Урок окружающего мира. Тема: "Весна в природе". 1-й класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

 

. Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира. Тема: "Весна в природе". 1-й класс

Учитель начальных классов Рамжаева Светлана Сергеевна.

Разделы: Начальная школа

Учебник «Я и мир вокруг», Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Цели:

Образовательная. Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.

Развивающая. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Обучать работать в группе.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

– У нас сегодня очень необычный урок. Он проходит в необычное для нас время и в необычной обстановке. Но работать мы будем как всегда активно и покажем наши умения. А начнем урок с того, что отправимся на лесную полянку и посмотрим, что там происходит.  

Слайд. Лесная полянка и голоса птиц.

Сценка в лесу.

Еж. Я спал. Похудел.

Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто не было холодной зимы.

Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур подсчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?

Волк. Будешь худ с такой едой.

Я не ел четыре дня.

 Увидал обед у пня.

 А обед во все лопатки

 Припустился от меня.

 Вот несчастье, вот беда –

 Быстроногая еда.

Лиса. Миша, расскажи, как у тебя дела?

Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!

– В какое время года такой разговор мог произойти?

 – А сейчас за окном какое время года?

 – Мы сегодня будем говорить о весне, о ее приметах.

 – А знаете ли вы весенние месяцы?

 – У вас на столах лежат таблички с названиями месяцев. Я буду читать стихи, а вы поднимите табличку с названием того месяца, о котором идет речь.

Дует теплый южный ветер,

 Солнышко все ярче светит.

 Снег худеет, мякнет, тает.

 Что за месяц, кто узнает? (Март)

Слайд «Март»

– Март – это время, когда солнце посылает на землю своих помощников. Поэтому и называют эту пору «весной света».

 В Древнем Риме март был не только первым месяцем весны, но и года и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад.

 Февраль силен метелью, а март – капелью.

 Открывает весну март – протальник.

 Засияло мартовское солнышко, зарядила капель.

Яростно река ревет

 И разламывает лед.

 В домик свой скворец вернулся,

 А в лесу медведь проснулся.

 В небе жаворонка трель.

 Месяц к нам пришел … (апрель)

Слайд «Апрель».

Родина слова «апрель» – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный».

Апрель – снегогон, растопил снега.

Апрельские лужи землю будят.

Где в апреле вода, там в июле трава.

Апрель – пора большой воды.

Зеленеет даль полей,

 Запевает соловей.

 В белый цвет оделся сад.

 Пчелы первые летят.

 Гром грохочет. Угадай,

 Что за месяц это?… (май).

Слайд «Май».

– В честь богини Майи, богини земли и плодородия. Май в народе называют «травень».

Зеленеют луга, распускаются почки.

 Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

 Дождь в мае хлеба поднимает.

 Как в мае дождь, так и будет рожь.

Народные приметы можно заранее поручить найти детям по рядам.

– Почему говорят, что весной природа пробуждается?

3. Беседа о неживой природе весной

Динамическая картина.

Рисунок 1

– Давайте посмотрим, что же происходит весной в неживой природе?

Тает снег (становится грязным)

Появляются проталины

Бегут ручьи

Осадки в виде дождя

Теплеет

Солнце поднимается выше

Весной ослепительно светит солнце. Свет от него густой, золотистый. Солнечные лучи греют лицо и руки. Небо весной синее, синее, а по нему раскинулись белые облака. На буграх появились первые проталины. На лесной опушке слышится пение птиц. Слайд.

 Картину родной природы особенно остро чувствуют художники, композиторы, поэты. В своих произведениях они передают настроение ожидания весны, надежды на счастье, необычайное воодушевление, подъем духа, радость.

– Посмотрите в учебнике на стр. 38 на картину великого русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.

Слайд. Картина «Грачи прилетели»

– Какое время года?

 – По каким признакам догадались?

 – Кто первым принес весть о весне? Картина так и называется «Грачи прилетели».

 Русская деревенька, небольшая церквушка. На березках еще не распустились листья. Грачи строят гнезда. С весенними криками летают они над деревьями, хлопочут о жилье. Сколько звуков в этой картине. Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель? Ветер шелестит в мокрых ветвях.

– Давайте послушаем весну. Музыка замечательного композитора П.И.Чайковского. Он замечательно в своей музыке передал все звуки весны.

Клип на музыку пьесы П.И. Чайковского «Апрель».

4. Беседа о живой природе

– А какие еще птицы прилетают к нам весной?

На доске картинки с изображениями разных птиц. Озвучить их названия (прикрепить таблички). Можно использовать картинки в учебнике стр. 40.

5. Работа в группах

Среди табличек с названиями птиц выбрать только перелетных и прикрепить на доске.

 Проверка. (Слайд)

Грач        

Скворец

Ласточка

Жаворонок

Нам в хозяйстве помогает

 И охотно заселяет

 Деревянный свой дворец

 Наш веселый друг … (скворец)

Слайд с пением скворца.

Прилетели к нам с теплом,

 Путь проделав длинный,

 Лепит домик под окном

 Из травы и глины.   (Ласточка)  

Слайд

Еще в низинах снег и лед,

 Но небеса весенние,

 А он летает и поет,

 Блистая оперением.

 Гнездо свое он в поле вьет,

 Где тянутся растения.   (Жаворонок)  

Слайд.

Отгадайте загадку.

 Пробивается росток,

 Удивительный цветок.

 Из-под снега вырастает,

 Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Слайд.

– От весеннего тепла оттаивает почва, просыпаются травы. Появляются первые цветы.

 Узнайте эти растения по описанию.

Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха)

Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница)

– Всю эту красоту мы увидим с вами совсем скоро. С каждым днем весна все  смелее будет вступать в свои права.

 Ну а сейчас только самое начало весны. Мы сегодня говорили о приметах весны. Назовите их.

Солнце поднимается все выше.

Потеплело

Тает снег

Появляются проталины

Текут ручьи

Прилетают птицы

Распускаются листья.

– У вас на столах таблички с признаками весны. Сейчас каждая группа выберет на ваш взгляд самую главную причину изменений в природе.

 Солнце поднимается все выше.  Потеплело.

 День становится длиннее. И наступит момент, а произойдет это 21 марта, когда день станет равен ночи. Это время называется ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕЙСТВИЯ.

Слайд.

– Весна – самое красивое время года. Весной начинается новая жизнь в природе. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение, хочется петь,  танцевать, пойти на улицу.

 – Давайте создадим картину весны у нас в классе. Поместите на доску цветочки, того цвета, который соответствует вашему настроению.

Желтый – отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое.

Зеленый – много понравилось, но что-то не совсем удалось или не все поняли.

Коричневый – вы недовольны собой.

– Ну, а я довольна вами. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.Цели урока:1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событ...

Урок окружающего мира тема: "Весна в мире насекомых"

Урок по окружающему миру. который я планирую провести  13 апреля...

Урок окружающего мира по теме «Береги природу, человек!» 1 класс.

: обобщить знания детей о живой и неживой природе; формировать представления о характере взаимодействия человека и природы; развивать умение детей работать в группах; воспитывать любовь к природе, бер...

Урок окружающего мира с мультимедийной презентацией. "Природа в опасности! Охрана природы."

На уроке ученики познакомятся с Красной книгой Красноярского края, узнают о животных и растениях, которые  находятся в опасности. Узнают и о животных, которые вновь получили распространение в кра...

Конспект урока + презентация по окружающему миру. Тема: "Весна - утро года" (УМК "Перспектива", 2 класс)

laquo;Весна-утро года»Цели деятельности учителя: формирование представления о традициях народа нашего края встречи весны, народных примет и обычаев весеннего нового года; Планируемые...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Весна в неживой природе»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Весна в неживой природе»...