Конспект урока окружающего мира во 2 классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Волгирева Олеся Николаевна

Конспект урока окружающего мира "Посмотри вокруг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Школа: МКОУ базовая НОШ г. Омутнинска

Класс: 2 А

Дата проведения: .03.03.1995

Практикант: Волгирева Олеся Николаевна

Учитель: Комарова Галина Геннадьевна

Методист: Ситчихина Оксана Ивановна

Тема: «Посмотри вокруг»

Цель: познакомить с новым разделом «Путешествия»

Задачи:

  • сформировать представление о горизонте и линии горизонта;
  • познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме
  • дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;

Оборудование:  

Для учителя:

Для учащихся:

Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Замечания

Организационное начало

Объявление темы и целей урока

Изучение нового материала

Подведение итогов урока

Рефлексия

- Добрый день, дорогие ребята, меня зовут Олеся Николаевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

- Пожалуйста, садитесь!

Начинается  урок,

Он  пойдет  ребятам  впрок.

Постарайтесь   всё  понять,

Что-то  новое  узнать!

- Ребята, мы с вами живем на планете Земля. Вспомните, что вы о ней знаете (слайд 2)

- А задумывались ли вы о том, какую форму имеет Земля? (слайд 3)

Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский  остров. Он  лежит  на  спинах  больших  слонов, которые стоят  на  панцире  огромной  черепахи, плавающей  в  океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.

- Как вы думаете, правы были древние мудрецы?  

- Чтобы определить, кто прав, прочитаем рассказ В.Горькова и Ю.Авдеева «Как выглядит Земля?» (учебник, стр. 72-73).

-Так какой же формы Земля? (слайд 4)

В этом люди убедились еще задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морю (слайд 5), они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале далеко в море появлялась мачта корабля. Лишь при приближении становился виден весь корабль (слайд 6)

- Как  вы  думаете, почему  так  происходило?

- Прошло  много  лет  с  тех  пор, как  отважный капитан Фернан Магеллан  и  его товарищи отправились в кругосветное путешествие. (слайд 7-8)

- Всё  время  они  плыли  в  одну  и  ту  же сторону  на  парусных  кораблях  в  течение  трёх долгих  лет  и  возвратились  домой  с противоположной  стороны.

- Что  доказало  это  путешествие?

- Как вы  думаете, какой вывод о форме Земли  можно сделать после этого путешествия?

- Правильно. Это  путешествие  ещё раз доказало, что  Земля  имеет  форму  шара.

- Отправляясь в путешествия, люди узнавали всё больше и больше нового о нашей планете. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, стали называть «горизонтом». (слайд 9) прочитайте определение на странице 70.

-Что же называют горизонтом?

- А как будет называться линия, где   небо как бы сходится с землёй? (слайд 10)

- Как вы думаете, можно ли добраться  до линии  горизонта?

Послушайте загадку, о чём она?

-  Он и летом и зимой 

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему  иди-

Он всё будет  впереди. (горизонт)

- Как  догадались, что  загадка  о  горизонте? 

- По каким словам?

-Проведём опыт. Какую форму имеет  планета Земля?

- Для опыта возьмём мяч, который  имеет почти такую же форму.

- Представьте, что вы стоите на  огромном- преогромном  шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей  стороны, вокруг  вас.

- Вы увидите новые поверхности, но  никогда не закончите своё   путешествие. Ведь по шару, как по  кольцу, можно ходить бесконечно.

- Все чаще жители древних стран, надолго уплывая от своей родины, отправлялись в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой?

- Оказывается, они были очень наблюдательны и умели ориентироваться.

Различали четыре основных направления, которые называли «сторонами света». (страница 71) Сейчас мы называем их «сторонами горизонта». (слайд 11)

То направление, где Солнце поднимается выше всего и сильнее греет, они назвали югом. Оттуда ветер чаще приносит теплый воздух. Противоположное направление, где Солнце никогда не появляется, и откуда дуют холодные ветры, назвали севером.  На востоке Солнце как нам кажется, всходит, на западе заходит. Всё это объединили в схему

Принято на схемах и картах всегда север обозначать вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

- Стороны света определяют с помощью прибора компас. О нем подробно мы узнаем на следующем уроке.

Расстояние  от  одной  стороны  горизонта  до  другой  довольно  велико. Это  создавало  трудности в  ориентировании. Тогда  люди  договорились  дать  названия  промежуточным  сторонам  и обозначить  их  двумя  словами  и  буквами.

-Подумайте, какая  сторона  горизонта  будет находиться  между  севером  и  западом, севером  и  востоком, югом  и  западом, югом и востоком? (слайд 12)

СЗ – северо-запад                        

 ЮЗ - юго-запад

СВ  – северо-восток                     

ЮВ – юго-восток

- Это  промежуточные  стороны  горизонта. Подробнее вы  будете их  изучать  на  уроках  географии  в  старших классах.

-Как  вы  думаете, какая  из  сторон  горизонта  важнее?

-Послушайте  сказку.

Сказка  про  Север, Юг, Запад, Восток.

Ведущий: - Как-то раз  встретились Север, Юг, Запад  и  Восток, чтобы  решить, кто  из  них  важнее.

Север: - Я  холодными  ветрами  управляю, льдами  да  снегами. Я - самый  важный и  самый главный! Я  всех  заморозить  могу!

Юг: - А  вот  и  не  всех. Меня  ты  не  заморозишь - такой  я  тёплый. Я  твои  льды  своими  тёплыми ветрами  растопить  могу. Я – самый  важный! Я  тёплыми  морями  управляю.

Восток : - Откуда  тепло  исходит?  От  Солнца! А  где  оно  встаёт? На  востоке. Выходит, что самый главный  из вас – я!

Запад: - Встаёт-то  оно  на  востоке, да  вот  потом  на  закате  ко  мне  на  запад  уходит. Значит, больше  ему  там  нравится. Поэтому  самый  важный – я!

Ведущий: - Но  тут  Солнце, которое  за  их  спором  с  неба  следило, улыбнулось  и  говорит:

Солнце: - Все  вы  одинаково  хороши  и  важны – вы  людям  правильный  путь  находить  помогаете!

-Сделайте  вывод: какая  из  сторон  горизонта  важнее?

-Зачем  нужно  их  знать?

Проведём  игру  на  внимание (физкультминутка)

- Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю).

 - Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад, справа – восток)

Повернитесь лицом на запад, юг, восток, север.

 Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (аналогично - левую).

- Молодцы, все  были  внимательными.

     Практическая работа

Итак, представьте, что мы с вами отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия.  (Работа в тетрадях)

За один день мы проходим расстояние, равное одной клетке. В первый день, выйдя из точки О, мы пошли на север. Во второй день  - на запад. В третий на север. В четвертый, пятый и шестой шли на восток. В седьмой – на юг. В восьмой день – на запад. В девятый – на юг. В десятый  - снова на запад.

- Куда мы вернулись?  (Вернулись обратно. Проверка по схеме на доске.)

Ребята,  задачи можно решать на уроках математике, но и на уроках окружающего мира можно решать задачи.

Человек ушёл на север (в погоне за зверем). Куда ему следует возвращаться?

Бурей рыбаков унесло в море (несло всё время на восток). Куда им нужно возвращаться?

Воины после боя много дней преследовали врагов (на лошадях) в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?

Вот  и  подошёл  к  концу  наш  урок.

-Что  каждый  из  вас  узнал  сегодня  на  уроке?

- Отгадайте загадки:

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)

- Он и летом и зимой-
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь к нему иди-
Он всё будет впереди. (Горизонт)

- Там где солнце утром всходит,
На ночь где оно заходит,
Там где ветры злые дуют,
И медведи где зимуют,
Каждый школьник должен знать,
Что б в лесу не заплутать.  (Стороны горизонта)

- Дома  прочитайте  статью  в  учебнике (стр. 70 – 73).

 У  вас  на  партах  лежат  рисунки  с  изображением  нашей  красивой  планеты. Если  на  уроке  вам  было  интересно, вы  узнали  что-то  новое – покажите  мне  цветной  рисунок. Если  вам  было  неинтересно, вы  ничего  не  узнали – покажите чёрно- белый  рисунок.

Настраиваю на учебную деятельность

Опыт с мячом

Инсценирование сказки

Выполнение практической работы

Подпись учителя:

Подпись методиста:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...