Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_ktp.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

68 часов, 2 часа в неделю.

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

план

факт

Освоение предметных знаний

УУД

Земля и человечество (8 ч)

1

02.09

Мир глазами астронома
(открытие нового знания).

Учебник,

ч. 1.,

с. 4–8

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру»

для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

рассказывать о мире, с точки зрения астронома,

работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;

извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;

работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги;

читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;

Целеполагание раздела. Понятие об астрономии как о науке.

Вселенная (Космос). Солнце. Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Их расположение относительно Солнца.

Характеристика Земли, Меркурия и Юпитера.

Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня

и ночи и смены времен года.

Правила наблюдения звездного неба. Созвездия Малой Медведицы, Большого пса, Тельца, Плеяды. Звезды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран.

Понятие о географии как о науке и географи-
ческих объектах. Карта полушарий. История создания карт
в мире и в России, история
создания глобуса

П – извлекать из дополнительной литературы и Интернета научные сведения об особенностях Солнца и Солнечной системы, кометах и астероидах, готовить сообщения; моделировать строение Солнечной системы; работать
с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р – понимать учебные задачи раздела и данного урока
и стремиться их выполнить; оценивать результаты своей работы на уроке.

К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми
и сверстниками;

2

04.09

Планеты Солнечной системы
(открытие нового знания).

С. 9–15

3

09.09

Звездное небо – великая книга природы (открытие нового знания).

С. 16–21

4

11.09

Мир
глазами
географа
(открытие нового знания).

С. 22–29

5

16.09

Мир глазами историка
(открытие нового знания).

С. 35–41

6

18.09

Когда
и где?

(Открытие нового знания.)

С. 42–46

7

23.09

Мир глазами эколога (открытие нового знания).

С. 47–53

8

25.09

Сокровища Земли под охраной человека
(открытие нового знания).

С. 54–62

«Природа России» (10 часов)

9

30.09

Равнины
и горы России
(открытие нового знания).

С. 64–71

Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;

работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

различать холмистые и плоские равнины;

различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;

характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами; находить на карте природных зон области высотной поясности,

формулировать выводы из изученного

- материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания.

Целеполагание раздела.

Формы рельефа России.

Наиболее крупные равнины, плоскогорья,
горы.

Вулканы Камчатки, Ильменский заповедник

Моря Северного Ледовитого,
Атлантического и Тихого океанов.

Озера: Каспийское, Байкал,
Ладожское
и Онежское.

Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена и Амур

Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон. Широтная и высотная поясность

Местоположение зоны степей, ее природные особенности, флора и фауна. Экологические проблемы степной зоны.

Питомники
для редких животных. Заповедники

П – находить на физической карте России изучаемые географические объекты; различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья; характеризовать формы рельефа России; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком; формулировать выводы по изученному материалу.

Р – понимать учебные задачи раздела и данного урока
и стараться их выполнить; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей.

К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л – владеть навыками сотрудничества со взрослыми
и сверстниками

10

02.10

Моря, озера и реки России

(открытие нового знания).

С. 72–77

11

07.10

Природные зоны России
(открытие нового знания).

С. 30–34

12

09.10

Зона арктических пустынь
(открытие нового знания).

С. 78–86

13

14.10

Тундра
(открытие нового знания).

С. 87–97

14

16.10

Леса
России
(открытие нового знания).

С. 98–105

15

21.10

Лес и человек
(открытие нового знания).

С. 106–113

16

23.10

Зона степей
(открытие нового знания).

С. 114–122

17

Пустыни
(открытие нового знания).

С. 122–

131

18

У Чёрного моря
(открытие нового знания).

С. 132–

142

 «Родной край – часть большой страны» (15 часов)

19

Наш край (открытие нового знания).

С. 144–146

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;

характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

оценивать свои достижения на уроке.

изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;

работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;

составлять памятку «Как вести себя на лугу»;

работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Знакомство

с политико-административной картой России. Знакомство с картой своего края, его главным городом. Нахождение своего региона на физической, административной карте и карте природных зон. Выяснение с помощью карт, в какой части России находится регион, каков рельеф поверхности, в какой природной зоне находится

Мелкие формы рельефа равнин: балки, овраги. Охрана почвы

от заовраживания, от несанкционированных свалок, терриконов

Водные объекты своего региона. Значение водоемов для жизни в регионе.

Источники загрязнения вод

в регионе.

Правила поведения на воде

Выяснение

по карте региона наличия полезных ископаемых: нефти, природного газа, торфа, угля, железной руды, гранита, песка, глины, известняка. Экономное использование полезных ископаемых

Типы почв.

Почвы родного края. Охрана почв

Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса

Природное сообщество луга.

П – сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона; находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон; характеризовать рельеф поверхности своего края в соответствии с цветовым обозначением на физической карте; определять, в какой природной зоне находится регион по карте природных зон; находить на карте региона крупные города, а также свой город (село); обобщать полученную информацию, готовить сообщение.

Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л – проявлять чувство гордости за свою Родину; осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

20

Поверхность нашего края (открытие нового знания).

С. 147–153

21

Водные богатства нашего края
(открытие нового знания).

С. 154–158

22

Наши подземные
богатства
(открытие нового знания). 

С. 159–170

23

Земля – кормилица (построение системы знаний).

С. 171–175

24

Жизнь леса (построение системы знаний).  

С. 175–182

25

Жизнь луга (построение системы знаний).

С. 182–190

26

Жизнь
в пресных водах
(построение системы знаний).

С. 191–200

27-28

Природные сообщества родного края
(построение системы знаний)

29

Растениеводство
в нашем крае
(открытие нового знания).

С. 201–213

30

Животноводство
в нашем крае
(открытие нового знания).

С. 214–222

31

Презентация проектов
(по выбору)
(рефлексия)

32

Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа

России», «Родной край – часть большой страны»

(развивающий контроль)

33

Презентация проектов. 

«Страницы Всемирной истории» (6 часов)

34

Начало истории человечества
(открытие нового знания).

Учебник,

ч. 2, с. 4–7

Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

обсуждать роль огня и приручения животных;

анализировать иллюстрации учебника;

рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;

понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Целеполагание раздела. История первобытного общества.

Первобытное искусство

История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки

Средние века
в истории Европы. Возникновение городов.

Появление мировых религий (древность, Средние века). Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания

Новое время
в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники

Исследования Арктики

и Антарктики.

Развитие парламентаризма
и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение

космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединенных Наций

П – определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества; обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника;

рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л – проявлять познавательный интерес к изучению предмета

35

Мир древности:
далекий
и близкий
(открытие нового знания).

С. 8–14

36

Средние века: время рыцарей
и замков
(открытие нового знания).

С. 15–21

37

Новое время: встреча Европы и Америки
(открытие нового знания).

С. 22–27

38

Новейшее время: история продолжается сегодня (открытие нового знания).

С. 28–32

39

Презентация проектов (по выбору)

(рефлексия)

Страницы истории Отечества (20 ч)

40

Жизнь древних славян
(открытие нового знания).

С. 34–39

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать карту расселения племён древних славян;

выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

характеризовать верования древних славян;

моделировать древнеславянское жилище;

составлять план рассказа на материале учебника;

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках;

характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;

отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • в ходе самостоятельной работы (в группах)

анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода,

характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

выявлять роль летописей для изучения истории России;

характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;

сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

 обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

работать с терминологическим словариком;

Целеполагание раздела.

Расселение восточных славян.

Древнеславянские племена.

Занятия древних славян, их жилища, быт, верования.

Союзы племен

Торговый путь «из варяг в греки».

Основание Новгорода и Киева.

Призвание

на княжение Рюрика.

Возникновение Древнерусского государства.

Многонациональный характер Древней Руси. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси

Устройство древнерусского города. Древний Киев

и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы

Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. «Повесть временных лет». Рукописные книги

Феодальная раздробленность Руси в середине XII века.

Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский

Возрождение северо-восточных

земель Руси

в конце XIII –

начале XIV века. Московский князь Иван Калита – собиратель русских земель. Сергий Радонежский

Поход Мамая

на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича.

Благословение Сергия Радонежского.

Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск

Противостояние на Угре. Падение монгольского ига.

Объединение княжеств вокруг Москвы.

П – анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; формулировать выводы по изученному материалу.

Р – понимать учебную задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; составлять план рассказа на материале учебника; оценивать свои достижения на уроке.

К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л – проявлять уважительное отношение к истории и культуре народа

41

Во времена Древней Руси
(открытие нового знания).

С. 40–45

42

Страна
городов
(открытие нового знания).

С. 46–54

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси
(открытие нового знания).

С. 55–58

44

Трудные времена
на Русской земле
(построение системы знаний).

С. 59–64

45

Русь расправляет крылья

(открытие нового знания).

С. 65–69

46

Куликовская битва (открытие нового знания).

С. 70–74

47

Иван Третий
(открытие нового знания).

С. 75–81

48

Мастера печатных дел (построение системы знаний).

С. 82–86

49

Патриоты России (открытие нового знания).

С. 87–93

50

Пётр Великий
(открытие нового знания).

С. 94–100

51

Михаил Васильевич Ломоносов
(построение системы знаний).

С. 101–104

52

Екатерина Великая (открытие нового знания).

С. 105–111

53

Отечественная война
1812 года
(открытие нового знания).

С. 112–119

54

Страницы истории XIX века (открытие нового

знания).

С. 122–126

55

Россия вступает
в ХХ век
(открытие нового знания).

С. 127–133

56

Страницы истории 20–30-х годов

(открытие нового знания).

С. 136–139

57

Великая война
и
Великая Победа (открытие нового знания).

С. 140–146

58

Страна, открывшая путь
в космос
(построение системы знаний).

С. 147–152

59

Презентация проектов (по выбору)
(рефлексия)

«Современная Россия» (9 часов)

60

Основной

закон России и права человека (открытие нового знания). 
С. 156–163

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать карту расселения племён древних славян;

выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

характеризовать верования древних славян;

моделировать древнеславянское жилище;

составлять план рассказа на материале учебника;

прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках;

характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;

отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Целеполагание раздела. Понятие о федеративном устройстве России. Много-

национальный характер населения России.

Конституция – основной закон страны.

Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка

Понятие о гражданстве. Права

и обязанности гражданина Российской Федерации. Государственное устрой-

ство РФ: Президент, Федеральное Собрание, Правительство

Государственный герб, флаг и гимн

П – находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

Р – понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

К – слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Л – проявлять гуманистические и демократические ценностные ориентации

61

Мы – граждане России
(построение системы знаний).

С. 164–167

62

Славные символы России
(построение системы знаний).

С. 168–174

63

Такие разные праздники
(построение системы знаний).

С. 175–179

64-66

Путешествие
по России
(открытие нового знания).

С. 180–205

67

Обобщающий урок по историко-обществоведческим те-

мам (развивающий контроль)

68

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...