Урок окружающего мира "Осенние изменения в природе"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Материал содержит конспект урока окружающего мира "Осенние изменения в природе" для 1 класса ("Школа 2100")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Осенние изменения в природе. (урок – исследование)

Цели: - закрепить и обобщить знания об осенних изменениях в природе;

           - закрепить умение отличать признаки осени;

           - развивать устную речь, логическое мышление;

           - обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование : пейзажи осени, морфологические таблицы, музыкальное сопровождение, предметные картинки осенней одежды, овощей, фруктов.

Ход урока:

  1. Организационный момент

                                  Долгожданный дан звонок –

                                  Начинается урок.

(Чтение стихотворений об осени учениками под музыку А. Вивальди «Осень»).

           1 уч. Есть в осени первоначальной

                    Короткая, но дивная пора –

                    Весь день стоит как бы хрустальный,

                    И лучезарны вечера …

           2 уч. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

                    Листья пожелтелые по ветру летят,

                    Лишь вдали красуются, там на дне долин,

                    Кисти ярко–красные вянущих рябин.

           3 уч. Осенние листья по ветру кружат,    

                    Осенние листья в тревоге вопят:

                    «Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

                    О лес наш родимый, конец твой пришел!»

II. Постановка проблемной ситуации.

       В народе говорят: «Осень всех наградит, всё загубит.». Проверить верно ли это высказывание или нет поможет наш урок. Сегодня повторим знания об осенних изменениях в природе, тем самым ответим на вопрос о правильности высказывания.

- Вспомните , как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Посмотрите на рисунки и скажите, какое по вашему мнению настроение подходит к каждому из осенних месяцев.

  1. Поиск решения проблемной ситуации.

-Ответить на вопрос помогут эти необычные часы.

Живая                        Неживая

природа                    природа

Растения                       Человек                                      

Животные

  1. Осенние изменения в неживой природе.

- Что относится к неживой природе? (Солнце, небо, осадки, горные породы и т.д)

-Заполним таблицу, которая нам расскажет об осенних изменениях в неживой природе.

небо

солнце

день

осадки

серое

не греет

короткий

дождь со снегом

  1. Осенние изменения в жизни растений.

 

-Изменения в неживой природе влекут изменения в жизни растений.

-Представьте, что вы – листочек. Наступила осень. Расскажите о себе «листочки».

Итог: листья желтеют, краснеют и опадают. Некоторые травы погибают, но корни остаются. Деревья сбрасывают листву, но не погибают.

Физминутка

             

              Вышли мышки как-то раз,

               Посмотреть, который час.

               Раз, два, три, четыре –

               Мышки дернули за гири.

               Тут раздался страшный звон –

               Убежали мышки вон.

(Сделать, как лисички, медвежата)

  1. Осенние изменения в жизни животных

- В жизни животных, рыб, птиц, насекомых происходят изменения.

- Что происходит с насекомыми? (Ищут убежище на зимовку, кто-то погибает)

 - Какие изменения в жизни птиц? (Собираются в стаи и улетают в теплые страны. На зимовку прилетают снегири, синички прилетают ближе к жилищу людей)

- Как ведут себя рыбы? (Одни впадают в спячку, карп, сазан, карась; другие ведут то же образ жизни)

- Узнать, какие изменения в жизни диких животных поможет таблица, которую вы заполняете в парах, а затем проверим все вместе на доске.

               Свойства

Объект

Толстый мех

Толстый слой жира

Зимняя спячка

Дупло, нора, убежище

Лиса

Волк

Медведь

Белка

Ёж

Заяц

Барсук

4. Осенние изменения в жизни людей.

- Найдите на доске картинки, где изображены люди в осенней одежде. По каким признакам вы определили?

-Действия каких животных мы повторяем? (Заяц, ласка, горностай)

- Что ещё делают люди осенью? (Собирают урожай).

- Действия каких животных мы повторяем? (Ежа, белки, хомяка)

-Отгадайте по двум признакам овощи и фрукты, чей урожай мы собираем осенью.

             Закутанная + хрустящая (капуста)

             Сахарная + круглая (свекла)

             Сладкое + румяное (яблоко)

             Красные + сочные (помидоры)

             Неумытая + урожайная (картошка)

             Золотая + тяжелая (тыква)

             Длинная + сладкая (морковь)

            Сочный + костлявый (виноград)

-Молодцы!

- А что можно осенью сушить, солить? (Грибы)

  - Отгадайте загадки про грибы:

               

                          То за гриб стоит на кочке,

                          В красном бархатном платочке? (Подосиновик)

                          На пеньках растут в лесу,

                          Как веснушки на носу. (Опята)

                          В роще у березки, повстречались тезки. (Подберезовики)

                          Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк,

                          Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь)

- Отгадайте загадалку: Кое-кто однажды что-то сделал и что-то ему помогло. (Человек осенью заболел и лекарство ему помогло)

- Почему осенью мы можем заболеть? Что нужно делать, чтобы не болеть? (Профилактика заболеваний)

  1. Подведение итогов

- Итак, верно ли высказывание: «Осень всех наградит, всё загубит» ?

(Дети высказывают свои мнения)

_Посмотрите, сколько много вы собрали осенних листочков своими правильными ответами. Тем самым принесли радостное, солнечное настроение в наш уже зимний класс.

- Молодцы!

- Урок окончен. До свидания!

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 48

Открытый урок - исследование

 по окружающему миру,

 проведенный в 1 «Б» классе

по теме

«Осенние изменения в природе»

(применение ТРИЗ- технологии)

                                           

                                            Власова И. С.

                                                                         Учитель начальных классов

                                                               МОУ гимназии № 48

Тольятти 2005 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме:"Изменения в природе. Похолодание, отлет птиц"

Презентация к уроку развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности  в 1 классе по теме: "Изменения в природе. Похолодание , отлет птиц"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА : Осень пришла. Изменения в природе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  Тема урока: Осень пришла. Изменения в природе. 2классУчебник "Окружающий мир" 2 класс А.А.Плешаков М.-Просвещение 2011...

Конспект урока окружающего мира на тему "Природа и ее сезонные изменения"

Конспект урока по окружающему миру "Природа и ее сезонные изменения" (ПНШ)....

Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».

Урок-экскурсия «Осенние изменения в природе».Цели: знакомство с природными объектами и явлениями, расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе; развитие умения наблюдать, сравни...

Урок - экскурсия: "Весенние изменения в природе"

Урок - экскурсия: "Весенние изменения в природе". На данном уроке учащиеся примут участие в опытах, эксперементах и практических заданиях...

Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."

Конспект урока  окружающего  мира по тема "Природа. Разнообразие природы."...