Использование презентаций на уроках по окружающему миру для учащихся в начальной школе Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой трудится каждый учитель. Возросший объем информации для учащихся и одновременное уменьшение часов восприятия этой информации неизбежно приводит к увеличению умственной нагрузки. Для разрешения этой проблемы учитель применяет на уроках различные технологии. Несмотря на многообразие используемых технологий в процессе обучения, ведущими являются развивающие, к которым относятся и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ при разумном использовании способны привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний. Применение данных технологий активизирует умственную деятельность, способствует расширению кругозора учащихся, углублению их знаний об окружающем мире, развитию речи и мышления. Использование презентаций на уроке в начальной школе – эта одна из наиболее удачных форм ИКТ. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности, тем самым снимая эмоциональную и психологическую нагрузку на учащихся в учебном процессе. Благодаря презентациям, учитель может вовлечь учащихся в образовательный процесс, превратив его в увлекательный способусвоения программного материала. Значение презентаций по окружающему миру заключается в красочности иллюстрируемого материала, в создании целостного представления об изучаемом объекте, что способствует развитию детской фантазии, работе творческого воображения, позволяет сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Такие презентации способствуют развитию наглядно-образного, наглядно-действенного творческого мышления. К тому же, грамотно созданная презентация может стать планом урока, алгоритмом его проведения. К достоинствам такого применения презентаций можно отнести возможность использования данного способа на любых типах уроков, будь то урок изучения нового материала, закрепления пройденного, комплексного применения знаний на практике, повторительно-обобщающий, контрольный или комбинированный. Но, конечно, презентацию также можно использовать и просто в виде фрагмента на любом этапе урока (к примеру, даже при проверке домашнего задания). Презентации дают возможность каждому преподавателю проявитьтворчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, потому как учитель может подбирать материалы исходя из особенностей своего класса, темы, предмета. Это позволяет выстраивать уроки так, чтобы добиваться максимальной эффективности усвоения учебной программы. В качестве примера хочу предложить презентации, призванные помочь учащимся лучше понять и запомнить изучаемый материал, а также расширить кругозор. Эти презентации можно использовать в качестве плана для проведения урока. Презентация «Ориентирование на местности» (для учащихся по учебнику А. А. Плешакова – 2 класс) Презентация"Ориентирование на местности" служит наглядным материалом при изучении темы "Ориентирование на местности», в которой учащиеся знакомятся с основными понятиями данной темы, учатся определять стороны горизонта. Презентация красочная и содержит много полезной и интересной информации о различных способах ориентирования на местности: ориентирование по Солнцу, по камням, по тени, по Луне, по звездам, по компасу и по местным признакам. При изучении устройства компаса и правил работы с ним ребятамдля расширения кругозора приводится иллюстрация компаса, изобретенногов Китае около трех тысяч лет назад. В разделе ориентирования по местным признакам представлена необходимая информация, об ориентировании по мхам и лишайникам, по коре берез, по цветам, по грибам, по одиноко стоящему дереву, по склонам холмов. Презентация «Царство грибов»(для учащихся по учебнику А. А. Плешакова – 3 класс) Данная презентация поможет сформировать у школьников представление о грибах, как об особом царстве живой природы. В презентации показано строение грибов, их связь с растениями,освещенарольгрибов в круговороте веществ в природе, наглядно представлено все многообразие грибов. Учащиеся узнают об использовании грибов человекоми животными, познакомятся с редкими исчезающими видами грибов, занесенными в Красную книгу. Это поможет подвести детей к мысли о необходимости бережного отношения к окружающему миру, ведь, уничтожая одно, можно нанести вред другим организмам. Отдельное внимание в презентации уделено распознаванию съедобных и несъедобных грибов, а также правильному и безопасному их сбору. Презентация «Пустыня»(для учащихся по учебнику А. А. Плешакова – 4 класс) Данная презентации поможет сформировать у ребят целостное представление о природной зоне пустынь. В данной презентации рассказано о климате пустынь, представлены различные виды пустынь: песчаная, каменистая, глинистая. Отражены в работе и возникающие в данной зоне явления. Также проиллюстрирован разнообразный растительный и животный мир пустыни, и способы адаптациирассматриваемых растений и животных для выживания в этих суровых условиях. Презентация «Тундра» (для учащихся по учебнику А. А. Плешакова – 4 класс) Данная презентация ознакомит учащихся с природной зоной «Тундра». Ребята увидят, какая бывает тундра летом и зимой. Познакомятся с такими интересными явлениями, как полярный день, полярная ночь, полярное сияние. В презентации достаточно полно представлен растительный и животный мир тундры, отражены особенности приспосабливания к данной природной зоне растений и животных. В презентации продемонстрирована связь растительного и животного мира, приведено несколько основных цепей питания на основе рассмотренных растений и животных. Также в работе предусмотрено закрепление пройденного материала. Презентация «Жизнь пресного водоема» (для учащихся по учебнику А.А. Плешакова 4 класс) Данная презентация ознакомит учащихся с жизнью пресного водоема, как природного сообщества.
Ребята узнают, какие растения и животные можно встретить в пресном водоеме. Как они приспособились к данной среде. В презентации продемонстрирована значимость каждого из рассматриваемых представителей пресного водоема, показана связь растительного и животного мира, приведено несколько основных цепей питания на основе рассмотренных растений и животных. Также в работе предусмотрено закрепление пройденного материала.
Презентация «Луг -природное сообщество (для учащихся по учебнику А.А. Плешакова 4 класс) Данная презентация ознакомит учащихся с жизнью луга, как природного сообщества. Ребята познакомятся с разными лугами (заливными и альпийскими) и их отличиями, узнают о том, каких животных можно встретить на лугу, и какие растения там произрастают. Для каждого рассматриваемого представителя растительного и животного мира луга дано краткое описание. В описаниях используются различные занимательные факты, что способствует развитию кругозора и поддержанию интереса детей на протяжении всей презентации.В работепродемонстрирована связь растительного иживотного мира. Также в презентации предусмотрено закрепление пройденного материала. Презентация «Полезные ископаемые» (для учащихся по учебнику А.А. Плешакова 4 класс) Данная презентация познакомит учащихся с понятием полезные ископаемые. В процессе знакомства с различными полезными ископаемыми, дети учатся узнавать и различать их. В презентации представлены наиболее известные ископаемые,такиекак: гранит, мрамор, известняк, глина, песок, торф, каменный уголь, железная руда, нефть, природный газ. В ходе презентации ученики узнают о свойствахперечисленных вышеполезных ископаемых и различных способахих добычи: открытый (карьер), закрытый (шахта, скважина). Большое значение в работе уделено использованию представленных ресурсов. В данной презентации, опираясь на свойства полезных ископаемых и их использование, ребята учатся их классифицировать. При обучении детей бережному отношению к использованию полезных ископаемых рассматривается и вопрос их транспортировки. В работе предусмотрена возможность проверить и закрепить изученный материал в различной форме (вопросы, загадки, картинки). Презентация «Московский Кремль» (для учащихся по учебнику А.А. Плешакова 2-4 классы) Данная презентация познакомит учащихся с возникновением и развитием Москвы. Ребята наглядно ознакомятся с тем, как выглядел Московский Кремль и какой материал использовался для его строительства при правлении Юрия Долгорукого, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III. Дети узнают, какой вклад внес каждый из указанных правителей для возвеличивания Кремля. Также в данной презентации учащиеся познакомятся с историческими памятниками находящимися сейчас на территории Кремля, их краткой историей и внутренним убранством. При составлении данной презентации использованы стихи Н. Кончаловской, репродукции картин А. М. Васнецова. |