рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

нурумова айжан аккобисовна

рп предназначена  учителям ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx71.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                                                              «Средняя общеобразовательная школа п.Нива Питерского района Саратовской области»

«Рассмотрено»                           «Согласовано»                                     «Утверждаю»

Руководитель МО                      Зам. руководителя по УВР                  Руководитель

_______                                      МОУ «СОШ п.Нива»                          МОУ «СОШ п.Нива»

Протокол №______                                Иванова С.Н.___________                  Землянова Л.И.__________

от «    »__________2014 г.         «     »____________2014 г.                   Приказ №_____

от «    »___________2014 г.

Рабочая программа педагога

Нурумовой Айжан Аккобисовны

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

по окружающему миру

2 класс

                                                                                                                          Рассмотрено на

                                                                                                                                                    заседании пед.совета

                                                                                                                                       Протокол № ____

                                                                                                                                                   от «    »____________2014 года.

2014-2015 учебный год

Аннотация к рабочей   учебной программе начального общего образования по окружающему миру на 2014–2015 учебный год 2 класс.

 Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1-4 кл., авторов А.Л. Вахрушев, Д.Д. Данилов А А.С. Раутиан, С.В. Тырин. Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Образовательная система «Школа 2100»  в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт./Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011 год., которая рассчитана на 68 часов (2 ч * 34 недели = 68 часов  в год).   В программе дается распределение учебных часов по  крупным разделам курса, в соответствии с содержанием учебника. Рабочая учебная программа включает в себя  следующие разделы: общая характеристика учебного предмета, место в учебном плане, основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса, поурочно - тематическое планирование, характеристику деятельности учащихся, планируемые образовательные  результаты, ведущие формы, методы, средства обучения, оборудование, учебно-методический комплекс.    

I.  Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования, на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Примерной основной образовательной программы ОУ, программы   «Окружающий мир» для 1 – 4 классов УМК «Школа 2100», авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Ребят необходимо познакомить с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. 

Алгоритм подготовки учителя к проведению урока.

1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме (перечень требований помещён также и в дневниках и в начале каждого раздела учебника). Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в проверочных работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.

Начиная со 2-го класса, в конце урока помещён перечень понятий, который должны усвоить школьники. Часть этих понятий, выделенных шрифтом, относится к программному минимуму, который должны знать все школьники. Она может быть обозначена выражением «надо запомнить». А вот другая часть понятий, фактов (она не выделена) не входит в минимум. Она может быть обозначена выражением «достаточно познакомиться». К ней относятся часто встречаемые в окружении ребёнка слова, которые тем не менее не обязательно им знать. Надо добиться их понимания на уроке всеми учениками, а вот на дальнейших уроках применять их на этапе актуализации не обязательно. Кому они покажутся важными, запомнят их, остальные могут забыть. Но в самостоятельные работы, проводимые в конце темы (раз в 3–4 урока), они включены и на уроке по данной теме должны присутствовать.

Наконец, к третьей категории понятий и фактов – максимуму – относятся те, которые есть в тексте учебника, но не помещены в конце урока, они тем более не отражены в программных требованиях. Их не только не обязательно знать, но и не обязательно включать в материал урока.

2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, необходимо продумать  проблемную ситуацию, главный вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов, на которые нужно найти ответ, чтобы ответить на главный вопрос. Эти основные вопросы подводящего диалога  включить в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них детей. Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших знаний. В случае если школьники сразу же выскажут свои версии решения проблемы (побуждающий диалог), необходимо перейти к обсуждению версий.

3-й шаг. Лишь на третьем этапе подготовки к уроку выбрать и включить в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют школьников. В 3–4-м классе можно предварительно обсудить с ребятами, о чём они хотят узнать.

Контроль образовательных результатов.

1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (12 кл.), в проверочных и контрольных работах (34 кл.).

2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения проводится блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Особенно полезно, если ребята сами сформулируют необходимый для решения возникшей проблемы перечень знаний. Во всех учебниках, начиная со 2-го класса, в начале каждого урока помещены вопросы для актуализации знаний.

3. Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и итоговых работ (12 кл.) и тетради для проверочных и контрольных работ (34 кл.). Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях отличается своей сложностью от уровня в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. В отличие от этого в самостоятельных (проверочных) и итоговых (контрольных) работах, начиная со 2-го класса, отмечен уровень сложности (необходимый, программный или максимальный), который могут самостоятельно выбирать ученики. При этом акцент самостоятельных (проверочных) работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). А материал итоговых (контрольных) работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний.

Видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:

1) таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений. Например (2 кл.), отметка за задание: «Какое вещество придаёт твёрдость и упругость этим предметам? (нарисованы мяч, надувной круг, надувной матрас)» ставится в графу умения «объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ»;

2) портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов, из них 68 часов во 2 классе (2 часа в неделю). Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь  определять стороны света по солнцу и по компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них  части света, материки и океаны;
  • называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 2-го класса

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

  • Элементарные сведения о трех состояниях веществ;
  • Что Земля имеет форму шара;
  • Что горизонт – воображаемая линия;
  • Основные стороны света;
  • Элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды);
  •  Закон всемирного тяготения;
  • Связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
  • Как себя вести при грозе;
  • Основные этапы круговорота воды в природе;
  • Элементарные сведения о погоде;
  • Что глобус – модель Земли;
  • Условные обозначения глобуса и карты;
  • Части света, материки и океаны;
  • Характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов;
  • Основные природные зоны;
  • Географические закономерности размещения хозяйства людей;
  • Политическую карту, крупнейшие страны и города;
  • Части света и их основные особенности;
  • О возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.
  • Использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
  • Пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
  • Различать утро, день, вечер и ночь;
  • Различать времена года по основным признакам;
  • Уметь пользоваться календарем и часами;
  • Показывать линию горизонта;
  • Определять стороны горизонта при помощи компаса;
  • Описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
  • Определять температуру с помощью термометра;
  • Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
  • Показывать на карте части света, материки и океаны;
  • Находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря;
  •  Показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
  • Распознавать ландшафты основных природных зон;
  • Перечислять порядок их расположения на планете;
  • Находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
  • Беречь богатства природы в повседневной жизни;
  • Уважительно относить к другим народам, живущим на Земле.

VI. Содержание учебного предмета

«Наша планета Земля» (68 ч)

Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца.  Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой.  Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности (7 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Земля – наш общий дом (11 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала – 4 ч.

Часы по усмотрению учителя – 5 ч.

VII. Тематическое планирование

п/п

Дата

Раздел, тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

План

Факт

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

Введение

4

Знать:

- как устроен учебник 2 класса;

- три состояния вещества;

- состав предметов, свойства веществ;

- стороны света;

- Земля имеет форму шара;

- понятие горизонта;

- глобус – модель Земли, вращение Земли;

- цветовые обозначения на глобусе;

- что такое календарь.

Уметь:

- ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради;

- различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе;

- различать 3 состояния веществ;

- определять стороны света с помощью компаса;

- ориентироваться по сторонам света;

- находить полюсы Земли и экватор;

- ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окр. мира при изучении данной темы;

- ознакомление с терминами «понятие» и «наука» при ознакомлении с общими словами-понятиями.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя;

- умение прогнозировать свою деятельность в соответствии определенным ранее алгоритмом;

- умение контролировать свою деятельность;

- умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям.

Познавательные: 

Общеучебные:- осознанно и произвольно стоить речевые высказывания в устной форме;

- уметь пользоваться новыми терминами: «понятие», «наука», «вещество», «календарь», «компас», «горизонт», «стороны света», «полюс», «экватор»;

- пользоваться глобусом, как моделью Земли, ориентировать с помощью компаса;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач.

Логические: - уметь сравнивать живую и неживую природу, сопоставлять окружающие предметы и их взаимосвязи;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках,  высказывать предположения и аргументировать их;

- уметь проводить опыты под руководством учителя или родителей и отображать результаты исследования в таблицах.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с живой и неживой природой;

- формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах и группах при проведении опытов и изучении материала;

- уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах.

Как мы будем учиться.

1

Общие слова – понятия.

1

Из чего состоят все предметы. Проверочная работа № 1.

2

Земля и солнце

16 + 1

Знать:

- Земля – планета;

- элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды)

- движение Солнца связано с обращением Земли вокруг собственной оси;

- общее представление о форме и размерах Земли;

- закон всемирного тяготения (притяжение Земли) и его проявления;

- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца;

- соразмерность ритма в жизни человека с сутками;

- времена года, их особенности;

- правила безопасного поведения в разное время года;

- особенности природных условий на различных участках земного шара;

- понятия: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция»;

- различие климата и погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер);

- круговорот воды в природе.

Уметь:

- оценивать роль науки в познании мира;

- характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления;

- сравнивать и различать день и ночь, времена года;

- объяснять движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

- устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг     своей оси и вокруг Солнца;

- демонстрировать эти движения на моделях;

- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояния;

- измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра;

- сравнивать погоду и климат;

- характеризовать круговорот воды в природе;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении данной темы;

- формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с данной темой;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя;

- уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом;

- уметь контролировать свою деятельность;

- уметь корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям;

Познавательные:

Общеучебные:

- уметь пользоваться терминами: «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», «температура воздуха», «облачность», «осадки»,

Природные часы, календарь и компас.

2

Земля имеет форму шара.

1

Глобус – модель Земли.

1

Повторение по теме «Земля – шар».  Проверочная работа № 2.

1

Контрольная работа № 1 по теме: «Предметы. Глобус – модель Земли».

1

«ветер», «круговорот воды в природе», «климат», «погода», «термометр»;

 - пользоваться глобусом при изучении смены дня и ночи и времен года, термометром при измерении температуры воздуха и воды;- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за погодой и описании ее состояния с помощью условных знаков, составлении своего режима дня.

Логические:

- характеризовать времена года, погодные климатические условия;

- различать смену времен года и смену дня и ночи;

- уметь проводить под руководством учителя или родителей опыты: земное притяжение, измерение температуры воды и воздуха, смена дня и ночи и времен года с помощью теллурия.

Коммуникативные:

- правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Земля в космосе.

1

Притяжение Земли.

1

Смена дня и ночи.

Проверочная работа № 3.

2

Смена времён года.

2

Где на Земле теплее.

1

Погода и климат.

2

Урок – тренинг. Проверочная работа № 4.

1

Контрольная работа № 2 по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения».

1

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта.

8

Знать:

- различать план и карту, иметь представление о масштабе;

- части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте;

- условные обозначения на карте, элементарные приемы чтения карты;

- название особых точек и линий на глобусе;

- высоты и глубины различных географических объектов;

- растительность и животных, обитающих на том или ином материке;

- водоемы и их разнообразие, использование их человеком;

- водоемы родного края;

- правила безопасного поведения на водоеме в разное время года;

- понятие «бассейн реки»;

- составные части реки и их определение на рисунках;

- особенности озер;

- формы земной поверхности;

- общее представление, условные обозначения равнин и гор на карте;

- особенности на поверхности родного края;

- правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года;

- рождение гор, их превращение в равнины;

- правила безопасного поведения при землетрясении.

Уметь:

- характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки;

- находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков;

- работать с готовыми моделями ;

- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

- моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина;

- сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоемы на примере своей местности;

- находить на физической карте России и полушарий разные водоемы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их название;

- определять направления  течения рек по карте и глобусу;

- извлекать необходимую информацию и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоемах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни

Познавательные:

Общеучебные:

- ознакомиться с понятиями: «условные знаки», «масштаб», «карта», «план», «река», «гора», «меридианы», «параллели», «модель», «часть света», «материк», «океан», «бассейн реки», «долина», «течение реки», «правый и левый берег», « подземные воды», «бессточное озеро», «проточное озеро»;

- пользоваться глобусом, физической картой России и картой полушарий, планом местности, масштабом, условными знаками;

Логические:

- характеризовать и сравнивать глобус, карты и план местности, расположение и размеры материков, океанов, растительность и животных, обитающих на том или ином материке, формы земной поверхности, водоемы;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Моделирование формы земной поверхности  из песка, глины или пластилина», «Как реки и озера служат людям», «Строим город», «Как стареют горы», «Моя страна».

План и карта.

2

Глобус и карта.

1

Повторение. Проверочная работа № 5.

1

Что изображают на карте.

2

Материки и океаны.

1

Повторение. Проверочная работа № 6.

1

Формы земной поверхности

7 + 1

Реки и озёра.

2

Равнины и горы.

2

Повторение. Проверочная работа № 7.

1

Моря и острова.

Проверочная работа № 8.

2

Учимся решать жизненные задачи.

Контрольная работа № 3 по теме «План и карта. Глобус и карта».

1

Земля – наш общий дом

11 + 1

Знать:

- лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные);

- отличительные признаки живых организмов от неживых предметов;

- места обитания организмов;

- части экосистемы;

- природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана

природы);- смену природных зон на поверхности земли;

 - закон природной зональности;

- экологические системы

 родного края;

- правила безопасного поведения на дорогах, в лесу и разное время года;

- особенности зон холодного пояса, смену их на поверхности земли;

- особенности зоны лесов – тайги, смешанных, широколиственных и хвойных;

- цепи питания в хвойном лесу;

- названия зон жаркого пояса (степи, полупустыни, пустыни);

- членов экосистемы засушливой зоны, их зависимость от неживых компонентов и влияния на них;

- последствия нарушения экосистемы;

- зоны жаркого пояса: степи, пустыни, саванны и тропические леса;

- горные экосистемы;

- многообразие стран и народов на Земле;

- преимущества и недостатки людей в каждой природной зоне;

- отличия людей разных частей света.

Уметь:

- характеризовать экосистемы;

- описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон;

- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет и др. информационные средства) о природных зонах и обсуждать полученные сведения;

- объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон;

- находить на карте изученные природные зоны;

- находить и показывать на глобусе и политической карте мира изученные страны

Познавательные:

Общеучебные:

- уметь пользоваться новыми терминами: «экологическая система», «природная зона», «закон природной зональности», «ледяная пустыня», «тундра», «лесная зона», «тайга», «лиственные леса», «степная зона», «пустынная зона», «саванны», «высотные пояса», «страна», «столица», «политическая карта»;

- уметь пользоваться картой природных зон, политической картой мира, видеть границы природных зон, различать города и страны;

Логические:

- уметь сравнивать природные зоны, сопоставлять растительный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Природные зоны холодного пояса», «Природные зоны умеренного пояса», «Путешествие в теплые края», «Горные экосистемы», «Люди, города и страны».

Экологические системы.

2

Природная  зональность.

1

Природные зоны холодного  пояса.

1

Леса умеренного пояса  

1

Засушливые зоны умеренного пояса.  

1

Путешествие в тёплые края (Самостоятельная подготовка докладов).

1

Горные экосистемы.  

1

Повторение.

Проверочная работа № 9.

1

Люди, города и страны.

Проверочная работа № 10.

2

Контрольная работа № 4 по теме «Природные зоны».  

1

Части света

10

Знать:

- многообразие стран, народов на Земле;

- материки;

- территорию материков, их границы, в каких поясах лежат, омывающие океаны, страны и столицы этих материков, населяющие народы, особенности географического положения, животный и растительный мир, достижения и достопримечательности этих стран;

- Москва – столица России, достопримечательности России;

- карту России, государственную границу России, полезные ископаемые, народы, населяющие Россию, их численность,  народные промыслы, символику;

- природу родного края, народы, населяющие край и их численность, природные зоны края;

- положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу;

- правила безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней.

Уметь:

- называть и показывать на политической карте крупнейшие европейские, азиатские, африканские, американские страны, Австралию и Антарктиду;

- различать флаги этих государств, узнавать по очертанию на карте;

- называть их главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей;

- называть и показывать на карте территорию России, её границу, столицу, свой регион, свой город;

- различать флаг, герб, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города;

- характеризовать формы земной поверхности и водоёмы своей местности;

- анализировать влияние современного человека на природу,

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при  изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей;

- уметь пользоваться новыми терминами: символика страны», «флаг», «герб», «экспонаты»

- уметь пользоваться политической картой мира, видеть границы материков, различать города и страны;

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач  при изучении стран

Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей.

Логические:

- уметь сравнивать географическое положение, особенности климата и рельефа, животного и растительного мира стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их;

- уметь практически  работать с глобусом и политической картой, находить и показывать изученные страны мира;

- находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств; готовить небольшое сообщение или доклад для выступления перед одноклассниками;

- вести наблюдения по плану, принятому на уроке,    за особенностями рельефа своей местности, водоёмами;

- уметь строить план местности, работать с контурными картами;

- уметь создавать проекты под руководством учителя «Всемирная выставка», «Мой зоопарк»,

« Путешествие в дальние страны».

Путешествие тучки по Европе.

2

Азия.

1

Путешествие в дальние страны (сообщения школьников).

3

Россия – наша родина.

Проверочная работа № 11.

2

Экскурсии (формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.;  наша природная зона)

2

Наша маленькая планета Земля

3 + 1

Наша маленькая планета Земля.

2

Урок повторения.

1

Учимся решать жизненные задачи.

Контрольная работа № 5 по теме « Земля – наш общий дом».

1

Часы по усмотрению учителя

5

Резервные уроки

1

1

1

1

1

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебный методический комплект:

  • «Окружающий мир» (Наша планета Земля) Учебник для 2 класса в 2 частях

Авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан

(Москва  «Баласс» 2012 г.)

  • Рабочая тетрадь к учебник «Окружающий мир» (Наша планета Земля) 2 класс

Авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан

          (Москва  «Баласс» 2012 г.)

  • Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс

Авторы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина

 (Москва «Баласс» 2012 г.)

  • Мои первые опыты. 1-ый и 2-ой классы

Автор И.И. Курапова

(Москва «Баласс» 2012 г.)

  • «Окружающий мир. Наша планета Земля. 2 класс»

 (Методические рекомендации для учителя)

Авторы  А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова

(Москва «Баласс» 2012 г.)

Литература.

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2-й класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2-х ч. – по 144 с., ил.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. – 80 с., ил.
  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. – 48 с., ил.
  4. Комплект наглядных пособий. 2-й класс. Окружающий мир. В 4-х ч. – по 40 с., ил. / Сост. А.А. Вахрушев.
  5. Курапова И.И. Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир» для 1–2-го классов / Под ред. А.А. Вахрушева. – Изд. 2-е, испр. – 32 с., ил.

Наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

        Интернет – ресурсы

  • Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (Окружающий мир: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа: www.vneuroka.ru
  • Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». -  режим доступа: http://www.school2100.ru
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: - Режим доступа:  http://school-collection.edu.ru
  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
  • Поурочные планы: методическая  копилка, информационные технологии в школе. Режим доступа: www.uroki.ru
  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». Режим доступа: www.km.ru/ed

Приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ

Раздаточный материал (гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.)

Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки.

Набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации.

Экскурсионное снаряжение (складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки, набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.), путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции).

Литература.

  1. Материалы официального сайта Образовательной системы «Школа 2100». - Режим доступа: http://www.school2100.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...