урок по развитию речи "Насекомые. Муравей." 4 кл.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
открытый урок по развитию речи+ презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._nasekomye.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5 VIII вида
г.о. Орехово – Зуево.
Открытый урок по развитию речи в 3 «А» классе
Тема урока: « Насекомые. Муравей».
учитель нач. классов Коннова Т. А.
2013г.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о насекомых.
Задачи:
1. Знать общее строение насекомых.
2. Знать о значении насекомых в природе и жизни человека.
3. Уметь отвечать полными грамматически структурированными фразами.
4. Уметь концентрировать внимание на выполнении заданий.
5. Иметь представление о необходимости охраны полезных насекомых.
Оборудование:
карточки с изображением муравья, карточки с изображением схемы «Животные», карточки «профессии» муравьёв.
Демонстрационный материал:
мультимедиа – презентация.
Речевой материал:
муравейник, личинки, муравей – древоточец.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие.
- Ребята, посмотрите в окно и на картинку. (Приложение – слайд 2).
- Скажите, какое сейчас время года? (Весна)
- Назовите признаки весны.
- Назовите месяцы весны.
- Какой сейчас месяц весны?
- Какой урок?
2.Актуализация знаний.
- Ребята, чтобы узнать над какой темой мы сегодня будем работать нам предстоит разгадать кроссворд. (Приложение – слайд 3).
Учитель читает загадки, дети отгадывают, постепенно заполняя кроссворд.
Загадки
1.На лугу живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь. ( Кузнечик)
2. Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка)
3. Я поменьше, чем пчела
А зовут меня… (Оса)
4.Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. ( Пчела)
5. Летит пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. ( Стрекоза)
7. Кто над нами вверх ногами?
Ходит – не страшится,
Упасть не боится? ( Муха)
8. Без работы хоть убей
Жить не может… (Муравей)
- Итак, ребята, прочитайте слово по вертикали. О ком мы сегодня будем говорить? ( О насекомых). ( Приложение – слайд 4).
- Ребята, скажите, что общего у всех насекомых?
- О каком насекомом мы говорили на прошлом уроке?( о мухе)
- Муха это полезное или вредное насекомое?
- А теперь внимательно посмотрите на картинку , закройте глазки и сосчитайте про себя до 3.
- Скажите, какого насекомого не хватает на картинке?( муравья) (слайд 5).
- Правильно, сегодня поговорим о муравьях. (слайд 6,7).
- Давайте запишем в тетрадь число и тему « Насекомые. Муравей».
- Вы познакомитесь сегодня с жизнью муравьёв, с их внешними признаками, научитесь беречь этих полезных насекомых. Это главные задачи нашего урока.
Словарная работа. (чтение и разбор слов данных на доске).
3. Сообщение нового материала.
- Ребята, муравьи бывают разных видов: муравей садовый, муравей – древоточец, рыжий лесной муравей.(слайд 8,9,10).
- Они различаются по месту жительства, питанию, и многому другому.
- Но у всех муравьёв есть и общие черты: строение тела. Ребята, посмотрите на экран и на карточки с изображением муравья у вас на партах.( слайд 11).
- Сейчас мы подпишем части тела муравья. Тело муравья делится на 3 части: голова, грудь, брюшко. От груди муравья отходят 3 пары лапок, как у мухи и у всех других насекомых.(подписывают).
- Сколько лапок у 3 муравьёв, у 2?
-Ребята, а как называется жилище муравья? (слайд12).
- Чёрный садовый муравей живёт неподалёку от человека, строит небольшие муравейники из песка в садах.
- Муравей – древоточец устраивает свои гнёзда внутри старых деревьев.
- Рыжий лесной муравей строит муравейники в лесу из веточек и хвоинок.
- Ребята, кто из вас видел муравейник? Помещал ли кто – нибудь в муравейник прутик? Что делают муравьи? Пробовал кто – нибудь после этого лизнуть прутик? Он становится кисловатым – это муравьиная кислота. Её используют в лекарственных целях.
- Муравейник рыжего лесного муравья – это самое уникальное жильё в мире животных. Это сооружение рассчитано на многие годы. Муравейник можно назвать не просто домом, а целым городом. В котором есть множество тайных ходов, тоннелей, кладовые, места для отдыха, погреба и даже «детский сад», где ухаживают за личинками и молодыми муравьями.
Муравейник состоит из двух частей, почти равных по размеру: подземной и надземной. В подземной части множество ходов и камер. Там располагаются запасы корма, проходит зимовье муравьёв. Верхняя часть, которую мы видим сложена из веток и хвоинок. Она служит местом отдыха рабочих муравьёв, для развития и роста личинок.
Итак, муравейник рыжих лесных муравьёв – это уникальный город, в котором проживает многомиллионная семья муравьёв. Только глупый и очень злой человек может разрушить такой дом или воткнуть в него палку.
- Муравьи, ребята, могут предсказывать погоду. Послушайте стихотворение.(Ученики инсценируют стихотворение).
Муравей, постой, постой.
Почему спешишь домой?
- Что ж не видишь, стрекоза,
Надвигается гроза?
Если я спешу домой,
Будет дождик проливной.
(А. Тараскин).
- Итак, ребята, что может предсказать муравей?
- А теперь поговорим о муравьиной семье.
- Муравьи живут дружными трудолюбивыми семьями. В муравьиной семье распределены обязанности. Послушайте стихотворение и назовите «профессии» муравьёв.(Ученик читает стихотворение).
В лесу мурашки – муравьи
Живут своим трудом
У них обычаи свои
И муравейник – дом
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
(С. Михалков).
- Самая главная в муравейнике – это царица.(слайд 13). Она только откладывает яйца и тем самым увеличивает семью муравьёв. За это её все берегут, ухаживают, кормят.(Ученики поочерёдно выходят к доске и прикрепляет карточки с «профессиями муравьёв»).
- Яйца, которые откладывает царица хранятся в специальных камерах, где из них появляются личинки, а затем и муравьи.
Есть в муравьиной семье – муравьи – няньки. Они берегут яйца, ухаживают за личинками, кормят молодых муравьёв.
Также в муравьиной семье есть рабочие муравьи, они постоянно обновляют и строят крышу муравейника.
Для поиска пищи есть муравьи разведчики, которые могут уйти на большое расстояние, найти пищу и сообщить об этом своим родным специальным запахом. Затем муравьи – добытчики спешат к этому месту и доставляют пищу в муравейник.
Для охраны муравейника есть муравьи – стражники, которые при опасности сообщают своим сородичам об угрозе нападения, а сами вступают в схватку с врагом, даже если тот больше его и сильнее.
Рыжие лесные муравьи приносят очень много пользы лесу. Они питаются вредными насекомыми, и за сутки одна муравьиная семья уничтожает от 10 до 30 тысяч вредных насекомых, тем самым поддерживает в чистоте огромные участки леса. Если в лесу муравейники исчезают, то лес начинает засоряться и погибать.(слайд 14).
В некоторых областях нашей страны рыжие лесные муравьи занесены в красную книгу и их охраняют. Люди давно заметили пользу этих насекомых и научились переселять муравейники в те леса, которые гибнут от нашествия вредителей.( слайд 15).
- Ребята, мы с вами многое узнали о муравьях, а теперь давайте отдохнём. А поможет нам ещё одно насекомое из произведения К.И. Чуковского «Муха Цокотуха».(слайд 16).(Учитель читает произведение, ученики имитируют движения).
4. Закрепление знаний.
- Ребята, мы отдохнули и теперь посмотрим, как хорошо вы усвоили знания прошлого урока и сегодняшние.
- Возьмите таблицы, которые лежат у вас на партах и определите, в какую колонку нужно отнести насекомое – муравья и муху, запишите.(слайд 17).
- А теперь проверим. Молодцы! А почему именно так вы выполнили задание?
- Следующее задание: посмотрите на экран (слайд 18), прочитайте все определения и запишите в тетрадь номера тех определений, которые относятся к муравью.
- Выполнили? А теперь проверим. Молодцы!
- А теперь давайте подберём к слову муравей слова признаки, которые характеризовали бы его.(слайд 19). На какие вопросы отвечают слова – признаки?
- Следующее задание: составьте по схеме предложение о муравье. (н.п. Муравей маленький и трудолюбивый.).
5. Подведение итогов, оценивание.
- Какая тема урока?
- Какие задания выполняли?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Как должны относится к муравьям? Почему?(слайд 20,21).
- Урок закончен. Спасибо за урок.(слайд 22).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Урок психологического развития. 2 класс.
Урок психологического развития. 2 класс.Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.Развитие пространственных представлений.Развитие воображения....
Урок по развитию логического мышления в 1 классе (программа Л. В. Занков) Тема : Упражнения на развитие зрительной памяти.
Форма: Упражнения на развитие логического мышления.Цель: тренировать зрительную памятьЗадачи:1)образовательная : познакомить с разными видами упражнений на тренировку зрительной памяти. ...
Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...
Конспект урока по развитию устной речи "Насекомые-муравьи"
Конспек урока для 3 класса коррекционной школы 8 вида...
Интегрированный урок. 1 класс. Тема: «Муравьи – санитары леса».
Интегрированный урок. 1 класс....
Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)
Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...