Город, в котором я живу Программа курса по краеведению для 2 класса
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Программа курса составлена с целью углубить и расширить знания об историческом, геологическом прошлом, настоящем и будущем Елабуги на основе краеведческого материала.
Учебный курс формирует у учащихся общее представление о географическом положении Республики Татарстан и города Елабуги с использованием исторических фактов родного края, знаний о климатических условиях, полезных ископаемых, растениях и животных. В курсе предусмотрено рассмотрение вопросов развития местной промышленности, знакомство с градообразующими предприятиями города Елабуги.
Школьники должны гордиться историческим прошлым своего города, знать выдающихся личностей, памятники и музеи.
Необходимо прививать любовь к природе, её охране и бережному отношению.
Данная программа поможет расширить знания обучающихся, применять их в дальнейшем при изучении географии, истории, биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района
Республики Татарстан
Город, в котором я живу
Программа курса по краеведению для 2 класса
Составитель:
Ваничкина О.П.,
учитель географии
высшей квалификационной категории
Елабуга
Пояснительная записка
Курс рассчитан на 34 часа.
Актуальность программы
Программа курса составлена с целью углубить и расширить знания об историческом, геологическом прошлом, настоящем и будущем Елабуги на основе краеведческого материала.
Учебный курс формирует у учащихся общее представление о географическом положении Республики Татарстан и города Елабуги с использованием исторических фактов родного края, знаний о климатических условиях, полезных ископаемых, растениях и животных. В курсе предусмотрено рассмотрение вопросов развития местной промышленности, знакомство с градообразующими предприятиями города Елабуги.
Школьники должны гордиться историческим прошлым своего города, знать выдающихся личностей, памятники и музеи.
Необходимо прививать любовь к природе, её охране и бережному отношению.
Данная программа поможет расширить знания обучающихся, применять их в дальнейшем при изучении географии, истории, биологии.
Цели курса:
- развить познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды;
- углубить знания учащихся об основных фактах исторического и геологического прошлого, природе, промышленности города Елабуги и Елабужского района;
- показать значение знаний о малой родине в изучении учебных предметов;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе, любви к родному краю, стране.
Основные задачи курса:
- систематизировать теоретические и практические знания, умения и навыки в изучении учебного предмета «Окружающий мир»;
- создать условия для развития творческого мышления, умения самостоятельно пополнять свои знания через содержание курса;
- способствовать краеведческой, музейной, профориентационной работе с учащимися («Профессии нашего города»).
Методы и формы организации учебной деятельности:
- исследовательский, частично-поисковый
- лекции с элементами беседы
- составление проекта
- защита проекта
- экскурсии
- презентации
Виды контроля знаний:
- защита проекта.
Формы работы на занятиях курса:
- групповая
- индивидуальная
Ожидаемый образовательный результат:
- успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;
- возможность успешной профессиональной ориентации
Наглядные пособия и таблицы:
Коллекции полезных ископаемых и минералов.
Таблицы: "Строение Земли", "Деятельность ветра".
Карты: Политическая карта мира, административные карты России и Татарстана, физические карты России и Татарстана, карта Елабужского района
Учебно-тематический план курса по краеведению
«Город, в котором я живу» для 2 класса
№ | Раздел. Тема | Общее количество часов | Лекции | Практические работы, экскурсии |
I раздел. Географический (3 часа) | ||||
1 | Россия и мир | 1 | 1 | |
2 | Татарстан – моя родина | 1 | 1 | |
3 | Елабуга на карте | 1 | 1 | |
II раздел. Исторический (14 часов) | ||||
4,5,6 | Тысячелетнее прошлое | 3 | 3 | |
7-8 | О чём рассказывают улицы города | 2 | 1 | 1 |
9-10 | Знаменитые люди города Елабуги | 2 | 2 | |
11-12 | Литературная Елабуга | 2 | 1 | 1 |
13-14 | Герои Великой Отечественной войны, елабужане | 2 | 1 | 1 |
15 | Их подвиг бессмертен | 1 | 1 | |
16-17 | Елабуга – город музеев | 2 | 1 | 1 |
III раздел. Геологический (4 часа) | ||||
18-19 | Из глубины веков. Геологическое прошлое. | 2 | 1 | 1 |
20-21 | Полезные ископаемые | 2 | 1 | 1 |
IV раздел. Климатический (1 час) | ||||
22 | Климат края | 1 | 1 | |
V раздел. Биологический (6 часов) | ||||
23-24 | Растения | 2 | 1 | 1 |
25-26 | Животные | 2 | 1 | 1 |
27-28 | Национальный парк «Нижняя Кама» | 2 | 2 | |
VI раздел. Промышленная Елабуга (6 часов) | ||||
29-31 | Предприятия города | 3 | 1 | 3 |
32-34 | Будущее города | 3 | 3 |
Содержание курса
Занятие №1.
Россия на политической карте мира. Положение на материке относительно океанов. Размеры и границы страны. Протяжённость с севера на юг и с запада на восток.
Занятие №2.
Татарстан – моя родина. Татарстан на карте мира и России. Удалённость от океанов и морей. Сравнить площади некоторых государств и РТ. Границы и соседи Татарстана. Крупные реки и города Республики Татарстан.
Занятие №3.
Елабуга на карте. Местоположение на карте РТ Елабуги и Елабужского района. Границы района и соседи. Крупные реки. Сравнение площади района. Определение по сторонам горизонта относительно столиц Москвы и Казани. Нахождение на карте района населённых пунктов.
Занятие №4.
Тысячелетнее прошлое. Историческая справка о возникновении поселения Елабуга.
Занятие №5.
Тысячелетнее прошлое. Исторические памятники. Чёртово городище.
Занятие №6
Тысячелетнее прошлое. Исторические памятники.
Занятие №7.
О чём рассказывают улицы города. Исторические справки о людях, в честь которых названы улицы. Работа с картой города.
Занятие №8.
О чём рассказывают улицы города. Экскурсия по улице Тази Гиззата.
Занятие №9.
Знаменитые люди Елабуги. Беседа о выдающихся людях, прославивших Елабугу (Н. Дурова, М. Цветаева, И. Шишкин, Стахеевы).
Занятие №10.
Знаменитые люди Елабуги. Викторина. Игра «Алфавит» по теме «Ими гордится Елабуга».
Занятие №11.
Литературная Елабуга. Поэты и писатели-земляки.
Занятие №12.
Литературная Елабуга. Встреча с писателем.
Занятие №13.
Герои Великой Отечественной войны, елабужане. Беседа об участниках Великой Отечественной войны, Героях Советского Союза.
Занятие №14.
Герои Великой Отечественной войны, елабужане. Экскурсия в школьный музей семейной боевой славы.
Занятие №15.
Их подвиг бессмертен. Беседа и посещение сквера воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане и Чечне.
Занятие №16-17.
Елабуга – город музеев.
Экскурсия. Посещение музея Н. Дуровой.
Занятие №18.
Из глубины веков. Геологическое прошлое Елабужского района. Елабужский район как часть Вятско-Камской возвышенности. Деятельность человека и его влияние на природную среду.
Занятие №19
Из глубины веков. Экскурсия в музей «Удивительный мир природы». Раздел «Палеонтологические находки».
Занятие №20.
Экскурсия в музей "Удивительный мир природы". О чём рассказали находки. Знакомство с горными породами, найденными на берегу реки Кама и привезёнными из геологических экспедиций. Анализ геологической карты Республики Татарстан и геохронологической таблицы.
Занятие №21.
Полезные ископаемые родного края. Беседа о полезных ископаемых. Их демонстрация.
Занятие №22.
Климат. Времена года. Направление ветра. Наблюдение погоды.
Занятие №23.
Растения. Разнообразие растительного мира. Видовой состав. Растения, занесённые в Красную книгу.
Занятие №24.
Растения. Познавательная игра «Всё о лесе от А до Я».
Занятие №25.
Животные. Разнообразие животного мира. Животные, обитающие в нашей местности, занесённые в Красную книгу.
Занятие №26.
Животные. Викторина «Птицы наших лесов».
Занятие №27-28.
Национальный парк «Нижняя Кама». Экскурсия.
Занятие №29.
Предприятия города Елабуги. Промышленные предприятия города: НГДУ «Прикамнефть», ПО «ЕлАЗ», особая экономическая зона «Алабуга».
Занятие 30-31.
Предприятия Елабуги. Экскурсия на ПО «ЕлАз».
Занятие 32-34.
Будущее города. Защита проектов: «Каким я вижу родной город через 10-30 лет».
Литература
Абзянов М.Д., Лапшин Н.П. Здравствуй Елабуга. – Казань, 1990
Амирханов Р.У. Народные приметы – хотите верьте, хотите проверьте. – Казань, 1987
Гафуров И., Нургатина А., Шманов Н. Елабужский край в древности, том 1. – Елабуга, 2007
Гафуров И., Нургатина А., Шманов Н. Купеческая Елабуга, том 2. – Елабуга, 2007
Рахматуллин К.Г. Елабужский район. Географический очерк. – Елабуга, 1997
Газета для организаторов внеклассной работы №10/2006
Журнал Начальная школа №12/2010
Загадки. Для детей младшего и среднего возраста. – Чебоксары,1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Оренбург - город, в котором мы живем" 1 класс
Урок-проект окружающего мира в 1 классе. Программа ПНШ. Тема: "Оренбург - город, в котором мы живем"...
технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором я живу" 1 класс
технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Город, в котром я живу" 1 класс по программе Занкова...
Конспект урока по окружающему миру"Город в котором мы живем" 1 класс
Конспект урока по окружающему миру"Город в котором мы живем" 1 класс УМК школа 2100...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город, в котором я живу…» направление «социальное» для учащихся 1-4 класса
Данная программа разработана с целью формирования основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города...
презентация по изо в 1 классе на тему "Город, в котором мы живем. Обобщение по теме. Город будущего"
В презентации представлены фотографии транспорта будущего, зданий, которые, возможно, будут когда - то существовать....
презентация по изо в 1 классе на тему "Город, в котором мы живем. Севастополь"
Презентация к уроку по изобразительному искусству в 1 классе. Представлена краткая история построек. Памятники архитектуры города Севастополя....
Город, в котором я живу. Город, который я люблю. Город, которым я горжусь
Сценарий внеклассного занятия по окружающему миру, посвященного истории родного города-героя Волгограда. Материал можно использовать на классном часе ко дню города....