Урок - проект по окружающему миру по теме "Бюджет"
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (2 класс) на тему
Разработка урока с проектом Smart для интерактивной доски по теме "Бюджет" 2 класс УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byudzhet_2_klass.rar | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира "Семейный бюджет". 2-й класс
Цель: создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
- Предметные:
- познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
- формировать представление о структуре семейного бюджета;
- изучить экономические понятия «бюджет», «доход», «расход».
- Метапредметные:
- формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои и традиции;
- развивать познавательный интерес, речь детей;
- развивать умение делать оптимальный выбор.
- Коммуникативные:
- формировать умение работать в группе;
- воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение.
- принимать мнения и позиции других людей.
- формировать собственное мнение и позицию.
- уметь приходить к общему мнению
Оборудование: карточки-схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, листы для самооценки; презентация к уроку.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Постановка проблемы:
- Что такое семья?
- Что нужно, чтобы семья жила хорошо, чтобы всё в семье было?
- Откуда берутся средства в семье и как организовать жизнь так, чтобы на всё хватало? Что такое семейный бюджет - это тема нашего урока.
3. «Открытие» детьми нового знания.
- Сегодня я расскажу вам сказку о денежках, а вы отгадайте ее название.
-Муха, Муха-Цокотуха,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла…
Корней Чуковский «Муха-Цокотуха» (Молодцы!)
- Слайд «Семья Мухи».
Итак, слушайте: «Вечером собралась вся семья. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы, мальчишки – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, уставший после работы.
Мальчишки-мушата громко спорили о появлении у соседа Жига нового самоката.
-Так, - сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо.
Ты наш будущий ученый, - он обратился к старшему сыну, студенту Жужжику, неси калькулятор, посчитаем. Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором так удобно писать сухой еловой палочкой, и написал «Доход».
- Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, то есть моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 50 денежек, - сообщил отец. Мальчики с уважением посмотрели на отца.
Дедушка с бабушкой в стороне не остались, стряхнув крыльями, сказали:
- Мы тоже получаем денежки, по 30 денежек, а раз нас двое, то это 60 денежек.
Вопрос: - Как вы думаете, какие денежки могли получать дедушка с бабушкой?
Дети: дедушка с бабушкой тоже работали, получали свою заработную плату, а теперь, когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называются пенсией.
- Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи.
Вопрос: - О каких деньгах говорил Жужжик?
Дети: он говорил о стипендии, которую платит институт, пока студент не выучится и не станет получать заработную плату.
Мама- муха добавила:
- Наша малышка тоже получает денежки, и называются эти денежки – пособие на ребенка.
4. Слайд-словарь. Работа по словарю.
5. Давайте вспомним, кто и сколько денежек приносил в семью?
- заработная плата папы – 50,
- пенсия дедушки и бабушки – 60,
- стипендия Жужжика – 20,
- пособие на малышку – 20.
Вопрос: Сколько же составляет доход семьи Мухи?
Итого 150 денежек.
- Ура! Целых 100 и еще 50 денежек! Можно купить много самокатов! – воскликнули мушата.
Вопрос: - Как вы думаете, так ли это?
Наша сказка продолжается.
Муха-Цокотуха взяла листок и написала «Расход».
Вопрос: - Как вы думаете, на что мама-Муха тратила денежки? (ответы детей).
- У меня на одни продукты в месяц уходит 50 денежек. Зима на носу, вам нужно купить теплые сапожки и варежки, которые вы, шалуны, растеряли. На это я потрачу еще 20 денежек.
Бабушка вмешалась: - надо заплатить 30 денежек за квартиру, свет и газ.
- С понедельника малышка пойдет в детский сад. Тетя пчела сказала, что платить за садик нужно 10 денежек.
Папа и студент Жужжик потребовали 10 денежек – оплачивать проезд на длинных рогатых гусеницах до места работы и учебы. Мама-Муха и это записала на листочек.
Тут мушата заинтересовались. – Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? Разве мы в кино не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах. Нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию и цветные карандаши.
Бабушка и дедушка вспомнили, что они на следующей неделе собирались в театр. А малышке на день рождения нужно купить куклу.
Мама-Муха записала – другие покупки еще 10 денежек.
- Все высказались? - спросил папа.
- Тогда подведем баланс. Что такое баланс не знал даже студент Жужжик.
Папа сложил цифры на том листочке, куда мама записывала, и получили расходы.
Вопрос: - Сколько уходит денежек на расходы в семье Мухи?
Получилось 120 денежек. Затем, взяв калькулятор, папа отнял от цифры 150 (доходы) цифру 120 (расходы).
- Ура! Осталось 30 денежек – «самокатных», - закричали мушата.
- Это совсем не «самокатные» денежки, это наши накопления, - заявил отец.
Накопления – это то, что остается от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое. Их можно положить в банк. Если денежки хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.
- Я хочу посоветовать, - сказала бабушка, - где взять лишние денежки. – Где? – спросили мушки хором.
Вопрос: - Вот сзади вас, малыши, из крана течет вода, а вон в коридоре лампочка горит, хотя еще лучи солнца туда попадают. А мы ведь платим за воду и свет. За все приходится платить.
- Вот это деловой разговор, вот это экономия, - сказал дедушка.
Мушата бросились закрывать кран и гасить свет.
- А на чем ещё смогли сэкономить мушки, как вы думаете, купили ли им самокат? (ответы детей).
Закрепление.
На уроке у нас сегодня 2 группы – 2 семьи.
– Выберите фамилию своей семье.(Барбоскины и Фиксики)
– Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?
На доске схема:
– Так что такое доход семьи?
Практическая работа в группах.
Посчитайте доход своих семей из расчета, что
Зарплата папы: 60 шустриков
Зарплата мамы: 50 шутриков
Пенсия дедушки: 35 шустриков
Пособие на 1 ребенка: 15 шустриков
Стипендия студента: 20 шустриков
Список товаров и услуг.
| Список товаров и услуг.
|
– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет.
Выслушаем, что у вас получилось.
– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
– Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи.
– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет …… шустриков. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?
– Как могут распределиться доходы и расходы?
– Какая формула будет лучшей?
– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Выясним значение этих слов. Найдите на карточках – подсказках, что такое дефицит. Что в этом случае надо делать?
– На чем можно сэкономить?
– Доходы = расходы
Доходы > расходы
Доходы < расходы
– Та, в которой доходы больше, чем расходы.
– Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно отложить сбережения.
– На сладостях и излишествах в еде.
– На транспорте (пользоваться проездным).
– На коммунальных услугах (экономия электричества).
– На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы).
Предположения детей.
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
– А непредвиденные расходы?
– Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?
– Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?
– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.
Собери пословицы о труде:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Без хорошего труда нет плода.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
- Не умел шить золотом, так бей молотом.
- Сегодняшней работы на завтра не откладывай!
- Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
– Сейчас вам предстоит в группе решить тест. Буквы правильных ответов впишите в таблицу:
1. Из чего складывается семейный бюджет?
А) из заработной платы, пенсии, стипендии.
Б) из доходов и расходов.
В) из денег.
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
Я) расходы
Е) проценты
Ю) доходы
3. Авторское вознаграждение это:
Б) зарплата
Г) налог
Д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:
Ш) доходы
Ж) расходы
Х) прибыль
5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:
Е) доходы больше расходов
И) доходы равны расходам
А) доходы меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды:
Т) доходов
П) расходов
К)гонорара
Б | Ю | Д | Ж | Е | Т |
– Обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось?
– Абсолютно верно! Молодцы!
– Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»
- Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.
- Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак.
– Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся и прокомментируйте свой выбор.
– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами. Главное:
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
1) Рефлексия.
– Зажмите руку в кулак и ...
кому было интересно – разогните мизинец,
кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный,
кто хорошо потрудился – средний,
кто помогал работе в группах – указательный,
кому урок понравился – большой.
– Всем спасибо за работу на уроке!
2) Самооценка своей деятельности. Оценка настроения в конце урока.
3) Домашнее задание.
1).– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.
2).- Выполните упражнения на стр. 46 в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект по окружающему миру и ОБЖ 1 класс
урок проект...
Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс
Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...
Урок –проект по окружающему миру, 1 класс УМК «Планета знаний»
Урок обобщения с элементами проектирования. При подготовке к уроку дети самостоятельно подбирали материал о символах России, выполняли презентации....
Открытый урок-проект по окружающему миру. 4 класс.
урок обобщение по теме Природные зоны. Создание карт для проведения урока....
Урок-проект по окружающему миру в 1 классе на тему "Уход за кошками и собаками" "
Это урок- проект в 1 классе по окружающему миру. В подготовке принимали участие и родители учеников. Проект долгосрочный, провели 5 заседаний, подготовили видео-интервью с родителями , учителями...
Урок-проект по окружающему миру "Почему Солнце светит днём, а звёзды -ночью"1 класс
Урок для 1 класса с видеофильмами, видеоинтервью, с презентацией. Подготовка идет совместно в родителями.Класс разделен на 4 группы, каждая из которых готовит свой блок....
Урок - проект по окружающему миру в 3-м классе "Полезные ископаемые"
Цели: Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.Способствовать развитию внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обоб...