Осенние изменения в природе. Аппликация из цветной бумаги.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Аранцева Лариса Вячеславовна

 

Интегрированный урок по окружающему миру и изобразительному искусству. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, расширяют знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, вместе с Лесовичком делают аппликацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Осенние изменения в природе. Аппликация из цветной бумаги».

Цель: Создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

  1. Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе, расширять знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживой природой.
  2.  Развивать мыслительную и творческую деятельность.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к мнению товарищей.

Оборудование: рисунки осенних листьев различных растений, картина с изображением осени, рисунки грибов, птиц, животных, корзина, рисунки домиков, костюм сказочного героя.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой.

   -  Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.  Итак, ребята, мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в осенний лес.( Дети закрывают глаза. Звучит музыка).

  -   Давайте представим, что мы идём по лесу, а под ногами осенний ковёр. Глядите – красный фонарик, поднимаете – это листок уронила осинка, дальше – жёлтая звёздочка –подарил её клён, а у пруда милая ивушка рассыпала золотистые рыбки – листочки – узкие, длинные, тонкие. (Учитель открывает доску. На доске панно «Осенний лес»). (Дети открывают глаза).

 Мы с вами в лесу.

      Вдруг подул сильный ветер, деревья закачались. (Размахивают руками). Ударил гром. (Хлопок в ладоши). Пошёл дождь. (Стучат пальцами по столу). Дождь кончился, и в осеннем лесу стало свежо после  тёплого, весёлого грибного дождика.

2.  Повторение изученного материала.

     А) Растения осенью.

-  Посмотрите, ребята, кругом так много растений: деревьев, кустарников, трав.

- На какие группы делятся деревья? (Хвойные и лиственные).

- Что происходит с листьями осенью? (С приходом осени листья на деревьях   и кустарниках изменили свою окраску и  начали опадать).

- Осень – мастерица наряжать деревья в яркие цвета.

- Какого цвета листья у лиственных деревьев осенью?  А у хвойных?

- У каких деревьев листья красные осенью? (Клён, рябина, осина)

-Отгадайте имя одного таинственного жителя леса.

Я буду вам показывать листья, а вы говорить с какого дерева или кустарника этот лист. Если ответ правильный, то откроется буква.

( Листья каштана, дуба, клёна, берёзы, ивы, ели, липы, рябины).

- Ребята, прочитаем хором слово, которое получилось. (ЛЕСОВИЧОК)

(Входит Лесовичок)

- А вот и  старичок – Лесовичок. У него в лесу много тайн и чудес. Послушайте, что он расскажет:

Старичок – Лесовичок:   Здравствуйте, ребята!  Я расскажу вам, почему осенью у листьев меняется окраска. В клетках здорового листа содержатся зелёный пигмент - хлорофилл и жёлтый пигмент. Хлорофилла больше, поэтому лист зелёный. С наступлением холодов хлорофилл разрушается и на первый план выступает желтый пигмент, а также образуется новый – красный. Сочетание всех этих оттенков и придаёт листьям такое разнообразие окраски.

 Учитель.- Ребята, как называется зелёный пигмент, который содержится в листьях?

- Почему с наступлением холодов лист меняет окраску?

- Сегодня на уроке мы оформим осеннюю картину. Лесовичок  мы приглашаем тебя поработать вместе с нами.

Старичок – Лесовичок: Я очень рад, спасибо!  (Ребёнок садится за парту).

 - Приступим к оформлению нашей картины. Оформлять будем аппликацией из цветной бумаги.

- Что такое аппликация? ( Рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или другой материал)

- Расположите, вырезанные вами листочки на основе и приклейте их.

В)  Мы продолжаем нашу прогулку.

Лесовичок.  Мы идём по лесу, а вокруг много – много ..

- Угадайте чего?

                На лесной опушке

                Стоят подружки,

                Платьица белены,

                Шапочки зелены.  (Грибы)

Учитель. Спасибо, Лесовичок, за загадку.

-Посмотрите, сколько грибов!  

-На какие две группы делятся грибы?

-Давайте проверим, знаете ли вы съедобные и несъедобные грибы. Поставьте руки на локотки и поиграем в игру. Если гриб съедобный, хлопаете в ладоши и гриб оказывается в корзине.

  1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я….(подосиновик)

     

  1. Очень дружные ребята

У пенька живут…(Опята)

   

  1. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это-….(Сыроежки)

  1. Он в лесу стоял.

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

 

  1. Не спорю, не белый,

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберёзовик)

  1. Белая понамка,

Бледная….(Поганка)

-Если на пути вам попадается мухомор или поганка, что вы с ним сделаете? (Нельзя срывать, сбивать, ими лечатся или питаются обитатели леса, например мухомором лечатся лоси)

- Вы повстречались с грибами. Давайте о них тоже расскажем в нашей картине.

Б) Осенние изменения в жизни птиц.

   -Каких насекомых вы видели летом? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки).

   - Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? (С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки).

-   А теперь прислушаемся. Почему тишина в лесу?

 Лесовичок.  Как называются птицы, которые улетели?

 - Почему многие птицы улетели? (С наступлением холодов исчезают насекомые. На растениях уже не видно обилия плодов и семян, замерзают водоёмы).

Лесовичок. -Отгадайте, какие птицы зимующие, а какие перелётные?

Учитель.      Задание Лесовичка выполнять будем в парах. 2 человека будут работать у доски.

С      Г      О      Р      Р      А      О      Ч      К      А

В      С      О      К      Р      В      О      О      Н      Р       Е       А        Ц

С      Л      И      А      Н     С      И     Т      Ц      О      А    Ч       К      А

В      Ж      О      У      Р      Р      О      А      Б      В      Е      Л     Й     Ь

                                - зимующие,         - перелётные

( Проверим при помощи сигнальных карточек).

Учитель.  - Назовите зимующих птиц.

                  - Назовите перелётных птиц.

Лесовичок. Ребята, перелётные птицы преодолевают большие расстояния. Много птиц гибнет во время перелёта, попадая в бурю или ураган. Не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи.

Учитель. Как мы можем помочь птицам? (Для птиц, остающихся на зиму уже сейчас надо делать и развешивать кормушки, собирать корм).Мы каждый год участвуем в акции «Птичья столовая» и надеюсь в этом году мы тоже поможем птицам.

Расположите, сделанных вами птичек на вашей картине в соответствии с сюжетом.

В) Животные осенью.

- А вот кто-то показался на опушке.

- Что за беленький комочек?

-Каких животных мы можем увидеть осенью?

-Как животные готовятся к зиме? (Делают запасы, нагуливают жир).

-Я предлагаю расселить животных в домики. (У доски 2 человека)

В один домик- животных, которые впадают зимой в спячку. (Ёж, медведь, барсук)

В другой домик – животных, которые ищут корм в природе. (Заяц, волк, лиса, лось).

- Какие звери на зиму запасают корм и что запасают?

 -Проверим, как ребята справились с заданием. (При помощи сигнальных карточек).

- Животным леса будет посвящён следующий урок трудового обучения.

3. Завершение работы над аппликацией.

     Закончилось наше путешествие по осеннему лесу. Вернёмся в класс. Закрываем глаза. (Звучит музыка)

 

4. Итог урока:

    -Что нового узнали на уроке?

   - Что больше всего понравилось?

   -  Вызвали ли какие – нибудь задания затруднения?

(Выставка работ. Выставление отметок)

6. Домашнее задание.

   Написать сообщение о животных, о том, как они готовятся к зиме, или составить творческий рассказ о нашем путешествии.

 

Мне было интересно работать с вами. Большое вам спасибо!

А теперь подарим гостям осеннюю песенку. (Дети исполняют песню.)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План интегрированного урока "Аппликация из цветной бумаги "Поющие лягушки"

Интегрированный урок художественного труда, литературного чтения и окружающего мира...

Конспект занятия кружка "Флористика" по теме Аппликация из цветной бумаги. Изделие: цветы "тюльпан»

Тема занятия : Объемная аппликация «Аппликация из цветной бумаги. Изделие: цветы (тюльпан)» Формы организации занятия: групповая.Цель: Создание условий для творческого развития личности. Развитие...

Конспект занятия кружка "Флористика" по теме Аппликация из цветной бумаги. Изделие: цветы "тюльпан»

Тема занятия : Объемная аппликация «Аппликация из цветной бумаги. Изделие: цветы (тюльпан)» Формы организации занятия: групповая.Цель: Создание условий для творческого развития личности. Развитие...

Рабочая программа кружка "Умелые руки": " Веселая аппликация"- из цветной бумаги

Работа по плану кружка. Все изделия  делаются из цветной бумаги при помощи клея....

Аппликация из цветной бумаги

Пошаговая работа на уроках технологии...

Презентация «Аппликация из цветной бумаги. Осень в лесу»

Цель   -   выполнение аппликации из цветной бумаги...