Конспект урока по теме" Кто такие рыбы? Где они живут?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
конспект урока по теме "Кто такие рыбы? Где они живут?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кто такие рыбы? Где они живут?»
Цели: способствовать формированию представления о разнообразии животного мира, ознакомить детей с отличительными признаками рыб, с особенностями их строения и поведения.
Учебные материалы:
Учебник «Окружающий мир» (1 класс) (авт.О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов); компьютер, мультемедийный проектор, диск с записью шума волн, видеозапись «Звуки моря»; изображения батискафа, морского дна, иллюстрации морских жителей, плакат с девизом; шаблонный рыбок; рисунки с изображениями рыб.
1.Организационный момент
Учитель. –Добрый день, ребята!
Добрые слова помогают сохранять хорошее настроение надолго. Именно такими добрыми словами я вас сегодня приветствую на уроке. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
2.Целеполагание
Учитель. Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в воде.
Слайды 2 – 5
Просмотр видеоклипа «Звуки моря»
Слайд 6
Учитель. –О чем мы сегодня будем говорить? (Кто такие рыбы?)
Слайд 7
-Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию на подводном спускаемом аппарате – батискафе – для наблюдения за рыбами, изучения их строения и определения отличительных признаков.
3.Изучение нового материала
1. Создание проблемной ситуации
Учитель. –Наша экспедиция будет проходить под девизом: Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»
Как вы его понимаете?
Дети отвечают.
-Да, только самым наблюдательным, окружающий мир раскрывает свои секреты.
- Итак, начинаем погружение.
Слайд 8
Учитель. - Посмотрите, как много обитателей глубин нам встретилось! Ребята, а все ли это рыбы?
Слайд 9
Учитель. – Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте познакомимся со строением и отличительными признаками рыб.
Слайд 10
2. Открытие нового (моделирование). Работа в парах.
(вывесить на доску условное обозначение)
Учитель. –Вам необходимо из частей собрать рыбу и назвать ее части. (Дети выполняют задание)
- Скажите, из каких частей состоит тело рыбы? Кто сможет еще раз показать части, из которых состоит тело рыбы, и назвать их? (Туловище, голова, хвост, плавники)
3. Беседа.
Учитель. –Чем покрыто тело рыбы? (чешуей)
-Для чего рыбе нужны плавники и хвост? (чтобы плавать)
-Что вам известно о глазах рыбы?
-Для чего рыбе нужны жабры? (чтобы дышать)
4.Выступления детей с сообщениями.
Рыбы плавают благодаря боковым движениям тела. Мышцы составляют около 70% веса тела рыбы. Плавники, в том числе и хвостовой, обычно используются рыбами для управления. Хвост ей нужен для поворотов при движении, плавники – для сохранения равновесия.
Чешуя защищает тело рыбы от повреждений, перемены температуры воды. Гладкая и скользкая поверхность чешуи позволяет быстро передвигаться по воде.
У многих рыб хорошее зрение, но их глаза не имеют век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза.
Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду наружу.
Учитель. –Итак, скажите, каковы же отличительные признаки рыб?
(чешуя, плавники, хвост)
Физкультминутка
Рыбки плавали, плескались
В теплой чистенькой воде:
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
4.Первичное закрепление материала
1.Работа по учебнику.
Учитель. – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-Какие рыбы изображены? (речные, пресноводные)
-А где еще живут рыбы? (в море, аквариуме)
-На какие группы, можно разделить рыбок? (речные, морские, аквариумные)
Слайды 12 – 16
2. Игра «Смотри, не зевай…»
(Учитель показывает детям рисунки различных животных, в том числе и рыб, и предлагает хлопнуть в ладоши, если на картинке они увидят рыбу).
3. Проведение эксперимента. Работа в группах.
Учитель. –Ребята, почему рыба плавает и не тонет? (Дети высказываются)
-Чтобы это проверить проведем эксперимент. (Детям заранее выданы кружки разного цвета)
Инструктаж:
-Объединитесь в группы по цвету кружков. Распределите роли.
- У каждой команды на столе лежит «памятка». Прочтите ее и выполняйте задание. Результаты отмечайте в «листе наблюдений».
Если потребуется помощь, сигнализируйте поднятой рукой.
(По окончании работы дети садятся на места, и один из участников делает выводы)
Н а доску проецируются результаты эксперимента.
Вывод: бутылка плавает, когда наполнена воздухом и тонет, если наполнена водой. Значит, воздух легче воды.
Учитель. –Почему же рыбы плавают? ( потому, что в жабры поступает воздух и не позволяет рыбам тонуть).
-Давайте вспомним, под каким девизом мы с вами сегодня работаем?
(Наблюдай и восхищайся, изучай и береги.)
5.Охрана водоемов. Сценка «Экологические проблемы водоемов».
Фиолетовая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты, почему такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз! Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой – еле –еле выбралась из-под мусора.
Красная рыба. Ой, смотрите, а это кто?
Черная рыба. Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы. Черной пленкой покрыло воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.
Красная рыба. Что нам делать?
Фиолетовая рыбка. Как нам дальше жить?
Черная рыбка. А может, ребята нам помогут?
Учитель. –Скажите, а какие опасности могут подстерегать водных жителей?
(Учитель обращает внимание детей на изображения сточных вод заводолв, разлива нефти, мусора).
Слайды 18 – 20
Учитель. – Знаете ли вы?
Слайд 21
- 1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды.
- Завод за 1 минуту выбрасывает 25 л отходов.
100 г нефти покрывает пленкой 50 м поверхности воды (полстакана нефти – целую классную комнату).
Учитель. –Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоемов было уютно в их домах?
(Не загрязнять водоемы)
- Я надеюсь, что все вы будете помнить и соблюдать эти правила.
(Подготовленный ученик читает стихотворение)
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди – взрослые мужчины,
Храните, речку светлую мою.
5. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель. –Подведем итоги. Вспомните, чему мы хотели научиться?
Дети. – Отличать рыбу от других животных по их признакам.
Учитель. –Давайте вспомним, как отличить рыб от других животных.
- Что вам на уроке понравилось?
- За что вы можете себя похвалить?
- За что вы можете похвалить своего товарища?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
Учитель. Я хочу вам открыть еще один секрет. Наш урок мы начали с улыбки, с добрых слов. А ведь улыбка продлевает жизнь.
Сегодня на уроке вы заслужили подарок.
(Дети получают рисунки улыбок «смайликов»).
Учитель. –Урок окончен!
Слайд 22
Рыбы плавают благодаря боковым движениям тела. Мышцы составляют около 70% веса тела рыбы. Плавники, в том числе и хвостовой, обычно используются рыбами для управления. Хвост ей нужен для поворотов при движении, плавники – для сохранения равновесия.
Чешуя защищает тело рыбы от повреждений, перемены температуры воды. Гладкая и скользкая поверхность чешуи позволяет быстро передвигаться по воде.
У многих рыб хорошее зрение, но их глаза не имеют век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза.
Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду наружу.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди – взрослые мужчины,
Храните, речку светлую мою.
1. Фиолетовая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?
2. Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты, почему такая фиолетовая?
3.Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз! Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой – еле –еле выбралась из-под мусора.
4. Красная рыба. Ой, смотрите, а это кто?
5. Черная рыба. Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы. Черной пленкой покрыло воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.
6. Красная рыба. Что нам делать?
7. Фиолетовая рыбка. Как нам дальше жить?
8. Черная рыбка. А может, ребята нам помогут?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Что такое задача?"
Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний" Урок первичного предъявления новых знаний. В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Фронтальная форма работы чередуется с рабо...
УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Что такое деньги?" 3 класс
Что такое деньги?...
Конспект урока РЯ "Что такое предложение".
В помощь к уроку....
Конспект урока технологии «Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу» (2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования практического навыка при выполнении изделия.Планируемые результаты:Предметные:знать виды натуральных тканей, их происхождении, и...