Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Голобокова Оксана Николаена

Урок окружающего мира, построенный учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mir_.docx39.58 КБ
Файл urok_okruzhayushchego_mira.pptx431.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 им. С.Н.Пальчука

сельского поселения «Поселок Этыркэн»

Верхнебуреинского муниципального района

Хабаровского края

Конспект урока по предмету

 окружающий мир 3 класс

автор учебника   О.Т.Поглазова и др.

         

Составил:

Учитель начальных классов

Голобокова Оксана Николаевна

2015г.

 

Тема: Свойства воздуха.

  • Цели предметные: выявить  свойства воздуха в ходе наблюдений и опытов.

Задачи на формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику жизни на земле.
  •  воспитание бережного  отношения к  природе
  •  воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;

Регулятивные УУД:

  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
  •  создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
  • Уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;

Познавательные УУД:

  • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
  • развивать наблюдательность и умения рассуждать;
  • Уметь проводить несложные исследования;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Оборудование и материалы: для учителя:

  • ноутбук;
  •  шарики для  выполнения опытов, ножницы карточки с названием темы урока и свойствами воздуха, 2 конверта с заданиями, весы, шкатулка с надписью «Мои знания»;

для учащихся:

  • учебник, тетрадь на печатной основе, цветные магниты, воздушные шары,

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

1.Самоопределение к деятельности.

             

                                                 Слайд 1.

 Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок,

Чтобы весело нам было,

Чтобы солнышко светило.

Позовем его к нам в класс:

«Просим погостить у нас»

Мы приветливо улыбнемся солнышку, друг другу. А солнышко лаской и теплом согреет нас. Теперь у нас прекрасное настроение – пора начинать урок.

Хором произнося последнюю строчку.

 .

2..Актулизация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 -Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

У меня шкатулка «Мои знания». Выходим к доске берем листочек с вопросом, отвечаем – кладем в шкатулку.

Вопросы:

1.Какой увеличительный прибор используют в своей работе биологи?

2.Какие группы живых существ были обнаружены с помощью микроскопа?

3.К каким организмам относятся бактерии, растения, животные?

4.Почему нужно проветривать комнату?

5.Что такое воздух?

6.Назовите свойсва воздуха?

Микроскоп

Бактерии, простейшие

Живая природа.

Профилактика болезней.

?

?

3. Постановка учебной задачи.

На доске выставляется тема урока.

                                                   Слайд 2.

- на какие вопросы вы не смогли ответить? Почему?

- Сформулируйте тему урока.

Поставим перед собой задачи на этот урок:

1.Узнать…

2.Исследовать…

3.Обсудить как человек и животные …

- Что такое воздух?

-Назовите свойства воздуха?

- Потому что эту тему еще не изучали.

 

Воздух. Свойств воздуха.

-Тема урока воздух.

Что такое воздух?

Свойства воздуха.

Используют свойство воздуха.

   

4. «Открытие» учащимися нового знания.

Технология критического мышления. Прием «Знаем –Хотим узнать – Узнаем».

Слайд 3. Правила поведения при выполнении опытов.

Практическая часть.

                                            Опыт 1.

Работа в группах.

                                              Опыт 2.

Кластер.

           

                                           Опыт 3.

                                              Опыт 4.

                                                  Опыт 5.

       

5.Физкультминутка.

6.Продолжаем открывать новые знания.

                                                     Опыт 6.

7.Исползование полученных знаний в жизни.

 

Прием «Инсерт»           Слайд 4.

 Для того, чтобы наша работа на уроке была более продуктивной поработаем с таблицей.

Знаем

Хотим узнать

узнали

- Чтобы заполнить последний столбец, нам нужно сегодня на уроке быть не только хорошими слушателями, но исследователями.

Поэтому предлагаю вам провести на просто урок окружающего мира, а заседание научного клуба «Юный исследователь». А раз заседание научное. То и открытия у нас будут научные.

Любое научное заседание начинается с доклада о каком-либо открытии или исследовании.

Вот и у нас сегодня есть докладчик. Я предлагаю вам послушать Сечинову Анну в небольшим докладом на тему: «Воздух». Прошу всех слушателей быть внимательными и найти в Анином докладе информацию, которая  поможет вам ответить на поставленные в таблице вопросы.

- На какие поставленные вопросы вам помог ответить Анин доклад?

- Какого газа в воздухе наибольшее количество?

- откроем учебники, поработаем с диаграммой с.88. Назовите процентное соотношение газов в воздухе.

-Ребята, чтобы узнать какими свойствами обладает воздух нужно провести опыты. Опыты мы будем проводить в группах и все вместе.

- Повторим правила поведения при выполнении опытов.

 

 - Кто из вас видел воздух?
-Он ведь около нас, а мы его
не видим.  Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах.  Куда бы мы не пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолете, как бы низко ни спустились в шахту, - повсюду есть воздух.
-А как это можно доказать?
Оказывается можно доказать, что он около нас.
- Возьмите тетрадку и помашите ей. Что вы чувствуете?
-Это и есть воздух, который движется, перемещается с места на место.

-Что мы доказали этим опытом?

- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, и узнать какими   свойствами обладает воздух.

-  Возьмите воздушный шар и надуйте его.

- Сделайте небольшое отверстие, надавите на воздушный шар и направьте струю на каждого из ребят в вашей группе.

-Видели ли вы там воздух?

- А слышали ли вы его?
-Какое же первое свойство воздуха мы с вами открыли.  Видим мы его или нет?

- Предлагаю все свойства воздуха оформлять в виде «паутинки» на доске.

-  Продолжим  работу  в группах. У вас на столе лежат конверты с заданиями.

 

- Что вам поможет правильно провести опыты и сделать выводы?

-Решите, кто вашей группе будет читать задание, кто проводить опыт и кто расскажет нам о результатах своего опыта.

1 группа:

Посмотрите по сторонам, что вы видите. Поднимите тетрадь перед собой, видите ли что за ней?
 ( Нет, тетрадь непрозрачная, через нее не видно других предметов)
- Можете ли вы увидеть через  стену, что делается в соседнем классе?
Сделайте вывод, значит воздух, какой? (Прозрачный или непрозрачный). Выберите правильный ответ.

2 группа:

Вспомните, чем пахнет лесной воздух?  Что вы чувствуете, находясь на берегу реки? Что вы чувствуете, когда мама печет пироги?  Вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).
-Закройте глаза. Что вы чувствуете? ( Запах духов, освежителя воздуха).
-Сделайте вывод, значит  чистый воздух  имеет или  не имеет  запаха. Выберите правильный ответ.

- Заслушаем  каждую группу и узнаем  результат их опытов.

-Следующий опыт проведем все вместе.

Посмотрите на комнатные растения.
Какого они цвета?
-Посмотрите на   дверь класса какого она цвета?
-Как вы думаете, какого цвета воздух?
-Сделайте вывод, значит воздух  не имеет цвета (бесцветен) или имеет цвет. Выберите правильный ответ.

- Закройте ладошками рот и нос.
 Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
-Какое было желание?
-Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Упр.1    « Упрямая свеча».
   Наберем в грудь «побольше», воздуха и задуем воображаемую свечу на счет 1,2,3,4,5.
Не погасла, попробуем еще раз.
Упр.2   « Проколотый мяч».
   Надулись как мячик, выпустили воздух  с-с-с.
Упр.3  « Лесной ландыш».
   Свободная поза, сорвали ландыш, глубоко понюхали.
    Ах?- выдох . (3-4 раза).

-Ребята, давайте обобщим: проведя опыты, что вы узнали о свойствах воздуха? А как выдумаете – это все свойства воздуха?

- Предлагаю провести еще один опыт, чтобы узнать следующее свойство воздуха.

-Возьмите в одну руку книгу. Имеет ли вес книга?

А  воздух имеет вес?

Проделаем опыт. Возьмем два по-разному надутых шарика и взвесим их.

 Посмотрите, какой шарик тяжелее?

Почему он тяжелее?

Сделайте вывод: имеет ли воздух вес.

Заседание нашего научного клуба продолжается. Сегодня мы уже заслушали доклад, проделали ряд опытов. Теперь нам осталось поработать с научной статьей.

Перед вами текст. Работая с научным текстом, мы будем делать на полях пометы.

     - уже знал;

__ - я думал по другому;

+ - это для меня новое;

? – не понятно.

-Что вы отметили сигналом «уже знал»?

- Что отметили сигналом «я думал по другому»?

-А есть ли у нас в классе ребята, которые узнали из статьи что-то новое?

-О каком свойстве воздуха говорилось в статье?

- А что  в статье осталось для вас непонятным?

Сделайте вывод:

Для чего человек ставит на зиму двойные рамы, надевает  зимой шапки и шубы?

-Значит, какое свойство воздуха научился использовать человек и животные?

 

Заполняют 1 и 2 столбец таблицы.

Знаем: записываются все детские высказывания.

Хотим узнать: Что такое воздух?

Из чего состоит воздух. Свойства воздуха.

 

Слушают доклад Сечиной Анны на тему «Воздух» +  презентация.

Что такое воздух. Из чего состоит воздух.

 Азота.

Читают диаграмму.

Читают со слайда правила поведения при выполнении опытов.

Ответы детей.

Дети тетрадкой машут себе на лицо.

 - Ветерок.

Что воздух находится  вокруг нас

Работа в группах.  

Проделывают опыт.

. - Нет.

- Да, он свистел.

- Невидим воздух, но можем услышать, как он выходит.

- Читать внимательно задание и четко следовать инструкции.

Самостоятельная работа в группах.

  Поводят опыт. Делают вывод с помощью карточки.

Карточка –помощник.

Глядя по сторонам, мы увидели _____________.. Подняв тетрадь перед собой, мы через нее _______________, через стену увидеть, что происходит в соседнем классе мы тоже _______________________, потому что тетрадь и стена _____________________.А воздух _________________________. Через него мы ________________ все окружающие предметы.

Проводят опыт. Делают вывод.

Карточка-помощник.

Лесной воздух пахнет ____________., а  когда мама печет пироги пахнет _______________.

Вздохнув глубоко мы почувствовали ________________. Сделали вывод: чистый воздух__________________.

Зеленые.

Белая.

Бесцветен.

Выполняют упражнения.

.

 

Учащиеся рассказывают о

свойствах воздуха, используя составленный кластер.

Имеет вес.

Ответы детей.

- Надутый шар тяжелее.

- В надутом шарике есть воздух, он перевесил.

-Воздух имеет вес.

Работа  с научным текстом, карандашом на полях делают пометы.

 Ответы детей.

- Воздух   сохраняет тепло.

Ответы детей.

Сохранять тепло.

5.Обобщение  изученного материала. Рефлексия

                                 Слайд 5.

 

Вот и подошло к концу заседание научного клуба. Пора подвести итоги.

 -В начале урока мы ставили перед собой задачи. Давайте вспомним и проверим,  удалось ли нам решить эти задачи. 

- Чему учились на уроке? Выберите фразу и закончите ее.

- Ответы детей, с использованием таблицы.

6. Итог.

- Как вам работалось сегодня на уроке? Оцените свою работу и работу вашей группы.

-  Кто организовывал работу группы?  Кто лучше всех, по -вашему мнению, работал в группе?

-Домашнее задание:  учебник с.88-91 чтение, составить план доклада на тему «Свойства воздуха .

(задание записано на  доске)

 

-Спасибо всем за урок.

Ответы детей.

 

-Записывают задание в дневник.

                                                                                                                                                                                                Приложение 1

                                                                                Научная статья.

                                                                                                                                                                                                .

                                                                          Интересное свойство воздуха.

У воздуха есть еще одно интересное свойство.

Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

   – Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.  

  – И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

- В сильные морозы птицы сидят нахохлившись, то есть расправляют свои пёрышки так, чтобы между ними были побольше воздуха.

   Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.

   Поэтому в домах делают двойные рамы, зимой надевают шапки, шубы.

                                                                                                                                                                                                                           Приложение 2.

                                                             Правила поведения при  проведении опытов:

  1. Бережно относись ко всем приборам.  Их можно не только разбить, но ими можно и пораниться.
  2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  3. Опыты проводятся поочередно каждым из учеников.
  4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведенного опыта.

      5.Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

                                                                                                                                                                                               Приложение 3

                                                                               Рефлексия.

Закончите фразу:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира Составил: у читель начальных классов Голобокова О ксана Николаевна

Слайд 3

Задачи урока: 1.Узнать ... 2.Исследовать … 3.Обсудить, как животные и человек используют …

Слайд 4

Правила поведения при проведении опытов Бережно относись ко всем приборам. Их можно не только разбить, но ими можно и пораниться. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. Опыты проводятся поочередно каждым из учеников. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведенного опыта. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

Слайд 5

Работа с научной статьёй. - уже это знал; - я думал по другому: + - это для меня новое; ? – не понятно.

Слайд 6

Задачи урока: 1.Узнать ... 2.Исследовать … 3.Обсудить, как животные и человек используют …

Слайд 7

сегодня я узнал… было интересно… было трудно … я понял, что… теперь я могу … я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 8

Спасибо за урок! отдыхайте...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"

Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...