Урок окружающего мира. Тема: "Весна в природе". 1-й класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
. Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Обучать работать в группе. | 44.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира. Тема: "Весна в природе". 1-й класс
Учитель начальных классов Рамжаева Светлана Сергеевна.
Разделы: Начальная школа
Учебник «Я и мир вокруг», Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Цели:
Образовательная. Показать пробуждение природы, связь весенних изменений в живой и неживой природе.
Развивающая. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Обучать работать в группе.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
– У нас сегодня очень необычный урок. Он проходит в необычное для нас время и в необычной обстановке. Но работать мы будем как всегда активно и покажем наши умения. А начнем урок с того, что отправимся на лесную полянку и посмотрим, что там происходит.
Слайд. Лесная полянка и голоса птиц.
Сценка в лесу.
Еж. Я спал. Похудел.
Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую – будто не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала – одними мышками питалась, ну да изредка кур подсчитывала в соседней деревне. А что ты, кум, такой худой?
Волк. Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда –
Быстроногая еда.
Лиса. Миша, расскажи, как у тебя дела?
Медведь. Проснулся, слышу – каплет. Вот беда! В темноте пошарил лапой и вскочил – кругом вода. Заливает! Не до сна!
– В какое время года такой разговор мог произойти?
– А сейчас за окном какое время года?
– Мы сегодня будем говорить о весне, о ее приметах.
– А знаете ли вы весенние месяцы?
– У вас на столах лежат таблички с названиями месяцев. Я буду читать стихи, а вы поднимите табличку с названием того месяца, о котором идет речь.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц, кто узнает? (Март)
Слайд «Март»
– Март – это время, когда солнце посылает на землю своих помощников. Поэтому и называют эту пору «весной света».
В Древнем Риме март был не только первым месяцем весны, но и года и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад.
Февраль силен метелью, а март – капелью.
Открывает весну март – протальник.
Засияло мартовское солнышко, зарядила капель.
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Месяц к нам пришел … (апрель)
Слайд «Апрель».
Родина слова «апрель» – Древний Рим. Оно означает «теплый», «солнечный».
Апрель – снегогон, растопил снега.
Апрельские лужи землю будят.
Где в апреле вода, там в июле трава.
Апрель – пора большой воды.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?… (май).
Слайд «Май».
– В честь богини Майи, богини земли и плодородия. Май в народе называют «травень».
Зеленеют луга, распускаются почки.
Май леса наряжает, лето в гости поджидает.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Как в мае дождь, так и будет рожь.
Народные приметы можно заранее поручить найти детям по рядам.
– Почему говорят, что весной природа пробуждается?
3. Беседа о неживой природе весной
Динамическая картина.
Рисунок 1
– Давайте посмотрим, что же происходит весной в неживой природе?
Тает снег (становится грязным)
Появляются проталины
Бегут ручьи
Осадки в виде дождя
Теплеет
Солнце поднимается выше
Весной ослепительно светит солнце. Свет от него густой, золотистый. Солнечные лучи греют лицо и руки. Небо весной синее, синее, а по нему раскинулись белые облака. На буграх появились первые проталины. На лесной опушке слышится пение птиц. Слайд.
Картину родной природы особенно остро чувствуют художники, композиторы, поэты. В своих произведениях они передают настроение ожидания весны, надежды на счастье, необычайное воодушевление, подъем духа, радость.
– Посмотрите в учебнике на стр. 38 на картину великого русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Слайд. Картина «Грачи прилетели»
– Какое время года?
– По каким признакам догадались?
– Кто первым принес весть о весне? Картина так и называется «Грачи прилетели».
Русская деревенька, небольшая церквушка. На березках еще не распустились листья. Грачи строят гнезда. С весенними криками летают они над деревьями, хлопочут о жилье. Сколько звуков в этой картине. Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель? Ветер шелестит в мокрых ветвях.
– Давайте послушаем весну. Музыка замечательного композитора П.И.Чайковского. Он замечательно в своей музыке передал все звуки весны.
Клип на музыку пьесы П.И. Чайковского «Апрель».
4. Беседа о живой природе
– А какие еще птицы прилетают к нам весной?
На доске картинки с изображениями разных птиц. Озвучить их названия (прикрепить таблички). Можно использовать картинки в учебнике стр. 40.
5. Работа в группах
Среди табличек с названиями птиц выбрать только перелетных и прикрепить на доске.
Проверка. (Слайд)
Грач
Скворец
Ласточка
Жаворонок
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Наш веселый друг … (скворец)
Слайд с пением скворца.
Прилетели к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Слайд
Еще в низинах снег и лед,
Но небеса весенние,
А он летает и поет,
Блистая оперением.
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения. (Жаворонок)
Слайд.
Отгадайте загадку.
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
Слайд.
– От весеннего тепла оттаивает почва, просыпаются травы. Появляются первые цветы.
Узнайте эти растения по описанию.
Это растение зацветает первым. Мы все с нетерпением ждем маленькие желтые солнышки. Почему у растения такое странное имя? Листья у него снизу мягкие и пушистые. Они согревают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, как у злой мачехи из сказки. (Мать и мачеха)
Это растение ты заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие. Поэтому шмели его быстро находят. Цветок своего сока-нектара не жалеет, угощает всех сладкоежек. За сладкий, медовый вкус его и назвали. (Медуница)
– Всю эту красоту мы увидим с вами совсем скоро. С каждым днем весна все смелее будет вступать в свои права.
Ну а сейчас только самое начало весны. Мы сегодня говорили о приметах весны. Назовите их.
Солнце поднимается все выше.
Потеплело
Тает снег
Появляются проталины
Текут ручьи
Прилетают птицы
Распускаются листья.
– У вас на столах таблички с признаками весны. Сейчас каждая группа выберет на ваш взгляд самую главную причину изменений в природе.
Солнце поднимается все выше. Потеплело.
День становится длиннее. И наступит момент, а произойдет это 21 марта, когда день станет равен ночи. Это время называется ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕЙСТВИЯ.
Слайд.
– Весна – самое красивое время года. Весной начинается новая жизнь в природе. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение, хочется петь, танцевать, пойти на улицу.
– Давайте создадим картину весны у нас в классе. Поместите на доску цветочки, того цвета, который соответствует вашему настроению.
Желтый – отличное настроение. Вам понравился урок, и вы для себя открыли, что-то новое.
Зеленый – много понравилось, но что-то не совсем удалось или не все поняли.
Коричневый – вы недовольны собой.
– Ну, а я довольна вами. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.Цели урока:1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событ...
Урок окружающего мира тема: "Весна в мире насекомых"
Урок по окружающему миру. который я планирую провести 13 апреля...
Урок окружающего мира по теме «Береги природу, человек!» 1 класс.
: обобщить знания детей о живой и неживой природе; формировать представления о характере взаимодействия человека и природы; развивать умение детей работать в группах; воспитывать любовь к природе, бер...
Урок окружающего мира с мультимедийной презентацией. "Природа в опасности! Охрана природы."
На уроке ученики познакомятся с Красной книгой Красноярского края, узнают о животных и растениях, которые находятся в опасности. Узнают и о животных, которые вновь получили распространение в кра...
Конспект урока + презентация по окружающему миру. Тема: "Весна - утро года" (УМК "Перспектива", 2 класс)
laquo;Весна-утро года»Цели деятельности учителя: формирование представления о традициях народа нашего края встречи весны, народных примет и обычаев весеннего нового года; Планируемые...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богата природа России" (1 класс, УМК "Начальная школа 21 века)
Технологическая карта и презентация...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Весна в неживой природе»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: «Весна в неживой природе»...