Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_ktp.docx | 47.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
68 часов, 2 часа в неделю.
№ | Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты | ||
план | факт | Освоение предметных знаний | УУД | |||
Земля и человечество (8 ч) | ||||||
1 | 02.09 | Мир глазами астронома Учебник, ч. 1., с. 4–8 | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения; понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; рассказывать о мире, с точки зрения астронома, работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия; извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения; различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги; читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений; | Целеполагание раздела. Понятие об астрономии как о науке. Вселенная (Космос). Солнце. Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Их расположение относительно Солнца. Характеристика Земли, Меркурия и Юпитера. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и смены времен года. Правила наблюдения звездного неба. Созвездия Малой Медведицы, Большого пса, Тельца, Плеяды. Звезды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Понятие о географии как о науке и географи- | П – извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовить сообщения; моделировать строение Солнечной системы; работать Р – понимать учебные задачи раздела и данного урока К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми | |
2 | 04.09 | Планеты Солнечной системы С. 9–15 | ||||
3 | 09.09 | Звездное небо – великая книга природы (открытие нового знания). С. 16–21 | ||||
4 | 11.09 | Мир С. 22–29 | ||||
5 | 16.09 | Мир глазами историка С. 35–41 | ||||
6 | 18.09 | Когда (Открытие нового знания.) С. 42–46 | ||||
7 | 23.09 | Мир глазами эколога (открытие нового знания). С. 47–53 | ||||
8 | 25.09 | Сокровища Земли под охраной человека С. 54–62 | ||||
«Природа России» (10 часов) | ||||||
9 | 30.09 | Равнины С. 64–71 | Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить; работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте; различать холмистые и плоские равнины; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями; устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами; находить на карте природных зон области высотной поясности, формулировать выводы из изученного - материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. | Целеполагание раздела. Формы рельефа России. Наиболее крупные равнины, плоскогорья, Вулканы Камчатки, Ильменский заповедник Моря Северного Ледовитого, Озера: Каспийское, Байкал, Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена и Амур Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность Местоположение зоны степей, ее природные особенности, флора и фауна. Экологические проблемы степной зоны. Питомники | П – находить на физической карте России изучаемые географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебные задачи раздела и данного урока К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми | |
10 | 02.10 | Моря, озера и реки России (открытие нового знания). С. 72–77 | ||||
11 | 07.10 | Природные зоны России С. 30–34 | ||||
12 | 09.10 | Зона арктических пустынь С. 78–86 | ||||
13 | 14.10 | Тундра С. 87–97 | ||||
14 | 16.10 | Леса С. 98–105 | ||||
15 | 21.10 | Лес и человек С. 106–113 | ||||
16 | 23.10 | Зона степей С. 114–122 | ||||
17 | Пустыни С. 122– 131 | |||||
18 | У Чёрного моря С. 132– 142 | |||||
«Родной край – часть большой страны» (15 часов) | ||||||
19 | Наш край (открытие нового знания). С. 144–146 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану; оценивать свои достижения на уроке. изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану; обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»; работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; составлять памятку «Как вести себя на лугу»; работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Знакомство с политико-административной картой России. Знакомство с картой своего края, его главным городом. Нахождение своего региона на физической, административной карте и карте природных зон. Выяснение с помощью карт, в какой части России находится регион, каков рельеф поверхности, в какой природной зоне находится Мелкие формы рельефа равнин: балки, овраги. Охрана почвы от заовраживания, от несанкционированных свалок, терриконов Водные объекты своего региона. Значение водоемов для жизни в регионе. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде Выяснение по карте региона наличия полезных ископаемых: нефти, природного газа, торфа, угля, железной руды, гранита, песка, глины, известняка. Экономное использование полезных ископаемых Типы почв. Почвы родного края. Охрана почв Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса Природное сообщество луга. | П – сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; находить на карте региона крупные города, а также свой город (село); обобщать полученную информацию, готовить сообщение. Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять чувство гордости за свою Родину; осознавать свою этническую и национальную принадлежность; | ||
20 | Поверхность нашего края (открытие нового знания). С. 147–153 | |||||
21 | Водные богатства нашего края С. 154–158 | |||||
22 | Наши подземные С. 159–170 | |||||
23 | Земля – кормилица (построение системы знаний). С. 171–175 | |||||
24 | Жизнь леса (построение системы знаний). С. 175–182 | |||||
25 | Жизнь луга (построение системы знаний). С. 182–190 | |||||
26 | Жизнь С. 191–200 | |||||
27-28 | Природные сообщества родного края | |||||
29 | Растениеводство С. 201–213 | |||||
30 | Животноводство С. 214–222 | |||||
31 | Презентация проектов | |||||
32 | Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа России», «Родной край – часть большой страны» (развивающий контроль) | |||||
33 | Презентация проектов. | |||||
«Страницы Всемирной истории» (6 часов) | ||||||
34 | Начало истории человечества Учебник, ч. 2, с. 4–7 | Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения; понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке понимать важность изобретения книгопечатания для человечества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Целеполагание раздела. История первобытного общества. Первобытное искусство История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки Средние века Появление мировых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания Новое время Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций | П – определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии в изучении первобытного общества; Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета | ||
35 | Мир древности: С. 8–14 | |||||
36 | Средние века: время рыцарей С. 15–21 | |||||
37 | Новое время: встреча Европы и Америки С. 22–27 | |||||
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня (открытие нового знания). С. 28–32 | |||||
39 | Презентация проектов (по выбору) (рефлексия) | |||||
Страницы истории Отечества (20 ч) | ||||||
40 | Жизнь древних славян С. 34–39 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; составлять план рассказа на материале учебника; Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках; характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке; сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; обсуждать важность находок археологами берестяных грамот; развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев; обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде; характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры; работать с терминологическим словариком; | Целеполагание раздела. Расселение восточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племен Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение Древнерусского государства. Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги Феодальная раздробленность Руси в середине XII века. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII – начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский Поход Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. | П – анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; формулировать выводы по изученному материалу. Р – понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; составлять план рассказа на материале учебника; оценивать свои достижения на уроке. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа | ||
41 | Во времена Древней Руси С. 40–45 | |||||
42 | Страна С. 46–54 | |||||
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси С. 55–58 | |||||
44 | Трудные времена С. 59–64 | |||||
45 | Русь расправляет крылья (открытие нового знания). С. 65–69 | |||||
46 | Куликовская битва (открытие нового знания). С. 70–74 | |||||
47 | Иван Третий С. 75–81 | |||||
48 | Мастера печатных дел (построение системы знаний). С. 82–86 | |||||
49 | Патриоты России (открытие нового знания). С. 87–93 | |||||
50 | Пётр Великий С. 94–100 | |||||
51 | Михаил Васильевич Ломоносов С. 101–104 | |||||
52 | Екатерина Великая (открытие нового знания). С. 105–111 | |||||
53 | Отечественная война С. 112–119 | |||||
54 | Страницы истории XIX века (открытие нового знания). С. 122–126 | |||||
55 | Россия вступает С. 127–133 | |||||
56 | Страницы истории 20–30-х годов (открытие нового знания). С. 136–139 | |||||
57 | Великая война С. 140–146 | |||||
58 | Страна, открывшая путь С. 147–152 | |||||
59 | Презентация проектов (по выбору) | |||||
«Современная Россия» (9 часов) | ||||||
60 | Основной закон России и права человека (открытие нового знания). | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; составлять план рассказа на материале учебника; прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках; характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | Целеполагание раздела. Понятие о федеративном устройстве России. Много- национальный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устрой- ство РФ: Президент, Федеральное Собрание, Правительство Государственный герб, флаг и гимн | П – находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка; Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения. Л – проявлять гуманистические и демократические ценностные ориентации | ||
61 | Мы – граждане России С. 164–167 | |||||
62 | Славные символы России С. 168–174 | |||||
63 | Такие разные праздники С. 175–179 | |||||
64-66 | Путешествие С. 180–205 | |||||
67 | Обобщающий урок по историко-обществоведческим те- мам (развивающий контроль) | |||||
68 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 кл
Программа составлена по триместрам...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...