Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.
статья
ВЫстуаление на педсовете по теме"Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ. "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 385.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключевые особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ. (Кочетова Э.Г.)
Основные цели введения стандартов:
-введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;
-оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;
-развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».
Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.
Содержание стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью также включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития школа должна разработать специальную индивидуальную образовательную программу (СИОП), учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
Из Концепции Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями:
слуха;
зрения;
речи;
опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития;
интеллекта;
расстройствами аутистического спектра;
множественными нарушениями развития.
Также неоднородна группа детей с нарушениями интеллектуального развития. Понимание существующих актуальных различий и различий перспектив развития детей этой категории принципиально для выбора их образовательного маршрута.
В связи с этим, для каждой категории обучающихся с ОВЗ разработан набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям, диапазону возможных различий в уровне развития поступающего в школу ребёнка.
Что изменилось с введением ФГОС для детей с ОВЗ?
Уже закончилась I четверть, в школе вовсю идет учебный процесс, но для большинства педагогов он не совсем обычный потому, что с 2016 года начали действовать новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и отдельно ФГОС для детей с умственной отсталостью (УО). Согласно закону об инклюзивном образовании больные дети теперь могут учиться в одной школе вместе со здоровыми. Для этого необходимо соблюсти определенные условия реализации стандартов в систему школьного образования.
Ни для кого не секрет, что больных детей сейчас рождается в разы больше, чем здоровых. В нашей школе в этом учебном году обучается 34 учащихся по специальной (коррекционной) программе 7 вида и 18 учащихся по специальной (коррекционной) программе 8 вида. А также 8 детей-инвалидов. Для 8 учащихся организовано обучение на дому.
Для общества становится актуальной задача: как и где их обучать. В связи с признанием ценности любого человека, независимо от его достижений и способностей, школы переходят на инклюзивное образование, где ребенок-инвалид вовлечен в социум наравне со здоровым ребенком. Но инклюзия в школе тоже нуждается в существенных изменениях, поэтому возникла острая потребность в стандартизации и систематизации обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.
Для каждого обучающегося ребенка с ОВЗ школа разработала индивидуальную адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП). К каждой категории школьников с нарушениями здоровья могут быть применены до 4 вариантов программ.
Для детей с умственной отсталостью разработаны отдельные варианты АООП, предусмотренные ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями. Здесь учитывается тяжесть и глубина умственной отсталости, а также сочетание различных нарушений развития, и как следствие уровень готовности ученика к включению в образовательный процесс. Предусмотрены два варианта АООП для детей с УО.
1 вариант. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости получает образование, которое не соответствует по итогам планируемым результатам, применимым к нормально развивающемуся сверстнику. Следовательно, сроки обучения продлеваются в зависимости от показателей на несколько лет.
2 вариант. Учащийся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а также имеющий другие нарушения в развитии, получает базовые знания, которые не соответствуют по итоговой оценке планируемым результатам, достигнутым его сверстником, не имеющим отклонений в развитии, по окончании школьного обучения. Срок обучения продлевается. Отличительной чертой данного варианта является множественность нарушений развития ребенка, сочетание УО с (НОДА), нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра. Для большинства детей предусмотрено домашнее обучение.
СанПиН для детей с ОВЗ
Государством также разработаны и утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2.3286-15)для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые вводятся также с 1 сентября текущего года. Согласно этим нормам школы должны быть снабжены специальным оборудованием для обучения лиц с ОВЗ. Предусмотрено оборудование санузлов, раковин, крыльца, входных дверей и подъездов к школе, классных кабинетов для детей с тем или иным видом нарушения. Например, для слепых и слабовидящих детей необходимо устанавливать парты ближе к классной доске, а для детей с НОДА расстояние между партами необходимо значительно увеличить. Оговаривается в СанПиНе также местонахождение учебного заведения, как должны быть оборудованы прилегающие к зданию территории, рекреации, переходы между зданиями, гардеробы, кабинки для хранения одежды. Отдельными главами прописано, каким должно быть освещение, водоснабжение, канализация, а также режим дня и питания.
Работа со здоровыми школьниками
Здоровые дети не всегда готовы понять и принять детей, не таких, как они сами, в свой коллектив, поскольку их социальный стереотип человека основывается на личном опыте. Они не имеют достаточных представлений о том, что может быть как то иначе, поэтому в школе необходимо разрабатывать направления работы по преодолению стереотипов и изменению отношения здоровых детей к детям категории «инвалид». Для этого возможно использование материалов СМИ, где рассказывается об уникальности каждого человека, проведение просветительской работы в семьях, детских садах и школах. На уроках в игровой форме возможно использование моделирования различных ситуаций, рассказывающие о жизни инвалидов, показ видеофильмов, проведение конкурсов, объясняющих, что эти дети такие же люди, но только с ограниченными возможностями.
Работа с родителями
ФГОС для детей с ОВЗ ориентирован, в первую очередь, на семью. Учителя и родители выступают в качестве партнеров, поэтому необходимо планировать организационные формы работы с семьей ребенка. Для воспитания школьника с особыми образовательными потребностями в семье близким людям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием. Каждому родителю нужно учиться принимать своего ребенка таким, каков он есть, и быть немного педагогом. Но далеко не все родители хотят заниматься обучением и развитием такого ребенка, поэтому коллективу школы необходимо проводить большую просветительскую работу, привлекая мам, пап, бабушек и дедушек к решению коррекционно-развивающих задач, реализации индивидуальных программ. Учитель, логопед и психолог должны оказывать профессиональную помощь в вопросах воспитания и выборе стратегии взаимоотношений с учетом структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей школьника. А также вести профилактическую работу по предупреждению вторичных и третичных отклонений в развитии ребят с ОВЗ, выбору оптимального режима труда и отдыха во избежание перегрузок.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей с ОВЗ могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть могут.
Учитель – основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие – наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: психолог, логопед и другие специалисты, которые должны помогать учителю, составлять адаптированную программу обучения, учитывающую индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ, организовать образовательную среду в соответствии с его реальными возможностями.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ должны осуществлять психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
Содержание и формы работы
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
- формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрена роль преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальных классах средней школы. Приведена методика преподавания основбезопасности жизнедеятельности в начальных классахв условиях ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-191522-1359478111.jpg)
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-544536-1418225215.jpg)
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-220194-1445359841.jpg)
Ключевые вопросы, раскрывающие суть федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Ключевые вопросы, раскрывающие суть федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Заседание методического объединения учителей-дефектологов "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ"
Доклад на заседание МО на тему : "ФГОС НОО для детей с ОВЗ"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751417-1454857168.jpg)
Рабочая программа. психологического сопровождения и развития детей младше школьного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Создание в общеобразовательном учереждении благоприятных социально -психологических условий....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-523797-1575115835.jpg)
План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда
Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...
- Мне нравится (1)