Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" в 3 классе
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Никитина Людмила Владимировна

Рабочая программа создана на основе программы «Окружающий мир» под ред. А.А.Плешакова.

 

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

 

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn.zap_._okr_mir3kl.doc105.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_om_3kl.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

УМК «Школа России» - научный руководитель к.п.н. А.А.Плешаков

А.А.Плешаков. «Окружающий мир». 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях с приложением на электронном носителе. М. «Просвещение», 2012

А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. М. «Просвещение», 2013

«Школа России». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение», 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа создана на основе программы «Окружающий мир» под ред. А.А.Плешакова.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира; создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности; помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир"
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников. 

Предметные результаты
Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена.

 Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Россия на карте, государственная граница России.

Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Родной край — частица России. Родной город: основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Тематическое планирование

Как устроен мир                                   - 6 ч

Эта удивительная природа                  - 18 ч

Мы и наше здоровье                            - 10 ч

Наша безопасность                              - 7 ч

Чему учит экономика                           - 12 ч

Путешествия по городам и странам   - 15 ч

                     Из них:         Проект                            - 6

Практическая работа    - 13

Развитие речи                - 2

Тест                                 - 2

Викторина                      - 1

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011

Учебники

Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.  

Рабочие тетради

Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2

Тесты

Плешаков А. А., Гара Н. Н.,

Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 3  класс.

Методические пособия

Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 2 класс

Плешаков А. А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.

Плешаков А. А.
От земли до неба: Атлас-определитель.

Плешаков А. А. Зеленые  страницы

В программе определены цели начального обучения ; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 класс (68 ч)[1]

№№

Тема урока

Часы

Характеристика деятельности учащихся

Приме-

чания

Дата

Раздел «Как устроен мир»

 (6 ч)

1

Природа.

Разнообразие природы.

Как классифицируются объекты природы. Биология – наука о природе. Царства живой природы (растения животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей.

1

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир»

для 3 класса, с целями и задача учебниками раздела «Как устроен мир».

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей.

Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задания к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы  и оценивать достижения на уроке.

Работа

в паре

2

Человек. Человек – часть природы.

Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

1

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных.

Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека.

 Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.

Моделировать ступени познания человеком окружающего мира человека в ходе ролевых игр.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы  и оценивать достижения на уроке.

Модел.

Работа

в паре

3

Проект «Богатства, отданные людям»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта;

- распределять обязанности по проекту в группах;

- собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;

- подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;

- презентовать проект;

- оценивать результаты работы.

Проект

4

Общество. Человек как член общества.

Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России.

1

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Определять место человека в мире.

Характеризовать семью, народ, государство как части общества.

Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества.

Сопоставлять формы правления в государствах мира.

Работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать  по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы  и оценивать достижения на уроке.

Работа

в группе

5

Что такое экология

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

1

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему.

Работать  в паре: анализировать схемы

 учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели.

 Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы  и оценивать достижения на уроке.

Модел.

Работа

в паре

6

Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Морская корова. Странствующий голубь – примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые природные территории.

1

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Устанавливать причинно-следственнные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние  человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий.

Работать в группе: сопоставлять (по фотографиям учебника) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни.

Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу.

Обсуждать, как каждый может помочь природе.

Работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе; участвовать в природоохранной деятельности.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы  и оценивать достижения на уроке.

Модел.

Работа

в группе

Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч)

7

Тела, вещества, частицы.

П/р: «Опыт с растворением вещества»

Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить.

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы».

Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких, газообразных веществ.

Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц.

Работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы  и оценивать достижения на уроке.

П/Р,

опыт

Модел.

Работа

в группе

8

Разнообразие веществ в окружающем мире.

П/р: «Опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания».

Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди.

1

Понимать учебную задачу и стараться ее выполнить.

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

Практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты в рабочей тетради.

Работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков.

Работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы  и оценивать достижения на уроке.

П/Р, опыт

Работа

в паре

9

Воздух и его охрана.

П/р: «Исследование с помощью опытов свойства воздуха»

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения газов. Охрана чистоты воздуха.

1

Понимать учебную задачу и стараться ее выполнить.

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха.

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

Работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием.

Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы  и оценивать достижения на уроке.

П/Р, опыт

Работа

в паре

10

Вода.

П/р: «Свойства воды»

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради).

Работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию.

Работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

П/Р

Работа

 в паре

11

Превращения и круговорот воды. 

Опыт: «Наблюдение за круговоротом воды»

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Высказывать предположения о состояниях воды в природе

Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара,

формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

Работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку, моделировать круговорот воды в природе, осуществлять самопроверку.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Опыт

Работа  в паре

12

Берегите воду! Использование воды человеком.

Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Наблюдать опыт «Фильтрация воды»

Доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам,

Высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить и использовать цифровые данные из учебника.

Работать в паре:  извлекать из текста учебника

информацию в соответствии с заданием;

моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели, обсуждать способы экономного использования воды.

Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работа

в паре

Модел.

13

Что такое почва.

П/р: «Определение с помощью опытов состава почвы».

 Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

Высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их.

Практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез.

Анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений.

Обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве.

Характеризовать процессы образования и разрушения почвы, характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева).

Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на поляне»

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

П/Р, опыт

Модел.

14

Разнообразие растений.

Р/р: «Сообщение об одном из видов растений»

Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Доказывать, используя свои знания  и рисунок учебника, что растения очень разнообразны.

Знакомиться с группами растений по материалам учебника.

Работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку.

Приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя.

Используя книгу «Зеленые страницы, подготовить сообщение об одном из видов растений любой группы.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Р/Р

Работа

в группе

15

Солнце, растения и мы с вами.

 Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и  человека.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений.

Моделировать процессы питания и дыхания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений

Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Модел.

16

Размножение и развитие растений. 

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и  их распространения.

Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев.

Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.

Характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17

Охрана растений.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать сведения, полученные  в 1 - 2 классах, об исчезнувших и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений.

Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе.

Оформлять памятку (книжку) «Берегите растения».

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18

Разнообразие животных.

Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные,  насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология – наука о животных.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о животном мире, полученные  в 1 - 2 классах.

Классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками.

Приводить примеры животных разных групп.

С помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе.

Обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне».

Работать с электронным приложением к учебнику.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19

Кто что ест. Цепи питания. 

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать животных по типу питания.

Приводить примеры животных по типу питания.

Характеризовать защитные приспособления растений и животных.

Обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коровках.

Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

Анализировать схемы цепей питания.

Моделировать схемы питания, сравнивать их со схемами одноклассников.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Модел.

20

Проект «Разнообразие природы родного края»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  - определять цель и этапы работы;

  - распределять обязанности;

  - совместно со взрослыми определять с      помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

  - находить в литературе материалы о природе родного края;

  - составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

Проект

21

Размножение и развитие животных

Размножение и развитие животных разных групп

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать животных разных групп  по способу размножения.

Моделировать стадии размножения животных разных групп.

Рассказывать,  как заботятся домашние животные о своем потомстве.

Обсуждать материалы книги «Зеленые страницы» и «Великан на поляне» о

размножении животных.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Модел.

22

Охрана животных

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России,  полученные  в 1 - 2 классах.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир.

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять  животных, занесенных в Красную книгу России.

Обсуждать меры по охране животных.

Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых.

Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе.

С помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее.

Создать книжку-малышку «Береги животных»

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23

В царстве грибов.

Разнообразие грибов.

Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать понятия строение шляпочных грибов.

С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы.

 Обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне».

Моделировать различие грибов-двойников.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Модел.

24

Великий круговорот жизни.

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать понятия организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители.

Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ

в природе.

Моделировать круговорот веществ в природе.

Рассказывать о круговороте веществ на Земле.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Модел.

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)

25

Организм человека.

П/р: измерение роста и массы тела человека.

 Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система,

пищеварительная система, кровеносная система.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе.

Характеризовать  системы органов человека (их части и назначение).

Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены.

Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника.

Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека. 

Работать с терминологическим словарем.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

П/Р

Работа

в паре

26

Органы чувств.

Р/р: Составление рассказа по предложенному плану.

Опыт: «Распознавание предметов на ощупь и по запаху»

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану.

Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента.

Формулировать правила гигиены органов чувств.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Р/Р

Опыт

Работа

в группе

27

Надежная защита организма.

П/р: «Свойства кожи».

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при  повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание).

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Практическая работа: изучить свойства кожи.

Характеризовать средства гигиены и уход за кожей.

Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи.

Работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи.

Подготовить рассказ об уходе за кожей.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

П/Р

Работа

в паре

28

Опора тела и движение.

 Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки.

Роль физической  культуры в поддержании тонуса мышц.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма.

Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Следить за правильной осанкой на уроке и

вне его.

Выполнять физкультминутки.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29

Наше питание.

П/р: «Определение наличия питательных веществ в продуктах питания.

Проект «Школа кулинаров» 

Питательные вещества, необходимые организму

( белки, жиры,  углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка к выполнению проекта:

- знакомство с материалами  учебника;

- распределение заданий;

- обсуждение способов и сроков работы

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания.

Моделировать строение пищеварительной системы.

Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания.

Обсуждать правила рационального питания.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

Проект

П/Р

Модел.

30

Дыхание и кровообращение.

П/р: «Измерение пульса»

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания о легких и сердце, полученные во 2 классе.

Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме.

Моделировать строение дыхательной системы.

Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови  и кровеносной системы в организме.

Моделировать строение кровеносной системы.

Обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

П/Р

Работа

в паре

Модел.

31

Умей предупреждать болезни. Закаливание организма.

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма.  Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Характеризовать факторы закаливания. 

Формулировать факторы закаливания.

Составлять памятку по закаливанию.

Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

Работать с терминологическим словариком.

Регулярно проводить закаливание своего организма.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

32

Здоровый образ жизни. 

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа  жизни для школьников.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. 

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие (тестовая форма)

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.

1

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Тест

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

1

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать  их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Презен-

тация

проек-

тов

Раздел «Наша безопасность» (7 ч)

35

Огонь, вода и газ.

 Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить.

Актуализировать знания об опасностях в быту,

полученные  в 1 - 2 классах.

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа.

Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры.

- анализировать схему эвакуации

Называть наизусть номера телефонов экстренных служб, родителей, соседей.

Работать с терминологическим словариком.

Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Модел.

36

Чтобы путь был счастливым. Правила поведения на дороге.

Тест «Правильное/неправильное поведение на улице и в транспорте».

Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Актуализировать правила  безопасного поведения на улице, полученные  в 1 - 2 классах.

Работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;

Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными.

Выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте.

Моделировать свои действия в ходе ролевой игры.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Тест

Работа

в группе

Модел.

37

Дорожные знаки 

Тест «Дорожные знаки»

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Актуализировать знание дорожных знаков, полученное  в 1 - 2 классах.

Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам.

Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков.

Моделировать в виде схемы

путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Тест

Модел.

38

Проект «Кто нас защищает»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение  заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить  в Интернете и других источниках информации  сведения о Вооруженных Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;

- интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;

- оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Проект

39

Опасные места. Правила поведения в  опасных местах.

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т.д.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах.

Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его.

Работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

40

Природа и наша безопасность. Опасности природного характера.

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Характеризовать опасности природного характера.

Находить в атласе определители информацию о ядовитых растениях и грибах.

Обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы».

Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.

Отличать гадюку от ужа.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

41

Экологическая безопасность.

П/р: «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра»

Экологическая безопасность.

Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Анализировать по схеме цепь загрязнения.

Приводить примеры цепей загрязнения.

Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм.

Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. 

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

П/Р

Модел.

Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)

42

Роль экономики в нашей жизни. Отрасли экономики.

Для чего нужна экономика.

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять.

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги».

Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

43

Природные богатства и труд людей — основа экономики

Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану.

Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров.

Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий.

Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

Работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

44

Полезные ископаемые.

П/р: «Определение полезных ископаемых»

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах.

Практическая работа: определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба».

Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые.

Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки).

С помощью атласа-определителя готовить сообщение о каком-либо полезном ископаемом.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

П/Р

45

Растениеводство.

П/р: «Исследование 

сельскохозяйственного растения  и описывание его по плану».

 Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые. Кормовые и прядильные. Овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях полученные в 1-2 классах.

Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану.

Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством.

Различать и классифицировать

культурные растения.

Определять с помощью атласа-определителя культурные растения.

Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов.

Выявлять связь растениеводства и промышленности.

Работать с терминологическим словариком.

Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня.

Работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

П/Р

Работа

в паре

46

Животноводство. Труд животноводов. 

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, рыбы, насекомые. Содержание  и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Актуализировать знания о диких и домашних животных полученные в 1-2 классах.

Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных.

Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов.

Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности.

Работать с терминологическим словариком.

Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня.

Работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

47

Промышленность. Отрасли промышленности.

Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая,  электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров.

Соотносить продукцию и отросли промышленности.

Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности.

Характеризовать труд работников отраслей промышленности.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

48

Проект «Экономика родного края» 

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

 В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике своего края (города);

-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;

- коллективно составлять книгу-справочник  «Экономика родного края»;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Проект

49

Что такое деньги. Роль денег в экономике.

П/р: «Рассматривание и 

сравнивание монет России по внешнему виду»

Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Характеризовать виды обмена товарами (бартер, купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли – продажи.

Раскрывать роль денег в экономике.

Различать денежные  единицы разных стран. Практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

П/Р

Работа

в паре

Модел.

50

Государственный бюджет.

 Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Характеризовать государственный бюджет,

его доходы и расходы.

Определять,  люди каких профессий получают

зарплату из государственного бюджета.

Выявлять взаимосвязь между доходами и  расходами государства.

Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Модел.

51

Семейный бюджет.

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Характеризовать  семейный бюджет, его доходы и расходы.

Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь.

Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными.

Моделировать семейный бюджет.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Модел.

52-53

(52) Экономика и экология. Экологическая катастрофа.

(53) Экономика и экология. Две стороны экономики.

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую  среду

Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

2

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду; полученные в 1-2 классах.

характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду.

Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.

Обсуждать необходимость экологической экспертизы при осуществлении любого экономического проекта.

Приводить примеры изменения экономических  проектов под влиянием экологов.

Моделировать экологические прогнозы.

Работать с терминологическим словариком.

Работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Модел.

Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 ч)

54—56

(54) Золотое кольцо России – слава и гордость страны.

Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности

(55) Золотое кольцо России. Достопримечательности городов Золотого кольца.

Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома   и их достопримечательности

(56) Золотое кольцо России. Викторина по Золотому кольцу.

Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир  и их достопримечательности.

3

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России.

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца.

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.

Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

С помощью Интернета готовить сообщение

о любом городе Золотого кольца.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Модел.

Викто-рина

57

Проект «Музей путешествий»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

— оформлять экспозицию музея;

— готовить сообщения (экскурсии по музею);

— презентовать свои сообщения

с демонстрацией экспонатов.

Проект

58

Наши ближайшие соседи. «Путешествие» вдоль границ России.

Государства, граничащие с Россией, их столицы.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только

с Калининградской областью или имеющие

с Россией только морские границы.

Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения.

Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

Работать с терминологическим словариком.

С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

П/р: работа

с картой России

59

Страны севера Европы. 

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия): их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги и т.д.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Соотносить государства и их флаги.

Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран;

её замечательных людей.

Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы.

Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работа

в группе

60

Страны Бенилюкса.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Составлять вопросы для викторины о странах Бенилюкса.

Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

Используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам.

Работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работа

в группе

61

Страны центра Европы.

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

 Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям.

Выполнять задания по электронному приложению к учебнику.

Моделировать достопримечательности из пластилина.

Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работа

в группе

Модел.

62-63

(62) По Франции и Великобритании (Франция)

Франция, её местоположение на карте, столица, государственное  устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

(63) По Франции и Великобритании (Великобритания)

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное  устройство, государственные символы, достопримечательности,

знаменитые люди.

2

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции (Великобритании), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Описывать достопримечательности Франции (Великобритании) по фотографиям.

Составлять вопросы для викторины о Франции (Великобритании).

Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.

В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции (Великобритании).

Работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции (Великобритании).

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работа

в группе

64

На юге Европы.

Греция и Италия,

их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений.

Составлять вопросы к викторине по Греции и Италии.

Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям.

Выполнять задания электронного приложения к учебнику.

Используя  дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах.

Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работа

в группе

65

По знаменитым местам мира. 

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. 

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма.

Работать с картой.

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Находить в дополнительной литературе и

в Интернете материал

о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Работа с картой мира

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие (тестовая форма)

1

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Тест

67—68

Презентация проектов

«Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» 

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

2

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Проект                             - 6

Практическая работа   - 13

Развитие речи                 - 2

Тест                                   - 2

Викторина                       - 1


[1] За счет часов, отведенных на внеурочную деятельность, рекомендуется проведение экскурсий «Разнообразие природы», «Охрана природы», «Промышленные  (сельскохозяйственные) предприятия  нашего города (села)», а также увеличение времени на презентацию учебных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....