Конспект урока по теме" Кто такие рыбы? Где они живут?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Воробьёва Наталья Владимировна

конспект урока по теме "Кто такие рыбы? Где они живут?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                          Тема: «Кто такие рыбы? Где они живут?»

Цели: способствовать формированию представления о разнообразии животного мира, ознакомить детей с отличительными признаками рыб, с особенностями их строения и поведения.

Учебные материалы:

Учебник «Окружающий мир» (1 класс) (авт.О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов); компьютер, мультемедийный проектор, диск с записью шума волн, видеозапись «Звуки моря»; изображения батискафа, морского дна, иллюстрации морских жителей, плакат с девизом; шаблонный рыбок; рисунки с изображениями рыб.

1.Организационный момент

Учитель. –Добрый день, ребята!

Добрые слова помогают сохранять хорошее настроение надолго. Именно такими добрыми словами я вас сегодня приветствую на уроке. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

2.Целеполагание

   Учитель. Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в воде.

Слайды 2 – 5

   Просмотр видеоклипа «Звуки моря»

Слайд 6

   Учитель. О чем мы сегодня будем говорить? (Кто такие рыбы?)

Слайд 7

-Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию на подводном спускаемом аппарате – батискафе – для наблюдения за рыбами, изучения их строения и определения отличительных признаков.

3.Изучение нового материала

1. Создание проблемной ситуации

Учитель. Наша экспедиция будет проходить под девизом: Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»

Как вы его понимаете?

   Дети отвечают.

-Да, только самым наблюдательным, окружающий мир раскрывает свои секреты.

- Итак, начинаем погружение.

Слайд 8

Учитель. - Посмотрите, как много обитателей глубин нам встретилось! Ребята, а все ли это рыбы?

Слайд 9

Учитель. – Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте познакомимся со строением и отличительными признаками рыб.

Слайд 10

2. Открытие нового (моделирование). Работа в парах.

(вывесить на доску условное обозначение)

Учитель. Вам необходимо из частей собрать рыбу и назвать ее части. (Дети выполняют задание)

- Скажите, из каких частей состоит тело рыбы? Кто сможет еще раз показать части, из которых состоит тело рыбы, и назвать их? (Туловище, голова, хвост, плавники)

3. Беседа.

Учитель. –Чем покрыто тело рыбы? (чешуей)

-Для чего рыбе нужны плавники и хвост? (чтобы плавать)

-Что вам известно о глазах рыбы?

-Для чего рыбе нужны жабры? (чтобы дышать)

4.Выступления детей с сообщениями.

   Рыбы плавают благодаря боковым движениям тела. Мышцы составляют около 70% веса тела рыбы. Плавники, в том числе и хвостовой, обычно используются рыбами для управления. Хвост ей нужен для поворотов при движении, плавники – для сохранения равновесия.

   Чешуя защищает тело рыбы от повреждений, перемены температуры воды. Гладкая и скользкая поверхность чешуи позволяет быстро передвигаться по воде.

   У многих рыб хорошее зрение, но их глаза не имеют век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза.

   Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду наружу.

Учитель. –Итак, скажите, каковы же отличительные признаки рыб?

(чешуя, плавники, хвост)

                                           Физкультминутка

                                Рыбки плавали, плескались

                               В теплой чистенькой воде:

                              То сожмутся, разожмутся,

                             То зароются в песке.

4.Первичное закрепление материала

1.Работа по учебнику. 

Учитель. – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

-Какие рыбы изображены? (речные, пресноводные)

-А где еще живут рыбы? (в море, аквариуме)

-На какие группы, можно разделить рыбок? (речные, морские, аквариумные)  

Слайды 12 – 16

2. Игра «Смотри, не зевай…»

(Учитель показывает детям рисунки различных животных, в том числе и рыб, и предлагает хлопнуть в ладоши, если на картинке они увидят рыбу).

3. Проведение эксперимента. Работа в группах.

Учитель. –Ребята, почему рыба плавает и не тонет? (Дети высказываются)

-Чтобы это проверить проведем эксперимент. (Детям заранее выданы кружки разного цвета) 

                                                  Инструктаж: 

-Объединитесь в группы по цвету кружков. Распределите роли.

- У каждой команды на столе лежит «памятка». Прочтите ее и выполняйте задание. Результаты отмечайте в «листе наблюдений».

Если потребуется помощь, сигнализируйте поднятой рукой.

(По окончании работы дети садятся на места, и один из участников делает выводы)  

Н а доску проецируются результаты эксперимента.

Вывод: бутылка плавает, когда наполнена воздухом и тонет, если наполнена водой. Значит, воздух легче воды.

Учитель. –Почему же рыбы плавают? ( потому, что в жабры поступает воздух и не позволяет рыбам тонуть).

-Давайте вспомним, под каким девизом мы с вами сегодня работаем?

(Наблюдай и восхищайся, изучай и береги.)

5.Охрана водоемов. Сценка «Экологические проблемы водоемов».

   Фиолетовая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

   Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты, почему такая фиолетовая?

   Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз! Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой – еле –еле выбралась из-под мусора.

   Красная рыба. Ой, смотрите, а это кто?

   Черная рыба. Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы. Черной пленкой покрыло воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.

   Красная рыба. Что нам делать?

   Фиолетовая рыбка. Как нам дальше жить?

   Черная рыбка. А может, ребята нам помогут?

Учитель. Скажите, а какие опасности могут подстерегать водных жителей?

(Учитель обращает внимание детей на изображения сточных вод заводолв, разлива нефти, мусора).

Слайды 18 – 20

Учитель. – Знаете ли вы?

Слайд 21

  • 1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды.
  • Завод за 1 минуту выбрасывает 25 л отходов.

100 г нефти покрывает пленкой 50 м поверхности воды (полстакана нефти – целую классную комнату).

Учитель. –Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоемов было уютно в их домах?

(Не загрязнять водоемы)

- Я надеюсь, что все вы будете помнить и соблюдать эти правила.

                     (Подготовленный ученик читает стихотворение)

        Пусть на Земле не умирают реки,

                  Пусть стороной обходит их беда

                  Пусть чистой остается в них навеки

                  Студеная и вкусная вода.

                 Пусть никогда не зарастает тиной

                 Тот берег, на котором я стою…

                 Большие дяди – взрослые мужчины,

                 Храните, речку светлую мою.

5. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель. –Подведем итоги. Вспомните, чему мы хотели научиться?

Дети. – Отличать рыбу от других животных по их признакам.

Учитель. –Давайте вспомним, как отличить рыб от других животных.

- Что вам на уроке понравилось?

- За что вы можете себя похвалить?

- За что вы можете похвалить своего товарища?

- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Учитель. Я хочу вам открыть еще один секрет. Наш урок мы начали с улыбки, с добрых слов. А ведь улыбка продлевает жизнь.

Сегодня на уроке вы заслужили подарок.

(Дети получают рисунки улыбок «смайликов»).

Учитель. –Урок окончен!

Слайд 22

   Рыбы плавают благодаря боковым движениям тела. Мышцы составляют около 70% веса тела рыбы. Плавники, в том числе и хвостовой, обычно используются рыбами для управления. Хвост ей нужен для поворотов при движении, плавники – для сохранения равновесия.

   Чешуя защищает тело рыбы от повреждений, перемены температуры воды. Гладкая и скользкая поверхность чешуи позволяет быстро передвигаться по воде.

   У многих рыб хорошее зрение, но их глаза не имеют век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза.

   Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду наружу.

                  Пусть на Земле не умирают реки,

                  Пусть стороной обходит их беда

                  Пусть чистой остается в них навеки

                  Студеная и вкусная вода.

                 Пусть никогда не зарастает тиной

                 Тот берег, на котором я стою…

                 Большие дяди – взрослые мужчины,

                 Храните, речку светлую мою.

  1. Фиолетовая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

  2. Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты, почему такая фиолетовая?

   3.Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз! Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой – еле –еле выбралась из-под мусора.

  4. Красная рыба. Ой, смотрите, а это кто?

  5. Черная рыба. Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы. Черной пленкой покрыло воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и погибают от нефти.

  6. Красная рыба. Что нам делать?

  7. Фиолетовая рыбка. Как нам дальше жить?

  8. Черная рыбка. А может, ребята нам помогут?

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Что такое задача?"

Данный конспект урока составлен по УМК "Планета знаний" Урок первичного предъявления новых знаний. В основе урока лежат словесные, наглядные методы обучения. Фронтальная форма работы чередуется с рабо...

Конспект урока технологии «Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу» (2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования практического навыка при выполнении изделия.Планируемые  результаты:Предметные:знать виды натуральных тканей, их происхождении, и...