Внутрипредметный модуль "Всезнайка"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Внутрипредметный модуль "Всезнайка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внутрипредметный модуль "Всезнайка" | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа межпредметного модуля "Всезнайка. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цели :
- развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
- развитие индивидуальности, коммуникативных способностей ребенка;
- коррекции психофизического и умственного развития детей.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование приёмов творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- развитие навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
- Общая характеристика:
Основными критериями отбора материала при составлении программы являются её актуальность в овладении учащимися основами умения учиться, в развитии способностей к организации собственной деятельности; возможность выявления одарённых детей и подготовка их к участию в олимпиадах различного уровня в интеллектуальном развитии детей; воспитательная ценность.
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать теоретический материал в деятельности. Возраст учащихся – 7-8 лет.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса по данному курсу:
- частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Им соответствуют такие приемы, как объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.
- беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация. Содержание этого спецкурса содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, знать природу родного края и бережно относиться к ней. Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.
- словесные, наглядные, проблемные, творческие.
- репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с демонстрационным, практическим, творческим. Содержание этого блока спецкурса содействует формированию «Я-концепции», определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм, закладывает основы профориентации. Основным видом деятельности учащихся становится частично-поисковый.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.
В качестве процедур оценивания используются тестирования, выставки рисунков и поделок, соревнования, конкурсы чтецов, проектно-исследовательские работы, экскурсии в музеи, наблюдения за изменениями в природе.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Место курса «Всезнайка» в базисном учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 2 класса. Программа реализуется через модуль на базе школы. Срок реализации программы – 1 четверть, 9 часов, 1час в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни, ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения данной программы в конце первого года обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы;
- проявлять познавательный интерес;
метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами;
коммуникативные УУД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
предметными результатами являются формирование следующих умений:
- определять целое и часть;
- устанавливать общие признаки, обобщать, делать несложные выводы;
- определять последовательность действий;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами, переносить свойства с одних предметов на другие;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- классифицировать явления, предметы;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
6. Система оценки деятельности.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе; - о загадках нашей планеты, о древностях нашего мира, простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
К концу 2 класса учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе; отличать новое от уже известного;
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
Курс модуля «Всезнайка» предполагает безотметочную форму оценивания. Основную роль должна играть словесная оценка товарищей и учителя. Предусматривается самооценка и самоконтроль учащихся - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
7.Формирование самостоятельной деятельности.
Ключевым в учебной грамотности для начальной школы является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Именно эта самостоятельность и может быть основным индивидуальным результатом начального образования. Именно эта грань учебной грамотности может стать предметом индивидуальной оценки через решение специально созданных задач. Остальные грани учебной грамотности (постановка новой задачи, поиск способа ее решения) могут проявляться к концу начальной школы только в коллективных формах (малой группе, классе).
Информационная и коммуникативная грамотность в начальной школе может быть проверена и оценена с помощью проектных задач.
Учебная грамотность как основа ключевой компетентности:
- производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;
- производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);
- различать оценку личности и оценку действия;
- сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные дефициты;
- выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);
- задавать «умные» вопросы взрослому или сверстнику;
- указывать в определенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
- совместно с другими (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.
Информационная грамотность как основа ключевой компетентности
- поисковый запрос и выбирать способы получения информации;
- проводить самостоятельные наблюдения;
- формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
- находить в сообщении нужную информацию в явном виде;
- использовать знаково-символические средства (чертежи, схемы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения учебных и практических задач;
Коммуникативная грамотность как основа ключевой компетентности
- использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;
- инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;
- договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
- строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
- Содержание тем межпредметного модуля «Всезнайка»
Раздел учебного курса, кол-во часов | Элементы содержания (основные изучаемые вопросы, характеристика основных содержательных линий) | Перечень лабораторных и практических работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении | Направления проектной деятельности учащихся | Использование резерва учебного времени | ||
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем (1 час) | Отгадывание загадок, ребусов. Предложения детей по программе курса «Всезнайка», о чем им хотелось бы узнать. | |||||
Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар».(1 час) | Иметь представление о форме земли. Изготовление модели Земли из цветного пластилина | Изготовление модели земли из пластелина. | ||||
Движение солнца над горизонтом. (1час) | Узнать, как движется солнце над горизонтом. Просмотр учебного фильма. | |||||
Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю».(1час) | Знание загадок и стихов про времена года. Проведение викторины на проверку знаний детей. | |||||
Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино».(3часа) | Объединение предметов по тематическому признаку. Рисунки детей по теме занятия. | Рисунки по теме Земля. | ||||
История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». (1 час) | Иметь представление о гигантском кальмаре. Конкурс рисунков обитателей океанов. | Рисунки о морских обитателях. | ||||
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».(1ч) | Иметь представление о морских растениях. Рисунки детей по теме занятия |
- Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся
во 2 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы. | |
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем. | 1 | Отгадывание загадок, ребусов. Предложения детей по программе курса «Всезнайка», о чем им хотелось бы узнать. | Принимать и удерживать учебную задачу. Самостоятельно выполнять индивидуальные задания Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Самостоятельно выполнять индивидуальные задания Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Добывать новые знания; применять установленные правила поведения на уроке. Добывать новые знания; применять установленные правила поведения на уроке. Добывать новые знания; применять установленные правила поведения на уроке. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | Личностные УУД: Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Формирование интереса к учению; Адекватно воспринимать оценку учителя. Формирование интереса к учению. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Внимательно относиться к красоте окружающего мира. Внимательно относиться к красоте окружающего мира. Формировать интерес к учению. Адекватно воспринимать оценку учителя. Регулятивные УУД: Ориентироваться в новых понятиях. Умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении Сформировать умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончанию работы. Умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении Сформировать умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончанию работы. Принимать и удерживать учебную задачу. Умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания. Познавательные УУД: Принимать и удерживать учебную задачу. Самостоятельно выполнять индивидуальные задания Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Самостоятельно выполнять индивидуальные задания Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Добывать новые знания; применять установленные правила поведения на уроке. Добывать новые знания; применять установленные правила поведения на уроке. Добывать новые знания; применять установленные правила поведения на уроке. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные УУД: Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Умение тактично участвовать в конкурсах. Обращаться за помощью к учителю Умение тактично участвовать в конкурсах. Обращаться за помощью к учителю Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Самостоятельно находить решение возникающих проблем; отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности. Самостоятельно находить решение возникающих проблем; отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности. Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | |
2 | Представление о форме Земли в древности. Творческая работа «Земной шар». | 1 | Иметь представление о форме земли. Изготовление модели Земли из цветного пластилина | |||
3 | Движение солнца над горизонтом. | 1 | Узнать, как движется солнце над горизонтом. Просмотр учебного фильма. | |||
4 | Загадки. Год и времена года. Викторина «Я – знаю». | 1 | Знание загадок и стихов про времена года. Проведение викторины на проверку знаний детей. | |||
5 6 7 | Киты, дельфины, акулы. Игра «Домино». | 3 | Объединение предметов по тематическому признаку. Рисунки детей по теме занятия. | |||
8 | История открытия гигантского кальмара. Конкурс рисунков «Обитатели океана». | 1 | Иметь представление о гигантском кальмаре. Конкурс рисунков обитателей океанов. | |||
9 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | 1 | Иметь представление о морских растениях. Рисунки детей по теме занятия | |||
.
Книгопечатная продукция:
Б.Ф. Сергеев Энциклопедия живой природы для младших школьников. – Изд-во: ОЛМА Медиа Групп., 2013г. Хочу всё знать! Энциклопедия для младших школьников. – Вектор, 2011г учащихся. Планета Земля. Детская энциклопедия. – Росмэн., 2012г. Толковый словарь.
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения.Иллюстративные материалы.Географические карты.
Технические средства обучения:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Рабочая программа по математике с внутрипредметным модулем "Занимательная математика" УМК "Школа России"
В рабочую программу включены разделы: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебног...
4 класс. Рабочая программа по русскому языку с внутрипредметным модулем "Занимательная грамматика" УМК "Школа России"
В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...
Разработка занятия по внутрипредметному модулю "Речь" 1 класс
Методическая разработка занятия по развитию речи ( внутрипредметный модуль"Речь") 1 класс...
Внутрипредметный образовательный модуль «Введение в школьную жизнь»
Планирование занятий для первых дней первокллассников в школе...
Урок «Литературное чтение и внутрипредметный модуль «Риторика» 3 класс Тема урока «М. Зощенко «Через тридцать лет». Учимся составлять диалоги»
Данный урок является третьим в разделе «Жизнь дана на добрые дела».Урок способствует обогащению духовного мира личности, восприятию нравственных ценностей, принятых в обществе,...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Моделирование и конструирование" к рабочей программе по математике для 3 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля «Моделирование и конструирование» для расширения рабочей программы по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного...