Конспект урока "Маленькие рыцари"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Тема урока: « Маленькие рыцари»
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.
Формировать умения:
- высказывать своё предположение на основе работы с материалами учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осознавать недостаток информации;
- делать простые выводы в результате совместной работы;
- договариваться в процессе совместной деятельности;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Расширить представления детей о необходимости охраны животных; взаимосвязях в природе;
Воспитывать у уч-ся доброту, сострадание к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_rytsari.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Маленькие рыцари»
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, сообразительность.
Формировать умения:
- высказывать своё предположение на основе работы с материалами учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осознавать недостаток информации;
- делать простые выводы в результате совместной работы;
- договариваться в процессе совместной деятельности;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Расширить представления детей о необходимости охраны животных; взаимосвязях в природе;
Воспитывать у уч-ся доброту, сострадание к животным.
Ход урока:
1.Организационный момент:
( Создать положительную, эмоционально- психологическую обстановку - на панно цветные бусы у снеговика)
Учитель:
Чтоб окружающий мир изучать,
Нужно уметь наблюдать,
Признаки предметов любых выделять,
Их общие и различные свойства отмечать!
- На какие слова обратили внимание? ( Дети: изучать, наблюдать, выделять, отмечать) Сегодня на уроке мы с вами узнаем новую подробную информацию об экосистемах, продолжим работать с научной информацией, будем учиться ориентироваться в явлениях природы, делать выводы в результате совместной работы, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Начнём работу с контроля знаний, полученных на предшествующих занятиях, так как они нам будут необходимы для изучения новой темы.
2. Тест по карточкам(2 варианта) с последующей проверкой. ( Материал взят из тетради Проверочные и контрольные работы к учебнику « Окружающий мир» (Обитатели Земли) авторы: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина
3.Постановка проблемы.
- Опираясь на имеющиеся знания, давайте попробуем решить следующую задачу. Для этого необходимо включить внимание, наблюдательность, мышление.
- Посмотрите на слайд и скажите, почему на слайде я поместила два одушевлённых предмета, жука и рыцаря? (Дети: Они, наверное, чем- то похожи)
- Да, у них действительно есть общие признаки, какие? ( Дети: Доспехи рыцаря и жука состоят из отдельных частей)
- Да, ребята правильно, из отдельных частей. В науке их называют членики. Отсюда название - членистоногие.
- Подтверждение этой информации мы найдём в учебнике стр.90 (вопросы на слайде)
Вопросы:
-Какой скелет они имеют? ( Дети: они имеют наружный скелет)
-Наружный скелет - что это такое?
-Из чего состоит наружный скелет? ( Дети: наружный скелет состоит из отдельных члеников, соединённых между собой)
- Как растет скелет? (Дети: Скелет не растёт вместе с хозяином, они периодически старый маленький сбрасывают, заменяя его на новый, более просторный)
- Ребята, а, может, кто-то из вас знает, какие ещё животные относятся к членистоногим? (слайд с изображением раков, пауков, насекомых)
- А, вот ребятам, Давиду, Кристине и Насте немного раньше пришлось изучать жизнь насекомых, потому, что они участвовали в дистанционной викторине « Разноцветный мир животных». В результате Кристина заняла 3 призовое место, награждена дипломом. А Настя сочинила загадку, послушайте: ( Настя читает свою загадку)
Загадка в стихах.
Мы выбрались из кокона,
Присели на цветок.
И закружились в танце,
С цветочка на листок.
Мы украшаем лето,
Ведь пестрый наш наряд,
Заставит улыбнуться
И радует наш взгляд! ( Бабочки)
Её загадка заняла 3 место в международной творческой олимпиаде Кид олимп.
- Ребята, а может у вас будут какие-нибудь вопросы к ребятам? ( Дети: А с какими новыми насекомыми вы познакомились? А что вы узнали интересного? С какой литературой вам приходилось работать? Кто вам помогал в этом?)
- А сейчас, мы с вами тоже познакомимся с некоторыми представителями животных, относящимися к членистоногим. Работать вы будете в группах. Выполняя задание, вы будете работать с научной информацией, энциклопедиями. Отвечая на вопросы, прислушивайтесь к мнению каждого члена группы, не забудьте выбрать того, кто будет вашу группу представлять.
Задание группе 1. (ракообразные)
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите ученика, кто будет отвечать от вашей группы.
Вопросы:
- Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных.
- Чем известны дафния и циклоп?
- Какие формы ног у ракообразных?
Представители | Где живут? | Сколько ног? | Чем дышат? | С помощью чего дышат? |
План ответа.
1.Представителями являются………….
2.. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4.Дышат ракообразные ………. с помощью…………
Задание группе 2.(пауки)
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите, ученика, кто будет отвечать от вашей группы
Вопросы:
- Зачем нужна паукам паутина?
- Хищники ли пауки? Как они охотятся?
- Опасны ли они для человека?
Представители | Где живут? | Сколько ног? |
План ответа.
1.Представителями являются………….
2.. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………
Задание группе 3. (насекомые)
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите ученика, кто будет отвечать от вашей группы.
Вопросы:
- Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных.
- Опасны ли они для человека?
Представители | Где живут? | Сколько ног? | Чем питаются? |
План ответа.
1.Представителями являются………….
2.. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4.Питаются они…………….
Задание группе 4. (насекомые)
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите ученика, кто будет отвечать от вашей группы.
Вопросы:
- Какие насекомые живут одной семьёй?
Название группы животных. | Представители | Где живут? | Сколько ног? |
План ответа.
1.Мы подготовили сообщение о таких представителях насекомых как………………………
2.. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
6.Выступление групп:
- Чем интересна эта группа животных?
-Что интересного вы узнали?
7. Физминутка - офтальмологический тренажёр ( по методике В.Ф.Базарного)
8. ( Слайд с изображением одного членистоногого и слона)
1)Учитель - Ребята, посмотрите на слайд, что вам сразу бросилось в глаза? (Дети: Размер животных)
- Скажите, если мы захотим поиграть в прятки, кого легче в классе спрятать: слона или муравья?
- Почему муравья спрятать легче? (Дети: Потому что он маленький, его можно спрятать везде)
- Какой вывод мы можем сделать? ( Дети: Чем организм меньше, тем больше разнообразных условий для своей жизни он найдёт, тем лучше к ним приспособится)
2). - Есть ещё одна причина многообразия членистоногих.
Прочитайте 1-й абзац на стр.92 и попытайтесь найти эту причину. (Разнообразное питание)
3). Есть третья причина, обратимся к слайду (на слайде замаскированные животные)
- Вам хорошо видно этих животных? Они бросаются сразу в глаза?
- А почему? ( Потому что они замаскировались)
- От кого? (Дети: От врагов. Их нельзя поймать и уничтожить и поэтому они быстро и легко размножаются)
- Какая третья причина многообразия? ( Маскировка или приспособление к разной среде обитания)
9. Систематизация полученной продукции.
- А хотелось бы вам завести дома, какого - нибудь членистоногого? Аргументируйте свой ответ (Дети: Необходимо разумно подходить к проблеме одомашнивания. Некоторые членистоногих нужно опасаться, т.к. они могут нанести вред здоровью, хозяйственной деятельности человека.)
- Назовите тех животных, которые приносят вред (Дети: колорадский жук, муха, комар клещ, тарантул, блохи)
- Если животные могут нам навредить, значит, их нужно всех уничтожить?
- Почему?
- А ответ нам даст песенка.
-Послушайте песню и подумайте, какие строки подходят к нашему уроку?
? - А какие строки должны быть девизом для каждого жителя планеты?
( Слова песни раздам каждому на парту)
сл. М.Пляцковского « Не дразните собак» (Ресурсы интернета http://ymp3.ru/track30808.html- )
Итог:
- Чему мы научились на сегодняшнем уроке? (Дети: извлекали нужную информацию, наблюдали, выделяли главное, учились ориентироваться в природе, осторожно относиться к членистоногим, чтобы не навредить себе….)
Рефлексия: (в дневниках)- оцени свою работу на сегодняшнем уроке цветом.
Оценки
Домашнее задание - (По выбору)
1.- О ком вам захотелось рассказать своим товарищам?
2.-Вам нужно закончить сказку о насекомом. Вот начало этой сказки: «Жила была пчелка. Звали её Маша. Она была очень красивой и все остальные насекомые ей завидовали. Маша очень любила трудиться и делала она всё с большим удовольствием. Каждое утро все насекомые слушали, как Маша поёт, и им это очень нравилось. Но однажды с пчелкой приключилась невероятная история…»
3. Дополнительно: в рабочей тетради с.46 задание 2- нарисуй жука, паука и краба.
Задание 1- Используя свой жизненный опыт, найди и выпиши тех насекомых, которые живут рядом с человеком.
Используемая литература:
- Поурочные планы по учебнику « Обитатели Земли» А.А. Вахрушева, О.В. Бурского, А.С. Раутиана, 2008г., Волгоград
- Большая детская энциклопедия о животных. Изд. Москва Вента,2009г.
- Что такое? Кто такой? Издательство « Педагогика» 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс
Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...
конспект по окружающему миру "СРЕДНИЕ ВЕКА: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ"
Конспект "Средние века: время рыцарей"...
3 класс-Окружающий мир конспект урока+ презентация Маленькие рыцари
Материал может быть использован на уроке окружающего мира ОС " Школа 2100", 3 класс....
"Первые рыцари. Есть ли рыцари в наше время?"
Первое участие ученика 3 класса Ермина Александра в научно-практической конференции "Первые шаги в науку" с работой "Первые рыцари.Есть ли рыцари в наше время?", занявшего 2 место среди 1-4 классов....
«Рыцари наших дней» сравнительная характеристика героев на основе произведения В. К. Железникова «Рыцарь».
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Планета знаний"...
Конспект «открытого» урока по окружающему миру в 4 – Б классе по теме «Средние века: время рыцарей и замков»
Тема«Средние века: время рыцарей и замков»Задачи урока · сформировать представление у детей о средневековье;· познакомить с мировыми ре...