урок чистоты
план-конспект занятия (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок чистоты
Форма: Урок
Целевая аудитория: учащиеся 3 класса
Продолжительность: 40 мин.
Методы и формы организации: лекция, диалог, технология проблемного обучения, использование ИКТ, связь с жизнью, опора на жизненный опыт учащихся, работа в группах.
Цель: Познакомить учащихся с существующей проблемой утилизации ТБО и путями ее решения, побудить к формулированию своих предложений для решения проблемы загрязнения окружающей среды.. Способствовать формированию основ экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе. Развивать коммуникативную компетентность, компетентность разрешения проблем.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, заготовки таблицы «Виды упаковок», различные виды упаковок (банки, коробки, бутылки и т.п.)
№№ слайдов | Учитель | Ученики |
1. Актуализация. - Возле речки в тумане чуть звенят тополя… Может, ими и манит человека земля? Иль березкой кудрявой, нескупой на слова? Или явором? Явор – всем лесам голова! Иль плясуньей-калиной, что сережкой трясет? Или первой травинкой, пробивающей лед? Что ж, Земля привлекает иль этим иль тем. В суть вопроса вникая, я так думаю – всем! И рябины кустами, и лужком заливным, И грибными дождями, и дождем не грибным. Первой звонкой капелью и росой на кустах, Соловьиною трелью в соловьиных кустах. И родными местами, где ты жил, где ты был, И цветами, цветами – чуть о них не забыл! Манят волею реки и раздольем поля… Не обманет вовеки человека Земля! - Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Помимо той красоты, которую она дарит нам, она дает людям и всем ее обитателям…. - А что же мы даем природе в ответ за ее доброту?.. Знакомая картина? 2. Формулировка темы и целей урока - Чему посвящен наш урок? - У нашего урока необычное название – урок чистоты. - Для чего мы проводим такой урок? 3. Наблюдение - Вернемся к последнему слайду? Что здесь? - Что можно увидеть на этой свалке? - Откуда же они здесь берутся? - А где в жизни мы используем все эти предметы? - Значит, она не нужна нам совсем, раз она так загрязняет окружающую среду?... - Для чего? 4. Открытие новых знаний - Действительно, еще около 50000 лет до нашей эры первобытный человек однажды обнаружил, что еду и воду можно хранить в сосудах, которые были выдолблены из кости, камня или дерева. Так родилась самая первая упаковка. Через много–много лет люди научились использовать сосуды из обожженной глины. Затем они изобрели гончарный круг. Это был огромный шаг вперед в развитии упаковки. Еще через много лет человек стал использовать для хранения продуктов деревянные бочки и бурдюки из шкур животных. - Позднее появляются и другие виды упаковки. Какие? - Как вы думаете, какие из этих видов упаковки появились раньше других? Работа в группах с литературой. - Как и когда появилась упаковка? По ходу работы заполняете таблицу. Выступающие от групп - По ходу выступления продолжите заполнение таблицы. - Проверим, что же у нас получилось (Проверка заполненной таблицы по образцу на слайде). - Что же получается? Упаковка нам нужна и в то же время она засоряет природу. Как быть? - Конечно, упаковка – это не мусор, а очень ценное сырье, которое еще называют вторичным. Ведь для того, чтобы сделать из этого вторичного сырья новые вещи, не надо рубить леса и делать из деревьев бумагу и картон. Не надо использовать природное топливо для получения пластмассовых бутылок, банок, коробок и пленок для пакетов. Не надо переплавлять руду в металл и делать стекло из кварцевого песка – ведь новые упаковки можно делать из переработанных старых упаковок. - Как вы думаете, ребята, а что надо сделать сначала, прежде чем из этого мусора получится новая вещь? - Верно, сначала надо будет научиться сортировать использованную упаковку на отдельные группы. Главное – знать, что такое упаковка, из чего она сделана и что с ней происходит после того, как она использована. ФЗК. Закрепление полученных знаний. - У меня здесь несколько видов различной упаковки. Попробуйте рассортировать ее. - Замечательно. Так вот если все это вы просто выбросите в природу, то бумага пролежит – до 5 лет, картон – до 10-15 лет, жестяная банка – более 30 лет, полиэтилен – 200, пластик – до 500, стекло – 1000 лет. Природе очень трудно перерабатывать такие отходы, у которых есть свое название – твердые бытовые отходы (ТБО). Ежегодно на территории Пермского края в год образуется 1млрд 2 млн.тонн бытовых отходов, из них третья часть (32 %) – потенциальное вторичное сырье. В настоящее время в Пермском крае только 1/100 (1 %) отходов подвергается вторичному использованию. И почти половина (40 %) твердых бытовых отходов размещено на несанкционированных свалках - Итак, мы рассортировали мусор, точнее ТБО. Что же дальше? - Замечательно. Что теперь? - Как вы думаете, что можно получить, переработав ТБО? (работа со слайдом) - Перерабатывая ТБО мы спасем природу от загрязнения, произведем новые материалы, предметы, а что еще? Вновь обратимся к раздаточному материалу. Каждая группа доказывает, что переработка данного вида ТБО очень важна. Работа в группах (Ответы по кругу) - А что вы сами можете сделать для того, чтобы спасти наш городок, а может и планету от загрязнения? Работа в группах Представление проектов 5. Итог - Спасибо. Надеюсь, что эти предложения останутся не только на бумаге, но и обязательно воплотятся в жизнь. - Давайте сделаем вывод по уроку. Чтоб радость завтрашнего дня Сумел ты ощутить, Должна быть чистою Земля И небо чистым быть. А Землю эту, не щадя, Терзал за веком век И брал все только для себя «Разумный» человек. Надолго ль хватит нам воды, Коль растворен в ней яд? Надолго ль хватит тех лесов, Где топоры стучат? Спасти поля, леса, луга И чистую гладь рек – всю Землю – Можешь только ты, Разумный человек! - От кого же зависит сохранение природы? Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А Человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». 6. Домашнее задание. - Сделать поделку на конкурс «Вторая жизнь упаковки» | - …тепло, свет, пищу, одежду - Охране природы от мусора. - Научиться беречь природу, защищать ее. - Обычная свалка мусора, какие мы часто встречаем в лесу, за городком… - коробки, стеклянные банки, жестяные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.д. - Выбрасывают люди - Это упаковка - Нужна. - Сохранять предметы, продукты и т.д. - Бумага, картон, стекло, пластик, полиэтилен, жестяные баночки. - ?... - Правильно ее утилизировать. Не выбрасывать в природу, а сдавать в пункты переработки. Мы собираем макулатуру, которую перерабатывают и делают бумагу. - Сначала надо рассортировать мусор. 1 гр. – бумага, 2 гр. - картон 3 гр. – стекло 4 гр. – пластик, полиэтилен 5 гр. – жестяные баночки - Отправляем отдельный вид упаковки в специальный контейнер. - Специальные машины отвозят ТБО на фабрики и заводы для переработки. - Мебель, посуду, одежду, игрушки… - Весь мусор необходимо сортировать. ТБО надо сдавать на переработку, чтобы не засорять окружающую среду, экономить сырье, энергию. - От каждого из нас. |
Приложение 1
Раздаточный материал «Как появилась упаковка»
Стекло – один из древнейших искусственных материалов, созданных человеком, поэтому оно уже давно используется для хранения жидкостей. Различные стеклянные сосуды появились в Древнем Египте около 5 тысяч лет назад, а затем секрет производства стеклянных бутылок узнали в Европе.
Изделия из стекла – бутылки, банки, различные флаконы – археологи до сих пор находят в раскопках. Они практически не разлагаются и могут лежать в земле десятки веков.
И в наше время этот вид упаковки в основном используется для хранения жидкостей.
Кроме того, у подобного рода упаковок есть одно немаловажное преимущество – их можно использовать несколько раз, негодные или разбитые бутылки – переплавлять в новые! При этом, оказывается, можно сэкономить много энергии (по сравнении с тем, если выплавлять стекло из первичного сырья – кварцевого песка).
Бумагу изобрели в Китае во втором веке нашей эры. А еще через несколько веков секрет ее изготовления узнали в Европе. Однако, до начала 18-го века бумагу мало использовали для упаковки, так как ее изготовляли вручную и она была очень дорогой. Только в 1798 году был изобретен станок для ее производства.
Бумагу и картон делают из древесной целлюлозы – измельченной древесной массы. Для этого приходится использовать много-много огромных деревьев, вырубать целые леса. А ведь одно дерево, годное к переработке, растет, в среднем, 80 лет! И хотя теперь люди стараются не только уничтожать, но и выращивать для этой цели новые леса, все-таки вырубают пока значительно больше.
Потом эти деревья привозят на целлюлозно – бумажный комбинат, где из них делают бумагу, а из этой бумаги на специальных предприятиях и в типографиях создают упаковку, наносят печать или печатают этикетки.
Картон был создан в 19 веке в Америке, из этого материала сделана складная картонная коробка, которую сегодня можно увидеть в любом магазине. Серо – коричневые ящики для перевозки товаров изготавливают из материала, который называется гофрокартон. А из микрогофрокартона теперь создают красивые и прочные коробочки для кондитерских изделий – конфет, печенья и т.д.
Только около 30 лет назад человек начал использовать специальный многослойный материал картон, покрытый тончайшим слоем полиэтилена. В коробках такого картона можно хранить молоко, кефир, воду. Вскоре добавили еще один слой – фольгу. В такой упаковке молоко можно хранить без охлаждения несколько месяцев!
Самые распространенные материалы, из которых делают металлическую упаковку – это жесть и алюминий.
Еще в начале 19-го века люди стали использовать жесть для изготовления первых консервных банок. В 19-м веке также были изобретены и тубы, которые были немного похожи на тюбик с зубной пастой. И сегодня тонкую жесть используют для упаковки консервов, для кондитерских изделий.
А в 20-м веке стали широко применять алюминий. Из него, например, сейчас делают тюбики для пасты и красок, банки для напитков и фольгу для кондитерских изделий.
Алюминиевые банки, фольга, тюбики легко перерабатываются, поскольку выброшенная упаковка из алюминия – практически готовое сырье для повторного использования. В некоторых странах до 70% алюминиевой упаковки делают исключительно из вторичного сырья!
Первые пластиковые упаковки проявились в 30-е годы 20-го века. Однако, интенсивно этот материал стал использоваться в 50-е годы.
Пластмассовые или пластиковые упаковки сделаны из самых современных искусственных материалов. Пластмассы очень разнообразны по своему составу и свойствам. Чтобы было легче различать, из какого именно вида пластмассы изготовлена упаковка, на упаковке размещают специальные маркировочные знаки.
С каждым годом пластиковое упаковки приобретают все большую популярность, поскольку такие упаковки не мнутся и не бьются, отлично сохраняя качество и форму упакованных продуктов. А еще они легки, удобны в обращении и перерабатываются в самые разные вещи. Например. Из отходов пластиковых бутылок производится волокно лавсан (полиэстер), из которого изготавливают ковры, начинку для матрасов, прочную одежду.
Приложение 2
Таблица «Виды упаковок»
Название | Когда | Где | Сырье |
Таблица «Виды упаковок»
Название | Когда | Где | Сырье |
Сосуды | 50000 лет до н.э. | Европа, Азия, Африка | Кость, камень, дерево. Глина Деревянные бочки Бурдюки |
Стекло | 5000 лет назад | Древний Египет | Кварцевый песок |
Бумага | 2 век н.э. | Китай | Древесная стружка |
Картон | 19 век | Америка | Древесная стружка |
Металлическая упаковка | нач. 19 века 20 век | Жесть Алюминий | |
Пластиковая упаковка | Нач. 20 века |
Приложение 3
Раздаточный материал «Интересные факты по переработке ТБО»
Интересные факты по переработке стекла:
- Производство стекла из стеклобоя требует в два раза меньше энергии, чем производство стекла из песка.
- Энергии сохраненной при переработке одной стеклянной бутылки достаточно, чтобы лампочка в 100 Ватт горела в течение 4 часов, а телевизор работал 1, 5 часа.
- Энергии сохраненной при переработке 60000 тонн стекла достаточно, чтобы запустить космический корабль.
- Стекло никогда не теряет своих свойств. Оно может быть использовано и переработано несколько раз.
- Производство стекла из стеклобоя позволяет сократить загрязнение воздуха на 20%, а загрязнение воды на 50%.
- Каждая тонна переработанного стекла сохраняет около 230 кг отходов от разработки месторождений.
Интересные факты по переработке бумаги:
- Каждая тонна переработанной бумаги сохраняет:
- 17 деревьев,
- 26500 литров воды
- 1750 литров нефти
-сокращает загрязнения на 95%
- Переработанная бумага не может полностью заменить бумагу из древесной целлюлозы, но благодаря ее использованию значительно сокращается вырубка лесов.
Интересные факты по переработке металлов:
- Переработка алюминиевой банки сохраняет энергию, равную 0,2 литра бензина.
- Энергии, сохраненной при переработке одной алюминиевой банки, достаточно для того, чтобы телевизор работал 3 часа.
- При производстве стали из переработанного сырья экономится в 4 раза больше энергии, чем при производстве из железной руды.
- Переработка металла сокращает выбросы в атмосферу. Например, в 1999 году за счет переработки алюминиевой банки выбросы в атмосферу и сбросы сократились на 3,37 млн.тонн
Интересные факты по переработке пластика:
- Пластик изготавливают из нефти и газа, запасы которого ограничены, поэтому переработка пластиков позволяет сохранить нефть для других нужд.
- Значительную часть переработанных пластиковых бутылок в мире используют в текстильной промышленности:
- для изготовления одной футболки требуется около 14 пол-литровых бутылок.
- для свитера около 63 бутылок.
- для спального мешка около 85 бутылок.
- для коврового покрытия для комнаты среднего размера требуется около 1200 пластиковых бутылок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Чистоты.
Урок Чистоты по произведениям К.И. Чуковского "Мойдодыр"...
Урок "чистоты" в 4 классе по теме "Экологичечкие проблемы г. Бугульмы и пути их решения"
Урок проводился в 4 классе с использованием активных методов обучения, которые позволяют детям исследовать экологические проблемы родного города , сделать выводы и найти пути решения эти проблем....
Урок чистоты "Природа не прощает ошибок"
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере...
Урок "Урок чистоты".
Цель этого урока: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем городе, сравнить результаты этой деятельности и попробовать ...
Презентация к уроку чистоты
Презентация выполнена к уроку чистоты. В ней рассказвается о заповедниках России и Татарстана....
классный час "Урок "Чистоты""
Классный час "Урок -Чистоты" для учащихся 1 классов. Знакомит учащихся с заповедникам России и Татарстана....
Урок чистоты
Урок чистоты...