Рабочая программа по окружающему миру 2 класс. ФГОС. "Школа 2100".
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Кутлубаева Лилия Юнировна

Рабочая программа составлена на основе ФГОС для учащихся 2 классов общеобразовательной школы. Программа ""2100". Содержит Ктп с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ktp_okr.docx88.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6

«Рассмотрено»

Руководитель МО                                        

__________ Кучина Л.С. Протокол № ____            

от «____» ______2013 г.    

 

«Согласовано»        

Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 6  

______ Колпащикова Л.М.

 «____» _______ 2013 г.

                                           

«Утверждено»

Директор  МОУ СОШ № 6

_________Вохменцева Т.И.

«____» _______ 2013 г.

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

для 2 «Б» класса

на 2013-2014 учебный год

(УМК «Школа 2100». Окружающий мир. Учебник   для 2 класса.

Москва: Издательство «БАЛАСС», 2012)

Разработчик программы:

учитель начальных классов

Кутлубаева Лилия Юнировна.

                                                                                       

                                                               

г. Комсомольск - на - Амуре

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана для учащихся 2 класса общеобразовательной школы на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан)  и др., являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100»

Учебный предмет «Окружающий мир» входит в состав образовательной области «Обществознание и естествознание».

Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира и создании фундамента для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

Цель курса окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Задачи:

  • формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению;
  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к к окружающему миру;

Одна из основных особенностей данного курса - системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов. Средством воспитания, образования, развития личности школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к нему. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.

Деятельностиый подход - основной способ получения знаний. При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу, содержание курса включает избыточные знания и избыточные задания.

В соответствии с Учебным планом МОУ СОШ № 6 рабочая программа по предмету рассчитана на 70 часов в год при 2 часах в неделю.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные и учебно-методические пособия:

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Наша планета Земля. Учебник. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2012.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М.: Баласс, 2013.
  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. - М.: Баласс, 2013.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название

разделов

и тем

Общее количество часов

Основные виды учебной деятельности

учащихся:

(Н) - на необходимом уровне,

(П) - на программном уровне

Практические

работы.

Экскурсии

Окружающие предметы и их взаимосвязи

4

Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н). Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).

Сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства (П).

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П).

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).

Приводить примеры явлений природы (Н). Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П).

Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).

Раздел: Наша планета

Земля и солнце

15

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы; подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П).

Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П).

Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния (Н).

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).

Сравнивать погоду и климат (П). Характеризовать круговорот воды в природе (Н).

Практическая работа с компасом.

Практическая работа с глобусом. Глобус -модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Практическая работа с термометром

Экскурсия «Сезонные изменения в природе осенью»

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта

10

Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).

Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).

Моделировать формы поверхности из песка, глины

или пластилина (П).

Экскурсия «Сезонные изменения в природе зимой»

Формы земной поверхности

7

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).

Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П).

Раздел: Земля - наш общий дом

Земля - наш общий дом. Экологические системы и природная зональность

10

Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П). Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).

Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П).

Части света

18

Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П).

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу (Н).

Находить на карте России родной регион (Н). Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н).

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П).

Экскурсия «Сезонные изменения в природе весной»

Экскурсия «Ориентирование на местности».

Экскурсия «Связи между живыми организмами».

Наша маленькая планета Земля

6

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н).

Экскурсия «Сезонные изменения в природе летом»

ИТОГО:

70

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (70 часов)

Окружающие предметы и их взаимосвязи ( 4 часа)

Общие слова-понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лед - твердое тело. Смена состояний веществ.

Раздел: Наша планета.

 Земля и солнце (15 часов)

Определение времени дня и года по солнцу и луне. Определение направлений по солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход солнца, запад - направление на закат солнца, север - направление на Полярную звезду, юг -направление на солнце в полдень.

Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полет в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная, или космос. Планеты и звезды - небесные тела. Звезды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отраженным светом. Земля - планета. Солнце -звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна -спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов года.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Температура, ее измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (10 часов)

План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения на карте и глобусе. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк - большой участок суши, окруженный водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности (7 часов)

Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озера -

природные водоемы со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Крупные озера. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.

Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые.

Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.

Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделенные морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря -большие водоемы с соленой водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях соленая.

Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Раздел: Земля - наш общий дом.

Земля - наш общий дом (10 часов)

Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви - «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозеленые хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость ее сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и ее обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса - саванна. Вечнозеленый лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъемом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности.

Части света (18 часов)

Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение. Европа. Страны и города Европы: Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция. Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Наша маленькая планета Земля (6 часов)

Влияние современного человека на природу. Необходимость охраны и бережного отношения к природе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа обеспечивает достижение второклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во втором классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.  

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

-        определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир.

        Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

Второклассник получит возможность научиться:

  • сравнивать и различать объекты живой или неживой природы;
  • наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности;
  • называть особенности различных состояний веществ;
  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях;
  • определять направления течения рек по карте и глобусу;
  • извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения;

-        находить дополнительную информацию с помощью библиотеки, Интернета и других
информационных средств.

  • владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
  • показывать на карте части света, материки и океаны;
  • уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
  • показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
  • распознавать ландшафты основных природных зон;
  • перечислять порядок их расположения на планете;
  • находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
  • находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
  • беречь богатства природы в повседневной жизни;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Первая линия развития - умение объяснять мир:

  • объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных тел;
  • объяснять влияние притяжения Земли;
  • связывать события на Земле с расположением и движением Земли и Солнца;
  • наблюдать за погодой и описывать её;
  • уметь определять стороны света по солнцу и компасу;
  • пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части и света, материки и океаны;

-        называть основные природные зоны и их особенности.

Вторая линия развития - умение определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения в природе;
  • уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

График проведения контроля  во 2 Б  классе в 2013-2014 учебном году

Дата

Вид работы

Темы

1

четверть

13.09

Проверочная работа

№ 1

Из чего состоят все предметы

02.10

Проверочная работа

№ 2

Природные часы.

09.10

Контрольная работа  

№ 1

Окружающие предметы и их взаимосвязи

16.10

Проверочная работа

№3

Земля и космос.

2

 четверть

08.11

Контрольная работа  

№ 2

Земля и Солнце

22.11

Проверочная работа

№ 4

Смена времён года

29.11

Проверочная работа

№ 5

План и карта

18.12

Проверочная работа

№ 6

Материки и океаны

25.12

Проверочная работа

№ 7

Реки и озёра. Равнины и горы

3

 четверть

24.01

Проверочная работа

№ 8

Моря и океаны

29.01

Контрольная работа

№ 3

Карта и глобус

07.02

Проверочная работа

№ 9

Экосистемы

26.02

Проверочная работа

№ 10

Люди, города и страны

07.03

Контрольная работа

№ 4

Природная зональность

4

четверть

18.04

Проверочная работа

№ 11

Дальние страны

25.04

Проверочная работа

№ 12

Россия- наша Родина

16.05

Контрольная работа

№ 5

Части света

Итого  за год

Контрольные работы

Проверочные работы

5

12

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Перечень учебно - методических пособий

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Наша планета Земля. Учебник. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2012.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М.: Баласс, 2013.
  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. - М.: Баласс, 2013.
  4. С.В.Братченко, М.В.Буряк. Уроки окружающего мира с применением ИКТ. Методическое пособие с электронным приложением. 
  5. Интернет – ресурсы: www.school2100.ru     http://school-collection.edu.ru 
  6. ЦОР «Академия школьника»

        Оборудование

Комплект интерактивного оборудования SMART (доска Smart Board 685, Проектор, Документ -камера)

Многофункциональное устройство с запасным картриджем XEROX Work Centre3045NI

Система тестирования качества знаний учащихся SMART Response LE

Аппаратно- программный комплекс     ICLab

Глобус физический 320 мм

Микроскоп цифровой демонстрационный (MS – 03L)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Дата

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

1 четверть (16 часов)

Окружающие предметы и их взаимосвязи ( 4 часа )

1

Введение. Как мы будем учиться.

1

Знакомство с новым учебником, основными разделами курса, правилами работы на уроке, условными обозначениями в учебниках и тетрадях,  оценивать свою деятельность на уроках.

пользоваться книгой.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2

Общие слова : понятия.

1

Выделение существенных понятий и некоторых правил, которые позволяют людям объяснять действительность, систематизировать полученные знания. различать отдельные конкретные предметы и более широкие абстрактные понятия.

сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства; сравнивать и различать объекты живой или неживой природы, приводить примеры явлений природы.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Организовывать учебное взаимодействие в группе; владеть монологической и диалогической формами речи.

3

Из чего состоят все предметы.

1

Употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит.

выделять существенные свойства предметов, сравнивать и различать объекты живой или неживой природы.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи.

4

Твёрдые вещества, жидкости, газы. Проверочная работа №1.

1

Различать  твердые вещества, жидкости и газы. Знакомство со способами превращения вещества из одного состояния в другое.

отличать предмет от вещества, из которого он состоит.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Земля и Солнце ( 15 часов)

5

Природные часы.

1

Знакомство с регулярностью (закономерностью) движения небесных тел, прежде всего, Солнца и Луны относительно Земли.

использовать законы и правила для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; объяснять необходимость наклона оси глобуса.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из словаря, энциклопедий.

6

Календарь и компас.

1

Расширение кругозора учащихся. Излагать свои мысли.  Пользоваться календарём, называть месяцы использовать компас  для ориентирования на местности

различать утро, вечер, день, ночь, времена года по основным признакам; пользоваться календарем и часами.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

7

Земля имеет форму шара.

1

Знакомство с фактами, свидетельствующими о том, что Земля - огромный шар. Знакомство с понятиями «горизонт», «линия горизонта». Излагать свои мысли, приводить доказательства, работать с глобусом

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).

8

Глобус - модель Земли.

1

Понимать о шарообразности Земли. демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах

объяснять раскраску глобуса, показывать параллели и меридианы. Наличие представления о поверхности Земли.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез. Выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов.

9

Повторение. Проверочная работа № 2.

1

Применять полученные знания на практике, ориентироваться в основных понятиях темы.

Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

10

Земля в космосе.

1

Знакомство с тем, что регулярность движения Солнца относительно Земли связана с обращением Земли вокруг Солнца и своей оси; с основными типами небесных светил.

определять последовательность планет

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из сети Интернет. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).

11

Контрольная работа по теме «Окружающие предметы и их взаимосвязи»

1

Применять полученные знания на практике.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

12

Притяжение Земли.

1

Знакомство с Законом всемирного тяготения и его основными проявлениями. Извлекать информацию из источников с интересными фактами из жизни Исаака Ньютона. Объяснять влияние притяжения Земли

объяснять простейшие явления окружающей действительности, связанные с земным притяжением.

Объяснять явления, процессы окружающей действительности с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

13

Смена дня и ночи.

Проверочная работа № 3.

1

Знакомство учащихся со связью смены дня и ночи с вращением Земли вокруг собственной оси, с последовательностью событий в течение суток. Объяснять причину смены дня и ночи.

Наличие представлений о часовых поясах, о продолжительности дня в разных широтах.

Объяснять, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

14

Смена времен года. Экскурсия «Сезонные изменения в природе осенью»

1

Знакомство учащихся с вращением Земли как причиной смены времен года. давать характеристику времени года по определенному плану. Связывать события на Земле с расположением и движение Земли вокруг Солнца.

различать времена года по основным признакам, демонстрировать обращение Земли вокруг Солнца.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

15

Где на Земле теплее?

1

Знакомство учащихся с особенностями природных условий различных участков земного шара в зависимости от их расположения на Земле и с характером их освещения солнечными лучами. Пользоваться глобусами и картами

характеризовать природные условия различных участков земного шара в связи с их расположением на Земле и характером их освещения солнечными лучами.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

16

Погода и климат.

1

Давать характеристику погоды, климата, различать погоду и климат. Объяснять различие климата в разных странах, характеризовать погоду

Называние  некоторых признаков, с помощью которых можно предсказать погоду; основных видов осадков и причин их появления.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Итого за 1 четверть

16

2 четверть

16

17

Обобщение по разделу «Земля и Солнце»

1

Применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

18

Контрольная работа по теме «Земля и Солнце»

1

Применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

19

Погода и климат.

1

Описывать и объяснять причины происходящих погодных явлений. Строить предложения, высказать суждения

Наличие преставления о том, что такое температура, термометр.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет).

Что изображают на глобусе и карте (10 часов)

20

План и карта.

1

Знакомство с отличиями изображения на глобусе и картах, особенностями изображения суши и водной части.

ориентироваться на глобусе и карте.

Понимание условных обозначений на глобусе и карте. Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). показывать на карте части света, материки и океаны

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять универсальные логические действия:

21

Как читают план икарту?

1

Знакомство учащихся с планами и картами.

определять масштаб на картах.

читать карту. показывать на карте части света, материки и океаны.

Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Уметь составлять простой и сложный план текста.

22

Глобус и карта.

Проверочная работа № 4

1

Знакомство учащихся с глобусом и картой полушарий. работать с картой: узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

Владеть элементарными умениями читать карту. показывать на глобусе части света, материки и океаны.

Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Организовывать учебное взаимодействие в группе.

23

Что изображают на карте.

1

Работать с картой;  узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

24

Карта полушарий. Проверочная работа № 5.

1

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

сравнивать, классифицировать объекты.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

25

Условные обозначения  на карте.

1

Работать с картой. Строить предложения, высказывать суждения. Приводить доказательства сравнивать, классифицировать объекты

Владение элементарными умениями читать карту (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений).

Выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов.

26

Материки и океаны.

1

Знакомство учащихся с понятиями «часть света», «материк».

узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны, сравнивать, классифицировать объекты

работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владение монологической и диалогической формами речи.

27

Экскурсия «Сезонные изменения в природе зимой»

1

Наблюдать за изменениями в природе зимой, объяснять причины изменений, узнавать деревья, называть зимующих птиц

Владение элементарными умениями объяснять причины изменений в природе зимой

Выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения,. Воспринимать информацию,

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

28

Защита проектов «Материки и океаны»

1

Защищать проект, представлять информацию аудитории, работать по плану. Слушать и запоминать информацию

Владение монологической речью, умение представлять проект

Воспринимать информацию,

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

29

Повторение темы «Материки и океаны». Проверочная работа № 6.

1

Повторение ранее изученного материала.

работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия.

Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Формы земной поверхности (7 часов)

30

Особенности рек.

1

Знакомство с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводности.

находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

31

Особенности озёр. Проверочная работа  № 7.

1

Знакомство с особенностями озер (пресные - солёные, проточные - бессточные). Формирование у учащихся умения находить важнейшие реки и озера на карте и правильно показывать их.

находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны.

Отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

32

Реки и озёра

1

Применять знания на практике.

применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев,

Итого за 2 четверть

16

3 четверть

21

33

Равнины и горы.

1

Знакомство с понятием «равнина»; умение на примере равнин связывать воедино различные географические понятия. Знакомство с изображением равнин на карте.

находить и показывать на карте равнины, горы, реки, моря, океаны.

Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Владение монологической и диалогической формами речи.

34

Горные породы

1

Рассматривать, сравнивать горные породы, называть их, определять признаки

работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); находить на физической карте и глобусе изучаемые географические объекты и их названия.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

35

Моря

и острова.

1

Знакомство с особенностями островов и полуостровов.

показывать на карте моря: Баренцево, Чёрное, Балтийское, Охотское, Берингово; различать острова и полуострова, классифицировать моря по различным свойствам.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников,

36

Контрольная работа по теме «Глобус и карта"

1

Давать характеристику экосистеме, определять связи, характерные для той или иной экосистемы.

показывать по карте природные зоны, распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов. Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Экологические системы и природная зональность (10 часов)

37

Экологические системы.

Проверочная работа № 8

1

Знакомство с понятием «экосистема», с особой ролью живых организмов на Земле.

давать характеристику экосистемы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

38

Круговорот веществ в экосистеме

1

Составлять пищевые цепи, определять «кормильцев», «едоков», «мусорщиков»

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

39

Природная зональность.

1

Объяснять закономерное чередование природных зон на территории планеты и связь этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли; работать с картой.

показывать по карте природные зоны, называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте; объяснять особенности каждой зоны, её климата, взаимную приспособленность живых организмов -членов экосистемы.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

40

Природные зоны полярного  пояса.

1

Знакомство с пейзажем природной зоны холодного пояса, её климатом и природными условиями, растительностью и животным миром.

узнавать природные зоны по их особенностям, находить их на карте природных зон.

Уметь представлять информацию в виде таблиц, схем; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

41

Леса умеренного пояса

Проверочная работа № 9

1

Знакомство с пейзажем природной зоны лесов умеренного пояса, её климатом и природными условиями, растительность и животным миром, с отличием хвойных и лиственных лесов.

называть основных представителей флоры и фауны лесной зоны.

Владеть монологической и диалогической формами речи. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы.

42

Засушливые зоны умеренного пояса.

1

Знакомство с пейзажем природной зоны степей и пустынь, её климатом и природными условиями, растительностью и животным миром; с приспособленностью живых организмов к условиям степей и пустынь, их зависимостью от неживых компонентов. узнавать природные зоны по их особенностям.

показывать по карте природные зоны, распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения; описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

43

Путешествие в тёплые края

1

Знакомство с природной зоной жаркого тропического пояса, его особенностями и обитателями. Подготовка сообщений на заданную тему.

представлять перед одноклассниками и учителем найденный материал о тропических пустынях и тропических лесах, самостоятельно отбирать учебный и дополнительный материал, составлять план своего выступления.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации..

44

Горные экосистемы.

1

Знакомство с природными условиями, растительностью и животным миром гор, явлением высотной поясности, сменой природных условий по мере подъема вверх.

объяснять, что такое высотные пояса, приводить примеры названий горных животных и растений.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

45

Природные катастрофы.

1

Знакомство с понятием «чрезвычайные ситуации природного характера», с причинами и последствиями возникновения землетрясений.

Рассказывать о причинах возникновения природных катастроф, правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев.

46

Контрольная работа по теме «Природная зональность».

1

Применять полученные знания в конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Части света  (18 часов)

47

Люди, города и страны.

1

Знакомство с особенностями распространения людей по природным зонам, со связью хозяйства человека с природными условиями.

показывать на карте крупнейшие страны и города.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

48

Политическая карта мира

1

Знакомство с политической картой мира, работа с картой. Работать с картой, находить объекты на карте.

объяснять причины возникновения сельского хозяйства.

Уметь работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.

49

Страны Европы

1

Знакомство с важнейшими странами Европы, населяющими их людьми, их достижениями. работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.

показывать на карте части света, географические объекты в различных частях света.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

50

Северная Европа

1

Называть и показывать крупнейшие европейские страны: Великобританию, Францию, Италию, Германию, Украину.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

51

Азия.

1

Работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.

показывать на карте крупнейшие азиатские страны: Китай, Японию и Индию.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять универсальные логические действия:

52

Европа и Азия. Материк Евразия.

1

Знакомство с важнейшими странами Азии, населяющими их людьми, их достижениями, с родиной некоторых предметов, которые нас окружают.

работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.

показывать на карте крупнейшие азиатские страны: Китай, Японию и Индию.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Организовывать учебное взаимодействие в группе.

53

Путешествие в дальние страны. Африка.

1

Знакомство с природой Африки, населяющими её людьми, их достижениями, с родиной некоторых предметов, которые нас окружают. работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.

показывать Африку на карте; приводить примеры животных Африки.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи.

Итого за 3 четверть

21

4 четверть (16 часов)

54

Животные Африки

1

Знакомство с природой Африки, населяющими её людьми, их достижениями, с родиной некоторых предметов, которые нас окружают. работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.

показывать Африку на карте; приводить примеры животных Африки.

Различать травоядных и хищных животных

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Выполнять логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи.

55

Путешествие в дальние страны. Северная Америка.

1

Знакомство с природой и странами Америки, населяющими их людьми, их достижениями. Знакомство детей с историей открытия Америки, интересными фактами жизни Христофора Колумба. работать с картой; получать с её помощью необходимую информацию.

находить и показывать на карте континенты и части света, называть представителей животного и растительного мира Северной Америки.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Организовывать учебное взаимодействие в группе.

56

Путешествие в дальние страны. Южная Америка.

1

Работать с картой, получать с её помощью необходимую информацию.

Рассказывать о представителях животного и растительного мира Южной Америки.

Точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической формами речи.

57

Путешествие в дальние страны. Австралия

1

Знакомство с природой и особенностями Австралии, населяющими их людьми, их достижениями. работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.

Узнавать животных по рисункам.

Находить цель учебной деятельности, искать средства её осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

58

Путешествие в дальние страны. Антарктида.

1

Знакомство с природой и особенностями Антарктиды, населяющими их людьми, их достижениями. работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.

Знание особенностей природы Антарктиды, животного и растительного мира. Умение узнавать животных по рисункам.

Находить цель учебной деятельности, искать средства её осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

59

Антарктида и Арктика. Проверочная работа №11.

1

Сравнивать Антарктиду и Арктику,  работать с картой; умения получать с её помощью необходимую информацию.

Знание особенностей природы Антарктиды, животного и растительного мира. Умение узнавать животных по рисункам.

Находить цель учебной деятельности, искать средства её осуществления. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

60

Экскурсия «Сезонные изменения в природе весной»

1

Наблюдать, делать выводы, объяснять причины изменений в природе, называть деревья, перелётных птиц

использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

61

Россия - наша Родина. Проверочная работа № 12.

1

Называть и показывать на карте свою стану, ее столицу, различать главные достопримечательности России.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

62

Символика России.

1

Знакомство с достопримечательностями своей страны, области, района , города.  

называть и показывать на карте свою стану, ее столицу, различать главные достопримечательности России.

Рассказывать о символах России.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).

63

Чем гордится Россия.

1

Знакомство с достопримечательностями своей страны, области, района, ,города.  Рассказывать о своём городе, находить информацию по заданной теме.

называть и показывать на карте свою стану, ее столицу, различать главные достопримечательности России.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).

64

Экскурсия «Ориентирование на местности».

1

Ориентироваться  на местности с помощью плана и компаса.

Соблюдать правила поведения в природе. фиксировать свои наблюдения, давать характеристику рельефа.

Владение монологической и диалогической формами речи. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,

Наша маленькая планета Земля (6 часов)

65

14.05

Наша маленькая планета Земля.

1

 Работать с источниками информации. Составлять план рассказа. Представлять информацию аудитории.

.

Давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения,.

66

Контрольная работа по теме «Части света».

1

Понимание детьми следующего факта: могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей. Сравнивать, делать умозаключения по вопросу, проблеме, находить решение проблемы

 

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

67

Повторение темы «Наша планета»»

1

Повторить, систематизировать, классифицировать изученный материал

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

68

Повторение  темы «Земля - наш общий дом»

1

Повторить изученный материал

применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения.

Уметь работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.

69

Экскурсия «Связи между живыми организмами».

1

Ориентироваться  на местности с помощью плана и компаса.

Соблюдать правила поведения в природе. фиксировать свои наблюдения, давать характеристику рельефа. определять цели экскурсии, давать характеристику природных особенностей своего города, фиксировать свои наблюдения.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

70

Экскурсия «Сезонные изменения в природе летом»

1

Наблюдать, делать выводы, объяснять причины изменений в природе, называть деревья, перелётных птиц

использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Итого за 4 четверть

15

Итого за год

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 2012-2013 1 класс, ФГОС, школа России

В учебном материале представлены рабочие программы для 1 класса на 2012-2013 учебный год, осотавленные в соответствии с требованиями ФГОС. К каждой программе прилагается календарно-тематическое планир...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС Школа 21 век

Рабочая программа составлена на новый учебный год по программе Школа 21 век с учетом ФГОС...

Рабочая программа по технологии 2 класс ФГОС Школа 21 век

Рабочая программа по технологии 2 класс составлена с учетом ФГОС второго поколения по программе Школа 21 века на новый учебный год...

Рабочие программы по предметам 2 класс ФГОС "Школа России"

Рабочие программы и календарно тематическое планирование по предметам во 2 классе.Программа "Школа России".Есть цели уроков, формируемые УУД, оборудование....

Рабочая программа "Русский язык" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К программе при...

Рабочая программа "Литературное чтение" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К...

Рабочая программа по математике 3 класс. ФГОС. "Школа 2100".

Рабочая программа составлена для учащихся 3 класса общеобразовательной школы на основе ФГОС. Содержит КТП с УУД...