№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
| Приветствие
Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Арби Ильманович. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я
Здесь затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! -Присаживайтесь! -Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны лежать учебники, ручки, пенал. | -Приветствуют | фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция |
2. | 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
| Графический диктант | -Для начала давайте, с вами проведем географический диктант, я прочитаю предложение и если вы с ним согласны ставите у себя на листочках + нет -
Географический диктант - Герб, флаг, гимн - главные символы нашей страны (+)
- Россия самая большая страна по площади +
- Птиц, которые питаются насекомыми называют насекомоядными+
- Москва самый маленький город в России (-)
- Фиалка, герань, бегония и бальзамин—это комнатные растения (+)
-А теперь проверяем по образцу
-Кто не допустил ни одной ошибки? -Кто допустил одну или две ошибки? -Те, кто не поднял ручки, вы поняли, где у вас ошибки? | Обучающиеся отвечают на вопросы, на листочке ставят +, -, ?
| фронтальная | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
3. | Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.
|
| -Ребята, скажите мне, а как называется наша страна?
-А кто мне скажет какая по счету наша страна по площади среди других стран?
-У каждой страны есть свои символы. Кто мне назовет символы России.
-Как выглядит герб России? Из каких цветов состоит флаг?
-Ребята, а знаете ли вы что означает слово «богатство» -А у нашей страны, как вы думаете, есть какие-то богатства?
-А какие? -Хорошо. Ну что ж, предлагаю об этом подумать на сегодняшнем уроке.
| -Российская Федерация
-Первая среди других
-Герб, флаг, гимн
-белый, синий, красный
-отвечают
-да есть
-называют | фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. 4. Построение проекта выхода из затруднения.
| Определение темы урока
Постановка цели урока | -И для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, отгадайте загадку
- Посмотри, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и лиса, Гром, туманы и роса. Человек и время года. Это всё вокруг…
-Догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
-Правильно, молодцы! Мы сегодня будем говорить о природе нашей страны
-Более точно тема нашего урока звучит следующим образом
-Ребята, какую цель мы поставим ребята на урок, что мы должны будем узнать?
-Правильно! Молодцы |
-Природа
-о природе
-Богата природа России
-узнать о природе России, о животном и растительном мире, узнаем какими богатствами обладает наша страна | фронтальная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5. | 5. Реализация построенного проекта.
| Работа с учебником | -Природа России многообразна и имеет свои характерные особенности в разных уголках страны. Растительный мир составляют огромное многообразие растительных сообществ, произрастающих на всех типах природных зон России.
-И сейчас мы с вами подробно рассмотрим природу нашей страны
-Откройте свои учебники на странице 18.
-Ребята, в ходе нашего урока мы составим небольшую схему, где мы запишем те богатства которых узнаем на уроке
| Территории |
| Животные, птицы, насекомые | Богатства природы России | Леса, поля, луга, степи |
| Водоёмы (реки, моря, озёра) |
|
Работа с учебником -Что изображено на странице?
-Что мы еще видим? Что за названия?
-Где находится наш город? Где находится Волгоград?
-Что показано и написано снизу учебника?
-Что они нам показывают?
-Давайте с вами по цепочке прочитаем какие же животные обитают в нашей стране
-А как вы думаете почему они так разбросаны по карте, почему не на одном месте? Например, почему на нашей территории обитают преимущественно зайцы, а вот в Нижнем Новгороде лоси. |
-Карта нашей страны
-Названия городов, рек, морей, океанов, гор
-показывают
-условные обозначения
-Показывают какие животные обитают в нашей стране.
-читают
-потому что каждому животному нужен разный природный климат, некоторые не могут выживать, например, в холодных местах, а некоторые могут | фронтальная | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция
|
6. | 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| Работа с учебником | Так, теперь откройте следующую страницу, 20 стр.
-Что написано сверху страницы?
Правильно, давайте же посмотрим какие у нас леса? -Давайте кто-нибудь будет читать, а мы будем слушать
-Что такое тайга ребята?
-Посмотрите на изображение, что показано? Что мы видим?
-Каких птиц мы видим, знаете ли вы их?
-Кроме птиц, есть ли еще что-то?
-Молодцы, всё правильно!
-Давайте прочитаем задание внизу страницы
-Каких деревьев растет больше в хвойном лесу? -А какие хвойные деревья вы знаете?
-Открываем страницу 22
-Что написано сверху страницы?
-Давайте прочитаем, про луга нашей страны
-Сейчас посмотрим какие у нас растения -Посмотрите, как много разных видов растений растут у нас
-Ребята, а вы видели какие растения из перечисленных?
-Давайте прочтем |
-Леса России
-читает один из учащихся
-Тайга-это густой темный, труднопроходимый хвойный лес
-Птицы, деревьев, лес
-Дятел
-Белка показана
-читает учащийся
-Хвойные
-кедр, кипарис, пихта, можжевельник, лиственница, ель, сосна, секвойя, тис.
-Луга России
-читает учащийся
-читают | фронтальная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
7. | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Самостоятельная работа | -Сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу
-Работа у нас разделяется на 2 варианта, каждый выполняет сам
-Итак, работы вы сдаете мне, я после уроков проверю, поставлю оценки |
выполняют | Индивиду- альная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. |
8. | 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
|
| -Ребята, а сейчас давайте посмотрим, какие же цветы растут в нашей стране, а для этого решим с вами кроссворд
-Ребята, а вот все эти растения они деревья? -Они кустарники? -А что тогда?
-Каких животных мы с вами узнали?
-Что такое тайга?
-Какие еще бывают леса?
-Вспомните, о каких растениях мы говорили?
-Цветки какого растения вам больше всего понравились? |
-решают кроссворд
-нет
-нет -их называют травами или травянистыми растениями
-отвечают
-Тайга -это густой, темный, труднопроходимый хвойный лес
-Лиственные
-отвечают на вопросы |
| Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
9. | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
| -Молодцы ребята! -Вы справились со всеми испытания нашего урока.
-Так напомните какая тема у нас была сегодня?
-Какую цель мы ставили? -достигли ли мы её?
-Какие задания вам больше всего понравились? -Где у вас возникли трудности?
-Урок окончен! -До свидания! |
-Богата природа России
-узнать о природе России, о животном и растительном мире, узнаем какими богатствами обладает наша страна
-ответы учащихся |
| – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); |