Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"(ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

1. Пояснительная записка

2. Календарно - тематическое планировнаие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3klokruzhayushchiy_mir.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                        Окружающий мир

                                                                                                               3 класс

                                                                                                          Пояснительная записка

Рабочая программа по «Окружающему миру»  для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования  от 06.10.2009 №373, примерной программы по окружающему миру  (2010 год) и примерной авторской программы «Окружающий мир», разработанной: А.А. Вахрушевым, А.С. Раутианом, являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Рабочая программа ориентирована на использование учебника А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан.  Окружающий мир.3 класс. Учебник в 2 частях. « Издательство Школьный дом», 2012 г.

Цель курса окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Задачи: -  формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого; -  формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати - двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?

Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.

Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. В 3 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

- учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных умений.

- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

- перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

- по году определять век, место события в прошлом;

- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России;

- узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

Содержание программы

Часть 1. Обитатели Земли

Вещество и энергия

Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы, тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы; расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло -твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью

Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов; Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система

Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны? Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста. Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа неI успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Часть 2. Моё Отечество

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество - связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра- точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество - Россия!

История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX—XIII века

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси.

Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче.

«Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси.

Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Opда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотом Орды.

Времена Московского государства. XIV-XVII века

Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орёл. Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.

Московский Кремль - памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века

Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург.

Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ - Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Часть 1. Обитатели Земли

Вещество и энергия

4

Оболочка планеты, охваченная жизнью

5

Экологическая система

10

Живые участники круговорота веществ

15

Часть 2. Моё Отечество

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

6

Времена Древней Руси. IX—XIII века

5

Времена Московского государства. XIV-XVII века

6

Времена Российской империи. XVIII - начало XX века

5

Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы

5

Современная Россия

5

Всего

68

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

Дата

Предметные

Метапредметные и

личностные (УУД)

По плану

Фактически

Тела и вещества.

ПДД. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

Уметь: Приводить примеры веществ; сравнивать, различать и характеризовать твердые тела; применять законы и правила к природным процессам. Находить различия между телами: природными и искусственными.

Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.

Регулятивные: Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы.

Познавательные: Вычитывать из текста актуальную информацию, Коммуникативные: Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

Знакомство с новым учебником и рабочей тетрадью (основные разделы, условные обозначения и т.д.). Знакомство с понятием «тело». Знакомство с составом вещества (состоит из частиц), с различными состояниями веществ. Знакомство с понятиями «энергия», «источники энергии». Знакомство с понятиями «неистребимость энергии», «превращение энергии»,

1

4.09

Из чего состоит вещество? Проверочная работа № 1 по теме « Тела и вещества»

Уметь: Различать разные состояния вещества; сравнивать, различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы; называть отличия смеси от чистого вещества; проводить с помощью учителя простейшие опыты по определению свойств различных веществ.

1

7.09

Что такое энергия?

ПДД. Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки

Уметь: Правильно находить источники энергии, правильно применять понятие «энергия» в языке; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии.

1

11.09

Превращение энергии.

ПДД. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта?

Уметь: Иметь представление о законе сохранения энергии, объяснять превращение энергии в тепло; приводить примеры движения под действием энергии; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии.

1

14.09

Где обитают живые организмы. 

Проверочная работа №2 по теме «Энергия»

Уметь: Называть основные оболочки Земли; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; характеризовать место обитания живых организмов; объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам и оболочкам планеты.

Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.  Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.

Регулятивные:  Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.  Коммуникативные:  Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных ситуаций.

Знакомство с основными оболочками Земли, с понятием «биосфера» (живая оболочка Земли), распространением живых организмов в природе. Уточнение элементарных сведений о круговороте веществ, обсуждение в парах значения кислорода для дыхания живых организмов и человека. Знакомство учащихся с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью. Отработка

умения выделять звенья круговорота веществ. Знакомство с понятиями: «обмен веществ», «дыхание»,

«питие», «горение», «запасание энергии».

1

18.09

Большой круговорот веществ. 

Уметь: Выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ; проводить наблюдения за растениями и животными; характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

1

21.09

Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа № 3 по теме «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

Уметь: Характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений, грибов и животных в природе и жизни людей; характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.

1

25.09

Обмен веществ в организме.

Уметь: Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами; объяснять значение кислорода для дыхания живых организмов и человека; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой.

1

28.09

Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа №4 по теме «Оболочка планеты»

Уметь: Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для живых организмов; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ.

1

2.10

Жизнь экосистемы.

Уметь: Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма); характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы; рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы; характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме; характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам окружающего мира. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

Регулятивные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Знакомство с тем,

что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере.

Знакомство со строением почвы,

видами почв, значением почвы в функционировании экосистем. Уточнение представлений об экосистеме озера. Работа с гербарием и иллюстрациями учебника. Уточнение представлений о болоте как природном сообществе.

Уточнение представлений о луге как природном сообществе. Уточнение представлений о лесе как природном сообществе. Уточнение представлении о поле как природном сообществе. Уточнение представлений об аквариуме как природном сообществе.

1

5.10

Контрольная работа №1 по темам «Вещества и энергия», «Живая оболочка планеты»

Уметь: Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения,

1

9.10

Почва - важнейшая часть

экосистемы.

Уметь: Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; объяснять причину плодородия почвы;

1

12.10

Экосистема озера.

Проверочная работа №5 по теме «Жизнь экосистемы»

Уметь: Объяснять значение круговорота веществ в природе; называть компоненты экосистемы; приводить приметы растений и животных озер, называть их «профессии»; рассказывать о разнообразии обитателей озера, связях между ними, устойчивости экологической системы;

1

16.10

Экосистема болота.

Жизнь в водоемах края

Уметь: Рассказывать о разнообразии обитателей болота, связей между ними, устойчивости экологической системы; объяснять значение

круговорота веществ в природе; называть компоненты экосистемы болота; приводить приметы растений и животных болот,

1

19.10

Экосистема луга. Проверочная работа №6 по теме «Природные экосистемы»

Уметь: Рассказывать о разнообразии обитателей луга, связях между ними, устойчивости экологической системы; объяснять значение круговорота веществ в природе;

1

23.10

Лесные производители.

Уметь: Называть основные компоненты экосистемы леса; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям,

1

26.10

Потребители и разрушители лесной экосистемы. Проверочная работа №7 по теме «Лесные производители» 

Уметь: Называть основные компоненты экосистемы леса; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям;

1

30.10

Экосистема поля.

Уметь: Называть основные компоненты экосистемы поля; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям,

1

9.11

Аквариум - маленькая

Искусственная экосистема. 

Проверочная работа №8 по теме «Искусственные экосистемы»

Уметь: Называть основные компоненты экосистемы аквариума; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями аквариума; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Личностные: Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения. Испытывать желание открывать новое знание,

новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.

Познавательные: Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения; находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы.

Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе. Оценивать свою личную роль в охране природы; участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы

Обсуждение в группах разнообразия и

роли растений в природе. Знакомство с различными группами растений и их строением. Работа с дополнительными источниками информации. Самостоятельная

работа с текстом

учебника. Расширение представлений

о растительном и

животном мире. Знакомство с особенностями и образом жизни ракообразных, насекомых

и пауков. Знакомство с особенностями

строения и образом

жизни рыб и земноводных. Знакомство с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся, а также и с тем, как они приспособились к жизни на суше. Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полётам. Знакомство с особенностями строения и образом жизни млекопитающих,

и их приспособлением к жизни на суше. Знакомство учащихся с правилами безопасного поведения, которые

нужно соблюдать

при встрече с дикими животными. Знакомство учащихся с многообразием грибов и их ролью в природе.

Рассматривание внешнего вида изученных на уроках организмов.

1

13.11

Растения - производители

Уметь: Называть различия растений и животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; определять части цветкового растения; приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

1

16.11

Растения - производители. Проверочная работа №9 по теме «Растения»

Уметь: Называть различия растений и животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений в природе и жизни людей;

1

20.11

Животные маленькие и большие.  

Уметь: Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей; сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией животных; называть различия растений и животных;

1

23.11

Маленькие рыцари. Проверочная работа №10 по теме «Животные»

Уметь: Описывать внешний вид,

характерные особенности представителей насекомых, пауков и ракообразных (на примере своей местности);

1

27.11

Первый шаг из моря на сушу.

Уметь: Описывать внешний вид, характерные особенности представителей рыб и земноводных; различать представителей различных групп животных

1

30.11

На суше - как дома. Проверочная работа №11 по теме «Первые шаги из моря на сушу»

Уметь: Описывать внешний вид, характерные особенности представителей пресмыкающихся; различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору).

1

7.12

Пернатые изобретатели.

Уметь: Описывать внешний вид,

характерные особенности представителей птиц (на примере своей местности);

1

4.12

Наши братья. Проверочная работа №12 по теме «Пернатые изобретатели»

Уметь: Проводить наблюдения за растениями и животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

1

7.12

Осторожно, животные!

Уметь: Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности);

1

11.12

Проверочная работа №13 по теме «Осторожно, животные!»

Уметь: Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности);

1

14.12

Прирождённые разрушители.

Уметь: Рассказывать о роли грибов

в природе и жизни людей; различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности);

1

18.12

Прирождённые разрушители.

Проверочная работа №14 по теме «Грибы»

Уметь: Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей; различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности); объяснять, какие особенности помогают грибам выполнять роль разрушителей.

Личностные: Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Знакомство с новым учебником, основными разделами

курса, правилами

работы на уроке, условными обозначениями в учебниках и тетрадях.

1

21.12

Экскурсия в природу (в лес, на луг, на озеро).

Уметь: Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»).

1

25.12

Повторение по теме «Живые участники круговорота веществ»

Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Проявлять заинтересованность осуществлять творческий подход к выполнению заданий.  Выделять нравственный

аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе нормами.

Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. Познавательные:  Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.  

Коммуникативные:  Организовывать учебное взаимодействие в группе; выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны.

Знакомство с понятиями «время», группах связи между системой исчисления «исторического

времени» и повседневной формой счета времени.

Уточнение представлений об историческом счете времени. Знакомство с правилами определения номера века по году. Обсуждение роли науки истории в жизни общества и значение изучения истории для конкретного человека. Знакомство с понятием «исторический источник».

1

11.01

Проверочная работа №15 по теме «Как нам жить в дружбе с природой».

Уметь: Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы,

1

15.01

Введение. Отправляемся в путешествие.

Уметь: Ориентироваться в структуре новой учебной книги, её содержании; работать с моделью «Река времени Российской истории».

1

18.01

Живая связь времён.

Уметь: Объяснять личное значение

(«для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество»;

1

22.01

Контрольная работа №2 по теме «Обитатели Земли»

Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала

1

25.01

Как люди считают время?

Уметь: Находить на ленте времени

века, годы, точку отсчёта (эру); соотносить годы с конкретными веками;

1

29.01

С чего начинается Родина?

Твоя малая Родина

Уметь: Понимать свою принадлежность к стране, в которой ты родился и живешь;

1

1.02

Память о прошлом.

Проверочная работа №1 по теме «Твои родные и твоя Родина»

Уметь: Объяснять значение понятия «исторический источник»; приводить примеры исторических источников; рассказывать о том, что может знать историю своей страны.

1

5.02

Когда на Руси появилось государство?

История твоего села

Уметь: Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий, а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.

Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознавать собственные мотивы учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм. Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. Познавательные:  Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Находить и извлекать необходимую информацию о  прошлом нашей страны, родного края Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.

Знакомство со временем образования

Древнерусского государства, с признаками, указывающими на начало образования государства; с культурой жителей Древней Руси. Самостоятельная работа с текстом учебника. Продолжение работы над темой. Самостоятельная работа с текстом учебника. Знакомство с «военной историей»

Древнерусского государства. Знакомство с историческим источником «Слово о полку Игореве», с историческим событием -

нашествие на Древнюю Русь монголов.

1

8.02

Когда на Руси появилось государство?

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси.

1

12.02

«Золотые ворота» в Древнюю Русь.

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси.

1

15.02

«За землю Русскую!» Проверочная работа №2 по теме «Времена Древней Руси»

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси.

1

19.02

«Слово о погибели Русской земли».

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси.

1

22.02

От Древней Руси к единой России.

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; рассказывать об основных эпизодах Куликовской битвы.

Личностные:  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Регулятивные: Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре,

Знакомство с эпохой усиления Московского княжества и формирования Московского государства. Сравнение жизни и быта людей Московской Руси с жизнью современников. Знакомство с образом Московского Кремля, Красной площади как уникальных исторических памятников, являющихся следами прошлого, хранящих память о важнейших событиях Московского государства. Знакомство с понятием «смутное время», основными историческими событиями 16 века. Уточнение роли личности Бориса Годунова в истории России, значения народного ополчения, исторических личностей - К. Минина и Д. Пожарского.

1

26.02

Земля и люди Московского государства.

Уметь: Объяснять значения слов

«крестьяне», «бояре», «дворяне», «стрельцы»; характеризовать жизнь людей в Московском государстве; рассказывать о значении начала книгопечатания в Московском государстве; на основе текста учебника рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства.

1

4.03

Москва златоглавая.

Уметь: Определять последовательность исторических событий, различать эпохи по определенным признакам; с опорой на текст учебника рассказывать об основных событиях в истории нашей страны в XIV-XVI веках; на доступном возрасту уровне давать оценку историческим событиям.

1

7.03

«Хуже грозного царя только междуцарствие».

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий.

1

11.03

Повторение

Уметь: Объяснять, что такое «смутное время»,«ополчение»; с опорой на текст учебника рассказывать, почему Минин и Пожарский стали народными героями; определять последовательность исторических событий.

1

14.03

Контрольная работа №1 по теме «Времена Древней Руси»

Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

1

18.03

Пётр Великий.

Уметь: Оценивать некоторые легко

определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда; на основе текста учебника характеризовать преобразования Петра Первого, их значение для развития России.

Личностные:  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.  

Знакомство с основными историческими событиями,

которые происходили в нашей стране

во время правления Петра Первого.

1

1.04

Власть и народ Российской империи.

Уметь: Объяснять, чем прославилась Россия во времена правления Екатерины  Второй; определять последовательность исторических событий, различать эпохи по определенным признакам; иметь представление о том, что такое «крепостное право».

 Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Самостоятельно определять  цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные:  Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; планировать учебную деятельность на уроке.. Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе

Знакомство с основными историческими событиями,

которые происходили в нашей стране во время правления Екатерины. Второй.

Знакомство с развитием образования и

науки в России в

начале XVIII века.

Сравнение достижений культуры России и Европы в 18-19 веках. Знакомство с основными эпизодами Отечественной войны 1812 года. Знакомство с основными историческими событиями, которые происходили в нашей стране во время правления Александра II.

1

4.04

Как Россия у Европы «училась».

Уметь: Давать характеристику основных особенностей данного исторического периода; отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

1

8.04

«Гроза двенадцатого года».

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте; объяснять, почему война 1812 года называется «Отечественной».

1

11.04

Император-освободитель.

Проверочная работа №3 по теме «Времена Российской империи»

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; объяснять, когда и почему было отменено крепостное право, что изменилось в жизни крестьян после освобождения.

1

15.04

Россия в огне.

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте.

Личностные:  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению задании. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Регулятивные:  Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; планировать учебную деятельность на уроке. Познавательные: Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Коммуникативные: Работать в паре; устанавливать причинно-следственные связи. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Знакомство с событиями Великой Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны. Уточнение понятий «революция», «гражданская война». Знакомство с событиями Великой Октябрьской революции 1917 года и

Гражданской войны. Уточнение понятий «революция», «гражданская война». Знакомство с развитием нашей страны в 20-30-е годы XX века. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны как тяжелейшего

испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.

1

18.04

Россия в огне.

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте.

1

18.04

«К светлому будущему».

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; объяснять своими словами, кто такие «пионеры», «комсомольцы», «колхозники».

1

22.04

«Вставай, страна огромная!»

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны; объяснять на доступном уровне значение победы в Великой Отечественной войне; рассказывать о своих родственниках - участниках войны.

1

25.04

«Через тернии к звёздам».

Уметь: Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; рассказывать об успехах советской науки в послевоенные годы.

1

29.04

Я – гражданин России. 

Уметь: Объяснять значения понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна.

Личностные:  Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Регулятивные:  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.  Познавательные:  Использовать представленную в учебнике информацию

для выполнения задания; оценивать своё знание и незнание, умение и неумение  (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. Коммуникативные: Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Объяснение значения символов нашего государства. Уточнение понятий

«государство», «демократия», «президент». Работа в малых группах. Продолжение знакомства с методами управления в современных демократических государствах. Уточнение понятия «Государственная Дума». Знакомство и сравнение двух значений понятия «народ». Наблюдение

за разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию. Продолжение знакомства с разнообразием культур и обычаев народов, населяющих Россию. Работа с пословицами. Уточнение представлений о государственном устройстве Российской

Федерации. Работа с дополнительными источниками информации. Уточнение основных понятий раздела.

1

2.05

Власть народа. Проверочная работа № 4 по теме «Времена Советской России и СССР»

Уметь: Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна.

1

6.05

Кто в государстве самый

главный?

ПДД. Я - пешеход

Уметь: Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз).

1

9.05

Народы России.

Уметь: Объяснять, чем разные народы России отличаются друг от друга, что их объединяет; почему нужно уважительно относиться к обычаям и культуре других народов.

1

13.05

Контрольная работа №2 по теме «Мое Отечество»

Знать: обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

1

16.05

Наш общий дом.

Уметь: Создавать свой рассказ о

России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

1

20.05

Как нам жить.

Уметь: Объяснять, что такое «федерация»; рассказывать, из каких частей состоит Российская Федерация; на доступном уровне объяснять, что означает выражение «Россия – наш общий дом»; что такое «гордость за свою Родину».

1

23.05

Учебно – методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли». 3 класс. - М.: Баласс, 2012.
  2. Вахрушев А.А., Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Тырин С. В. Окружающий мир. Моё Отечество (вводный курс истории и обществознания): учебник для 3 класса. - М.: Балам 2012.
  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы учебнику «Окружающий мир». 3 класс. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2012.

4.   Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова ОС. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружаю щий мир. Моё Отечество». 3 класс. - М.: Баласс, 2012.

 К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках окружающего мира, относятся:- компьютер, мультимедийный проектор Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Часть 1. Обитатели Земли

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Получит  возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ,  для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Часть 2. Моё Отечество

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;  отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;  по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Получит  возможность научиться:

–        осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

–        ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

–        наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;

–        проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру ( " Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100

Рабочая программа по окружающему миру Школа 2100...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа 2100" 2 класс

Рабачая программа по окружающему миру Программа "Школа 2100", автор Вахрушев для 2 класса в соотвествии с ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. ФГОС. "Школа 2100".

Рабочая программа составлена на основе ФГОС для учащихся 2 классов общеобразовательной школы. Программа ""2100". Содержит Ктп с УУД...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. ФГОС. "Школа 2100".

Рабочая программа составлена для учащихся 3 класса на основе ФГОС и авторской программы "Окружающий мир"(автор Вахрушев А.А.) Содержит КТП  с УУД...