Рабочая программа и КТП. Окружающий мир. 3 класс. Система Занкова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса к учебнику Дмитриевой соответствует ФГОС. Развернутое тематической планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_a_kl._berdnikova_e.a.docx | 95.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
г. Пыть-Ях
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО на методическом совете приказом МБОУ СОШ № 6
естественно-математического цикла МБОУ СОШ № 6 от 29.08.2015г. №581-о
Протокол №1 Протокол №1
«28» августа 2015 г. «29» августа 2015 г.
Руководитель ШМО Председатель МС
____________ О.Г. Гоцуляк ___________ Л.А. Бондаренко
Рабочая программа
3 класс
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Составитель: Бердникова Э.А.
учителя начальных классов
2015-2016 учебный год
- Общие положения
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с нормативными правовыми документами федерального и регионального уровней:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 .12.2010 № 189;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г. (п.19.5);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.07. 2013 №1014 «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
• Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
• Дмитриева, Н. Я. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.
• Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2003.
• Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова / сост. Н. В. Нечаева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
• Смирнова, Т. В. Живые картинки. Природа и мы : книга для чтения / Т. В. Смирнова. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
• Товпинец, И. П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3–4 классах / И. П. Товпинец. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
- Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные школьниками на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе, в том числе более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний. Преимущества данного подхода:
– во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры;
– во-вторых, обеспечит социализацию учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь;
– в-третьих, интеграция позволит решить задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования;
– в-четвертых, позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.
Это определило цели обучения окружающему миру:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• помощь в освоении знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• помощь в осознании учащимися объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
• формирование экологической грамотности, обучение безопасному поведению в природе и в обществе;
• помощь в овладении (частичном) историческим мышлением.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.
Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального в особенности и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по предмету «Окружающий мир» отобран таким образом, чтобы формировать у учащихся заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира: планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать моделирование, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.
Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей; развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе; работа по преобразованию и хранению информации в табличной, знаковой и схематической форме.
Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.
Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что должно способствовать реализации важных задач обязательного минимума – развитию умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).
Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат усвоение содержания специального раздела стандарта – «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью младшего школьника.
- Описание места учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ, на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 3 классе – 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Согласно действующему в лицее учебному плану, рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 68 часов. В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова, в том числе:
• на проведение контрольных работ отводится 1 ч;
• экскурсий – 6 ч;
• для создания проектов – 4 ч;
• для исследований – 7 ч.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, и с учетом лицейского стандарта реализуется программа базового уровня.
С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Характеристика проекта:
• по числу участников – индивидуальный;
• по длительности – среднесрочный;
• по предметному содержанию – монопредметный;
• по внешнему виду деятельности – информационный, исследовательский, практико-ориентированный, практический.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий мир»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценностные ориентиры:
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
• Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
- Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Природные условия Земли
Человек и природа.
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом
Человек и общество.
Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).
Земли восточных славян
Человек и природа.
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Человек и общество.
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов по темам.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).
Московское государство
Человек и природа.
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество.
Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).
Путь от Руси к России
Человек и общество.
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
5. Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
2. Наглядные пособия.
1. Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта. Исторические карты с маршрутами первопроходцев.
2. Глобус.
3. Иллюстрации растений, животных, предметов древнего мира; репродукции картин В. Васнецова, портреты князей, первопроходцев.
4. Таблицы: «Природные сообщества», «Растения и животный мир степи, поля, леса».
Для практических работ: термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, алгоритмы выполнения практических работ, схемы.
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Компьютерная игра «Кузя и сила природы» (CD).
3. Словарь юного географа (CD).
4. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Персональный компьютер.
5. Мультимедийный проектор.
6. Экран проекционный.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
6. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Календарно – тематическое планирование. 3 класс. | ||||||||||||
№ | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности | Основные понятия | Предметный результат | Универсальные учебные действия | Дата проведения | Примечание | ||||
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные | план | факт | |||||||
1 | Особенности планеты Земля | Обобщение и систематизация знаний | Работа в тетради: нахождение на карте мира материков, океанов. | Глобус Карта Материки Океаны | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Знать расположение на глобусе, карте. Уметь показывать материки, океаны на глобусе, карте | Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 2.09 | ||
2 | Карты | Теоретическое исследование | Работа по учебнику. | Физическая карта Атлас Полюса Экватор Тропики Полярные круги | Осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире. Уметь: - определять крупный и мелкий масштаб. | Будут сформированы: представление о причинах успеха в учебе. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности | Научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 4.09 | ||
3 | Погода. Показатели погоды | формирование новых знаний | Практическая работа № 1: фиксация показателей погоды и её изменений в своей местности | Погода Температура Осадки Облачность Направление ветра | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме Уметь: - определять место событий на ленте времени. | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату. | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 9.09 | ||
4 | Народные приметы погоды | Практикум, исследование | Работа в тетради. Письменный опрос | Погода Температура Осадки Облачность Направление ветра | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Уметь записывать наблюдения за погодой с помощью условных знаков, использовать знания о погоде в практической деятельности. | Будут сформированы: этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; Получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 11.09 | ||
5 | Представление о климате | Открытие новых знаний | Работа в тетради. | Погода Климат Климатическая зона | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь: - делать выводы, вести наблюдения. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи. Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 16.09 | ||
6 | Почва | Комплексное применение новых знаний | Работа по учебнику | Почва | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 18.09 | ||
7 | Образование почв на Земле. | практическая работа | Сообщения. | Почва | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. | Будут сформированы: осознание своей семейной идентичности. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 23.09 | ||
8 | Плодородие почв. | Теоретическое исследование | Работа в тетради. | Почва | Понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте. Использовать знания в повседневной жизни, знать состав почвы. | Будут сформированы: положительное отношение к школе; Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 25.09 | ||
9 | Природные зоны суши Земли | формирование новых знаний | Работа по учебнику | Природные зоны | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Знать: - причины образования почв. | Будут сформированы: представление о причинах успеха в учебе. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 30.09 | ||
10 | Зарождение человечества | изучение нового материала | Сообщения. | Климат Эволюция | Устанавливать причинно-следственные связи. | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 2.10 | ||
11 | Экваториальный лес | открытие нового знания | Практическая работа № 2: ознакомление с картой природных зон. | Природные зоны | Устанавливать причинно-следственные связи. | Будут сформированы: этические чувства ;Получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 7.10 | ||
12 | Африканская степь – саванна | обобщение и систематизация знаний | Работа в тетради. | Природные зоны | Строить небольшие сообщения в письменной форме. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 9.10 | ||
13 | Пустыни | комбинированный | Работа по тексту. | Природные зоны | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Знать: - географическое положение, климат Африки. | Будут сформированы: знание норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 14.10 | ||
14 | Средиземноморская природная зона | обобщение и систематизация знаний | Доклады. | Природные зоны | Иметь представления о природных зонах Африки; Знать: - растения и животных Африки. | Будут сформированы: осознание своей семейной идентичности. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 16.10 | ||
15 | Родина человечества | открытие нового знания | Сообщения. | Климат Эволюция | Знать: - версии происхождения человека. Иметь представления о природных условиях, повлиявших на происхождение человека. | Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 21.10 | ||
16 | Жизнь древних людей | обобщение и систематизация знаний | Работа по карточкам. | Быт Природные условия | Устанавливать причинно-следственные связи, удовлетворять познавательный интерес. | Будут сформированы: представление о причинах успеха в учебе. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 23.10 | ||
17 | Работа с текстом. | 28.10 | ||||||||||
18 | Самые древние государства | комбинированный | Сообщения, презентация | Государство | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме Знать.: - понятие термина «государство»; - первые рабовладельческие государства. | Будут сформированы: этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;Получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 30.10 | ||
19 | Античность. Древняя Греция | комбинированный | Работа с текстом. | Государство | Осуществлять поиск нужного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем. Знать: -наследие Древнего мира (письменность, техника, искусство). | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 11.11 | ||
20 | Античность. Древний Рим | комбинированный | Сообщения детей. | Государство | Иметь представление о географических исследованиях в Европе. | Будут сформированы: знание основных моральных норм Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится: находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 13.11 | ||
21 | Расширение знаний о мире. Александр Македонский идет на восток | применение и расширение знаний | Сообщения детей. | Государство Быт Природные условия | Иметь представление о развитии географических исследований | Будут сформированы: осознание своей семейной идентичности. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 18.11 | ||
22 | 20.11 | |||||||||||
23 | Китай открывает путь на запад | изучение нового материала | Индивидуальные сообщения | Государство Быт Природные условия | Уметь показывать на карте территорию Восточно – Европейской равнины, давать краткую характеристику местоположения, рельефа, климата. | Будут сформированы: представление о причинах успеха в учебе. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 25.11 | ||
24 | Первые шаги | обобщение и система-тизация знаний | Сообщения, пересказ. | Природа | Установление причинно-следственных связей, знать разнообразие природы на земле, уметь пользоваться справочной лит-рой для подготовки устных сообщений. | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 27.11 | ||
25 | Духовная жизнь древнего человека. Язычество | изучение нового материала | Индивидуальные сообщения | Язычество | Знать особенности природы своего края, зоны степей, устанавливать связи между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в природной зоне степей, уметь оценивать устное высказывание детей по обсуждаемой теме. | Будут сформированы: этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;Получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 2.12 | ||
26 | Искусство | комбинированный | Индивидуальные сообщения | Искусство | Устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами, уметь определять местонахождение объектов на физической карте России, знать признаки сообщества леса. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 4.12 | ||
27 | Географическое положение Европы. Первые люди на нашей Земле | изучение нового материала | Индивидуальные сообщения | Карта | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 9.12 | ||
28 | Степи. Разнообразие растений степи | применение и совершенствование знаний | Индивидуальные сообщения. Исследов. работа: занятия и быт современных людей в зоне степей. | Природные зоны | Богатство животного мира лесов, дополнительные сведения учащихся о животных лесов | Будут сформированы: осознание своей семейной идентичности. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 11.12 | ||
29 | Животный мир степей. | комбинированный | Индивидуальные сообщения | Природные зоны | Богатство животного мира лесов, дополнительные сведения учащихся о животных лесов, рассказ о бобрах, случаи экологических бед. | Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 16.12 | ||
30 | 18.12 | |||||||||||
31 | Люди в степи | изучение нового материала | Работа в тетради. | Природные зоны | Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны. | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 23.12 | ||
32 | Лесостепь | комбинированный | Индивидуальные сообщения. | Природные зоны | Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 25.12 | ||
33 | 13.01 | |||||||||||
34 | Лесная зона | комплексное применение знаний и умений | Работа в паре. | Природные зоны | Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 15.01 | ||
35 | Смешанные леса | открытие новых знаний | Самостоятельная работа | Природные зоны | Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны. | Будут сформированы: осознание своей семейной идентичности. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится находить несколько вариантов решения задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 20.01 | ||
36 | Сезонные изменения в лесу. Зима | обобщение | Самостоятельная работа | Климат | Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны. | Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 22.01 | ||
37 | Сезонные изменения в лесу. Весна, лето | обобщение и систематизация знаний | Самостоятельная работа | Климат | Знать характерные признаки сезонов года, правила поведения в природе, особенности природы лесной зоны. | Будут сформированы: представление о причинах успеха в учебе. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников | Научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 27.01 | ||
38 | Жизнь далеких предков | открытие нового знания | Сообщения, пересказ | История | Иметь представление об истории человека в древние времена. | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 29.01 | ||
39 | Расселение славян | изучение нового материала | Работа по учебнику. | Природные условия | Иметь представление об истории человека в древние времена. | Будут сформированы: этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; Получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 3.02 | ||
40 | Обожествление природы | комбинированный | Сообщения. | Язычество | Иметь представление об истории человека в древние времена. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 5.02 | ||
41 | Первые русские князья | комбинированный | Пересказ. | Государство Монархия | Иметь представление об истории человека в древние времена. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 10.02 | ||
42 | Принятие христианства Русью | комплексное применение знаний и умений | Сообщения. | Христианство | Иметь представление об истории человека в древние времена. | Будут сформированы: осознание своей семейной идентичности. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ | Научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 12.02 | ||
43 | Расцвет Древнерусского государства | обобщение изученного | Работа по индивидуальным карточкам. | Государство | Иметь представление об истории человека в древние времена. | Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 17.02 | ||
44 | Древнерусская культура | изучение нового материала | Сообщения | Культура | Иметь представление о сборниках вечной мудрости. | Будут сформированы: представление о причинах успеха в учебе. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 19.02 | ||
45 | Сборники вечной мудрости | изучение нового) материала | Практическая работа № 3. | Культура | Иметь представление о сборниках вечной мудрости. | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 24.02 | ||
46 | Ослабление Древнерусского государства | комбинированный | Презентации. | Государство | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях. | Будут сформированы: этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; Получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 26.02 | ||
47 | Ордынское нашествие | изучение нового материала | Работа по учебнику. | Государство | Уметь описывать изучаемое событие из истории Отечества. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 2.03 | ||
48 | Ледовое побоище | изучения нового материала | Индивидуальные сообщения. | Государство | Уметь описывать изучаемое событие из истории Отечества, знать имена выдающихся российских государственных деятелей (Александр Невский). | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 4.03 | ||
49 | Залесская земля | открытие нового знания | Работа в тетради | Государство | Знать историю Отечества. | Будут сформированы: осознание своей семейной идентичности. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 9.03 | ||
50 | Что такое природное сообщество | открытие нового знания | Работа по учебнику. | Природное сообщество | Знать понятие природного сообщества, правила поведения в природе. Устанавливать связи внутри природных сообществ (между растениями и животными, между разными группами животных). | Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 11.03 | ||
51 | Законы лесной жизни | обобщение | Практическая работа № 4. | Природное сообщество | Знать: - экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека. | Будут сформированы: представление о причинах успеха в учебе. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 16.03 | ||
52 | Луг – природное сообщество | открытие нового знания | Проекты, презентации. | Природное сообщество | Знать названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных. | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России | Научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 18.03 | ||
53 | Озеро. | открытие нового знания | Дополнительный материал | Природное сообщество | Знать названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных. | Будут сформированы: этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; Получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 30.03 | ||
54 | Поле – природное сообщество | комбинированный | Индивидуальные сообщения. | Природное сообщество | Иметь представление о природном сообществе «Поле». Знать: - животных и растительный мир полей; - о роли человека – создателя сообщества. | Будут сформированы: знание основных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 1.04 | ||
55 | Куликовская битва | открытие нового знания | Работа с дополнительными источниками информации. | Государство | Знать имена выдающихся деятелей (князей), иметь представление об истории Отечества. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 6.04 | ||
56 | Создание Московского государства | изучение нового материала | Работа по учебнику, презентация | Государство | Знать: - историю восстановления русской культуры. Иметь представление об Иване III. | Будут сформированы: осознание своей семейной идентичности. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 8.04 | ||
57 | Развитие русской культуры. | изучение нового материала | Работа с текстом. | Культура | Знать: - имена выдающихся российских государственных деятелей (царь Иван Грозный). Иметь представление об истории Отечества | Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 13.04 | ||
58 | Русские первопроходцы | открытие нового знания | Проекты, презентации. | Государство | Иметь представление о народных промыслах, о первом книгопечатнике И. Федорове. | Будут сформированы: представление о причинах успеха в учебе. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 15.04 | ||
59 | Географическое положение Азии | комбинированный | Индивидуальные сообщения | Природные условия | Уметь понимать условный язык карты, находить на физической карте России природные зоны, характеризовать природные зоны. | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности осознания «Я» как гражданина России | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 20.04 | ||
60 | Сибирь. Природные условия Сибири | комплексное применение знаний и умений | Работа с учебником. | Природные зоны | Уметь приводить примеры растений и животных природных сообществ и зон, знать правила поведения в тайге. | Будут сформированы: этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций; Получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 22.04 | ||
61 | Тайга. | обобщение изученного | Самостоятельная работа по карточкам. Сообщения учащихся. | Природные зоны | Уметь приводить примеры растений и животных природных сообществ и зон, знать правила поведения в тайге. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 27.04 | ||
62 | Природное сообщество – болото | комбинированный | Работа с дополнительными источниками. | Природное сообщество | Уметь характеризовать природное сообщество. | Будут сформированы: знание основных моральных норм поведения. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе | Научатся: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 29.04 | ||
63 | «Хождение за три моря» | комбинированный | Работа с дополнительными источниками. | Природные условия | Знать: - природно-климатические особенности Индии. | Будут сформированы: осознание своей семейной идентичности. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев | Научатся: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности Получат возможность научится: осуществлять пошаговый контроль по результату | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 4.05 | ||
64 | Смутное время. Спасители земли русской | открытие нового знания | Работа с дополнительными источниками. | Государство Патриотизм | Знать: - о значение героизма народных масс и организаторов освободительных войн в борьбе с польскими захватчиками; - о начале правления династии Романовых; - о государственном празднике 4 ноября. | Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника | Научатся: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: использовать в общении правила вежливости Получат возможность научится: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач | Научатся: анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 6.05 | ||
65 | Расширение пределов страны | комплексное применение знаний и умений | Пересказ | Государство | Знать имена выдающихся деятелей (князей), иметь представление об истории Отечества. | Будут сформированы: представление о причинах успеха в учебе. Получат возможность для формирования: первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности | Научатся: первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме Получат возможность научится: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи | Научатся: принимать участие в работе парами и группами Получат возможность научится: принимать другое мнение и позицию | Научатся: осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 11.05 | ||
66 | Природа тундры | открытие нового знания | Пересказ | Природные зоны | Уметь характеризовать природное сообщество | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: принимать участие в работе парами и группами. Получат возможность научится: принимать другое мнение | Научатся: осуществлять поиск нужной информации в Получат возможность научится: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи | 13.05 | ||
67 | Арктическая пустыня | комплексное применение знаний и умений | Работа с дополнительны-ми источниками. | Природные зоны | Уметь характеризовать природное сообщество | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: допускать существование различных точек зрения Получат возможность научится: формулировать собственное мнение | Научатся: понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях Получат возможность научится: воспринимать смысл познавательного текста | 18.05 | ||
68 | Россия накануне реформ. | обоб-щение изучен-ного | Работа с дополнительны-ми источниками. | Государство Патриотизм | Использовать приобретенные знания для обогащения жизненного опыта, удовлетворения познавательных интересов. | Будут сформированы: интерес к учебному материалу. Получат возможность для формирования: представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России | Научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения Получат возможность научится: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами | Научатся: договариваться Получат возможность научится: строить понятные для партнера высказывания; | Научатся: понимать заданный вопрос Получат возможность научится: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (система Занкова)
Образовательная программа "Литературное чтение»» составлена на основе авторской программы В.Ю Свиридовой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров» 2009 г ) в соотве...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс система Занкова
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык» 2 класс, автор А....
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Занкова
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение» 2 класс, а...
рабочая программа по обучению грамота 1 класс (система Занкова) в соответствии с требованиями ФГОС
рабочая программа для первого класса по предмету " Обучение грамоте" (система Занкова) 20102...
рабочая программа по русскому языку 3 класс система Занкова, учебник Поляковой по ФГОС
рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена с требования ФГОС...
рабочая программа по математике для 3 класса система Занкова уч. Аргинской по ФГОС
рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
рабочая программа по технологии для 3 класса система Занкова учебник Цирулик
рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...