять специфические сезонные явления. | Т | Знать времена года, уметь с помощью схемы объяснять научные причины смены времени года. Называть основные сезонные явления природы. Проверочная работа №3. | |||||||||||||
9,10 | Погода. | 2 | Н К | Конструировать определение понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды. Практическая работа: изучить устройство термометра. Сравнить различные виды термометров, освоить способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в таблице. Объяснять назначение метеорологических приборов, осуществлять самопроверку. Узнавать явления погоды по фотографиям в раб.тетради, учиться рисовать условные знаки погодных явлений. | Т | Знать составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Знать устройство термометра и уметь пользоваться различными видами термометров, фиксировать их показания. Уметь записывать знаками наблюдения за погодой. | |||||||||||||
11 | Календарь – хранитель времени, страж памяти. | 1 | Н | Сравнивать календари разных . обсуждать правила пользования ими. Сравнивать даты начала нового года в разных календарях. | Т | Понимать условность нового года в календарях разных народов. Уметь ориентироваться в сведениях, представленных на страницах календаря. Уметь находить в календаре дату своего рождения и различных событий жизни. | |||||||||||||
12 | Красные дни календаря. | 1 | Н | Определять различие между государственными праздниками России и международными. Характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря. Составлять устный рассказ о праздниках в нашем городе. Иллюстрировать свой рассказ фотографиями. | Т | Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современной России. Называть некоторые праздники своего края.. | |||||||||||||
13 | Народный календарь. | 1 | Н | Соотносить народные приметы, связанные с погодой, с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой. Проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю. Сравнивать результат с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов. Сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет. | Т | Знать некоторые приметы на погоду своего края и соотносить их с ощущениями различных органов чувств. Уметь предполагать погоду по приметам. | |||||||||||||
14 | Экологический календарь. | 1 | Н | Высказывать предположения о том, что такое экология. Находить в тексте учебника определение экологии как науки. Рассказывать по рисунку в учебнике о природе – нашем зелёном доме, выражать своё отношение к природе в собственном рисунке. Вписывать в таблицу дата экологических дней, предлагать рисунки-символы к каждой дате. Проектное задание: фоторассказ об одном из экологических дней в школе. | Тем | Понять задачи экологии как науки, необходимость охраны природы. Называть некоторые даты экологического календаря. Проверочная работа №4. | |||||||||||||
15 | За страницами учебника. Экскурсия. | 1 | З | Сравнивать «старый» и «новый» город, находить взаимосвязь исторических событий и изменений в городе. Сопоставлять фото разных лет с реальными объектами. Рассматривать достопримечательности города. Вспомнить историю их возникновения. | И | Обобщить и закрепить знания о родном городе. | Родной край- частица Родины . экскурсия по городу. | ||||||||||||
Осень. 17ч | |||||||||||||||||||
16 | Осенние месяцы. | 1 | К | Составлять на основе народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. Сочинять устный рассказ по картине. Называть исходный материал и приёмы изготовления рукотворной игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных народов России. Соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России. | Т | Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев. Описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме.проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде | |||||||||||||
17 | Осень в неживой природе. | 1 | К | По своим наблюдениям рассказывать о погоде летом и осенью. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике. Со взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени. | Т | Понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды. | |||||||||||||
18 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | 1 | К | Соотносить текст и иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних народных праздников. Обсуждать в парах сходство и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях праздников земледельцев, охотников, оленеводов. Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в р.т. устанавливать связь народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение осенних народных праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. | Т | Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни. | |||||||||||||
19 | Звёздное небо осенью. | 1 | К | На основе наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба. Сравнивать древние и современные представления о созвездиях. Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в р.т., опираясь на иллюстрации учебника. В паре придумывать сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать его рисунком. Со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в р.т. | Тем. | Понимать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знают, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; познакомиться с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Проверочная работа №5. | |||||||||||||
20 | Трава у нашего дома. | 1 | К | Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Устно описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений. Отгадывать народные загадки, осуществлять самопроверку. Узнавать различные растения на рисунках и в природе. Со взрослыми: определять с помощью атласа-определителя трав.растения ближайшего природного окружения, фиксировать результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий. | Т | Понимать причины пожелтения травы осенью; распознавать травы с помощью атласа-определителя. | |||||||||||||
21 | Старинная женская одежда. | 1 | К | Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных при родных материалов: шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать последовательность трудовых операций в старинной работе со льном, соотносить эти операции с образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различие в сезонной женской работе со льном у разных народов, планировать последовательность и согласованность распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и девочками. Обобщать итоги совместной работы. | Т | Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. | |||||||||||||
22 | Деревья и кустарники осенью. | 1 | К | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников. В парах узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в соответствии с их осенней окраской. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. Обсуждать сказку «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне», выражать своё отношение к поступкам людей, формулировать правила экологической этики. Со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад, сроки его окончания у разных деревьев, результаты фиксировать в р.т. | Т | Понимать причины листопада; познакомиться с вечнозелеными хвойными растениями средней полосы России; продолжать развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой | |||||||||||||
23 | Осенняя экскурсия. | 1 | З | Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь между ними. Фиксировать свои наблюдения, определять погоду и температуру воздуха. Оформлять свои наблюдения в таблице по ходу экскурсии. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные растения. Определять деревья и кустарники по плодам. Воспринимать и описывать красоту звуков и красок осени. | Т | Осознать необходимость бережного отношения к природе, наблюдать за изменениями в природе. Оформить результаты наблюдений в виде знаков. | |||||||||||||
24 | Чудесные цветники осенью. | 1 | К | Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натур.образцам, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять выбор. Определять растения школьного цветника. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. В парах сочинять сказочные истории из жизни осеннего цветника, разыгрывать сценки. Со взрослыми: определять растения цветников у дома, фиксировать наблюдения. | Тем | Вспомнить, какие цветы дети видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью; понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям. Проверочная работа №6. | |||||||||||||
25 | Грибы. | 1 | К | Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба, рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи грибов с растениями и животными.различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов. Обсуждать рассказ из книги «Великан на поляне» «Кому нужен мухомор?», обосновывать необходимость бережного отношения к грибам, формулировать правила эколог.этики. | Т | Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. Проверочная работа №7. | |||||||||||||
26 | Шестиногие и восьминогие. | 1 | К | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и жуках. По рисункам учебника рассказывать о многообразии насекомых, описывать паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых, раскрашивать, передавая особенности окраски. Прослеживать по схемам превращения насекомых, осуществлять самопроверку, моделировать превращения насекомых в виде схем. Обсуждать рассказ «Не обижайте паука» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики. | Т | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы Проверочная работа №8. | |||||||||||||
27 | Птичьи секреты. | 1 | К | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о птицах, определять перелётных и зимующих птиц. Узнавать на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам. Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Выявлять в тексте учебника проблемные вопросы, высказывать предположения, осуществлять самопроверку. Отгадывать народные загадки о птицах. Со взрослыми: наблюдать за птицами своей местности, определять их, фиксировать в виде рассказов, фото, рисунков. | Т | Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научиться различать перелетных и зимующих птиц. Проверочная работа №9. | |||||||||||||
28 | Как разные животные готовятся к зиме. | 1 | К | Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений. Сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и зайца, объяснять значение, расскрашивать в р.т. узнавать изучаемых животных по описанию. Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности», формулировать правила экологической этики. | Т | Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. Проверочная работа №10. | |||||||||||||
29 | Невидимые нити в осеннем лесу. | 1 | К | Извлекать их текста учебника и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем.делать выводы о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций. Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики. | Т | Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу | Экологические связи в лесном сообществе. Растительный мир. | ||||||||||||
30 | Осенний труд. | 1 | К | Сравнивать работы в городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы. | Т | Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. | |||||||||||||
31 | Будь здоров. | 1 | К | Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Т | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | |||||||||||||
32 | Охрана природы осенью. | 1 | К | Знакомиться с правилами охраны природы осенью. В паре анализировать рисунки учебника, рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявлять свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги. Предлагать меры охраны изучаемых объектов. Со взрослыми: изготовить кормушку и подкармливать птиц. Проектное задание: фоторассказ об осенней прогулке. | Тем | Освоить правила сбора грибов, ягод, орехов; выполнять правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. | Родной край – частица Родины.. изготовление и установка кормушек во дворах своих домов. | ||||||||||||
Зима. 16ч | |||||||||||||||||||
33 | Зимние месяцы. | 1 | К | Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. Сочинять устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведение любого жанра о зиме. Подбирать в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на следующее лето. | Т | Научиться находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | |||||||||||||
34 | Зима – время науки и сказок. | 1 | К | Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни. | Т | Знать несколько зимних народных примет на погоду; уметь объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений. | |||||||||||||
35 | Зима в неживой природе. | 1 | К | По своим наблюдениям рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. Извлекать из текста учебника информацию о зимних явлениях в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Выражать своё отношение к красоте зимней природы, рассказывать по иллюстрациям учебника о зимних видах отдыха детей, устанавливать связь между ними и зимними изменениями в неживой природе. Отгадывать народные загадки о зиме, осуществлять самопроверку. Со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение зимы. | Тем | Обобщить и систематизировать наблюдения детей над зимними природными явлениями; пронаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); запомнить дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). Проверочная работа №11. | |||||||||||||
36-37 | Звёздное небо зимой. | 2 | Н | Сравнивать схемы расположения ковша созвездия Большая Медведица осенью и зимой, выявляя различия. Сравнивать схемы созвездий Большая Медведица и Малая Медведица. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по ней стороны горизонта. Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. В парах анализировать схему созвездия Орион, соотносить ее со старинным рисунком. Достраивать схему созвездия Орион в р.т. Осваивать способ нахождения на небе звезды Сириус. Со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, по заданиям р.т., фиксировать результаты наблюдений в виде записей в р.т. | Т | Научиться находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду; научиться ориентироваться по Полярной звезде. | |||||||||||||
38 | Зима в мире растений. | 1 | К | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений. Извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам, используя атлас-определитель. Определять растения, зимующие под снегом. Устанавливать связи изученных растений с животными. Со взрослыми: определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде, выделять признаки, по которым определены. | Т | Запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. | |||||||||||||
39 | Зимние праздники. | 1 | К | Отмечать на схеме годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и особенное в зимних праздниках, описывать картину Б.Кустодиева «Елочный торг». Планировать изготовление и преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям. | Т | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;Понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками. | |||||||||||||
40 | Растения в домашней аптечке. | 1 | Н | На основе собственного опыта отвечать на вопросы о лекарственных растениях. По рисункам учебника узнавать названия наиболее распространённых лек.растений, находить среди них деревья, кустарники, трав.растения. Практическая работа в группах: рассматривать предложенные растения и изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу. В парах распознавать растения по сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника информацию о целебных свойствах изучаемых растений и их частей. Организовать дидактическую игру с использованием лек.растений. Со взрослыми : знакомиться с лек.растениями домашней аптечки, записывать в тетрадь. | Т | Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; рассказать о лекарственных растениях в домашней аптечке, привести примеры использования их лечебных свойств в домашних условия | |||||||||||||
41 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | 1 | К | В парах извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Узнавать зимующих птиц по клювам, устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью. Используя учебник, готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей. Узнавать зверей по описаниям. Со взрослыми: наблюдать за птицами города, определять их, продолжать подкармливать, по результатам наблюдений написать иллюстрированный рассказ. | Тем | Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц; узнать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. Проверочная работа №12. | |||||||||||||
42 | Невидимые нити в зимнем лесу. | 1 | К | Извлекать их текста учебника и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью разных схем. Придумать и разыграть сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи. | Т | Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу. | |||||||||||||
43 | Природа зимой. Экскурсия. | 1 | З | Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь между ними. Фиксировать свои наблюдения, определять погоду и температуру воздуха. Оформлять свои наблюдения в таблице по ходу экскурсии. | Т | Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе. | |||||||||||||
44 | В феврале зима с весной встречается впервой. | 1 | К | Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов нашего края, инсценировать обход дворов на Масленицу. Планировать реальное проведение зимних праздников своего края. | Т | Знать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым; знать, когда в народе отмечали первую встречу весны; уметь приготовить подарок старшим родственникам на Масленицу и выбрать веселую забаву для сверстников во время масленичного гулянья по традициям своего края. | |||||||||||||
45 | Зимний труд. | 1 | К | Инсценировать зимнюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе. Рассказать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном доме. | Т | Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время. | |||||||||||||
46 | Будь здоров. | 1 | К | Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Т | Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | |||||||||||||
47 | Охрана природы зимой. | 1 | КП | Знакомиться с правилами охраны природы зимой. В паре анализировать рисунки учебника, рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявлять свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги. Предлагать меры охраны изучаемых объектов. Обсуждать рассказ «Белый сказочный дворец» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики. Со взрослыми: подкармливать птиц. Проектное задание: фоторассказ о зимней прогулке. | тем | Соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу — не оставлять после себя мусор; изготовить простейшие кормушки для птиц; знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. | |||||||||||||
48 | За страницами учебника. Кладовые Земли. | 1 | Н | Практическая работа: узнавание образцов гранита, сланцев, боксита, песка, путиловского камня по описанию. Составление сравнительной таблицы. | Т | Познакомиться с полезными ископаемыми нашего края. Уметь описать 2-3 ископаемых и их применение. | Заглянем в кладовые Земли. Полезные ископаемые нашего края. | ||||||||||||
Весна и лето. 20 ч | |||||||||||||||||||
49 | Весенние месяцы. | 1 | К | Сопоставлять старинные и современные названия осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. Сочинять устный рассказ по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего равноденствия разных народов России. | Т | Научиться находить признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; описывать красоту весенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; провести наблюдения за погодой 14 марта для сопоставления их результатов с результатами предстоящих наблюдений 6 мая; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | |||||||||||||
50 | Весна в неживой природе. | 1 | К | Рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника информацию о весенних явлениях в неживой природе и составлять в р.т. список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, рассказывать по ним о признаках весны в городе и за городом. Играть в старинную детскую игру по правилам, описанным в учебнике, устанавливать связь между детскими играми и весенними изменениями в неживой природе. Со взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение весны. | Т | Понять причины потепления весной; усвоить дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления; продолжить работу по наблюдениям за погодой. | |||||||||||||
51 | Весна – утро года. | 1 | К | Знакомиться с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей. Рассматривая фотографии, описывать представленные на них события. В группах изготавливать по схеме-инструкции игрушку в виде весенней птички из ткани, украшать такими игрушками дерево во дворе школы. Со взрослыми: участвовать в весеннем празднике по старинному календарю народов нашего края. | Т | Уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы; находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у северных народов в пору весеннего равноденствия; изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | |||||||||||||
52 | Звёздное небо весной. | 1 | Н | Сравнивать схемы расположения ковшей созвездий Большая Медведица и Малая Медведица в разные сезоны, выявить различия. Осваивать способ нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить схему созвездия со старинным рисунком. В парах знакомиться с созвездием Лев, соотносить схему со старинным рисунком. Достраивать схемы созвездий Лев и Кассиопея в р.т. определять с помощью атласа-определителя другие созвездия и их главные звёзды. Со взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя атлас-определитель, по заданиям р.т., фиксировать результаты наблюдений в виде записей в р.т. использовать дополнительную литературу для составления рассказа об одном из созвездий. Придумать сказку о созвездии весеннего неба. | Тем | Запомнить положение весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица; научиться находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. Проверочная работа №13. | |||||||||||||
53 | Весенняя прогулка-экскурсия. | 1 | К | Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь между ними. Фиксировать свои наблюдения, определять погоду и температуру воздуха. Оформлять свои наблюдения в таблице по ходу экскурсии. | Т | Знакомство с раннецветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми расцветающей природы. Настрой детей на восприятие информации. | Поверхность нашего края, связь с весенними явлениями. Охрана земной поверхности. | ||||||||||||
54 | Весеннее пробуждение растений. | 1 | К | Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Знакомиться с разнообразием раннецветущих растений., выявлять условия, необходимые для их цветения. Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям, формулировать правила экологической этики. Со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений по картинному плану в р.т., фиксировать сроки цветения. | Т | Понять причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; научиться любоваться первоцветами и стремиться беречь их. | Красная Книга РФ. Раннецветущие растения ЛО. | ||||||||||||
55 | Чудесные цветники весной. | 1 | К | Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натур.образцам, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять выбор. Определять растения школьного цветника. Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать реальные свойства растений и отражение их в культуре разных народов, проявлять уважение к культурным традициям, связанным с растениями. В парах сочинять сказочные истории из жизни весеннего цветника, разыгрывать сценки. Со взрослыми: определять растения цветников у дома, фиксировать наблюдения. | Тем | Запомнить названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе; научиться любоваться весенними цветниками и стремиться самому участвовать в создании таких цветников. | |||||||||||||
56 | Весна в мире насекомых. | 1 | Н | Знакомиться с весенними изменениями в жизни насекомых. Узнавать изученных насекомых на рисунках и в природе. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, по схемам в учебнике рассказывать о них, достраивать схемы в р.т. обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к ним. В парах предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми, сопоставлять их с советами из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики. Со взрослыми: наблюдать весеннее появление насекомых, фиксировать результаты наблюдений в р.т., определять насекомых в природе с помощью атласа-определителя. | Т | Научиться любоваться красотой бабочек, а не ловить их; понимать полезность пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц. | |||||||||||||
57 | Весна в мире птиц и зверей. | 1 | К | Рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Знакомиться с жизнью птиц и зверей весной, с помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц, фиксировать её в р.т. Узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя. Обсуждать отношение людей к птицам, формулировать правила эколог.этики. Играть в старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике. В парах придумывать диалоги зверей-родителей и их детёнышей, разыгрывать сценки. Со взрослыми: наблюдать за птицами города, слушать весеннее пение птиц, написать рассказ, проиллюстрировать его рисунками. | Тем | Объяснять весенние изменения в жизни птиц и зверей. | |||||||||||||
58 | Невидимые нити в весеннем лесу. | 1 | К | Извлекать их текста учебника и иллюстраций информацию о связях в природе. Анализировать рисунок и схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем.делать выводы о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире. Рассказывать по представленным схемам о невидимых нитях. Моделировать связи в весеннем лесу с помощью схем-аппликаций. Использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке. | Т | Узнать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | |||||||||||||
59 | Весенний труд. | 1 | К | Инсценировать весеннюю мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе. Объяснять значение пословиц о важности весенних работ. Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения со старинными приметами. | Т | Научиться различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину; уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою»; научиться проводить наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней. | Труд людей родного края: где работают родители. | ||||||||||||
60 | Старинные весенние праздники. | 1 | Н | Характеризовать весенние праздники в культуре народов России, своего края. Сравнивать традиции отношения к берёзе в культуре разных народов россии. Определять нравственный смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера. | Т | Уметь выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье и молодоженам на Пасхальной неделе; научиться оформлять рамочки для фотографий своей и друга. | |||||||||||||
61 | Будь здоров. | 1 | К | Формулировать правила здорового образа жизни весной. Объяснять правила народных игр. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Т | Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; знать и уметь объяснить товарищу с помощью схемы правила двух-трех народных игр, подходящих для весны (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | |||||||||||||
62 | Безопасность на улицах и дорогах. | 1 | К | Формулировать правила поведения на улицах и дорогах. Моделировать свое поведения в различных ситуациях. Аргументировать необходимость всегда соблюдать ПДД. В группах составлять памятку по культуре поведения на улице, на дороге. | Т | Закрепить и актуализировать знания правила поведения на дорогах. Формировать правила безопасного поведения. | |||||||||||||
63 | Охрана природы весной. | 1 | З | Знакомиться с правилами охраны природы весной. В паре анализировать рисунки учебника, рассказывать о правилах охраны природы. Обсуждать, в каких делах мы можем проявлять свою любовь к природе. Извлекать из текста учебника информацию о некоторых представителях Красной книги. Предлагать меры охраны изучаемых объектов. Обсуждать рассказ «Пожалейте берёзы» из книги «Великан на поляне», формулировать правила экологической этики. Со взрослыми: подкармливать птиц. Проектное задание: фоторассказ о весенней прогулке. | Т | Уметь контролировать себя во время прогулки в парке, сквере, лесу (не оставлять после себя мусор и т. д.). | Природное сообщество пресного водоёма. | ||||||||||||
64 | Лето красное. | 1 | К | Сопоставлять старинные и современные названия весенних и летних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского языка. Сочинять устный рассказ по картине. Отмечать на настенном календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего солнцеворота. Характеризовать летние праздники и работу в старину. Со взрослыми: наблюдать за погодой летом, фиксировать наблюдения в таблицах. Сравнивать их, делать выводы об изменениях в погоде в течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях погоды в течение года. | Т | Научиться находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; описывать красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. | |||||||||||||
65 | Лето красное. Прогулка-экскурсия. | 1 | К | Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь между ними. Фиксировать свои наблюдения, определять погоду и температуру воздуха. Оформлять свои наблюдения в таблице по ходу экскурсии. | Т | Знакомство с цветущими растениями, создание радостного эмоционального восприятия детьми цветущей природы. Настрой детей на восприятие информации. Умение наблюдать за жизнью насекомых, птиц, животных . Бережное отношение к окружающей природе | Экологические связи в лесном сообществе. Животный мир. Токсовскийзубропитомник. | ||||||||||||
66 | Летние праздники и труд. | 1 | К | Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе), сопоставлять между собой традиции празднования летнего нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. Определять нравственный смысл календарных праздников в культуре народов России и мира. | Т | Научиться выразительно читать стихотворение Л. Харитоновой о сотрудничестве природы и человека; разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда; перечислять летние дары природы своего края. | |||||||||||||
67 | За страницами учебника. Старинные игры на свежем воздухе. | 1 | З | Объяснять правила народных игр при проведении летних праздников, играть в народные игры на свежем воздухе. Контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Т | Выполнять правила здорового образа жизни в весенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой. | Наш край сегодня. Старинные игры в современном празднике. | ||||||||||||
68 | Итоговый урок. | 1 | КП | Участвовать в итоговой викторине за курс 2 класса. | И | Обобщить знания и умения детей. |
Тип урока по целям: Виды контроля:
Н- ознакомление с новым материалом Т- текущий
З- закрепление Тем – тематический
П- применение знаний И - итоговый
КП – проверка и коррекция
К – комбинированный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс расчитано на 2 часа в неделю, всего 68 часов...
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
календарно - тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
развёрнутое календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлено на основе программы "Начальная школа 21 века" автор Н.Ф.Виноградова...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Программа" ГАРМОНИЯ" 2 КЛАСС АВТОР: О. Т. ПОГЛАЗОВА...