Природа-наш дом
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Праздник по окружающему миру, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_v_3_klasse_priroda_-_nash_dom.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ПРИРОДА НАШ ДОМ»
Цели: Повторить экологические правила, правила поведения людей в лесу; рассмотреть значение леса для природы и человека; обобщить знания о растительном и животном мире лесов; развивать познавательный интерес к изучению природы и её охране; воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к животному и растительному миру.
Оборудование: детские рисунки, иллюстрации с изображением животных и растений, экологические знаки, Красная книга, запись «Голоса птиц», презентация.
Ход занятия:
- Сообщение темы занятия.
Звучит запись «Голоса птиц».
Ученик: Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё науки храм
С лесами тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для всех в жару и стынь.
Входи сюда! Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
Учитель: Наше внеклассное занятие по окружающему миру называется: «Живой мир леса». Очень важно, ребята, чтобы вы научились любить, ценить и беречь природу. Поэт Игорь Кобзев написал такие замечательные строки, посвящённые лесу.
- Вступительное слово.
Человек живёт на Земле в постоянном окружении растений и животных. Певец природы, писатель М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое. Он писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».
Родина… родная природа…Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.
Ученик: Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я – здравствуй, улица моя!
Я пою, и в вышине подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
- Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я –
- Здравствуй, Родина моя!
Песня «Родная песенка»
- Льётся солнышко лучистое
Золотыми ручейками
Над садами и над сёлами,
Над полями и лугами.
Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.
С детства самые родные.
- Тополиные порошины
Закружились на опушке,
И рассыпались по рощице
Земляничные веснушки.
- Создание Красной книги.
Природа дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. А как люди относятся к природе?
Ученик: Опять в жару горят леса,
И раскаленно дышит полночь.
Опять я слышу голоса
Зверья, зовущего на помощь.
И порохом пропахший век,
И смрадный от бензина ветер.
И лес кричит мне: «Человек,
Спаси! Ты можешь всё на свете!»
Учитель: Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. (слайды «Экология»)
Мы видим, что наша планета серьёзно больна. Её природа в опасности. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Учёные всего мира бьют тревогу. Ими создан список редких животных и растений, который называется «Красной книгой». (слайд «Красная книга»)
- Как вы думаете, почему этот список назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей? ( Красный цвет – цвет тревоги, опасности. Это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения ).
Красная книга призывает людей остановиться, задуматься над своими поступками, над своим отношением к природе.
Стихотворение «Ты видел, в лебедей стреляли?»
1–й ученик: Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали,
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
2-й ученик: Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То всё равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь – небо это вся их жизнь!
3-й ученик: А в небе – стая журавлей.
Так грустно над землёй кружится.
Земля…Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
4-й ученик: Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.
5-й ученик. Я не хочу такого мира,
Где всё так серо, всё уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Недолог на земле твой век
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями выжженной травой?
6-й ученик Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц, весёлой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…
Песня «Раненая птица»
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы ,рыбы, звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц- не небо!
А море без рыб – не море !
А земля без зверей – не Земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сетки и капканы,
Есть у вас бесстрашные, сила есть навечно,
И должно быть сердце.
Сердце человечье!
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Учитель: Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на земле после нас.
- Экологическая викторина «Загадки лесовика»
Входит Старик-Лесовик
- Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я старик-Лесовик. Поиграю с вами в прятки, загадаю вам загадки.
( Лесовик загадывает детям загадки, за правильные ответы награждает.)
Загадки:
- У какого зверя осенью в листопад родятся детёныши? ( У зайчихи. Поздние зайчата так и называются листопаднички)
- Что ест зимой жаба? ( Ничего не ест. Она зимой спит )
- Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова « соха», на которую похожи рога старого лося )
- У каких птиц самки больше и сильнее самцов ? (У хищных птиц.)
- Все ли зайцы зимой белы ?( Белеют только зайцы-беляки, русаки остаются серыми)
- Как муравьи готовятся к зиме? ( Закрывают все выходы и входы в муравейнике, а сами все собираются в кучу)
Лесовик: Молодцы, ребята!
Все загадки мои отгадали.
Приходите летом ко мне в гости,
Я угощу вас ягодами, малиной и лесными орешками.
Вбегает группа детей, кричат, веселятся.
Бом-бом-бом!’
Начинается погром!
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу!
Здесь костёр и там костёр,
Банки, склянки, всякий сор…
( Дети убегают )
Старик-Лесовик увидел испуганного зайчонка
Старик-Лесовик: - Что случилось, зайчонок?
Зайчонок: Ой, как я испугался!
Тут недавно были ( начинает плакать )…
. они…..они….обижали….
Ст.- Лесовик. Ребята, зайчонок так расстроился ,
Что не сможет говорить.
Здесь, наверное, были те, кто не любит
и не бережёт природу?
Но, дорогой зайчонок, я уверен, что эти ребята знают,
как вести себя в лесу, в поле, на речке.
Учитель: Да, наши ребята – настоящие друзья природы. И сейчас они
расскажут нам о том, как нужно правильно вести себя в лесу.
ПРАВИЛА ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ.
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам - не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк – будь то ласка иль хорёк,
Ёж лесной, речная рыба – скажет: « Ты – мой друг! Спасибо!»
Песня « Не дразните собак»
- Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Ни зерна не крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать
Вас никто не будет.
- Если очень шуметь
Около берлоги,
То придётся потом
Уносить вам ноги.
И пчела просто так
Тоже не пристанет,
Ведь ни жалить, ни рычать
Зря никто не станет.
3 . Ни к чему обижать
Бабочку на ветке.
Веселее в саду
От её расцветки.
Не пугайте жуков
С длинными усами.
И поверьте, что жуки
Вас не тронут сами!
4 .Если вам по душе
Красота земная,
Берегите её устали не зная!
Непременно тогда
Станем мы друзьями…
А про кошек и собак
Пойте вместе с нами.
- Экологическая игра « Жалобы от животных»
К нам поступили жалобы от животных.
Давайте ознакомимся с ними и решим, верно ли поступает человек.
Жалоба№1 « Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, все шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. Обзывают пучеглазой. А за что? Польза от меня людям большая.»
Учитель: - Кто это ? ( жаба)
А какая же польза от жабы?
(1 жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.)
Жалоба№2 «Не любят меня люди, потому что днём я сплю, а ночью летаю, прохожих пугаю.»
Учитель: - Кто это? (сова)
А какая польза от совы?
(1 сова за лето уничтожает 1000 мышей. Сова находится под охраной государства.)
Жалоба № 3 « Мы сосём кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально спать по ночам.
Учитель: - Кто это ? (комары.)
А какая польза от комаров?
( Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами - птицы. Стрекозы охотятся на взрослых комаров, а личинки стрекоз – на личинок комаров. )
Учитель: Нужно любить и беречь всех животных и зря не обижать их.
А как же мы с вами, ребята, сможем помочь природе?
Давайте составим экологические правила и назовём их «Помощь природе»
( Дети показывают экологические знаки и объясняют их значение.)
- Экологические правила охраны природы
- Не разоряйте птичьи гнёзда.
- Не ловите и не уносите домой птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
- Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не обрывайте в лесу паутину и не убивайте пауков.
- Не разоряйте муравейники.
- Не рвите цветы и лекарственные растения.
- Не ломайте ветки деревьев.
- Не делайте в коре надрезы, в них могут поселится споры грибов-трутовиков, разрушающих деревья.
- Смотрите внимательно себе под ноги. Не затаптывайте растения,не давите насекомых.
- Не спугивайте птиц с гнёзд, не шумите в лесу, не пугайте лесных жителей.
Учитель: А какие ещё экологические правила вы знаете?
- Экологические сценки.
Сценка « Ребёнок и мотылёк.»
Мальчик: Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.
Мотылёк: Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня.
Учитель: К нам спешит ещё один гость.
Отгадайте кто это?
- Есть один цветок такой,
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
Кто же это? ( Одуванчик)
Сценка « Одуванчик»
Появляется Одуванчик.
- Когда идёшь тропинкою,
Куда не бросишь взгляд-
В полях белеют шарики на тонких стебелька
Сквозные, серебристые, они как пух легки.
Стоит чуть- чуть качается от ветерка с реки.
Появляется девочка с цветами в руках.
- Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы лесные несу.
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой жаре,
Над тобою кружат кукушки,
Соловьи поют на заре.
Я сорву тебя, милый, можно?
А потом отнесу домой…
Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.
Одуванчик-
А знаешь ли ты девочка, что одуванчик не просто цветок, а лекарственное растение. Нельзя без нужды рвать этот цветок?
Учитель-
Ребята, а какие ещё лекарственные растения вы знаете?
Сценка « Девочка- ромашка»
( Девочка сидит с букетом лекарственных трав в руках.)
Ромашка: Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок.
(Протягивает пучок дурмана)
Ромашка: Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай его назад.
( Травяная ведьма убегает.)
Ромашка: Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
( Крадучись, возвращается Травяная ведьма.)
Травяная ведьма:
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в воду.
Ромашка: Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её.
(загораживает ребят от ведьмы. Она грозит Ромашке кулаками и убегает.)
Ромашка: Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
- Экологические частушки.
Учитель: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе.
Экологические частушки.
- До чего ж природу жалко.
Не губи её красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
- Лес зелёный охраняй!
И зверей не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
- По лесочку мы пойдём
И весь мусор соберём.
Пусть щебечут соловьи
От зари и до зари!
- Сохрани моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
Чтобы были труд и отдых,
Как бывало в старину.
- То бросаем, то кидаем
На поляне, на траве.
Мы все в мусоре утонем,
Если мусор в голове.
- Шар земной – наш дом родной,
Но теперь от века к веку
Он в опасности большой
От деяний человека.
- Национальный парк «Хвалынский»
В 1994 году решением правительства РФ был создан Национальный парк «Хвалынский» и сегодня к нам в гости пришли сотрудники Национального парка. Предоставим им слово.
(Выступление сотрудников Национального парка «Хвалынский»)
Ученик: Хвалынск, мой край,
Ты полонил меня.
Земля моя, похожая на сказку.
Я без тебя не прожил бы и дня.
Спасибо за любовь твою и ласку.
«Песня защитников природы г. « Хвалынска».
- Если б только-только-только,
Если б только в парке этом.
Если б только Хвалынчане
Всё живое берегли,
То возможно - можно-можно,
То наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно
Никогда б не завели!
Пр. А-а, здравствуйте горы вот такой вышины,
А-а, здравствуй-ка, Волга, вот такой ширины,
А-а, волки, зайцы, рыси,
А-а, кабаны сурки и мыши
А-а, и единственный верблюд!
- И пускай у нашей Волги,
И пускай в зелёном парке,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай.
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
Экологическая игра «Светофор» (слайды)
- Итог занятия.
Учитель: Наша русская природа, полная очарования, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. К природе надо относиться исключительно бережно, а главное не вредить ей.
Так давайте же, ребята, поклянёмся любить и беречь природу.
Клятва защитников природы.
Мы клянёмся природу любить и беречь.
Охранять от недобрых, неправильных дел.
Будем делать добро, запретим делать зло,
Ведь природа и мы – заодно!
Ученик:
Как яблочко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, всё выскрести до дна.
Мы общей жизни зёрна, одной судьбы родня,
Нам пировать позорно в счёт будущего дня!
Песня «Всё это называется природой»
1. Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Всё это называется природа (2 раза)
Всё это – природа
Давайте же всегда её беречь!
2. В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлеё на свете жить…
Природой называется всё это (2 раза)
Мы любим природу
Давайте же с природою дружить!
- Летят, звеня, дождинки небосвода,
Клубятся на заре тумана дым…
Всё это называется – природа (2 раза)
Всё это природа
Давайте же сердца ей отдадим!
4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется всё это (2 раза)
Мы любим природу.
Давайте же любить её всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1. познакомит...
"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"
Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме " Человек и природа.Правила поведения в природе"
урок в 1 классе по учебнику Саплиной....
Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...