Окружающий мир 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Окружающий мир. Урок – путешествие.
Дата проведения: 21.12.2012г.
Тема: Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)
Тип урока: повторительно- обобщающий.
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, ЭОР, технология проблемного диалога.
Цели:
Дидактическая:
- создать условия для осознания, осмысления и закрепления информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий
Предметные:
- повторить (сезонные) зимние явления природы;
- формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь нуждающимся животным;
1.ЭОР:
Проектор, компьютер, презентация, фонограммы песни, музыки и голосов птиц.
2. Раздаточный материал:
карточки и конверты с заданиями для парной и групповой работы
3. Наглядный материал:
картинки с образцами одежды, елочка на ватмане, «снежки», сигнальные карточки для тира, буквы на магнитах.
Литература:
1. Учебник. А.А. Вахрушева, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир. Я и мир вокруг. 1 класс, часть1», Москва, Баласс, 2012г
2. Рабочая тетрадь к учебнику окружающего мира для 1 класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». Москва, Баласс 2012г.
3. Методические рекомендации для учителя. «Окружающий мир. Я и мир вокруг.» Москва, Баласс 2012г.
4. Популярное пособие для родителей и педагогов Н.В. Ёлкина, Т.И. Тарабарина, «1000 загадок» Ярославль, Академия развития, 2004г
5. Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир в 1 классе | 37.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний и закрепление материала
II. Итог урока. Рефлексия . | Орг. момент - Сегодня на уроке мы не одни, у нас гости. Повернулись, улыбнулись - пусть за окном мороз и холод, а у нас в классе тепло и уютно от улыбок, … и обратно развернулись. - Мы отправляемся в путешествие, а вот куда, попробуйте догадаться! Муз. 1(ветер вьюга) Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле забелело, Точно пеленою всё его одело. Тёмный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно... Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозцы —и что теперь настало?..(зима)
Да, сегодня мы отправимся к зиме, открывать её секреты и тайны, вспомним признаки зимы, и как к ней приспосабливаются растения и животные. Вспомним её месяцы: - Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь) - Этот месяц году начало, зиме середина (январь) - А этот месяц лютый: спрашивает как обутый. У него 2 друга – метель да вьюга. (Февраль) Посмотрите вокруг, по каким признакам определить, что наступила зима? (1 3 4 5) (Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом и т.д.) - становится холоднее - небо чаще покрыто облаками - осадки выпадают в виде снега - водоёмы покрываются льдом - дни становятся короче, а ночи длиннее - С чем связано общее похолодание зимой? (Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)
- Осадки в виде снега, водоёмы покрыты льдом… - Давайте определим, чем отличаются снег и лёд, работать будем в парах- на столе листы-схемы) ( 1 3 4)
Соедините слова линиями. снег рыхлый белый твёрдый сыпучий лёд хрупкий бесцветный легче воды прозрачный Обсуждение в классе…. - Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского . Летят снежные пушинки. Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями! Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. - Что узнали про снежинки? (как образуются, 6 лучей, нет одинаковых, когда образуют хлопья) Работа в парах. (Сиреневый конверт). (4 5 6) - Найдите правильные снежинки. (шаблоны в конверте) Поднимите свои снежинки над головой, давайте покажем как они спускаются на землю…. Физминутка (муз. 2 вальс снежинок) Как много снега выпало…Можно и погулять! - Посмотрите на доску -какую одежду нам наденем в такую погоду? (на доске картинки) - Во что мы поиграем на улице зимой? ( ……..) - Какие зимние виды спорта вы знаете? А какие из них включены в программу зимних олимпийских игр? Ну, что ж к путешествию готовы! Молодцы! Вот вам от зимы первый снежок! Закройте глаза идём дальше……
Открываем глаза…Мы попали в лес… Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса. - Что вы видите? (Ответы детей) - Расскажите, как живут деревья и растений зимой? - Какие деревья не сбрасывают листву, почему? (иголки покрыты воском и им не страшен мороз)
- Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок) - А какую роль играет снег в жизни растений? - Да, именно зимой все растения находятся в состоянии покоя или зимнего сна. Всю осень они накапливали питательные вещества в корнях, клубнях, древесине. Зимой растения отдыхают, укутавшись снежным одеялом. Под снегом намного им теплее и поэтому растениям не страшны холода. Недаром в народе говорится «Много снега – много хлеба». Поэтому нельзя вытаптывать снег около стволов деревьев, сгребать его с газонов, клумб, грядок. - Итак, какой вывод можно сделать, что происходит с растениями зимой? Молодцы! А вот и награда от зимы - второй снежок! Можно идти дальше! Закройте глаза….. И мы оказались… (ТОЛЬКО СЛЕДЫ): В гостях у животных! - А как меняется жизнь домашних и диких животных с приходом зимы? (за домашними ухаживают люди, а диким холодно и голодно) - Посмотрите сколько следов….. Кто здесь прошёл? (5 2) - Посмотрите на первый след послушайте и отгадайте - кто это? 1.Хозяин лесной Просыпается весной А зимой под вьюжный вой Спит в берлоге снеговой. Кто это? (щелчок на слайде - медведь) Расскажите по плану (у вас на столах)
Медведь спокойно спит в берлоге всю зиму. Всё это время он обходится без пищи. Медведь запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку медведь питается с утра до вечера. Он ест корни растений, плоды ягод. Любимое лакомство – мёд. В середине зимы у медведицы появляются медвежата. Они питаются молоком матери и находятся в берлоге до весны. Спят медведи чутко. Если услышит шум у берлоги- просыпается и вылезает наружу. Такой медведь уже до конца зимы бродит по лесу. - Они очень опасны, потому что голодные и могут напасть даже на людей. - А кого называют шатуном? 2. - Чей следующий след, послушайте- Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать (щелчок на слайде- белка ) Рассказ по плану. К зиме белка утепляет своё гнездо мхом, травой, потому что когда очень холодно, белки по лесу не прыгают, в гнёзда прячутся. К зиме белочка делает запасы. Какие? (орехи, грибы, шишки) Зимний мех у белки мягкий и пушистый, а летний более редкий и короткий. Её окраска: летом рыжая, а зимой серая, брюшко белое. 3. Посмотрите на следующий след и отгадайте загадку: Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый ... (щелчок на слайде - волк) - Расскажите о волке по плану. 4. Следующий след: Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы. (щелчок на слайде - заяц ) Рассказ по плану Заяц легко передвигается по снегу. Его спасает белая тёплая шубка под цвет снега. Даже ноги его к зиме обрастают шерстью, ноги становятся шире, как будто беляк надел лыжи. Чем же они питаются? Зимой он питается корой молодых деревьев. К сожалению, у зайцев много врагов: охотники, волки, лисы, орлы, совы и даже рыси. 5. Следующий след- Вырыла норку - и в норке живёт Бусинки глазки, малышка. Спелое зёрнышко в норке жуёт Серая- серая ...(Мышка - щелчок на слайде) Рассказ по плану - Кого боятся мыши больше всего? (лису) -Ребята, а это чей след? (кабан-щелчок) - А следы каких животных мы очень редко или совсем не увидим зимой? (тех, которые спят: медведи, ежи, летучие мыши, змеи,…и т.д.) - Верно. Сюда же можно добавить сурков, сусликов, барсуков, бурундуков. -А что же делают люди, чтобы облегчить жизнь животных зимой? Лесники подкармливают животных, оставляя сено, срубленные молодые осинки. Если мало в лесу еловых шишек, белочек подкармливают сухарями, желудями, семенами липы, подсолнуха. - Какой вывод можно сделать, как живётся животным зимой? - Молодцы! Получите от зимы ещё снежок-третий! Давайте немножко отдохнём вместе с белками и зайцами… Физминутка (муз.3песня«Пляшут белки, пляшут зайцы») Закрыли глаза….Прислушайтесь…. (фонограмма «Голоса птиц» 3) Что вы слышите? (голоса птиц) И мы оказались в гостях …У птиц.
- Что вы о них можете рассказать? (бывают перелётные, осёдлые и кочевые) -Как называют птиц, которые никогда не улетают с насиженных мест и т. д. Работа в группах – выполнив задание, вы узнаете почему птицы улетают на зиму (3 4 5 6 1 2 3 4) - Возьмите голубой конверт, выберите из списка лишнее слово, назовите первую букву. Из лишних букв мы сложим слово и узнаем ответ на вопрос. (буквы на магнитах) 1гр. Шуба, галоши, варежки, шапка. 2 гр. Декабрь, январь, февраль, октябрь. 3 гр. Воробей, ласточка, синица, снегирь. 4 гр. Медведь, олень, барсук, еж. 5 гр. Сосна, дуб, кедр, ель. - Итак, почему же улетают птицы на юг? (на доске слово –голод) Вот письмо издалека заграничное…(инсценировка) «Здрасьте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо, но вот никому не удается на чужбине гнезд свить. А я уж что за любительница покуковать, а здесь ни гу-гу, то есть ни ку-ку, никому ничего не накуковала. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. До свидания! Кукушка Ку-Ку» - Как живётся нашим птицам на чужбине? - Кукует ли кукушка? - Вьют ли гнёзда? - А какие птицы улетают от нас в тёплые края? (утки, грачи, журавли, лебеди, скворцы, ласточки, дрозды, жаворонки, чибисы, зяблики, иволги, аисты и цапли). - А какие птицы остаются зимовать? (воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки.) Их называют осёдлыми - Как мы им можем помочь? - Какие птицы прилетают к нам на зимовку? (чечетки, свиристели, клесты, снегири, белая сова, белая куропатка) - А этих птиц называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера… Для них наша средняя полоса как будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. (инсценировка) Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась: — Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, птица оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища! И слышит вдруг голос: — Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой — на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка. — Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Тоже мне курорт — одно горе! Но Свиристель не согласен: — Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов. И белая куропатка не согласна: — Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует. И белая Сова не согласна: — В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь! И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают. — Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса! — Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами! Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу. - Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? - О чем беседовала с ними Сорока? - Чем понравились гостям наши края? (снег поменьше, вьюга поласковей) - Что понравилось Свиристели? (Рябина). - А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). - Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). - Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). - Почему сорока не полетела в жаркие страны? ( куцые крулья) - Какие птицы выводят у нас зимой птенцов? (клесты)(слайд 16) - Вьют ли наши птицы гнёзда в тёплых краях? - Какой вывод можно сделать о жизни птиц зимой? -Молодцы! Получите от зимы ещё один снежок-четвёртый! Прощаемся с птицами, не будем им мешать и идём дальше… Посмотрите, что это? (избушка лесника….) Давайте зайдём! Знакомьтесь! Сторож леса! «Здравствуйте, ребята! Вы уже много знаете и о животных, и о птицах. А вот какие зимние праздники вы знаете? » - Ребята, а какие зимние праздники вы знаете по народному календарю? (Сообщения детей) 7 декабря Катерина - санница Первое катание на санях — Екатерининское гулянье. В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу. 1 января - День памяти былинного богатыря Ильи Муромца, оберегателя Руси. Хоть умри, а со своей земли не сходи. 7 ЯНВАРЯ – РОЖДЕСТВО Рождество Христово - это один из главных праздников христианского мира (православных и католиков). Праздник радостный, светлый, с торжественными богослужениями в церквях и храмах Символы Рождества говорят людям о великой радости - рождении Христа. Рождество отмечают все христиане, но католики празднуют его 25 декабря, а православные - 7 января. - А пословицы и приметы знаете? Работа в группах –желтый конверт Надо собрать приметы и поговорки, чтобы быстрее вернуться назад…( 5 6 34) 1. Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий. 2. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. 3. Воробьи дружно чирикают — к теплу. 4. Воробей прячет голову под хвост – к морозу и метели. 5. Вороны сидят на нижних ветках – к ветру, а на верхних – к морозу. 6. Если в зимнее время лес шумит — это значит, что вскоре будет оттепель. - Молодцы!!!! Знаете очень хорошо! И чтобы вернуться назад сторож леса предлагает нам пострелять в «Тире» - Будьте внимательны, отвечайте быстро вам нужно будет вспомнить и то, и если попали в цель правильным ответом- зелёный круг, не попали (ответ неверный) – красный. - Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу) - Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками) - Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают) - Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит) - Каких зверей зовут шатунами? (медведя) - Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было ему лет? (годичные кольца) - Молодцы! Все выстрелы в цель! (Если есть красный круг - значит надо повторить…не знаем или не запомнили) (1231) - Итак, жизнь растений замирает, животным и птицам тоже не сладко приходится, можно ли сказать, что зима-это покой природы? - Предположите, что было бы если б не было зимы? - Что было интересного сегодня в путешествии? - Что у вас получилось лучше всего? - Зима дарит вам последний снежок! И давайте посмотрим, что же она хотела вам сказать! (переворачиваю снежки) С новым годом! (231) - А теперь нам понадобятся снежинки, которые вы выбрали в начале урока - если вам понравилось сегодня на уроке, то прикрепите около ёлочки (символ Нового года) снежинку так, чтобы получился снегопад, если нет – то под ёлочку так, чтобы получился внизу сугроб. (музыка 5 вальс Амели) | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение устанавливать аналогии; 6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Регулятивные УУД: 1) формируем умение определять цель деятельности на уроке; 2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; 3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: 1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. |
Окружающий мир. Урок – путешествие.
Дата проведения: 21.12.2012г.
Тема: Времена года. Зима: покой природы. (Повторение.)
Тип урока: повторительно- обобщающий.
Технологии: здоровьесберегающая, игровая, ЭОР, технология проблемного диалога.
Цели:
Дидактическая:
- создать условия для осознания, осмысления и закрепления информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий
Предметные:
- повторить (сезонные) зимние явления природы;
- формировать умение находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
Воспитательные:
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь нуждающимся животным;
1.ЭОР:
Проектор, компьютер, презентация, фонограммы песни, музыки и голосов птиц.
2. Раздаточный материал:
карточки и конверты с заданиями для парной и групповой работы
3. Наглядный материал:
картинки с образцами одежды, елочка на ватмане, «снежки», сигнальные карточки для тира, буквы на магнитах.
Литература:
1. Учебник. А.А. Вахрушева, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир. Я и мир вокруг. 1 класс, часть1», Москва, Баласс, 2012г
2. Рабочая тетрадь к учебнику окружающего мира для 1 класса «Окружающий мир. Я и мир вокруг». Москва, Баласс 2012г.
3. Методические рекомендации для учителя. «Окружающий мир. Я и мир вокруг.» Москва, Баласс 2012г.
4. Популярное пособие для родителей и педагогов Н.В. Ёлкина, Т.И. Тарабарина, «1000 загадок» Ярославль, Академия развития, 2004г
5. Презентация к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...