Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир"(Плешаков)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование с пояснительной запиской и требованиями к деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_okruzhayushchii_mir.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по окружающему миру.
Предметная линия учебников системы «Школа России».
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами содержания курса являются:
- Формирование уважительного отношения к окружающему миру;
- Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни;
- Формирование психологической культуры для безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает школьнику естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений, как компонентов единого мира. В рамках же данного предмета, благодаря интеграции, могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания. Курс помогает ученику формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых граждан, которые способны оценить свое место в окружающем мире.
Значение курса и в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практику – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственной связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Существенная особенность курса в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «окружающий мир» использует, и тем самым подкрепляет умение, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучает детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса.
Содержание курса отобрано на основе следующих ведущих идей:
- Многообразие мира;
- Целостность мира;
- Уважение мира.
На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматриваеся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных ценностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; ее реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся наблюдают, выполняют практические работы и опыты, и творческие задания.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится два часа в неделю.
Программа рассчитана в первом классе на 66 часов (33 учебные недели).
Результаты изучения курса.
Личностные результаты начального образования:
- Формирование основ российской гражданской идентичноности;
- Формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразия природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению.
- Овладение навыками адаптации в мире.
- Освоение социальной значимости.
- Развитие самостоятельности.
- Формирование эстетических потребностей.
- Развитие доброжелательности.
- Развитие навыков сотрудничества.
- Установка на здоровый образ жизни.
Межпредметные результаты.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности.
- Освоение способов творческого поиска.
- Формирование планировать.
- Формирование понимать успех и не успех.
- Использование средств информации.
- Использование средств поиска.
- Готовность слушать собеседника.
Предметные результаты.
- Понимание роли России.
- Уважительное отношение к России.
- Осознание целостности окружающего мира.
- Освоение способов изучения природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип | Элементы содержания | Требования | Вид | Элементы | Дата | |
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Введение (4 ч.) | |||||||||
1 | Вводный урок. «Задавайте вопросы!» | 1 | Урок-экскурсия | Природа как составная часть окружающего мира | Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе) | Текущий | Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением | ||
2 | Что такое Родина? | 1 | Комбинированный | Что такое Родина и почему она так называется | Уметь определять признаки разных объектов природы | Текущий |
| ||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | Комбинированный | Народы, живущие в России, отличие и связь | Расширить свои представления о Родине | Беседа по вопросам | |||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | Комбинированный; | Ознакомление с достопримечательностями Москвы | Знать достопримечательности города и жизнь маленьких москвичей | Фронтальный опрос | |||
Что и кто (20 ч.) | |||||||||
5 | Что у нас над головой? Что у нас под ногами? | 1 | Комбинированный | Неживая и живая природа Знакомство с камнями по размеру, форме и цвету. | Уметь различать объекты неживой и живой природы, части растения; использовать приобретенные знания для ухода за растениями Знать какие бывают камни и их сортировка | Созвездие. Полярная звезда. Большая Медве-дица. Применение полезных ископаемых | |||
6 | Что общего | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Фронтальный опрос | Соцветие. Виды семян и плодов | |||
7 | Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? | 1 | Комбинированный | Определение комнатных растений с помощью атласа | Расширение знаний о комнатных растениях | ||||
8 | Что это за листья? Что такое хвоинки? | 1 | Экскурсия | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение | Уметь наблюдать объекты окружающего мира, устно их описывать, использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов | Текущий | Значение листьев Хвойные деревья. Хвоя | ||
9 | Кто такие насекомые? | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей) | Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных). Знать разнообразие животного мира | Тест (7 мин) | Среда обитания и защитная окраска насекомых | ||
10 | Кто такие рыбы? | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей) | Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных). Знать разнообразие животного мира | Текущий | Виды рыб | ||
11 | Кто такие птицы? | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей) | Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных). Знать разнообразие животного мира | Текущий | Виды птиц | ||
12 | Кто такие звери? | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей) | Уметь приводить примеры представителей разных групп животных (2–3 представителя из изученных). Знать разнообразие животного мира | Тест (5 мин) | Среда обитания | ||
13 | Что такое зоопарк? | 1 | Экскур-сия | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Беседа | Среда обитания | |||
14 | Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? | 1 | Практический | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой Правила безопасной работы на компьютере | Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения Знать основные свойства и функции компьютера, их назначение. | Текущий | Телефоны экстренной помощи | ||
15 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Комбинированный | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения | Текущий | Телефоны экстренной помощи | ||
16 | На что похожа наша планета? | 1 | Комбинированный | Земля – планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли | Знать название нашей планеты | Тест (7 мин) | Солнечная система. Планеты солнечной системы | ||
17 | Как живет семья? | 1 | Комбинированный | Закрепить знания о членах семьи | Знать свою семью | ||||
18 | Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит? | 1 | Комбинированный | Знать свойства воды. Уметь выполнять изученные правила поведения | Беседа по вопросам | Очистительные сооружения | |||
19 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Комбинированный | Основные правила обращения с электричеством | Знать свойства воды. Уметь выполнять изученные правила поведения | Беседа | Электростанции, аккумуляторы | ||
20 | Как путешествует письмо? | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов | Текущий | История марки, конверта | ||
Как, откуда и куда? (8 ч.) | |||||||||
21 | Куда текут реки? | 1 | Комбинированный | Река, использование человеком. Правила обращения с водой | Уметь выполнять изученные правила безопасного поведения. Знать названия больших рек, их значение в жизни человека | Текущий | Пресная, морская вода. Исток реки, устье реки | ||
22 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | Практический | Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко определяемые свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха) | Знать основные свойства снега и льда | Практическая | |||
23 | Как живут растения? | 1 | Комбинированный | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов | Тест (7 мин) | Части растений | ||
24 | Как живут животные? | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Уметь подтверждать свои ответы примерами | Текущий | Жилища животных | ||
25 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов | Текущий | Природные столовые | ||
26 | Откуда берутся шоколад, изюм | 1 | Комбинированный | Изготовление шоколада, изюма, меда | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов | Индивидуальный опрос | |||
27 | Откуда берётся Откуда в снежках грязь? | 1 | Комбинированный | Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе | Знать о происхождении мусора, понятии «отходы», правильном обращении с мусором, пищевыми отходами в домашних условиях. Уметь выполнять правила поведения в природе | Текущий | Переработка | ||
Где и Когда? (10 ч.) | |||||||||
28 | Когда учиться интересно? Когда придёт суббота? | 1 | Комбинированный | Условия успешной учебы, их анализ. Времена года, их особенности (на основе наблюдений) | Создание благоприятного климата в классе | Текущий | Календарь | ||
29 | Когда наступит лето? | 1 | |||||||
30 | Где живут белые медведи? | 1 | Комбинированный | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать условия, необходимые для жизни животных | Беседа | Антарктида | ||
31 | Где живут слоны? | 1 | Текущий | Саванна | |||||
32 | Где зимуют птицы? | 1 | Комбинированный | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать условия, необходимые для жизни животных | Фронтальный опрос | Перелетные птицы | ||
33 | Когда жили динозавры? | 1 | Комбинированный | Представление о далеком прошлом земли. | Уметь представление об этапах развития земли | Текущий | Динозавры | ||
34 | Когда появилась одежда? | 1 | Комбинированный | Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения | Индивидуальный опрос | Виды одежды | ||
35 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Комбинированный | Знакомство с историей развития велосипеда | Знать правила безопасной езды | Текущий | Динозавры | ||
36 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | Комбинированный | Расширение представления о времени | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения жизненных потребностей | Индивидуальный опрос | Виды одежды | ||
Почему и зачем? (21 ч) | |||||||||
37 | Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью? | 1 | Комбинированный | Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, | Текущий | Созвездия. Размеры звезд. Виды звезд | ||
38 | Почему Луна бывает разной? | 1 | Комбинированный | Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о нашей планете, | Беседа | Луноходы | ||
39 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира | Знать понятие «осадки». Уметь отмечать погоду в дневнике наблюдений | Фронтальный опрос | Виды дождей | ||
40 | Почему звенит звонок? | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае | Текущий | Эхо | ||
41 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов о родном крае | ||||
42 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | Комбинированный | Знакомство с правилами ухода за домашними животными | Знать об ответственности за домашних питомцев | ||||
43 | Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | 1 | Комбинированный | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах) | Уметь выполнять правила поведения в природе | Тест (7 мин) | |||
44 | Почему их так назвали? | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | Знать названия 2–3 растений и животных | Беседа | Названия животных | ||
45 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Комбинированный | Тест (7 мин) | |||||
46 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Комбинированный | Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня | Знать правила сохранения и укрепления здоровья | Беседа | Витамины | ||
47 | Почему нужно чистить зубы | 1 | Практический | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной | Текущий | Гигиена | |||
48 | Зачем нам нужен телефон и телевизор? | 1 | Комбинированный | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Текущий | |||
49 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Комбинированный | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной | Беседа | Как устроен автомобиль | ||
50 | Почему поезда такие длинные? | 1 | Комбинированный | ||||||
51 | Зачем строят корабли? | 1 | Комбинированный | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Текущий | Эстакада. Локомотив | Как устроен корабль | ||
52 | Зачем нужны самолеты? | 1 | Комбинированный | Беседа | Как устроен самолет | ||||
53 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правило безопасности Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности | 1 | Комбинированный | Знакомство с правилами безопасности Знание правил безопасности гарантирует жизнь | Отработка правил безопасности | ||||
54 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | Комбинированный | Расширить представление о космонавтике | Космос и его значение для человека | ||||
55 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Комбинированный | Зависимость жизни человека от природы и ее состояния | Уметь выполнять правила поведения в природе, охранять ее | Тест (7 мин) | Цепи питания | ||
56 Заключение ( 1 Ч.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно -тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России" учебник А.А.Плешаков
Планирование составлено на 2011-2012 уч год с учетом требований ФГОС...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...