урок окружающего мира 2 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) по теме
конспект к уроку окружающий мир по УМК плешакова по теме "В гости к весне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchiy_mir.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с использованием ИКТ
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема: В гости к весне
Учитель: Поправко Татьяна Васильевна
Цели урока:
- дать учащимся представление о характерных признаках весны в живой природе;
дать представления об изменениях в жизни растений, животных весной;
показать связь этих изменений с неживой природой;
- развивать у детей наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
- воспитывать интерес, любовь, бережливое отношение к природе.
Оборудование:
компьютер, проектор, раздаточный материал (схемы, кроссворды), наглядный материал (изображения живой, неживой природы, схема), подборка книг.
Ход урока:
1.Оргмомент.
- Здравствуйте! Посмотрите в окошко – солнышко улыбается нам. Давайте мы в ответ улыбнемся ему, а теперь улыбнемся друг другу. Начнем наш урок с хорошего настроения.
2.Введение в тему урока
-Закройте глаза, представьте картину.
Слушание стихотворения А. Некрасовой под музыкальное сопровождение (Вивальди «Весна»), читает учитель
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит ,в полях сверкая,-
Значит к нам пришла она.
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая,-
Значит к нам пришла она.
Если солнце разрумянит
Наши щеки до красна,
Нам еще приятней станет,-
Значит к нам пришла она.
(А. Некрасова)
-Мы прослушали отрывок из музыкального произведения Вивальди и стихотворение Некрасовой.
-Как вы думаете, что объединяет эти два произведения?
-Как вы догадались, что они о весне?
3. Постановка темы, целей урока.
-Сегодня мы отправимся в гости к весне (тема на экране)
-Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении?
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Да, мы будем говорить о весенних изменениях в природе и попробуем нарисовать картину весны.
4.Объяснение нового материала
-А сейчас послушайте загадки о весенних месяцах и узнайте, о каком из них идет речь. А также запомните признаки этого месяца, которые вы услышите.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мокнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(март- на экране)
-О каких весенних изменениях вы услышали?
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(апрель- на экране)
-О каких весенних изменениях прозвучало в загадке?
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай-
Что за месяц это?
(май – на экране)
-Какие весенние изменения я назвала?
-Представьте, что доска – это альбомный лист, на котором мы изобразим, как меняется природа весной. Вы будете рисовать изменения в природе за своими партами – на альбомных листах.
- Все перечисленные признаки весны нам надо изобразить на своих картинках.
- Начнем с неживой природы.
- В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной? Почему? (Учитель вывешивает на доске рисунок солнца, ученики рисуют на местах.)
- Занесем это весеннее изменение в схему: на доске и на местах.
(Ученик у доски ) Проверьте.
(схема открывается по ходу урока)
Весенние изменения
в неживой природе в живой природе
- солнце выше, чем зимой - набухание почек
- потепление - появление листьев
- небо голубое, высокое - цветение растений
- облака белые , легкие - возвращение перелетных птиц
- осадки: снег, дождь - появление насекомых
- первая гроза - изменения в жизни зверей
- таяние снега, льда
- оттаивание почвы
- ледоход
-Одинаково ли солнце греет землю все весенние месяцы?
- Какой месяц самый холодный, самый теплый? Почему?
-Теперь нарисуем небо.
-Какое оно весной? Рисуем.
-Занесем в схему.
-Дорисуем облака. Какими они будут?
- Обозначим в схеме.
- Какие осадки выпадают весной?
-Нарисуем их.
-Внесем изменение в схему.
- А теперь прослушайте стихотворение и определите еще одно весеннее изменение в неживой природе. (читает Гена)
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам.
И гам лесной, и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
-Оценим.
- О каком изменении вы услышали в стихотворении?
- Нарисуем его, а теперь занесем в схему.
-А что покрывает землю зимой?
- Что происходит с наступлением весны со снегом?
- Запишем изменение в схему.
- Теперь изобразим почву.
-Что происходит с почвой весной? Почему?
- Нарисуем ее, обозначим изменение в схеме.
-Послушайте сообщение Марины и назовите еще одно весеннее изменение в неживой природе. (ледоход – на экране)
Сообщение:
От весеннего тепла начинают вскрываться водоемы. Сначала лед на них темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На озерах льдины плавают медленно, а на реках несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга. Это ледоход. Постепенно лед тает. От растаявшего льда и снега река переполняется водой и выходит из Бергов. Вода заливает большие территории, растущие на берегу деревья, кустарники. Наступает половодье.
- Оценим Марину.
- Нарисуем ледоход .
- Занесем изменение в схему.
- Какие же изменения в неживой природе и из-за чего происходят весной?
(1-й ряд читает и комментирует по «цепочке» из схемы)
Физминутка
Кап, кап – я капель.
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап, кап – на скамью,
Детям на игрушки.
Кап, кап – воробью
Прямо по макушке.
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят весной в живой природе.
- Отгадайте загадку и узнайте, о чём мы сейчас будем говорить.
- Дышит, растёт, а ходить не может.
- Да, это растения.
- Об изменениях в жизни деревьев и кустарников расскажет Влад.(сообщение Влада)
Лес оделся в легкую желтовато-зеленоватую дымку. Стволы сосен изменили цвет. Они стали какого-то ярко-оранжевого цвета. На лиственных деревьях и кустарниках набухли почки. На иве появились серебристые барашки, а на ольхе – сережки. Так ива и ольха цветут. Листьев на деревьях и кустарниках еще нет.
- Оценим Влада.
- Занесём изменение в схему, а я в рисунок.
- Об изменениях в жизни травянистых растений мы узнаем из учебника на странице 89.
- Прочтем текст самостоятельно.
- Вслух для всех текст прочтет Маша.
- Что узнали об изменениях в жизни травянистых растений?
- А какие растения цветут раньше других? Назовите.
(первоцветы – на экране)
- Почему эти растения зацветают так рано?
- А о каких «кладовых» читала Маша.
- Посмотрите на экран. Чем похожи корни первоцветов?
- Так о каком весеннем изменении в живой природе вы узнали?
- Занесём его в схему, а я ещё и в рисунок.
- Послушайте стихотворение о раннецветущем растении, найдите ответ на вопрос: какой вред люди приносят растениям?
-Читает учитель.
Он долго рос,
Он ждал весны,
И наконец расцвёл!
Тебе другие снились сны –
Рукой его ты смёл.
Сорвал цветок с лица Земли,
А он хотел цвести!
Постигнуть трудно красоту
И так легко смести!
А под сосной, где ты украл
Природную красу,
Два одинокие листа
На землю льют росу.
(во время чтения стихотворения ландыш –на экране)
- Многие собирают букеты растений. Можно ли это делать? Почему?
- Исчезающие растения, из них много первоцветов, занесены в «Красную книгу».
- Почему она называется «красной»?
- Красный цвет – это сигнал тревоги.
- Растения нужно беречь, потому что они не только красивые, но среди них много лекарственных растений.
- А сейчас мы продолжим говорить о живой природе, а о ком именно, вы узнаете из загадок. (читают Женя, Рома, Миша. Отгадки – на экране.)
Всех перелетных птиц черней,
Он чистит пашню от червей.
Взад, вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянуться растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Прилетел к нам, на конец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет. (Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
- Назовем птиц ещё раз.
- Что общего в поведении этих птиц?
- Каким словом их назовём?
- Каких перелётных птиц вы знаете ещё? (аист и журавль – на экране)
- А почему же перелётные птицы возвращаются на родину?
- Внесём эти изменение в схему рисунок.
- Сейчас вы услышите рассказ ещё об одной перелётной птице.(рассказ учителя о трясогузке, птица – на -экране)
Трясогузка своим хвостиком(как говорят в народе) разбивает лёд на реке. Прилетят грачи, покричат, покричат, походят по льду, да только сделать ничего не могут. Скворцы тоже не в силах лед взломать, но вот прилетит трясогузка и сразу на реку. Походит по берегу, перелетит на лёд и хлоп – хлоп хвостиком. Бегает птичка по льду, трясёт хвостиком, лед разбивает. А как разобьёт, поднатужится речка и сбросит с себя ледяные оковы. Вот как интересно бывает!
-Мы уже, говорили что весной бывает половодье. А вот что происходит во время половодья – вы узнаете из рассказа Бианки.
- Заяц жил на островке среди широкой реки. По ночам он глодал кору с молодых осин, а днем прятался в кусты, чтобы не попасться на глаза лисе или людям. Это был ещё молодой, не очень умный заяц. Он и внимание не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стала быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его подмокла снизу. Вскочил – а вокруг него уже вода. Началось наводнение. Замочив только лапки, заяц удирал на середину островка: там было ещё сухо. Он видел, что скоро островок исчезнет под водой, но переплыть разбушевавшуюся реку он не мог . Так прошёл весь день и вся ночь. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нем росло толстое корявое дерево. Перепуганный заяц бегал кругом его ствола. А на третий день вода поднялась уже до самого дерева. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз обрывался и шлёпался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый нижний сук. По широкой реке под ним плыли деревья, брёвна, сучья, солома, и трупы животных. Три дня просидел заяц на дереве. Наконец вода спала и он спрыгнул на землю.
- Что же произошло с зайцем?
- Весной очень много животных гибнет во время половодья, и люди очень часто помогают зверькам. (фотография - на экране)
- Миша загадает вам загадку, вы узнайте, о ком пойдёт речь.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
- Как меняется жизнь медведя весной?
- Какие звери ещё просыпаются весной?
(ёж, медведь – на экране)
-Кого мы видим на этом слайде?
- Сравним зайцев
- Почему «шубки» разного цвета?
- Почему звери с приходом весны линяют?
- Рассмотрите слайд и назовите ещё одно изменение в жизни животных.
- Как вы считаете, почему звери и птицы особенно тщательно должны охраняться весной?
- А что можете сделать вы для их охраны?
- Занесём эти изменения в схему.
- Какие изменения в живой природе происходят весной – 2 –й ряд читает по цепочке.
- А связаны ли изменения в живой природе с изменениями в неживой?
- Как?
- Давайте представим, что солнце не греет Землю. Будут ли происходить изменения в неживой и живой природе?
- Как мне обозначить это в схеме?
5. Закрепление изученного материала.
- Сейчас мы ответим на вопрос: какого цвета весна?
- Для этого отгадаем кроссворд (в парах).
- Кроссворд на экране.
- 1. Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться?
- 2. При повышении температуры воздуха до нуля градусов и выше снег становится рыхлым и тает. Это явление называется …
- 3. Образовавшие во время оттепели сосульки начинают капать под лучами весеннего солнца. Это явление называется…
- 4. Текущие по склонам небольшие потоки воды.
- 5. У какого дерева весной хорошо заметно сокодвижение. Подсказка: стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
- 6. Весной теплый ветер слизывает снег с земли. Эти тёмные пятна называются…
- 7. Весной на ветках деревьев и кустарниках распускаются молодые зелёные…
- Так какого же цвета весна?
- Проверьте себя.
(репродукции картин Левитана и Бакшеева на экране)
- Найдите среди этих репродукций изображения весны? Докажите.
- Подтверждается ли наше предположение о том, что весна голубая?
6. Домашнее задание.
Стр. 86 – 89 – пересказ, по желанию подготовить рассказ о первоцветах или о перелётных птицах.
Обратите внимание на выставку книг – этими источниками вы можете пользоваться при подготовке домашнего задания.
7. Итог урока.
- А сейчас игра «Чистая доска».
- Запомнится ли вам этот урок? Чем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира
Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Презентация к уроку окружающего мира "Классы животных"
Презентация к уроку окружающего мира во втором классе по системе Л.В.Занкова. Деление животных на группы, определение основных признаков каждой группы. Вывод: все животные разделены на классы (расматр...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...