Конспект урока по окружающему миру во 2 классе с презентацией на тему "Какие бывают растения?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Печенкина Тамара Павловна

Цели урока:

 познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); учить детей различать травянистые и древесные формы растений;

 воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_byvayut_rasteniya.rar2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Составила учитель начальных классов Печенкина Т.П.

Урок окружающего мира во 2 класс на тему (презентация):

Какие бывают растения?

Цели урока:

 познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); учить детей различать травянистые и древесные формы растений;

 воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация Power Point;

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

О каких богатствах природы говорили на прошлом уроке? (вода, воздух)

Что такое воздух? (смесь газов: азот - 78%, кислород - 21%, углекислый газ - 1%)

Роль воздуха для всего живого?

Что можете сказать о воде?

В каких состояниях вода может находиться в природе? (жидком, твёрдом, газообразном)

От чего происходит загрязнение воды?

Можно сказать, что только с поступками взрослых связано загрязнение воды? А дети?

Как нужно расходовать воду и почему?

– Ребята, давайте настроимся на работу. Сядьте удобно,

–сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи  в зеленый дом,  

Чудеса увидишь в нем. (ЛЕС)

2. Основная часть.

Сегодня мы будем путешествовать по лесу.  Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

– Прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?)

– А почему в конце предложения стоит вопросительный знак? Нам на уроке нужно найти ответы на этот вопрос.

– Внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает?

– На какие две группы можно всё это разделить? (Природа и всё, что сделано руками человека).

– Найдите лишний объект: ель, белка, ландыш, холодильник, солнце, луна, синица.

Посмотри, мой милый друг,

 Что находится вокруг?

 Небо светло-голубое,

 Солнце светит золотое,

 Ветер листьями играет,

 Тучка в небе проплывает.

 Поле, речка и трава,

 Горы, воздух и листва,

 Птицы, звери и леса,

 Гром, туманы и роса.

 Человек и время года –

 Это всё вокруг … (природа)

– На какие ещё две группы можно разделить природу? Какая она бывает? (Живая и неживая).

– Разделите объекты на 2 группы: ель, белка, ландыш, солнце, луна, синица.

– А как вы думаете, на какие группы можно разделить эти объекты живой природы? (Бактерии, грибы, растения, животные и человек).

– Признаки живой природы. (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, старение и умирание)

– Отгадайте загадку:

Дышит, растёт,

 А ходить не умеет. (Растение)

(Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю).

(Тело большинства растений можно разделить на подземную и надземную части. Подземная часть образована корнями. Они закрепляют растения в почве и поглощают воду и минеральные соли.)

Работа в парах:

– Ребята, у вас на партах рисунки растения. Найдите на рисунке части растения, рядом со стрелками поставьте соответствующие цифры. Работаем парами.(Приложение)

– Определите, о каком растении идёт речь:

У него зелёные листья. Что это может быть?

У него зелёные листья и корень. О чём речь сейчас?

У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое?

(Дерево).

– Чем деревья отличаются от остальных растений? (У деревьев есть один большой ствол,   покрытый корой, от которого отходят ветви).

– Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник.

Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.

Сообщение ученика о калине: Калину очень любили в старину; народ сложил о ней песни и сказки. Это одно из самых любимых его растений. Во время цветения стоит калина торжественная, в белом кружевном наряде. А осенью её украшают красивые розовые, пурпурные, бордовые листья и гроздья красных плодов. За их окраску, напоминающую раскалённый металл, народ и дал ей такое имя.

– Чем травы отличаются от других растений? (Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них полностью отмирают. Травы ниже кустарников. Но есть и очень высокие – кукуруза, подсолнечник).

– Продолжим нашу цепочку. На какие группы мы разделили растения? (Травы, кустарники, деревья).

– Приведите примеры: деревьев, кустарников, травянистых растений. (Приложение)

– Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? А на следующих, поднимаясь вверх? (Травы, кустарники, деревья).

-Теперь немножко отдохнём и отгадаем загадки:

1. Что же эта за девица:

 Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

 А в иголках круглый год. (Ель.)

Ель – хвойное дерево. Хвоинки опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.

Ель влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.

2. У меня длинней иголки,

 Чем у ёлки,

 Очень прямо я расту

 В высоту.

 Если я не на опушке,

 Ветви только на макушке. (Сосна)

Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она – светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Из сосновых брёвен строят дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны.

3.Что за дерево стоит,

 Ветра нет,

 А оно дрожит? (Осина)

4.Стоят кругом сестрички:

 Желтые глазки, белые реснички .(Ромашки)

Физкультминутка. (Учитель называет различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья.) – слайд 25

5.Очень густо он растёт,

 Незаметно он цветёт,

 А когда проходит лето,

 Мы едим его “конфеты”,

 Не в бумажке, а в скорлупке –

 Берегите, дети, зубки! (Орешник)

6.И высок я, и могуч

 Не боюсь ни гроз, ни туч.

 Я кормлю свиней и белок,

 Ничего, что плод мой мелок.(Дуб)

Дуб – долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветвях осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с поблекшими тёмно – коричневыми листьями.

7. Клейкие почки,

 Зелёные листочки,

 С белой корой

 Стоит под горой. (Берёза).

8.Тонкий стебель у дорожки,

 На конце его – серёжки;

 На земле лежат листки –

 Маленькие лопушки. (Подорожник)

9.Он стоял на гибкой ножке

 В круглой шапке у дорожки.

 Ветерок чуть набежал

 И – развеял шапку-шар (Одуванчик)

10.Есть у родственницы ёлки

 Неколючие иголки,

 Но, в отличие от ёлки,

 Опадают те иголки. (Лиственница)

Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20 – 60 хвоинок. Лиственница необычайно крепкое и тяжёлое дерево, оно даже тонет в воде. Срубы домов, построенные из лиственницы, стоят по 300 – 400 лет и только темнеют от времени.

11.Ты растение не тронь–

 Жжётся больно, как огонь. (Крапива)

12.Белые горошки

 На зелёной ножке. (Ландыш)

– На какие группы можно разделить эти растения: берёза, одуванчик, смородина, ель, клён, сирень, мак, ромашка, шиповник. (Травы, кустарники, деревья).

– На какие две группы можно распределить эти деревья: берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа. (Лиственные и хвойные). (Приложение)

– Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

– Почему хвойные деревья круглый год зелёные? (Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.)

– Зачем нам нужны растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)

– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких. В нашей стране она утверждена в 1974году. Красная книга Чувашии.

Любите природу!

 Храните природу!

 Не жгите траву!

 Не ломайте кусты!

 Не сыпьте на землю всякую гадость.

 И даст вам природа здоровье и радость.

Подведение итогов урока.

– Ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Какие бывают растения?

Приложение

        1.        дерДеревья

1._________________________        1._________________________

2._________________________                                             2._________________________

3._________________________        3.__________________________

4._________________________        4.__________________________

Приложение

                      

2.

                                                   1.________________________        1._________________________

                          2.________________________        2._________________________

                                                     3.________________________        3.________________________

                                                     4.________________________        4._______________________

http://www.kalitva.ru/uploads/posts/2009-11/1258619504_phaseolus_vulgaris.jpg

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс А. Плешаков ,«Школа России» Тема: «Какие бывают животные»

Конспект урока с использование технологии критического мышления.Презентация к уроку....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века". Тема: "Какой бывает вода?"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Начальная школа XXI века". Тема: "Какой бывает вода?"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" на тему "Какая бывает промышленность"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 «А»Тема: «Какая бывает промышленность» Цели: познакомить с промышленностью, как с отраслью экономики; Планируемые результаты: Личностные: Формирование це...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс А.Плешаков «Школа России» Тема: «Какие бывают животные»

Конспект урока по окружающему миру 2 класс А.Плешаков «Школа России»Тема: «Какие бывают животные»Цели урока: обобщить знания о животных, научить разделять  животных н...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Какой бывает транспорт"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Какой бывает транспорт"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс. «Какая бывает промышленность» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Формирование знаний о промышленности; формирование умения различать продукцию каждой отрасли.Планируемые результатыПредметные: Знать понятие промышленность; виды промышленно...