«Рыцари наших дней» сравнительная характеристика героев на основе произведения В. К. Железникова «Рыцарь».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_rytsari_nashikh_dney_2.docx | 27.38 КБ |
rytsari_nashikh_dney.pptx | 588.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №7
Урок литературного чтения во 2 классе
на конкурсе «Учитель года»
по теме:
«Рыцари
наших
дней»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Степаненко Инна Алексеевна
Конспект урока литературного чтения во 2 классе.
УМК «Планета знаний»
Тема: «Рыцари наших дней» сравнительная характеристика героев на основе произведения В. К. Железникова «Рыцарь».
Цель: Формирование умений работать с текстом произведения. Развитие внимания к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки.
Задачи урока:
1. Познавательные УУД:
-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;
- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;
- развивать творческое мышление
2. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в парах, группе;
- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
3. Регулятивные УУД:
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
- формировать умения выполнять свои действия по образцу (синквейн);
- формирование умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.
4. Личностные УУД:
- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции ( «А как бы поступил я в данной ситуации?»)
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Будем мы читать, думать,
мыслить, рассуждать.
Сегодня у нас необычный урок. Философский урок.
Кто такой философ?
1. Философ (любящий мудрость) — это мыслитель, который занимается изучением, разработкой и изложением основных вопросов, концепций мировоззрения.
2. Философом называют человека, который относится к жизни разумно, вдумчиво, хладнокровно оценивает любые неприятности. (Слайд 2)
И сегодня на уроке мы с вами будем рассуждать, сравнивать, делать выводы.
Угадайте, какой рассказ нам в этом поможет. (Слайд 3)
ЫЦЬРАР
- Вступительная беседа.
- А кто такие рыцари? (выслушиваются мнения детей)
-Где мы можем узнать точное значение слова «рыцарь»? (в толковом словаре)
- Узнаем из словаря (один ребенок зачитывает в словаре значение слова «рыцарь»)
1) в Средневековой Европе тяжело вооруженный конный воин, находящийся в зависимости от своего хозяина, (на доске появляется изображение рыцаря)
2) самоотверженный, благородный человек.
Рассказ учителя о рыцарях. (Слайды 4, 5)
Рыцарем называли человека, принадлежавшего к военно-дворянскому сословию. Рыцарь должен был иметь боевого коня, дорогое тяжёлое вооружение (меч, щит, латы). С 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Чтобы заслужить посвящение в рыцари, молодому человеку надлежало овладеть верховой ездой, фехтованием, владением копьём, плаваньем, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Только после успешного испытания ему в торжественной обстановке присваивали почётное звание. Рыцарь обязательно должен был обладать смелостью, великодушием, верностью долгу, благородством по отношению к женщине. Так было в Средние века.
А могут ли жить рыцари в наше время? Легко ли быть рыцарем? Давайте узнаем об этом из рассказа.
- Работа с текстом.
- Чтение 1-ой части и работа по вопросам учебника.
- Чтение 2-ой части и работа по вопросам учебника.
Сравнительная характеристика мальчика и шофера.
а) внешний вид
б) его первое отношение к шоферу
в) вид шофера
— Каким предстал перед вами шофер в этой части? (грубый, невоспитанный)
- Изменилось ли ваше отношение к этому персонажу? Почему?(мнение детей)
- Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? (да)
Подтвердите свое мнение текстом.
— Сравните, как описывает автор действия Саши в начале рассказа и в конце этой части. Изменился ли сам Саша? (да, изменился)
- Чем вызван его отчаянный поступок? (заступился за бабушку)
- Какие чувства при этом испытывал Саша?(«…покраснел, потом побелел…, бросился со всех ног за машиной, подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо…»)
- Как повел себя шофер, когда Саша сделал ему замечание? Прочитайте в тексте.
- Почему шофер рассмеялся? (ему нечего было сказать, ему было стыдно)
-От чего ему было стыдно? (что замечание сделал «маленький мальчик..., о котором он даже не помнил, стоило ему уйти с работы»)
- С кем сравнивает автор Сашу в этом эпизоде? (с маленьким зверьком). Прочитайте этот отрывок.
-Что вы теперь можете сказать о Саше? (смелый, решительный, заступился за свою любимую бабушку)
- Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?
- Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы преодолели себя, свою слабость, нерешительность или еще какое-то чувство? Что вы при этом чувствовали?
г) как изменилось отношение мальчика к шоферу.
д) зачитать из текста подтверждение
таблица (слайд 6)
Сначала | Потом |
-Как изменилось поведение шофера? Что заставило шофера принести извинения? (он увидел «боль и обиду в глазах мальчика») Зачитать.
Выбрать словосочетания и показать на экране.
-Почему шофер назвал мальчика «рыцарем»? В чем заключается его рыцарство?
-Живут ли рыцари в наше время? И что значит быть рыцарем в наше время? (Защищать слабого, бороться за справедливость, защищать девочек, женщин, быть благородным (великодушным, т.е. жертвующим своими личными интересами ради других), воспитанным). Приведите примеры из своей жизни.
Вывод. Рыцарем можно быть и в наше время. Все зависит от человека, его воспитанности и культуры. Трудно ли быть рыцарем?
-Да. (Потому что быть воспитанным, культурным, добрым это трудно)
Над чем заставляет задуматься этот рассказ? Чему учит?
Физминутка. (2 мин)
— Какой новый персонаж появляется в конце рассказа? Как бабушка реагировала на поступок внука
- Почему бабушка не стала ругать Сашу? («Разве можно ругать человека за благородные поступки?»)
- А что за благородный поступок совершил Саша? (заступился за бабушку)
-Какие чувства возникли в душе бабушки? (она была рада, что внук заступился за нее, ей было хорошо). Прочитайте в тексте предложения, подтверждающие это. Почему бабушка плакала. Найдите в тексте слова подтверждающие это.
Гордилась
Рада
Расплакалась
IV. Подведение итогов урока.
-Почему же рассказ называется «Рыцарь»? Какое значение этого слова в рассказе? (благородный человек). Что значит быть рыцарем?
- Для рыцарей были важны такие человеческие качества, как честь и достоинство. ”Рыцари с уважением относились друг к другу, к женам и дочерям других рыцарей. В нашу повседневную жизнь вошли такие выражения из прошлого: “Рыцарский поступок, “Рыцарское отношение”.
- Как вы думаете, о каком человеке мы скажем, что он совершил «рыцарский поступок?» (о человеке, который совершил хороший поступок, благородный)
- А приходилось ли вам совершать рыцарские поступки?
Понравился вам рассказ? Чем?
Чему он нас учит?
На кого из героев вы бы хотели быть похожим? Почему?
3. Рефлексия
Работа в группах (3 группы)
Группы получают задание: выбрать пословицу, которая подходит к рассказу и объяснить ее значение.
Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:
- Не спеши языком, торопись делом.
- Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
- Сделаешь худо – не жди добра.
- Встречают по одежке, а провожают по уму.
А теперь оцените свою работу на уроке (Смайлики)
Давайте выведем законы рыцарского ордена.
- Уважай старших.
- Пропускай их вперед, уступай место в транспорте, помогай носить тяжелые вещи.
- Защищай слабых и малышей, (девочек).
- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. Какой урок сегодня вы получили?
- Какое бы домашнее задание вы бы предложили своим товарищам?
Д.з. Разно уровневое
- Пересказ любой части на выбор.
- Пересказ текста.
- Пересказ текста от имени бабушки или шофера.
Оценка работы учителем.
На экране смайлик.
- И закончить урок я хочу словами испанского писателя 17 века Бальтасара Грасиана –и – Моралеса «Хочешь уважения – не начинай с оскорбления». Ребята, будьте добры, внимательны и терпимы друг к другу. Уважайте друг друга. Только тогда счастлив человек, когда счастливы его близкие.
-Урок закончен. Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Философ (любящий мудрость) — это мыслитель, который занимается изучением, разработкой и изложением основных вопросов, концепций мировоззрения. 2 . Философом называют человека, который относится к жизни разумно, вдумчиво, хладнокровно оценивает любые неприятности.
ЫЦЬРАР РЫЦАРЬ
Сначала Потом Обругал Грубо крикнул Гремел басом Рассмеялся Великодушно простите Виноват
Гордилась Рада Расплакалась
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник-состязание "Рыцари нашего времени"(3 - 4 класс).
Сценарий праздника - состязания для мальчиков и отцов, посвящённый 23 февраля. (3 - 4 класс). Праздник проводится в спортивном зале....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.
Данный урок разработан в соответствии со стандартами второго поколения ФГОС...
Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.
Урок по теме «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....
Методическая разработка. Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков.
Предмет: литературное чтение. Класс: 3. Тема урока: И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков. Тип урока: урок открытия нового знания. Деятельностная цель: -...
Рыцари нашего времени (викторина 4 класс)
Современные рыцари - это мы!...
Разработка урока по литературному чтению "Рыцарь нашего времени" в технологии междисциплинарного обучения
В данной методической разработке представлен конспект урока по литературному чтению на тему "Рыцарь нашего времени", а также задания для групповой работы. Урок построен в технологии междисци...