Урок-проект с использованием ИКТ "Охрана животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
На уроке используются технологии: проектная, информационно-коммуникативная, игровая, технология РКМЧП. Минутка календаря проводится нетрадиционно: дежурный синоптик (ученик) под музыкальную заставку прогноза погоды на ТВ рассказывает о погоде, знакомит с пословицами, поговорками и приметами месяца. Группы «Юные биологи», «Друзья природы» представляют свои презентации по теме «Охрана животных». Творческая группа готовит стихи, песни, выставку рисунков, книг о природе. Жюри оценивает работу групп в конце урока. Закрепление проводится в игровой форме: дети разгадывают кроссворд, загадки. На уроке используется приём технологии РКМЧП – составление синквейна. Домашнее задание носит творческий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.doc | 97 КБ |
urok_ohrana_zhivotnyh.ppt | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 9 г. о. Тольятти
Конспект открытого урока окружающего мира
по теме: «Охрана животных»
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Класс: 3 «Д»
Дата проведения: 13.10. 2015 г.
Учитель начальных классов
Крюкова Светлана Александровна
Цель урока: формирование знаний учащихся по теме «Охрана животных».
Задачи:
Образовательные:
- Повторить способы размножения животных.
- Ознакомить учащихся с пословицами и поговорками о зиме, с приметами декабря.
- Ознакомить учащихся с животными, занесёнными в Красную книгу России.
- Продолжить работу над умением составлять синквейн слова.
- Ознакомить учащихся с книгами о животных, находящихся под охраной.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес учащихся.
- Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
- Развивать творческую активность детей.
- Формировать экологическую компетентность.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать любовь к Родине.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-проект с использованием ИК технологий.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка пройденного на прошлом уроке.
Личностные УУД: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.
Познавательные УУД: понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения.
1. Минутка календаря. (Презентация. Слайд 2)
Звучит заставка к прогнозу погоды, дежурный синоптик рассказывает о погоде, используя магнитный календарь погоды на доске, знакомит учащихся с пословицами и поговорками о зиме, с приметами ноября.
Сегодня….(число, месяц, день недели) Облачность… Температура воздуха… | Ветер…. Осадки… |
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как размножаются животные. Вспомните, пожалуйста:
1. Как размножаются животные? (Презентация. Слайд 3) Как размножаются представленные группы животных.
2. Заполните пропуски в схеме размножения птицы (Презентация. Слайд 4), лягушки (Презентация. Слайд 5), бабочки (Презентация. Слайд 6), рыбы (Презентация. Слайд 7)
3. Кто лишний по способу размножения? (Презентация. Слайды 8, 9)
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Личностные УУД: наличие познавательных интересов, учебных мотивов.
Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи в учебнике и других источниках; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ изучаемых объектов окружающего мира.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения.
Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы, умение формулировать собственное мнение и позицию.
1. Сообщение темы урока. (Презентация. Слайд 10)
Учитель: «Сегодня мы будем говорить о животных, которые нуждаются в охране. Тема урока: «Охрана животных». Свои презентации по данной теме представят три группы: «Юные биологи», «Друзья природы», «Творческая группа»».
2. Презентация группы «Юные биологи».
Ученик: Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные, за малым исключением, вымерли по вине человека. Из-за хозяйственной деятельности людей, неумеренной охоты, неправильного поведения человека в природе многие дикие животные встречаются всё реже, некоторые из них внесены в Красную книгу. Охота на редких животных запрещена, а на некоторые виды ограничена. Группа «Юные биологи» познакомит вас с некоторыми видами животных, занесёнными в Красную книгу России. (Презентация. Слайд 11)
Во втором классе мы узнали, что Красная книга – это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять. Красная книга – документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем, меры, которые предпринимает человек, дают хорошие результаты, о чём свидетельствуют зелёные страницы листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения.
Ученик: Послушайте загадку о животном, которое удалось спасти. (Презентация. Слайд 12)
Есть на речках лесорубы
В серебристо-белых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобр.)
В начале XX века бобров (Презентация. Слайд 13)оставалось около 900 особей, а в Европе они были почти полностью истреблены. Охота на них была запрещена. Сейчас их численность превышает 100 000 в России.
Была спасена куница (Презентация. Слайд 14 ), соболь (Презентация. Слайд 15 ). В тайге почти не оставалось соболей из-за неумеренной, жестокой охоты, соболь был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных. В Московском зоопарке удалось получить приплод от них.. Когда в зоопарке или в заповеднике животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места. Сейчас общая численность их 700 тысяч голов.
Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране.
Ученик: Белый медведь. (Презентация. Слайд 16)
Белые ледяные просторы, ни травинки, ни былинки круглый год. В таких условиях живёт владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40 лет. Питается белый медведь рыбой, тюленями. В берлоге медведица проводит 6 месяцев. У медведицы бывает 2-3 малыша. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру для одежды и предметов обихода. В результате началось сокращение численности белых медведей. Это послужило сигналом тревоги. Сейчас численность белых медведей хотя и медленно, но растёт.
Ученик: Фламинго. (Презентация. Слайд 17)
Живут фламинго 25-30 лет. Тело птицы высотой 1,5 метра, вес до 4 кг. Самка откладывает2 яйца белого цвета с зеленоватым оттенком в гнёзда в виде башенки высотой полметра. Птица эта стала редкой, потому что многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, ради пера и пуха. Гнездится розовый фламинго в Казахстане, во Франции, Испании, в Африке. В России фламинго не гнездится, однако регулярно отмечается на миграциях - в устье реки Волга, в Дагестане, Калмыкии, Краснодарском и Ставропольском краях. Также залетает на юг Сибири в Алтайский край, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Бурятию, Иркутскую область, Якутию.
Ученик: Тигр. (Презентация. Слайд 18)
В семействе диких кошек тигр – самый крупный зверь. Тело его длиной до 4 метров. Весит тигр около 390 кг. Питается тигр в основном крупно-копытными животными. Живут тигры 25-30 лет. Постоянных убежищ тигры не имеют. Только для выхаживания молодняка тигрица задерживается на одном месте. Она выбирает для гнезда пещеру. В конце 19 века тигров было около 100 000 особей. Затем количество тигров резко сократилось. Тигров убивали из-за суеверий. Китайские и корейские знахари дорого платили за тушу тигра, говорили, что они готовят из разных частей тела тигра лекарства от слабости, трусости, когти тигра служили талисманами.
Ученик: Журавль. (Презентация. Слайд 19)
Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. Белый журавль (стерх), чёрный, японский, даурский, внесены в Красную книгу. Эти птицы находятся под охраной. Журавли разных видов имеют много общего. Они стройны, у них длинные ноги, длинная шея, большой клюв. Им они добывают насекомых, семена, зёрна, моллюсков, мелких грызунов, корни растений, ягоды, молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются. Гнёзда они строят на земле. Журавлиха откладывает 2 яйца, которые насиживает в течение месяца. Журавль в это время несёт службу зоркого часового. Первые полтора месяца журавлята щеголяют в оранжевых и жёлтых «кафтанчиках», а к осени они оперяются, начинают летать и готовиться к первому путешествию.
Ученик: Морж (Презентация. Слайд 20) – могучий морской зверь. Его длина более 3 метров, а масса примерно полторы тонны(1500 кг) Клыки моржей до 80 см в длину. Они помогают им добывать со дна пищу – морских моллюсков, защищаться от белых медведей, а также вылезать из воды. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Живут моржи стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.
Ученик: Лебедь. (Презентация. Слайд 21)
Со времён глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь-шипун может лишь неторопливо гоготать. Лебедь-кликун издаёт гулкие и торжественные трубные звуки. Их можно услышать весной, когда лебеди, возвратившись с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озёрам, в густых камышах – это чуткие и осторожные птицы. Лебедь – прекрасное изящное и теперь редкое животное, охота на него запрещена.
3. Дети читают стихотворение «Береги природу!»
Ученик: Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали? Скажи, а если б птицы знали И если б только понимали, Что их полёт прощальным будет, Их на заре подстрелят люди, Скажи, они бы не летали? Ученик: Наверно, даже если б знали И даже если б понимали, То всё равно б взмывали ввысь. Ведь небо – это их стихия! Ведь небо – это их свобода! Ведь небо – это вся их жизнь! Ученик: А в небе стая журавлей Так грустно над землёй кружится. Земля… скажи, что стало б с ней, Когда б на ней умолкли птицы? Ученик: Тогда бы мёртвым стало небо. И – тишина в пустых лугах, | И, может быть, колосья хлеба Не колосились бы в полях, И на полях уж не грачи, А стаи чёрной саранчи. Ученик: Я не хочу такого мира, Где всё так серо, так уныло… Остановись, опомнись, человек, Не долог на земле твой век. Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим? Ученик: Остановись, опомнись, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу, И трелью птиц весёлой, звонкой, Ученик: И шумным плеском родника, И гроздями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав! |
Ученик: Орёл-беркут (Презентация. Слайд 22) – большая величественная птица. Размах её крыльев до 2 м. масса теле до 4 кг. Питается грызунами. Беркут может подолгу красиво парить высоко в небе, высматривая добычу.
Ученик: Жук-красотел (Презентация. Слайд 23 ) (красотел пахучий) живёт в лесах. Длина его тела около 3 см. Он поедает опасных для леса гусениц. За летний период жук съедает в среднем 180 гусениц, за всю жизнь – до 900. Продолжительность жизни жука-красотела - 2 - 4 года. В середине 20 века численность резко сократилась из-за применения ядохимикатов для борьбы с вредителями леса. Занесён в Красную книгу, нуждается в охране.
4. Музыкальная физкультминутка. (Презентация. Слайд 24) Дети исполняют песню защитников природы и выполняют движения под музыку.
Песенка защитников природы.
Если б только-только-только, Если б только на планете, Если б только все земляне Всё живое берегли, То возможно - можно- можно, То наверно - верно- верно, Книги Красной точно-точно Никогда б не завели! Припев: А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины! А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины! | А-а, крокодилы-бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты, А-а, и зелёный попугай! И пускай у этой речки, И пускай в зелёной роще, И пускай в лесу тенистом Слышен гомон птичьих стай, И запомни-помни - помни, Что беречь природу надо, Всем на этом белом свете Ты, как можешь, помогай! Припев. |
5. Презентация группы «Друзья природы».
Ученик: Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Но можно ничего этого не делать и всё-таки причинять животным большой вред. Если бегать по лесу, шуметь, лазать по деревьям, то можно побеспокоить животных. Это особенно опасно для них в период размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду. Мы составили правила друзей природы (Слайд 25 ), проиллюстрировали их.
IV. Закрепление пройденного материала.
Личностные УУД: наличие познавательных интересов, учебных мотивов.
Познавательные УУД: осуществление сравнения, классификации; выполнение учебных действий;
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения; использование в общении правил вежливости.
1. Работа с учебником.
Учитель: Ребята, прочитайте статью в учебнике «Охрана животных» на стр. 112-115 , подготовьтесь ответить на вопросы к статье.
Устный опрос:
1. Какие животные занесены в Красную книгу? (Презентация. Слайд 26)
2. Какие животные спасены? (Презентация. Слайд 27)
3. Разгадывание кроссворда. (Презентация. Слайд 28)
1) Ценный пушной зверёк, был на грани исчезновения, но предпринятые людьми меры по охране спасли этот вид животных, сейчас их численность 700 тысяч голов;
2) Владыка Арктики;
3) В 2-3 летнем возрасте эти пары создают пары и никогда больше не расстаются;
4) Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности;
5) Самый крупный зверь в семействе диких кошек;
6) Эта птица не гнездится в нашей стране, но отмечается на миграциях на реке Волге.
Ключевое слово «береги!»
2. Ученик читает стихотворение «Про всех на свете» Б. Заходера.
Все-все, все на свете, На свете нужны! И мошки не меньше нужны, Чем слоны. Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, - Злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мёд И кто делает яд! Плохие дела У кошки без мышки, | У мышки без кошки Не лучше делишки! И, если мы с кем-то Не очень дружны – Мы всё-таки очень Друг другу нужны! А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То, это, конечно, Ошибкой окажется! Все-все, все на свете На свете нужны, И это все дети Запомнить должны! |
- Самостоятельная работа в тетрадях «Проверим себя» стр.30 задания
№ 1, 2.
Проверка по слайдам (Презентация. Слайды 29, 30 )
4. Выставка книг о животных, находящихся под охраной.
Ученик: Писатель М. М. Пришвин, которого называют певцом земли русской, говорил:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу - значит охранять Родину!» (Презентация. Слайд 31)
5. Составление синквейна слова природа. (Презентация. Слайд 32)
1. Природа. 2. Живая, прекрасная. 3. Создаёт, радует, восхищает. | 4. Охранять природу – охранять Родину. 5. Среда. |
V. Подведение итогов. Оценивание. Домашнее задание.
Личностные УУД: иметь представление о границах собственного знания и «незнания».
Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив; осуществление контроля по результату.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения и позиции, адекватное использование средств устного общения для решения коммуникативных задач, умение осуществлять рефлексию.
1. Оценивание работ групп.
2. Домашнее задание:
I вариант: Прочитать статью в учебнике «Охрана животных» на стр. 112-115, ответить на вопросы к статье. При подготовке можно использовать дополнительный материал, который вы узнали на уроке из сообщений одноклассников.
II вариант: Подготовить сообщение о заповедниках Самарской области.
2. Слушание песни.
Учитель: Ребята, послушайте песню А. Пахмутовой и Р. Рождественского «Просьба» в исполнении Сергея Парамонова. Скажите, с какой просьбой обращаются авторы песни к людям.
3. Рефлексия. (Презентация. Слайд 33 )
Учитель: Ребята, проанализируйте свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.
Я узнал(а)… Я испытал(а) чувство…
Было интересно… Я хочу, чтобы…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект "Размножение животных" 3 класс УМК "Школа России"
Через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, у детей формируются знания, о размножении разных групп животных....
Урок-проект по литературному чтению в 3 классе "Герои - животные"
Урок - проект по литературному чтению решаеб ряд важных учебных задач: - углубить знания о творчестве Д. Н. Мамина - Сибиряка; - расширить представления о жизни животных; - содействовать формирован...
Урок-проект по литературному чтению в 3 классе "Герои - животные"
Урок - проект по литературному чтению решаеб ряд важных учебных задач: - углубить знания о творчестве Д. Н. Мамина - Сибиряка; - расширить представления о жизни животных; - содействовать формирован...
Технологическая карта урока (проект). Окружающий мир. Охрана животных. 3 класс.
Технологическая карта урока (проект) по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема: "Охрана животных" . Класс: 3....
Урок : Проект «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ», 2 класс
Урок составлен в соответствии с ФГОС. Урок проводится во 2 классе. Урок построен на проектной деятельности, а именно познавательный проект....
Открытый урок проект на тему "Домашние и дикие животные"
Открытый урок проект на тему "Домашние и дикие животные" для обучающихся с ТНР с применением ИКТ...