Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир"(Плешаков)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

Строганова Людмила Юрьевна

Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской и требованиями к деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_okruzhayushchii_mir.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа по окружающему миру.

Предметная линия учебников системы «Школа России».

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

        - формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека;

        -  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами содержания курса являются:

  1. Формирование уважительного отношения к окружающему миру;
  2. Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира;
  3. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни;
  4. Формирование психологической культуры для безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет  природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает школьнику естественных и социально-гуманитарных наук,   необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений, как компонентов единого мира. В рамках же данного предмета, благодаря интеграции, могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания. Курс помогает ученику формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых граждан, которые способны оценить свое место в окружающем мире.

Значение курса и в том, что в ходе его изучения школьники   овладевают основами практику – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственной связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Существенная особенность курса в том, что  в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «окружающий мир» использует, и тем самым подкрепляет умение, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучает детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса.

Содержание курса отобрано на основе следующих ведущих идей:

  • Многообразие мира;
  • Целостность мира;
  • Уважение мира.

На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматриваеся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных ценностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся наблюдают, выполняют практические работы и опыты, и творческие задания.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход.  

Место курса в учебном плане.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится два часа в неделю.

Программа рассчитана в первом классе на 66 часов (33 учебные недели).

Результаты изучения курса.

Личностные результаты начального образования:

  • Формирование основ российской гражданской идентичноности;
  • Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразия природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению.
  • Овладение навыками адаптации в мире.
  • Освоение социальной значимости.
  • Развитие самостоятельности.
  • Формирование эстетических потребностей.
  • Развитие доброжелательности.
  • Развитие навыков сотрудничества.
  • Установка на здоровый образ жизни.

Межпредметные результаты.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности.
  • Освоение способов творческого поиска.
  • Формирование планировать.
  • Формирование понимать успех и не успех.
  • Использование средств информации.
  • Использование средств поиска.
  • Готовность слушать собеседника.

Предметные результаты.

  • Понимание роли России.
  • Уважительное отношение к России.
  • Осознание целостности окружающего мира.
  • Освоение способов изучения природы.  

 


                                                                                ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п /п

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного
необязательного
содержания

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение (4 ч.)

1

Вводный урок. «Задавайте вопросы!»

1

Урок-экскурсия

Природа как составная часть окружающего мира

Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)

Текущий

Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением

2

Что такое Родина?

1

Комбинированный

Что такое Родина и почему она так называется

Уметь определять признаки разных объектов природы

Текущий

 

3

Что мы знаем о народах России?

1

Комбинированный

Народы, живущие в России, отличие и связь

Расширить свои представления о Родине

Беседа по вопросам

4

Что мы знаем о Москве?

1

Комбинированный;

Ознакомление с достопримечательностями Москвы

Знать достопримечательности города и жизнь маленьких москвичей

Фронтальный опрос

Что и кто (20 ч.)

5

Что у нас над головой?

Что у нас под ногами?

1

Комбинированный

Неживая и живая природа

Знакомство с камнями по размеру, форме и цвету.

Уметь различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями

Знать какие бывают камни и их сортировка

Созвездие. Полярная звезда.

Большая Медве-дица.

Применение полезных ископаемых

6

Что общего
у разных растений?

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Фронтальный опрос

Соцветие. Виды семян и плодов

7

Что растет на подоконнике?

Что растет на клумбе?

1

Комбинированный

Определение комнатных растений с помощью атласа

Расширение знаний о комнатных растениях

8

Что это за листья?

Что такое хвоинки?

1

Экскурсия

Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение
отличительных признаков
(с использованием сравнения)

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать, использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Текущий

Значение листьев

Хвойные деревья. Хвоя

9

Кто такие насекомые?

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие.

Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей)

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных).

Знать разнообразие животного мира

Тест (7 мин)

Среда обитания и защитная окраска насекомых

10

Кто такие рыбы?

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие.

Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей)

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных).

Знать разнообразие животного мира

Текущий

Виды рыб

11

Кто такие птицы?

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие.

Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей)

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных).

Знать разнообразие животного мира

Текущий

Виды птиц

12

Кто такие звери?

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие.

Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей)

Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных).

Знать разнообразие животного мира

Тест (5 мин)

Среда обитания

13

Что такое зоопарк?

1

Экскур-сия

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Беседа

Среда обитания

14

Что окружает нас дома?

Что умеет компьютер?

1

Практический

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Правила безопасной работы на компьютере

Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения

Знать основные свойства и функции компьютера, их назначение.

Текущий

Телефоны экстренной помощи

15

Что вокруг нас может быть опасным?

1

Комбинированный

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения

Текущий

Телефоны экстренной помощи

16

На что похожа наша планета?

1

Комбинированный

Земля – планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли

Знать название нашей планеты

Тест (7 мин)

Солнечная система. Планеты солнечной системы

17

Как живет семья?

1

Комбинированный

Закрепить знания о членах семьи

Знать свою семью

18

Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит?

1

Комбинированный

Знать свойства воды. Уметь выполнять изученные правила поведения

Беседа по вопросам

Очистительные сооружения

19

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

Комбинированный

Основные правила обращения с электричеством

Знать свойства воды. Уметь выполнять изученные правила поведения

Беседа

Электростанции, аккумуляторы

20

Как путешествует письмо?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Текущий

История марки, конверта

Как, откуда и куда? (8 ч.)

21

Куда текут реки?

1

Комбинированный

Река, использование человеком.

Правила обращения с водой

Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения.

Знать названия больших рек, их значение в жизни человека

Текущий

Пресная, морская вода. Исток реки, устье реки

22

Откуда берутся снег и лед?

1

Практический

Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко определяемые свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха)

Знать основные свойства снега и льда

Практическая
работа

23

Как живут растения?

1

Комбинированный

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов

Тест (7 мин)

Части растений

24

Как живут животные?

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Уметь подтверждать свои ответы примерами

Текущий

Жилища животных

25

Как зимой помочь птицам?

1

Комбинированный

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Текущий

Природные столовые

26

Откуда берутся шоколад, изюм
и мёд?

1

Комбинированный

Изготовление шоколада, изюма, меда

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов

Индивидуальный опрос

27

Откуда берётся
и куда девается мусор?

Откуда в снежках грязь?

1

Комбинированный

Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе

Знать о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях.

Уметь выполнять правила поведения в природе

Текущий

Переработка
мусора

Где и Когда? (10 ч.)

28

Когда учиться интересно?

Когда придёт суббота?

1

Комбинированный

Условия успешной учебы, их анализ.

Времена года, их особенности (на основе наблюдений)

Создание благоприятного климата в классе

Текущий

Календарь

29

Когда наступит лето?

1

30

Где живут белые медведи?

1

Комбинированный

Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать условия, необходимые для жизни животных

Беседа

Антарктида

31

Где живут слоны?

1

Текущий

Саванна

32

Где зимуют птицы?

1

Комбинированный

Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать условия, необходимые для жизни животных

Фронтальный опрос

Перелетные птицы

33

Когда жили динозавры?

1

Комбинированный

Представление о далеком прошлом земли.

Уметь представление об этапах развития земли

Текущий

Динозавры

34

Когда появилась одежда?

1

Комбинированный

Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения

Индивидуальный опрос

Виды одежды

35

Когда изобрели велосипед?

1

Комбинированный

Знакомство с историей развития велосипеда

Знать правила безопасной езды

Текущий

Динозавры

36

Когда мы станем взрослыми?

1

Комбинированный

Расширение представления о времени

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения жизненных потребностей

Индивидуальный опрос

Виды одежды

                                                                                                      Почему и зачем? (21 ч)

37

Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?

1

Комбинированный

Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете,
о родном крае

Текущий

Созвездия. Размеры звезд. Виды звезд

38

Почему Луна бывает разной?

1

Комбинированный

Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете,
о родном крае

Беседа

Луноходы

39

Почему идёт дождь и дует ветер?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира

Знать понятие «осадки».

Уметь отмечать погоду в дневнике наблюдений

Фронтальный опрос

Виды дождей

40

Почему звенит звонок?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае

Текущий

Эхо

41

Почему радуга разноцветная?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае

42

Почему мы любим кошек и собак?

1

Комбинированный

Знакомство с правилами ухода за домашними животными

Знать об ответственности за домашних питомцев

43

Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?

Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

1

Комбинированный

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах)

Уметь выполнять правила поведения в природе

Тест (7 мин)

44

Почему их так назвали?

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты

Знать названия 2–3 растений и животных

Беседа

Названия животных

45

Зачем мы спим ночью?

1

Комбинированный

Тест (7 мин)

46

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

Комбинированный

Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Беседа

Витамины

47

Почему нужно чистить зубы
и мыть руки?

1

Практический

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной

Текущий

Гигиена

48

Зачем нам нужен телефон и телевизор?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Текущий

49

Зачем нужны автомобили?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной

Беседа

Как устроен автомобиль

50

Почему поезда такие длинные?

1

Комбинированный

51

Зачем строят корабли?

1

Комбинированный

Способ познания окружающего мира: наблюдение

Текущий

Эстакада. Локомотив

Как устроен корабль

52

Зачем нужны самолеты?

1

Комбинированный

Беседа

Как устроен самолет

53

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правило безопасности

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности

1

Комбинированный

Знакомство с правилами безопасности

Знание правил безопасности гарантирует жизнь

Отработка правил безопасности

54

Зачем люди осваивают космос?

1

Комбинированный

Расширить представление о космонавтике

Космос и его значение для человека

55

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

Комбинированный

Зависимость жизни человека от природы и ее состояния

Уметь выполнять правила поведения в природе, охранять ее

Тест (7 мин)

Цепи питания

  56                                                                                      Заключение ( 1 Ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...