Урок окружающего мира во 2 классе "Вода и ее свойства" ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира во 2 классе "Вода и ее свойства" ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_svoystva_vody.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вода и её свойства
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий
Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе существенных признаков, составлять таблицы.
Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, следовать точным инструкциям учителя.
Коммуникативные: воспитывать коммуникативную культуру, умение работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, вступать в беседу на уроке.
Личностные: осознают необходимость охраны природы, всего живого и неживого.
Оборудование урока:
1.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
2.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: тетради для самостоятельной работы №1 О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
3.Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. - М.: Академкнига / Учебник, 2012.
Набор лабораторного оборудования: стаканы, блюдце, ложка.
Вещества для проведения опытов: вода, молоко, соль, сахар, песок.
Ход урока
1.Мотивация
-Один из детских поэтов сказал:
Только тот живёт как нужно,
Всё даётся лишь тому.
Кто живёт согласно, дружно
С постоянным ПОЧЕМУ?
-А Вы согласны с ним? Прав ли он? Докажите.
-А вы являетесь почемучками? Тогда для вас…
2. Введение в тему урока
- Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?
А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.
«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это?
- Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?
(Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой)
- Посмотрите! И вправду вода!
-Какова же будет тема нашего урока?
-Открывается первая часть темы урока «Вода…».
-Перед вами рабочий лист, запишите на верхней строчке «Вода…».
3. Постановка учебной задачи
-Ребята, а где и откуда мы можем добыть знания и сведения о воде?
- А что бы вам хотелось узнать ещё? Уточним тему нашего урока.
(Открывается вторая часть темы « и её свойства)»
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода.)
– Сегодня мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».
4. Изучение новых знаний и способов действий
- Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
(Задают вопросы.
Ищут ответы на эти вопросы.
Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки)
-Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.
-Чётко следовать моим инструкциям
-Ничего не брать в рот
-При выполнении опыта быть аккуратными
-Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
-Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
-Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
Мы с вами проведем опыты и заполним таблицу.
Свойства воды. | Есть (да) | Нет
|
является ли растворителем | ||
вкус | ||
текучесть | ||
имеет ли форму | ||
запах | ||
прозрачность | ||
цвет |
Проведем опыт №1. На столе у 1 группы – соль, у второй группы – сахар, у третьей и четвертой группы – песок.
1 группа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль и размешайте её.
2 группа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте сахар и размешайте его.
3, 4 группа: Возьмите стакан с водой. Насыпьте в него песок и размешайте его.
Каждая группа проследит, что произошло и расскажет о своих наблюдениях.
(1 группа кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут)
2 группа (Сахар тоже растворился в воде)
- А что же произошло с песком? (Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.)
– Но исчезли ли соль и сахар? (Нет, они растворились.)
- А что произошло с песком? (он не растворился, а осел на дно)
- Итак, какой мы с вами сделали вывод? (что вода – растворитель) Отметим знаком + это свойство. Но вы всегда должны помнить, что вода растворяет не только сахар и поваренную соль, но и другие соли и вещества, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Внимание! Если вы не знаете, чист ли источник, пить из него воду нельзя!
Рассмотрите рисунок на с.53.
– Как очистить воду от нерастворимых веществ? (С помощью фильтра.)
–Что такое фильтрование? (Очистка воды от нерастворимых примесей.)
Проведем опыт №2 Фильтрование воды
Возьмите стакан, поставьте в него воронку, в воронку положите фильтр. Аккуратно вливаем в фильтр воду с грязной водой. Проследите, что получилось? (вода капает более чистая)
– Почему родниковая вода чистая? (Она проходит сквозь толстый слой песка и очищается.)
- Поскольку я точно знаю, что в стакане вода чистая, я вам разрешаю её попробовать на вкус. Что вы можете сказать? (Она не имеет вкуса.)
Второе свойство воды – она не имеет вкуса (отметим в таблице)
Работа по иллюстрации в учебнике (с.54).
-Рассмотрите рисунок в учебнике и ответьте на вопрос.
-Как человек использует в хозяйстве это свойство воды?
опыт №3
- Прочитайте, что нам потребуется для следующего опыта. (Вода, пипетка и зеркальце).
- Хорошо, один человек держит зеркальце, второй – набирает пипеткой воду и капает на зеркало. Слегка наклоните зеркало, что происходит с водой? (она растекается)
- Сделайте вывод. Каким еще свойством обладает вода? Вода обладает свойством текучести (отметим в таблице)
Работа по иллюстрации (учебник с.55).
Рассмотрите рисунок высокого берега реки Татьянки. Зачем жители села Мирного укрепили камнем берег реки Татьянки? (Люди построили дамбу, чтобы во время осенних наводнений, речка Татьянка не вышла из берегов. Не залила кустарники, травы и деревья; вплотную не подошла к домам.)
Опыт №4
-Для того чтобы выполнить следующий опыт, нам потребуется: стакан, вода, маленький деревянный кубик.
Дети наливают в стакан воду и опускают в неё маленький деревянный кубик. Затем переливают воду вместе с кубиком в чашку, затем в блюдце.
Это явление вы видели много раз, но никогда не задумывались о том, что кубик не меняет своей формы, в какой бы сосуд его не поместили. А вода? (Вода принимает форму сосуда).
Следующее свойство воды: вода принимает форму сосуда. Отметьте в таблице.
-Рассмотри рисунок в учебнике (с.56). Прочитай вопрос.
Люди очень широко используют это её свойство при перевозке и хранении, наливая воду в удобные для этого формы.
5. Физминутка
Приплыли тучки дождевые: (руки через стороны вверх, потянуться)
Лей, дождик, лей (2 хлопка над головой)
Дождинки пляшут, как живые - пей, земля, пей! (три притопа)
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт! (наклоны вправо-влево)
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт (хлопки)
6. Продолжение работы
-Прочитайте текст под рисунком в учебнике.
-О каком свойстве вы прочитали?
-Чистая вода не имеет запаха.
-Вода, которая пахнет бензином, загрязнена и опасна для всего живого.
-Запомните! Нельзя подносить к носу сосуд, если не знаешь, что в нём содержится. В сосуде может быть ядовитая или опасная для здоровья жидкость.
-Сейчас мы с вами должны определить, чем пахнет вода. Мы знаем, что в стакане вода чистая, поэтому вы можете ее понюхать. Скажите, вода имеет запах? (вода не имеет запаха). Отметьте в таблице.
Опыт №5
-Для следующего опыта нам понадобятся стаканчики с водой и молоком и ложки. Положите ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Посмотрите на ложки. Что вы видите? (в стакане с водой ложку видно, а в молоке – нет). Какое свойство воды мы определили?
Чистая вода прозрачна. Отметьте в таблице.
Беседа по иллюстрации учебника.
Расскажи, как человек использует свои знания о том, что вода прозрачна.
Этим свойством воды пользуются водолазы, когда погружаются на дно не очень глубокого водоёма. Благодаря прозрачности воды люди любуются растениями и животными, находящимися в аквариуме.
Опыт с разноцветными бусинками.
Посмотрите на дно стакана, где находятся красная, синяя и зеленая бусинки. Нальем в стакан чистую воду. Изменился ли цвет бусин? (нет) Значит чистая вода бесцветна. Отметьте в таблице
Последний опыт я хочу вам показать сама. Вы будьте внимательны и постарайтесь сделать самостоятельно вывод.
Протираю губкой школьную доску. Через некоторое время доска высохла. Куда делась вода?
Вода испарилась. Это свойство воды широко используется главным образом в быту.
– Летом вывешивают мокрое выстиранное бельё. Что происходит с бельём? (Оно через некоторое время становится сухим.)
8. Подведение итогов
– О каких удивительных свойствах воды вы узнали?
Вода – жидкость: без цвета, без вкуса, без запаха, текучая, прозрачная, не имеет формы, испаряется.
Вода растворяет соль и сахар, но не растворяет песок.
– Какое свойство воды вы используете, когда моете руки, посуду? (Вода необходима не только для питья и приготовления пищи, но и для поддержания чистоты нашего тела, посуды, одежды, жилища.)
9. Итоговая рефлексия учебной деятельности.
Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?
10. Задание на дом
Рассказать родителям о свойствах воды. Задание №8 в тетради для самостоятельной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"
Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...