Хлеб-главное богатство России.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Открытый урок. Окружающий мир. 2 класс.
Хлеб-главное богатство России.
Цель: расширить знания детей о процессах выращивания зерновых культур и изготовления хлебных изделий; о профессиях ,занятых в этой деятельности; развивать познавательный интерес школьников, воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые делают его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок. Окружающий мир. 2 класс.
Учитель Чучупал Т.Н.
Хлеб-главное богатство России.
Цель: расширить знания детей о процессах выращивания зерновых культур и изготовления хлебных изделий; о профессиях ,занятых в этой деятельности; развивать познавательный интерес школьников, воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые делают его.
1.Оргмомент.
2.Сказка(рассказывает учитель)
«Давным-давно жил царь Мидас. Был он жадным и хотел стать самым богатым на земле человеком. Попросил он богов сделать так, чтобы он мог все превращать в золото. Согласились боги .Но скоро сам Мидас был не рад своей просьбе, потому что в золото превращались не только вещи, но и все, до чего дотрагивался царь Нашел Мидас кусочек черствого хлеба. Обрадовался, думал, что наконец-то он утолит свои голод. Но и хлебная горбушка превратилась в слиток золота. Нечего было есть жадному царю. Понял тогда Мидас ,что самое большое богатство на земле –это хлеб. Есть хлеб-человек сыт ,дети накормлены.Много хлеба –в доме достаток и богатство. Пошел царь к богам, рассказал о своем открытии: золото не может заменить хлеб. Хлеб-главное богатство человека.»
3.Беседа.
-Достаточно ли человеку иметь только хлеб в доме?
-Разве не желает человек иметь золото?
-Что важнее для человека быть богатым или сытым?
-Чему учит нас сказка?
-Какая из пословиц больше всего подходит к этой сказке?(на доске написаны пословицы:
-Хлеб - всему голова.
-Хлеб- батюшка ,водица- матушка.
-Хлеб да вода- крестьянская еда.
-Кто лениться ,у того хлеб не родиться.
-Худ обед ,коли хлеба нет.)
-Это и будет тема нашего урока. А что это значит?
4.Работа с учебником.
1).стр.63 Прочтите первый абзац .
2)А что выращивают в Ростовской области?
3)Посмотрите на доску. Какие культуры вам знакомы ,покажите и назовите Как назвать их одним словом? Почему?
5.Как хлеб к нам на стол пришел.
1.Поскорее накрывай.
Стол скатеркой чистой,
Перед нами каравай
С корочкой душистой.
Крутобок и маслян он,
В меру крут, посолен,
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.
Режь да ешь от всей души,
Силы набирайся,
Лишь напрасно не кроши,
Хлебом не бросайся.
Чтобы в добрый ,светлый час
Хлеб на стол явился
Кто-то встал пораньше нас
И крепко потрудился.
-Давайте поговорим ,как хлеб приходит к нам в дом, проследим его путь.
(дети используя иллюстрации на доске ,рассказывают весь путь хлеба от возделывания земли ,посадки зерна ,до готового хлеба на столе)
2. «Пахарь».
Ты говоришь : «Зерно такое мелкое».
Ты зря к нему подходишь с этой меркою.
А для меня ,для пахаря оно -
Его Величество зерно.
Воспитанный на хлебе и стерне
А утверждаю: истина в зерне.
3.-Мы посадили зерно, необходимо время ,пока оно прорастет ,отгадайте загадки:
а ) Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.(колос)
б ) Лежало на свету,
Просилось в темноту,
Да и там покоя нет
Как бы выбраться на свет. ( зерно)
в ) В долг зерно возьмет -
Каравай вернет. ( поле, пашня)
г) На поле сережки
На тоненькой ножке . (овес)
д) Широко, а не море,
Золото, а не деньги.(пшеница)
е) Сегодня на земле,
А завтра на столе.( хлеб)
ж ) Не море, а волнуется.( нива)
4.Обратимся к толковому словарю: нива -засеянное поле ,пашня ,зеленое поле.
5.Физминутка.
6.Беседа по картине.
-А вот и рожь наша подоспела. Что необходимо делать, чтоб она такая была?
-Посмотрите на картину И.Шишкина «Рожь».
-Рожь уходилась, близки сроки,
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула, хоть подпирай.
7.Склонила тяжелую голову Рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь,
Спасибо земле ,что была моим домом,
И сильным рукам ,моим старым знакомым.
Я помню: как руки трудились упорно
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут,
Спасибо вам ,руки,
За добрый ваш труд.
8.Беседа по картине «Косари».
-А кто убирает хлеб? Рассмотрите картину что вы можете сказать о людях, изображенных здесь? А в какое время была написана эта картина? Как раньше убирали хлеб? Как сейчас убирают хлеб? Люди каких профессий будут трудиться ?А куда дальше попадет зерно?
-Приходит лето, жать пора-
Полны зерном колосья.
Работа с раннего утра
Кипит у нас в колхозе.
Встает стеною золотой ,
Волнуется пшеница,
И каждый колос налитой
К земле готов склонится.
Рожь наливается зерном
Тяжелым ,урожайным,
И солнечным погожим днем
В пола идут комбайны.
Грузовики спешат, гудят-
Везут с полей пшеницу.
Колхозный урожаи богат,
Мы можем им гордиться.
9.-Какой пословицей можно закончить наш рассказ? Какова же цена хлеба?
Но есть и другая цена хлеба. Много лет назад враги напали на нашу страну .Они окружили город Ленинград. В городе был страшный голод, хлеб доставляли только по Ладожскому озеру. Летом – баржи, а зимой – машины по льду везли в город мешки с мукой .Каждый день выдавали жителям города по 125 граммов хлеба. Благодаря такому кусочку хлеба люди отстояли свой город.900 дней и 900 ночей жители защищали свой город и выстояли .В городе есть музей , он так и называется «900 дней и 900 ночей».Там, среди оружия, воинских документов, солдатских котелков, храниться вот такой (показать) кусочек хлеба – 125 грамм .Именно он помог людям выжить.
Есть у хлеба цена-это жизнь человека!
Хлеб в трудах добывается,
Сам собой не родясь,
Хлеб не просто богатство,
Хлеб-опора для нас .
«Будет хлеб - будет песня.»
Правда в этих словах
Будет хлеб полновесный-
Будет радость в глазах.
Каждый к хлебу причастен
Будем бережны все.
Будет хлеб -будет счастье,
Будет жизнь на земле.
10.Обычаи.
а ) На Руси есть обычаи - встречать дорогих гостей хлебом и солью.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
б )Раньше -29 августа –считали праздником хлеба ,Хлебный Спас. На праздник пекли пироги и всех угощали.
Убран хлеб и тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит, оно устало.
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь.
Добрым хлебом угощайтесь.
Вот он хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем здоровье наше, сила.
В нем земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем.
11.Игра «Хлебные изделия» - назвать как можно больше хлебных изделии (на столе различные хлебные изделия)
12.Работа в тетради.
(записать названия профессий людей ,которые выращивают хлеб)
13.Итог урока.
Мы выяснили, что хлеб дается тяжелым трудом. Как же надо относиться к хлебу?
Бублики, батоны, булки,
Плюшки, сайки, пироги.
За столом и на прогулке
Уважай и береги.
Хлеб-драгоценность,
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
Кто труд уважает,
Тот хлеб не бросает.
С огурцами и картошкой
Надо хлеб съедать до крошки.
Потому что много сил
Тратил тот, хлеб растил.
А что такое «тюря»?
Какая пословица подходит ?
14.Домашнее задание.
-Узнать рецепт блюда из черствого хлеба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Урок изо во 2 классе
Любовь к нагрудным украшениям была велика в Древней Руси. Среди них особо жаловали бусы. Они выполнялись из цветного камня, стекла, золота. Золотые укр...
Урок по предмету "Окружающий мир" на тему "Богатства нашего края" 4 класс УМК "Школа России"
Урок окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России".Тема:"Богатства нашего края".На уроке узнаем 1. Какие полезные ископаемые добывают во Владимирском крае. 2. Где находятся их месторождения. 3. Основ...
Россия – Родина моя. Грибные богатства наших лесов.
Классный час из серии мероприятий, на патриотическую тематику....
Россия – Родина моя. Лесные ягодные богатства нашей страны.
Классный час из серии мероприятий, направленных на воспитание чувства патриотизма....
Сценарий праздника "Хлеб-главное богатство"
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов...
Внеклассное занятие "Хлеб главное чудо"
Для учащихся начальных классов коррекционной школы....
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб – главное богатство России"
Конспект урока окружающего мира во 2-м классе по теме: "Хлеб – главное богатство России" (по программе "Начальная школа XXI в." под ред. Н.Ф. Виноградовой)...