Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 2 класс 37 - 44
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Волкова Наталья Евгеньевна

Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 2 класс 37 - 44

Скачать:


Предварительный просмотр:

У р о к  37.
РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

Цели: повторить материал о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); познакомить с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся); выделить существенные признаки животных разных групп; развивать умение сравнивать и выделять главное; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: учебник, хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; фотографии с изображением животных; схема «Разнообразие животных»; кроссворд «Животные», загадки о животных.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Учитель демонстрирует на доске фотографии с изображением берёзы, кузнечика, розы, медведя, сосны, окуня, смородины, голубя.

– Разделите все изображения на две группы. (Растения и животные.)

– Выделите общие признаки растений и животных. (Они относятся к живой природе.)

– Животные, как и растения, относятся к живой природе. Назовите признаки живой природы. (Животные рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются – оставляют потомство.)

– Выделите отличительные признаки растений и животных. (Различаются растения и животные по способу питания.)

– Расскажите о способе питания растений. (Зеленые растения производят  питание  из  воды  и  углекислого  газа  с  помощью  зеленых  листьев на свету.)

– Расскажите о способе питания животных. (Животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями, или растениями и животными, или другими животными.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 5. Какие животные здесь изображены? Назовите среду обитания каждого.

– Особенностью пресмыкающихся является то, что они ползают, «пресмыкаются» (за что и получили название «пресмыкающиеся»). Их тело покрыто кожей с сухими чешуйками или панцирем.

– Рассмотрите рисунки пресмыкающихся: прыткая ящерица, гюрза, степная черепаха. Какие пресмыкающиеся обитают в нашем крае?

– На территории России обитают уж обыкновенный, уж водяной, гадюка обыкновенная, болотная и степная черепахи, ящерица живородящая.

– Дополните Машину схему.

– По оглавлению учебника проверьте, сколько групп животных должно получиться. (6 групп.)

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 5. Назовите изображенных животных. Определите, к какой группе относится каждое из них. (Оса – насекомое, кобра – пресмыкающееся, ворона – птица, крот – зверь, жаба – земноводное, горбуша – рыба.)

– Прочитайте дополнительные сведения о земноводных и пресмыкающихся в Словарике.

– От чего зависит температура тела земноводных? (От окружающей среды.)

– От чего зависит температура тела пресмыкающихся? (От окружающей среды.)

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

И г р а  «Рыба, птица, зверь».

Учитель называет животных: щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот.

Учащиеся, когда слышат название рыбы, то с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируя полет. А услышав названия зверей, топают ногами.

– Тема нашего урока – «Разнообразие животных».

II. Работа по учебнику.

– Рассмотрите, как Маша разделила животных на несколько групп. Дополните Машину схему примерами животных нашего края.

– Назовите отличительные признаки насекомых. (Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.)

– Назовите признаки рыб. (Тело рыб покрыто чешуёй.)

– Назовите  признаки  птиц.  (Тело  птиц  покрыто  перьями;  есть крылья.)

– Назовите признаки зверей. (Тело зверей покрыто шерстью; у них четыре конечности.)

– Для всех ли животных нашлось место на Машиной схеме?

– Куда в схему Маши поместить лягушку? (Лягушка хорошо плавает, но это не рыба. У нее нет плавников и чешуи. Лягушка прыгает по суше, но это не зверь. Она не покрыта шерстью, кожа у неё голая, влажная.)

– Куда поместить змею? (У неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног.)

– По очереди, работая в парах, прочитайте два текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушки и для змеи.

– К какой группе животных относят лягушек, жаб и тритонов? (К земноводным.)

– Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название.

– Рассмотрите рисунок обыкновенного тритона и зеленой лягушки. Чем они похожи? (У них голая, влажная кожа.)

– К какой группе животных относят змей, ящериц, черепах, крокодилов? (К пресмыкающимся.)

III. Работа по хрестоматии.

Учащиеся читают рассказ «Где змеи в наших лесах зимой тепло ищут?».

IV. Работа в тетради для самостоятельной работы.

З а д а н и е  1. Учащиеся дополняют схему «Разнообразие животных» примерами животных своего края.

З а д а н и е  2. Учащиеся заполняют пропуски, вставляя слова: паукообразные, насекомые, рыбы, звери.

З а д а н и е  3. Учащиеся находят «лишнее» животное в каждом ряду.

 Бабочка, муравей, паук, стрекоза.

 Соловей, воробей, сорока, летучая мышь.

 Жаба, уж, лягушка, тритон.

– Объясните, как рассуждали.

З а д а н и е  4. Учащиеся работают в парах.

V. Итог урока.

– Назовите признаки земноводных, пресмыкающихся.

– Решите  кроссворд  и  прочитайте  ключевое  слово  в  выделенных клетках.

1. Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной.

    Иголок очень много,

    А нитки ни одной. (Ёж.) 

2. Ёжик вырос в десять раз,

    Получился … (дикобраз).

3. Хозяин лесной просыпается весной,

    А зимой, под вьюжный вой,

    Спит в избушке снеговой.

                        (Медведь.)

4. На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно.

                        (Сом.)

5. Через море-океан

    Плывет чудо-великан,

    Прячет ус во рту,

    Растянулся на версту.

                        (Кит.)

6. Кто на своей голове лес носит?

                        (Олень.)

7. Под полом таится,

    Кошки боится? (Мышь.)

8. Зверька узнали мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубе серенькой зимой,

    А в рыжей шубке – летом.

                        (Белка.)

3

6

м

5

о

1

2

е

4

к

л

7

8

ё

д

д

с

и

е

м

б

ж

и

в

о

т

н

ы

е

к

е

м

ь

ш

л

о

д

ь

к

б

ь

а

р

а

з

К л ю ч е в о е   с л о в о: «животные».

Домашнее задание: с. 5–8, отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"

Помощь учителю на уроках окружающего мира в 3 классе...

1.2. Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 1 класс 34 - 66

1.2. Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир  1 класс 34 - 66...

1.1. Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 1 класс 1 - 34

1.1. Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир  1 класс 1 - 34...

Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 2 класс 57 - 68

Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир  2 класс 57 - 68...

Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 2 класс 45 - 56

Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир  2 класс 45 - 56...

Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 2 класс 34 - 36

Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 2 класс 34 - 36...

Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 2 класс 26 - 33

Поурочные разработки ПНШ Окружающий мир 2 класс 26 - 33...