Осенние изменения в природе
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) на тему

Задыхайло Галина Ивановна

Урок Окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osennie_izmeneniya_v_prirode.doc111 КБ
Office presentation icon fizminutki_2.ppt992 КБ
Файл dozhd_po_kryshe.rar984.79 КБ

Предварительный просмотр:

Осенние изменения в природе

Урок окружающего мира 1 класс по программе «Школа 2100»

Цели:

  1. Познакомиться с осенними явлениями, научить отличать признаки осени
  2. Объяснить, как живые существа готовятся к зиме
  3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений.
  4. Учить наблюдению за поведением животных.
  5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.
  6.  Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Оборудование: 

            Картины осени, плакат-панно, разрезные картинки: солнце в тучках, человек под дождем, животные, мелодия Чайковского «Осень»,  звукозапись «Шум дождя», физминутка для глаз «Осень», стихи

ХОД  УРОКА

             Учитель: Сегодняшний урок мне хочется начать со слов великого русского поэта А.С.Пушкина:

            Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса—
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

            Посмотрите внимательно на иллюстрации на доске и назовите тему нашего урока.  

            О какой  поре пишет поэт?

Учащиеся: Об осени.

Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.

Учитель: А что мы называем природой?  Перечислите все то, что относится к природе.

Учащиеся: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.

            (Для учителя. Дети могут называть объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод или называть растения: береза, сирень, горец, одуванчик и т. д. Дайте всем высказаться, а затем подведите итог.)

Учащиеся: облака, небо, солнце, растения, животные.

Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. 

Учащиеся: Неживая и живая природа. Ребята, в течение урока мы с вами будем составлять панно

                 (панно – ватман с заранее нарисованной полянкой и хмурым небом с капельками дождя)

Учитель:

            Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.

(включаю звукозапись (Дождь) 

Учитель: Два дня назад “небо прохудилось” и пошел осенний дождь.

           Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

Учащиеся:  Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару

           (прикрепляем на панно человечка под зонтом)

Ученик читает стихотворение:

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый –

Кленовый.

Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

Учащиеся: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.

Учитель: Летом солнце на небе было высоко, потому оно грело жарче, сильнее. А сейчас солнце   расположено ниже к земле, поэтому оно греет слабее и на улице становится холоднее.

Учитель: Почему осенью не видно солнца?

           (прикрепляем солнце в тучках)

            Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали,
Солнышко застлали.

Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу?

Учащиеся: Нет, редко.

Учитель: Кого они вам напоминают?

            (Для учителя. Поставленный вопрос требует ответа об объектах живой природы, которые отвечают на вопрос кто? Однако дети обычно перечисляют предметы, которые они видят в данный момент. Выслушайте, а затем уточните признаки живого и отберите объекты живой природы.)

Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

            Неизвестно, где живет,
Налетит — деревья гнет.
Засвистит — по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь

Учащиеся: Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.

            (Для учителя. При отгадывании загадок необходимо требовать от детей приводить признаки, по которым они находят ответ.)

Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

ВЫВОД: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

ФИЗМИНУТКА        

Учитель:  А теперь после отличной работы нам с вами полагается небольшая передышка – физкультурная разминка! А так как мы с вами «путешествуем» по осеннему лесу, то и тема разминки будет осенняя: выходите ребята из-за парт. Встаньте между рядами так, чтобы всем было место для выполнения упражнений. Повторяем за мной слова и упражнения.
Учащиеся повторяют за учителем слова и упражнения.

Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.
Все присели на корточки, потом встали, руки в стороны и взмахи руками вверх-вниз.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Дети расставляют руки и ноги в стороны и изображают медвежью
походку вперевалку, наклоняются «за ветвями», «строят берлогу».
 

            Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Становятся прямо, руки сгибают перед собой и изображают заячьи прыжки.
Носит белка целый день про запас грибы в дупло.
Делают наклоны, срывают грибы и складывают их в дупло.
Рыщут волки темной ночью за добычей по лесам.
Бег трусцой на месте.
Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса.
Дети изображают осторожно крадущуюся лису.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Срывают с верхних веток орехи и прячут их внизу в мох.
Хвою щиплют глухари.
Кистями рук делают щипковые движения.
Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.
Дети делают махи руками и присаживаются на корточки.

Учитель: А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о деревьях.

             Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.

            Назовите признаки, по которым отгадали.

Ученица читает стихотворение:

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила,

Ярко – желтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Все кругом искрится,

Все переливается!

           (Для учителя. У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия — сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов.

Учитель:

            В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила
Платье снять забыла.

Учащиеся: Это рябина. Признак — красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.

Ученик читает стихотворение:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

 Учитель: Что же это за девица?

                 Не швея, не мастерица,
    Ничего сама не шьет,
   А в иголках круглый год.

Учащиеся: Это ель. Признак — иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.

           (Для учителя. Часто дети используют названия растений, принятые в разговорной речи. Они полагают, что елка и ель — два разных растения. Поэтому учитель должен приводить названия природных объектов по научному. При рассматривании деревьев необходимо обращать внимание детей на красоту внешнего облика растения, окраску ствола и листьев, форму листовых пластинок, доступную для понимания этого возраста детей (пальчатая, линейная, треугольная, ромбическая), то есть стремиться к эстетическому восприятию природных объектов.)

Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?

Учащиеся: Это деревья. На какие две группы мы делили деревья?

(Лиственные и  хвойные)

Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. А как называется явление природы, когда деревья сбрасывают листья?

Учащиеся: Листопад.        

Ученик читает стихотворение:

 Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождем шумит!

Но какой же лес без птиц и зверей? Они тоже готовятся к зиме. А как они готовятся?

 ВЫВОД: Меняют мех на зимний, некоторые птицы улетают на юг, готовятся к зимней спячке, делают запасы на зиму.

Учитель: Все верно! 

Давайте заселим наш лес животными

Кто забыв про все тревоги

Спит зимой в своей берлоге?

(прикрепляем на панно фигуру медведя)

В дупле живет

Да орешки все грызет?

(прикрепляем фигуру белку)

Это что за зверь лесной?

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши – больше головы?

(прикрепляем фигуру зайца)

Хитрая плутовка

 Рыжая головка,

 Хвост пушистый – краса!

 А зовут ее …

(прикрепляем фигуру лисы)

ФИЗМИНУТКА для глаз «Осень»

Работа в паре -  А сейчас мы с вами поработаем Мастерами Мозаики (собрать в паре картинку-мозаику про осень) под музыку великого русского композитора Д.И. Чайковского

По завершении оформляем выставку картин

Учитель:  Промелькнуло быстро лето

                 Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью — зима
Мы ее не ждем, не просим,
А она идет сама.        

Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?

Учащиеся: Конечно, но его уже не вернешь. Пришла осень.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать. На стр 5 в тетради.

Рефлексия: Посмотрите на этих Пушистиков и покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

(цветные у каждого на столе)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Осенние изменения в природе"

Материал содержит конспект урока окружающего мира "Осенние изменения в природе" для 1 класса ("Школа 2100")...

"Осенние изменения в природе"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс....

Осенние изменения в природе. Аппликация из цветной бумаги.

Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, расширяют знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, ...

Проверочный тест по теме: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ"

       Проверочный тест по теме: «ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ"...

Урок-экскурсия в городской парк «Осенние изменения в природе».

Наблюдение за осенними изменениями в природе....

Рекомендации для родителей по теме: "Осень. Изменения в природе."

Данный материал можно представить для родителей в приемной группы....

Проект "Волшебница-осень или осенние изменения в природе"

В пректе участвовали все ученики нашего класса. Дети разделились на группы, каждая из которых отвечала за свою часть работы: "фотокорреспонденты"  фотографировали деревья в период листопада и дан...