Проект "Волшебница-осень или осенние изменения в природе"
проект по окружающему миру (2 класс) по теме
В пректе участвовали все ученики нашего класса. Дети разделились на группы, каждая из которых отвечала за свою часть работы: "фотокорреспонденты" фотографировали деревья в период листопада и данные заносили в таблицу; "художники" рисовали золотую осень и изучали картины известных живописцев: "поэты" писали стихи об осени и изучали народные литературные произведения, связанные этой темой; "исследователи" изучали внутреннее строение листьев под микроскопом, работали в настоящей химической лаборатории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2_a_volshebnitsa-osen.docx | 18.67 КБ |
neskolko_stsen_iz_zhizni_tsarskoselskogo_litseya.docx | 24.17 КБ |
prilozheniya_k_lmk_neskolko_stsen_iz_zhizni_tsarskoselskogo_litseya.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы, учащиеся 2 «А» класса, представляем свой исследовательский проект под названием «Волшебница-осень или осенние изменения в природе»
В погожий осенний день мы всем классом отправились на экскурсию в парк. Красота была необыкновенная! Листья на деревьях и под ногами были такими пестрыми, такими нарядными. Как же так получается? Ведь совсем недавно они были одинаково зелеными. Может быть это Волшебница - осень красит листья в разные цвета? И почему одни деревья стоят в пышных уборах, а другие уже почти сбросили листву? Может быть, это холодный осенний Ветер выбирает, с какого дерева сдуть листву? От чего это зависит? Мнения разделились, и мы тоже разделились на две группы: творческую и научную, и решили взглянуть на этот вопрос с разных точек зрения.
Гипотеза:
1. Деревья сбрасывают листву в разное время в зависимости от породы
2. В листьях содержатся особые красящие вещества, которые проявляются с приходом осени
Цель :
1. узнать, когда начинается и заканчивается листопад у разных видов деревьев
2. выяснить причину изменения цвета листвы осенью
Задачи исследования:
- Изучить признаки осени в народных приметах и пословицах, а также в произведениях поэтов и художников
- Понаблюдать за разными деревьями во время листопада
- Разобраться с внутренними «секретами» листа
Чтобы ничего не упустить, мы составили план исследования:
- Создание проектных групп.
- Изучение информации об осенних изменениях в природе.
- Изучение изображений осени в работах поэтов и художников.
- Создание своих творческих работ.
- Наблюдение за опаданием листьев.
- Изучение строения листа
- Анализ полученных результатов.
- Оформление собранного материла.
Творческая группа искала ответ, изучая народные приметы и пословицы …
- В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.
- Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
- Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди суровую зиму.
Рассматривали картины известных художников: Левитана, Шишкина, Поленова, Куиджи
Читали стихи:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
А.Пушкин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.Бунин
А затем мы рисовали сами, писали короткие зарисовки и даже стихи об осени…
Но понять, почему же листья из зеленых превращаются в красные, желтые, оранжевые и багряные не смогли.
И обратились к нашим «научным сотрудникам».
В это время некоторые из нас стали вести фотонаблюдение за деревьями, растущими неподалеку от дома. Мы фотографировали их на протяжении всего времени, пока не облетела листва.
Оказалось, что у разных деревьев разные же сроки сбрасывания листвы.
Результаты мы поместили в таблицу. Теперь стало понятно, что первой начинает желтеть и опадать береза, а самыми стойкими оказались дуб и каштан.
Следующим этапом нашего исследования стала поездка в научный центр «Эврика-парк».
Нам выдали самые настоящие микроскопы, кусочки красного и желтого болгарского перца и зеленый листочек. Мы очень внимательно рассматривали образцы под микроскопом.
Мы увидели клетки, причем разной формы, а внутри было много маленьких зеленых зернышек. Нам объяснили, что эти зернышки называются хлорофиллом – он отвечает за зеленый цвет листьев и плодов и является самым сильным.
Нам показали, как можно сделать вытяжку хлорофилла из зеленых листьев.
Дальше было очень интересно: мы опускали зеленый листочек в пробирку со спиртом и на наших глазах лист начинал бледнеть, а спирт быстро окрашивался в зеленый цвет. Это доказывало, что при неблагоприятных условиях хлорофилл разрушается.
Затем капнули туда бензина и темно-зеленая жидкость расслоилась на изумрудно-зеленую и желтую! Оказывается, кроме хлорофилла в листьях содержатся и другие краски, только их не всегда видно.
Кроме хлорофилла в листочках есть еще и другие клеточки – красящие вещества, – которые отвечают за другие цвета (красный, оранжевый, желтый). У каждого листочка свои красящие вещества. Чтобы хлорофилл в листочках сохранялся, нужен солнечный свет. Но вот наступает осень, дни становятся короче, солнечного света становится меньше – и вот тут начинают происходить совсем не волшебные превращения. Солнца не хватает, чтобы хлорофилл и дальше сохранялся в листочках, и он начинает разрушаться и другие краски становятся заметны.
Из энциклопедии мы узнали, что желтая краска называется каротин – его очень много в моркови, облепихе, тыкве. А красная краска называется антоциан – она делает красными и фиолетовыми свеклу , вишню и др.плоды
И вот результат: наши гипотезы подтвердились.
- Действительно, срок листопада зависит от породы дерева. Самые первые опадают листья березы и осины, а вот в дубовой роще можно любоваться золотой осенью до конца октября
- Никакого волшебства нет!
В клетках растений содержится не только зеленая, но и красная, и желтая краски, которые проявляются при похолодании и создают пестрый осенний ковер.
Мы смогли найти научное подтверждение своей гипотезе!
Но все-таки осенний лес так похож на сказку!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция
«Несколько сцен из жизни Царкосельского лицея»
Цели:
Рассказать о лицейском периоде в жизни А.С.Пушкина, повысить культурный уровень учащихся.
Участники:
Александр Пушкин
Антон Дельвиг
Иван Пущин
Вильгельм Кухельбекер
Император Александр 1
Учитель
Три барышни
Ведущий
Лицеисты в черных брюках, белых рубашках, воротники подняты.
Барышни в бальных платьях.
Император в мундире, шляпе, эполетах, на груди синяя лента.
Учитель в черном колпаке и черной мантии.
Декорации, реквизит:
2 стола, стулья, чернильницы с перьями, бумага, канделябр со свечами, ведомость текущей успеваемости лицеистов, коробка с двумя револьверами.
Плакат с отметками лицеистов, плакат с распорядком дня.
Аудиозапись гимна «Боже, царя храни», любого менуэта, «Шутка» Баха
Сцена 1
Под звуки менуэта появляются барышни.
1 барышня:
- Милочки, знаете ли вы, что в Царском Селе открывается лицей. Я слыхала, что папА говорил, что тридцать мальчиков будут готовить здесь к высокой государственной службе.
2 барышня:
-Лицей? Откуда такое название?
1 барышня:
- Наверно, это новое модное слово.
3 барышня:
- Ну что вы, милочки, Лицеем или Ликеем называлась одна из трех гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Апполона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение происходило в свободных непринужденных беседах и спорах во время прогулок по роще и давало великолепные результаты.
1 и 2 барышни (вместе):
- Какая ты умная!
Барышни уходят.
Сцена 2
Ведущий:
- 12 августа 1810 года царь Александр 1 подписал указ о создании особого закрытого бесплатного учебного заведения для 30-ти самых лучших детей дворянского происхождения – тех, кто будет преобразовывать Россию в европейском духе, в котором будут запрещены телесные наказания. Они будут воспитываться под покровительством самого царя.
Звучит гимн «Боже, царя храни»
Ведущий:
- Господа, прошу встать! Их Величество Император Александр 1.
Выход Императора.
Читает по бумаге.
- Божиею поспешествующею милостию
Мы Александр Первый – Император и Самодержец Всероссийский
Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Царь Херсониса-Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, литовский…. И прочая, и прочая, и прочая.
…Ныне отверзаем новое Святилище Наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества МЫ желали предназначить особенно к важным частям Государственной Службы, а для образования его способность собрать оное и сие Святилище …
В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем титло ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.
Император уходит. Звучит музыка «Боже царя храни»
Сцена 3
Звонок
Выход лицеистов и учителя
Учитель:
- Из родительских объятий Вы поступаете ныне под кров сего Священного Храма Наук. Здесь сообщены будут Вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе и отечеству должна быть Вашими руководителями!
Вызывает лицеистов. Каждый по очереди делает шаг вперед.
Учитель:
- Дельвиг Антон!
Дельвиг представляется:
-Тося…
Учитель читает:
- Насмешлив, упрям, впрочем, добр и весьма усерден, прилежания посредственного. Хладнокровие есть особенное его свойство.
- Кюхельбекер Вильгельм!
Кюхельбекер Вильгельм представляется:
- Кюхля!
Учитель:
- Читал все книги обо всех вещах на свете, имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца, много чувств.
- Пущин Иван!
Пущин Иван представляется:
- Жано!
Учитель:
- При счастливых способностях отличается редким прилежанием, соединяя понятливость с рассуждением и, кажется, лучше ищет твердых нежели блистательных успехов.
- Пушкин Александр!
Пушкин Александр представляется:
- Француз!
Учитель:
- Больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания, имеет особую страсть к поэзии.
- Прошу садиться, господа!
Лицеисты рассаживаются за партами. Берут бумагу, перья.
Учитель раздает всем листы с заданиями. Все решают, один Пушкин ничего не делает.
- Пушкин, решайте уравнение!
Пушкин:
- Я не умею…
Учитель:
- Идите к доске и решайте, а вы все поспешайте!
Пушкин долго думает, переминается с ноги на ногу, пишет какие-то формулы.
Учитель:
- Я все стою печально и смотрю…
Пушкин, улыбаясь:
- Но уравнение равно нулю
Учитель:
- У Вас всегда и все нулю равняется! Вы на последней парте заседаете и все свои стихотворения сочиняете!
Учитель:
- Опишите в стихах восход солнца.
Скрипят перья.
Кюхельбекер:
- Восход солнца. Блеснул на западе румяный царь природы!
Учитель: - И это все?
Дельвиг:
- Нет, не все. И изумленные народы
Не знают, что и начинать:
Ложиться спать или вставать?
Пущин:
- Это он у поэтессы Буниной строчку позаимствовал. Только там о закате солнца говорилось.
Звонок. Перемена. Учитель вывешивает ведомость текущей успеваемости. Лицеисты собираются около нее и зачитывают вслух отметки. (см.Приложение)
- Горчаков – рисование 0 – худо
- Пушкин – военные науки 0 – худо, русская поэзия 1 – отлично, энциклопедия права 3 – хорошо
- Дельвиг – немецкая риторика 2 – очень хорошо, физика 0 – худо
Лицеисты (вместе):
- Этот список – сущи бредни,
Кто здесь первый, кто – последний,
Всё нули, все нули
Ай, люли-люли-люли!
Лицеисты убегают
Сцена 5
Появляются барышни под «Шутку» Баха
1 барышня
- Говорят, в Лицее изучают многие иностранные языки, риторику, словесность, русскую и мировую историю, географию, науки математические и физические… Ой, а дальше я забыла…
2 барышня:
- Я слыхала, душечки, что у лицеистов ранний подъем, затем повторение уроков, учебные занятия по 7 часов в день, обязательные гимнастические упражнения, летом купание зимой «окрылив ноги железом» катание на коньках. А вот, обратите внимание на их распорядок дня (показывает на вывешенный на доске плакат или выведенный на экран распорядок – см.Приложение)
3 барышня:
- И преподают там главные науки русские педагоги, а не иностранцы. Ах как это ново!
1 барышня:
- А вы не забыли, что сегодня у князя N бал? Пора прихорашиваться.
Барышни убегают.
Сцена 6
Бал, звучит менуэт сначала тихо, затем громче. Входят пары, Пушкин и одна из барышень танцуют, остальные стоят.
Ведущий:
- Первую платоническую, истинную поэтическую любовь возбудила в юном Пушкине Бакунина. Она часто приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение производили общий восторг всей лицейской молодежи.
Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь – с «безмятежной тоской», со «счастьем тайных мук», с радостью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки. Любовь эта отразилась в целом ряде стихотворений Пушкина
Пушкин:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Пущин:
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей,
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей, Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Кюхельбекер:
Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты…
Барышни раскланиваются и уходят.
Сцена 7
Ведущий:
- Товарищи Пушкина, знающие его впечатлительную натуру и отзывчивое, мягкое сердце искренне любили его. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун, он часто сам наталкивался на ссоры.
Пущин:
- Не дай Бог попасть на язычок Французу: осрамит – не отмыться! Кто так мастерски пишет эпиграммы из нас? Да, пожалуй, никто. Вчерашнего дня закрыли Пушкина случайно в библиотеке. А наутро и эпиграмма готова. Что было!...
Пушкин:
Намедни слив объелся я,
Никита ж запер дверь оплошно.
И было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно
Кюхельбекер:
- Ах, кюхельбекерно! Стреляться! На двадцати шагах! Сегодня! Нет, Сейчас!
Лицеисты:
- Да полно, что вы, что вы!
Кюхельбекер:
- Стреляться!
Подходят к ящику с револьверами, который держит Ведущий, расходятся в разные стороны, затем встают спиной друг к другу, отсчитывают по три шага и поворячиваются друг к другу лицом.
Несколько секунд не поднимают оружие, потом медленно начинают поднимать. Пушкин отбрасывает оружие и кидается на шею Кюхле.
Пушкин:
- Прости, Кюхля, прости!
Обнимаются.
Сцена 8
Ведущий:
- Наступили грустные дни расставания с тихим городком и тенистыми парками, где прошли школьные годы. Прощай, скромная комната №14 на четвертом этаже, где Пушкин готовился к классным занятиям, писал стихи, перед сном разговаривал через тонкую перегородку с другом Пущиным. Прощайте, липовые аллеи, сияющее озеро с белыми лебедями, уединенные дорожки в зарослях жимолости и сирени, где было так хорошо мечтать над страницами книги и думать о будущем!
За долгие шесть лет Лицей сумел вложить в своих воспитанников, в их ум и сердца. Отсюда вынес Пушкин свой светлый и ясный взгляд на мир и людей. В каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства.
Каждый год бывшие лицеисты собирались вместе, чтобы вспомнить молодые годы, поговорить о настоящем. Пушкиным было написано множество стихов, посвященных этой дате – 19 октября.
Пушкин:
19 октября.
Пора и мне…пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
Лицеисты берутся за руки.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
все вместе
Отечество нам Царское Село!
Далее идет показ документального фильма «Пушкин. Лицейские годы» или «Юность поэта».
Предварительный просмотр:
Расписание жизни
лицеистов.
6 утра – подъем по звонку
С 7 до 9 часов – класс (учебные занятия)
В 9 часов – чай с белой булкой
С 9 до 10 часов – первая прогулка
С 10 до 12 часов – класс
С 12 до 1 часу – вторая прогулка
В 1 час – обед из трех блюд
С 2 до 3 часов – чистописание или рисование
С 3 до 5 часов – класс
В 5 часов – чай
С 5 до 6 часов – прогулка
С 6 до половины 9-го – повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих
В половине 9-го - ужин, молитва
После ужина до 10 часов – отдых, развлечения
В 10 часов – сон
Табель успеваемости
Горчаков | рисование | 0 - худо |
Пушкин | военные науки русская поэзия риторика (французское красноречие) арифметика | 0 – худо 1 – отлично 1 – отлично 0 - худо |
Дельвиг | немецкая риторика физика | 2 – очень хорошо 0 - худо |
Кюхельбекер | фехтование арифметика | 3 – хорошо 2 – очень хорошо |
Пущин | энциклопедия права география немецкий язык | 3 – хорошо 5 – имеет сведения 4 - посредственно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенние изменения в природе
Урок Окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира "Осенние изменения в природе"
Материал содержит конспект урока окружающего мира "Осенние изменения в природе" для 1 класса ("Школа 2100")...
"Осенние изменения в природе"
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс....
Осенние изменения в природе. Аппликация из цветной бумаги.
Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, расширяют знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, ...
Проверочный тест по теме: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ"
Проверочный тест по теме: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ"...
Урок-экскурсия в городской парк «Осенние изменения в природе».
Наблюдение за осенними изменениями в природе....
Рекомендации для родителей по теме: "Осень. Изменения в природе."
Данный материал можно представить для родителей в приемной группы....