Окружающий мир 2 класс УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Подробное календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass_umk_perspektiva.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе

п/п

Тема урока

Планируемый предметный результат

Планируемая учебная деятельность учащихся

Формы контроля

Дата

1

Мы — союз народов России

Региональный компонент

Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности.

Знакомятся с официальным названием страны, в которой живут, делают вывод о многообразии культур народов Российской Федерации. Рассказывают о своей республике, в которой живут.

текущий

2

Мы — жители Вселенной

Усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе.

Работа в паре: выполняют задания. Самостоятельная работа

Устный опрос

3

Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с компасом. (стороны горизонта, компас, глобус – модель Земли.

Усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научить обращаться с компасом, определять стороны горизонта.

Решение проблемного вопроса: «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?» Знакомство с изображениями Земли в древности.

текущий

4

Океаны и материки на Земле. (Изображение нашей страны на глобусе)

Понимать особенности формы планеты Земля.

Практическая работа с глобусом.

текущий

5

Время (настоящее, прошлое, будущее)

Усвоить: минута — единица измерения времени.

Практическая работа под руководством учителя.

Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя»

текущий

6

Сутки и неделя

Усвоить: сутки и неделя - единицы измерения времени.

Рассматривают схему в учебнике, которая подсказывает правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее.  

Практическая работа под руководством учителя.

текущий

7

Месяц и год

Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи

Узнают, что для разной

видимой формы Луны на небе люди издавна используют

два разных слова. пробуют разобраться, почему же Луна на небе выглядит по-разному и почему у слова «месяц» есть второе значение — единица времени, которая состоит из четырех недель. Учатся определять, убывает месяц или растёт.

текущий

8

Времена года

Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев;

Определяют, какие цвета характерны для каждого времени года. Сравнивают свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника

текущий

9

Погода

(практическая работа с термометром)

Уметь объяснять причину смены времен года; знать: важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года.

Рассматривают термометры, их устройство. Выполняют практическую работу: определяют температуру воздуха в классе и на улице, а также температуру в сосудах с нагретой водой и водой комнатной температуры. Результаты записывают в таблицу

текущий

10

Погода

Научить различать виды термометров и пользоваться каждым из них.

Работа в парах

Фронтальный опрос

11

Календарь — хранитель времени, страж памяти

Усвоить теоретические понятия о погоде

Самостоятельно делают выводы урока, а затем зачитывают выводы в учебнике

текущий

12

Красные дни календаря

Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни.

Придумывают и рисуют символы праздников, отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя»

текущий

13

Народный календарь

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря.

Знакомятся с православным календарём. Рассматривают рисунки и рассказывают, о каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник

текущий

14

Экологический календарь

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края, уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду.

Делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только

один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жителями.

текущий

Осень (19ч.)

15

Осенние месяцы

Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев;

 Работа в парах.  Наблюдают за погодой, за изменениями в окружающем мире. Слушают запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.   Под звучание музыки рассматривают репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень»

текущий

16

Осень в неживой природе

усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); Изучить осенние явления в неживой природе: увеличение туманов, заморозки, образование инея и начало ледостава

Фронтальная работа: ответы на вопросы рубрик. Рассуждают, чем отличаются осенние дожди от летних.

текущий

17

Народные праздники в пору осеннего

равноденствия

Знать народные праздники в пору осеннего

равноденствия

Работа в группе. Вспоминают, что такое равноденствие, когда бывает осеннее равноденствие, что происходит в природе после этого дня. Сравнивают свои ответы с текстом учебника.

Фронтальная беседа по вопросам

18

Звездное небо осенью

Понимать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов. Познакомить с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них.

Знакомятся со сказаниями греческого народа в древности - мифами. Узнают, что для древних людей наблюдение за звездами имело огромное значение, так как до изобретения компаса они могли ориентироваться по положению звезд.

текущий

19

Экскурсия в лес

Знать (4-5) названий травянистых растений нашего края

Беседа, обмен впечатлениями. Определяют названия травянистых растений, называют причины пожелтения травы.

текущий

20

Трава у нашего дома

Понимать причины пожелтения травы осенью; Уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя.

Беседа, обмен впечатлениями. Фронтальная работа: ответы детей на вопросы рубрики

«Проверим себя»

текущий

21

Старинная женская работа

Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;

Отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» Стараются

определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучают лоскуты ткани на ощупь, а также называют известные

ткани

текущий

22

Деревья и кустарники осенью.

Знать причины листопада;

познакомить с вечнозелеными хвойными растениями

нашего края;

Выполняют задания и отвечают на вопрос рубрики «Подумаем!»

Работа в парах.

текущий

23

Чудесные цветники осенью

понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям.

Формулируют тему урока. Рассказывают, какие цветы были у них в букетах на 1 сентября, находят называемые цветы в букетах, на фотографиях

текущий

24

Осенняя экскурсия в парк

Знать сезонные изменения в живой природе

Любуются осенними красками расписного лесного шатра. Обращают внимание, что листья разных деревьев отличаются по

цвету.

Фронтальная беседа по вопросам

25

Грибы

Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомить со строением грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя». Рассказывают, какие грибы знают, узнают, что, оказывается, грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части.

текущий

26

Шестиногие и восьминогие

Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы.

Повторяют материал о животных, изучают фазы развития насекомых по рисункам   Изучают отличие паукообразных от насекомых.

текущий

27

Птичьи секреты

Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научить различать перелетных и зимующих птиц.

Работают с загадками и вопросом рубрики «Подумаем!», вместе

с учителем делают вывод урока.

текущий

28

Как разные животные готовятся к зиме

Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет.

Работа по вопросам рубрики «Проверим себя»

Фронтальная беседа по вопросам

29

Невидимые нити в осеннем лесу

Дать понятие о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу;

Вспоминают, что изучает наука экология. Обсуждают на конкретных примерах, какие связи существуют в природе.

Фронтальная беседа по вопросам

30

Осенний труд

Знать виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

Обсуждают, почему осенью много работы. Называют самую привлекательную для каждого работу.

Фронтальная беседа по вопросам

31

Будь здоров!

знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени; уметь соблюдать правила, предусмотренные игрой.

Слушают сообщение о пользе сезонных народных игр для

здоровья, обсуждают, в какие игры они любят играть летом и осенью.

текущий

32

Будь здоров!

(Правила здорового образа жизни в осенний период)

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период.

 Делятся на команды, играют в старинные подвижные игры.      Называют вместе с учителем те качества характера, которые необходимы для их успешного проведения.

Фронтальная беседа по вопросам

33

Охрана природы осенью

Знать правила сбора грибов, ягод, орехов;

Отправляются в воображаемое путешествие по осеннему лесу. Отвечают на вопросы. Работают в группах.

текущий

Зима (16ч.)

34

Зимние месяцы

Уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев.

Творческая работа.  Высказывают свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира.

текущий

35

Зима — время науки и сказок

Знать несколько зимних народных примет на погоду.

Пробуют применить народную примету к картине и определить температуру воздуха на улице.

 В форме беседы с учителем отвечают на вопросы рубрики «Обсудим»

текущий

36

Зима в неживой природе

Знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря). Дать понятие о дне

зимнего солнцеворота

 (25 декабря).

Наблюдают за температурой воздуха. Работают с пословицами.

Фронтальная беседа по вопросам

37

Звездное небо зимой

Дать понятие о местоположении на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и

Полярной звезды; учить ориентироваться по Полярной звезде.

Повторяют материал урока «Звездное небо осенью»

по вопросам рубрики «Вспомним». Под руководством учителя проводится сопоставление расположения звезд Большой Медведицы осенью и зимой.

текущий

38

Зимняя прогулка

(экскурсия)

Ознакомить с сезонными изменениями в живой природе.

Отгадывают лесные загадки Зимушки – зимы. Рассматривают снежинки. Рассуждают, почему скрипит снег под ногами. Раскапывают большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и узнают по чередованию плотных

и рыхлых слоев, как часто зимой были снегопады и оттепели. Рассматривают отпечаток лапы сороки, серой вороны.

текущий

39

Зима в мире растений

Ознакомить со способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Работа в паре: какие травы и кустарнички остаются зелеными под

снегом. Читают стихотворения русских поэтов о красоте зимней природы.

текущий

40

Зимние праздники в России, и других странах

Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России;

Узнают историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Разыгрывают сценку колядования.

текущий

41

Зимние праздники народов Забайкалья

Познакомить с зимние праздники народов Забайкалья

Знакомятся с бурятским праздником «Саалган»

текущий

42

Растения в домашней аптечке

Знать несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

Самостоятельная работа: определить, какое растение было использовано для приготовления лекарства и указать, какая часть растения

текущий

43

Зимняя жизнь птиц и зверей

Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Повторяют, какие птицы улетают зимой на юг, какие птицы остаются зимовать и как они называются, какие звери зимой впадают в спячку, а какие бодрствуют, но делают запасы.

текущий

44

Невидимые нити в зимнем лесу

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу.

Отвечают на вопросы

рубрики «Вспомним»

тестирование

45

В феврале зима с весной встречается впервой

Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года.

Слушают прогноз погоды в стихотворной форме, определяют, к какому зимнему месяцу подходит такой прогноз. Вспоминают место февраля среди зимних месяцев, выполняют задания.

текущий

46

Зимний труд

Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице.

Рассуждают, какие дела необходимо сделать зимой. Узнают, что рассказывает о старинной зимней работе. Обсуждают, какие работы необходимы улицам города и села. Сравнивают свои ответы с текстом учебника.

Фронтальная беседа по вопросам

47

Будь здоров!

Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы.

Рассказывают, как укреплять здоровье зимой, при какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика, как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре, где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей.

Фронтальная беседа по вопросам

48

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.

Рассказывают, как укреплять здоровье зимой, при какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика, как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре, где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей.

текущий

49

Охрана природы зимой

Познакомить с правилами охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, лесу знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных.

Рассуждают о том, что значит творить, надо ли любить и охранять своё творение. Рассказывают, что знают о Красной книге, каких представителях Красной книги России, какие меры охраны животных для них можно предложить

Фронтальная беседа по вопросам

Весна и лето (21 ч.)

50

Весенние месяцы

Уметь находить признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; понять причины потепления весной; знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления.

Работа в группе: придумать весеннюю закличку.

текущий

51

Образ весны в культуре народов России

Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя»

Фронтальная беседа по вопросам

52

Весна — утро года

Уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору).

Изучают день весеннего равноденствия. Проводят наблюдения за погодой за окном класса. Рассуждают, чем похожи утро и весна, что происходит в природе утром, что происходит в природе весной

текущий

53

Звездное небо весной.

 

Познакомить с положением весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица.

Повторение материала о созвездиях, изученных ранее.

текущий

54

Весенняя прогулка Старинные детские игры весной.

Познакомить с раннецветущими растениями

экскурсия

Фронтальная беседа по вопросам

55

Весеннее пробуждение растений

Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми.

Осваивают технологию поиска информации: находят в атласе-определителе сведения о гусином луке. Закрепляется материал о травянистых раннецветущих

растениях

текущий

56

Чудесные цветники весной

Знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе.

Работа в группе: составление проекта

текущий

57

Весна в мире насекомых

Познакомить с пользой пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц.

Изучается внешний вид наиболее распространенных гусениц. На примере комаров прослеживают единую экосистему природы.

текущий

58

Весна в мире птиц и зверей

Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

Беседуют о зимующих и перелетных птицах. Обсуждают вопроса об отношении людей к птицам

59

Невидимые нити в весеннем лесу

Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу.

Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя»

Фронтальная беседа по вопросам тестирование

60

Весенний труд

Уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою».

Отгадывают загадки о весеннем труде. Вспоминают, какие весенние работы приходилось детям наблюдать или выполнять самим.

Фронтальная беседа по вопросам

61

Старинные весенние праздники. Пасха.

Познакомить с весенними праздниками, с образом берёзы в культуре разных народов.

 

Рассказывают, какой пасхальный обряд изображен на картине, рассказывают, как проходит праздник в селе.

Фронтальная беседа по вопросам

62

Образ берёзы в культуре разных народов

Выполняют задания в рабочей тетради. Инсценируют.

Фронтальная беседа по вопросам

63

Будь здоров!

Знать правила здорового образа жизни в весенний период.

Работа в паре. Знакомятся с правилами татарской игры «Бой по следу».

текущий

64

Будь здоров!

(подвижные игры на свежем воздухе)

Знать правила во время прогулки в парке, лесу.

Устанавливают правила, играют в подвижные игры.

Фронтальная беседа по вопросам

65

Охрана природы весной

Учить находить признаки летних явлений природы в старинных названиях летних месяцев.

Рассказывают о правилах

охраны природы весной по рисункам

текущий

66

По страницам Красной книги России

Познакомить с Красной книгой России

Экскурсия в библиотеку

текущий

67

Лето красное

Региональный компонент

Познакомить с цветущими растениями нашего края.

Рассматривают репродукции картин, слушают рассказ о художнике и пробуют определить, о ком идёт речь. Узнают, как назывались три летних месяца у древних римлян

Фронтальная беседа по вопросам

68

Летние праздники и труд

Познакомить с летними праздниками в России

Работа в группах

Фронтальная беседа по вопросам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...