Россия – Родина моя. Грибные богатства наших лесов.
классный час (3 класс) по теме
Классный час из серии мероприятий, на патриотическую тематику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Россия – Родина моя. Грибные богатства
наших лесов.
Класс: 3
Провела: Хвостова Т. В. МОУ «Лицей №7» г. Электростали.
Цели:
- продолжить знакомство детей с природными богатствами нашей страны;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- развивать речь, мышление, воображение, внимание, познавательный интерес;
- воспитывать чувство патриотизма.
Ход занятия.
Наше путешествие по России продолжается, продолжается знакомство с богатейшей природой этой удивительной страны, страны с такой удивительной культурой и традициями, страны, где живут такие талантливые во всех отношениях люди. Мы должны гордиться тем, что посчастливилось родиться и жить в России. Пусть на земле есть множество других стран с не менее интересной культурой, с не менее красивой природой, мы-то знаем, что самой лучшей во всём мире является наша Родина – Россия!
Наш любимый край – Россия,
Где в озёрах синева,
Где берёзки молодые
Нарядились в кружева.
Чистые ручьи по твоим долинам,
Как звон украшений девичьих кос,
О, как я горжусь, что сын твой родной,
С рожденья твоею живу красотой!
Отгадайте загадку:
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (гриб)
Вот мы с вами сегодня и поговорим о грибах.
Под словом «грибы» мы привыкли обычно подразумевать те самые рыжики, сыроежки, подберёзовики, что собираем в лесу. Но это лишь малая часть грибного мира. Среди грибов есть крупные, величиной с арбуз, а есть такие, которые увидеть можно только с помощью микроскопа. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве, и их роль в жизни природы и человека огромна. В одном грамме почвы содержится миллион грибков. Есть грибы, для которых единственной средой обитания является вода. Найден гриб, который развивается в жидком топливе реактивных самолётов и разъедает аллюминевые баки.
С грибами мы постоянно встречаемся в повседневной жизни: плесень на хлебе – гриб, тёмные пятна на стене в сырой комнате – гриб, гнилые яблоки, зелёный сыр – всё это работа грибов.
В настоящее время известно и описано около 80000 видов грибов. Нас же будет интересовать высшая их форма – шляпочные грибы.
Назовите грибы, произрастающие в наших лесах.
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок.
На нём бурый колпачок,
Колпачок набочок.
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает.
Полное лукошко белых – мечта всех грибников. Недовольные возвращаются они из леса, если в корзинке нет хотя бы нескольких боровиков. Грибы эти всем известны, встречаются по всей территории страны, и недаром имеют много синонимов: боровик, глухарь, медвежатник. Растёт в сухих и не очень густых берёзовых рощах и сосновых борах, в дубовых и еловых лесах со второй половины июня до октября. Растут они чаще группами. Найдя белый гриб, не спешите уходить, осмотритесь внимательно, не поленитесь обойти вокруг, и тогда лукошко наполниться быстрее. Это очень красивые и крупные грибы. Шляпка в диаметре достигает 20-25 сантиметров. Окраска может быть различной, в зависимости то того, в каком лесу растёт гриб: в сосновом – тёмно-коричневая, в лиственном – светлая.
Белые грибы имеют сходство с несъедобным желчным грибом. Отличить желчный от боровика можно по следующим признакам: при разламывании внутри желчный гриб розовеет, белый же не меняет окраски; кроме того, желчный гриб горек, а белый – безвкусен.
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладкий и красивый,
С ножкой тонкой и прямой.
Подосиновики встречаются в лиственных лесах, чаще в осиновых, а также в хвойных с берёзой. Растёт одиночно. Спутать этот гриб с другим нельзя, он не имеет сходства и с ядовитыми грибами. В красных нарядных беретах на зелёном ковре подосиновики далеко видны и становятся лёгкой добычей даже тех, кто впервые попал в лес. Только поздней осенью, когда опадает листва, найти их бывает трудней. Диаметр шляпки – до 30 сантиметров! Но не надо собирать переросшие грибы: они становятся опасными для здоровья.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички,
Золотистые …. (лисички)
Лисички – довольно распространённый гриб. Получила лисичка своё название за ярко-рыжую окраску. Обитают в хвойных и лиственных лесах стайками. Растут с середины июля до ноября, особенно обильно в сырое лето. Они всегда на виду. Лисички – единственный вид грибов, которые не мнутся и не крошатся. Собирать их можно в мешки и рюкзаки.
Кто из вас знает, какие грибы появляются самыми первыми? (сморчки и строчки)
Они появляются в апреле-мае, чаще всего по опушкам лесов и по канавам. Сморчки и строчки очень похожи и различить их очень трудно. У сморчка поверхность шляпки ячеистая, у строчка – извилистая. Эти грибы считаются условно съедобными, так как содержат яд, который удаляется, если их варить 10 минут.
Теперь поговорим о несъедобных грибах.
О их существовании люди узнали при первом же своём знакомстве с грибами. Среди ядовитых оказались и такие, которыми можно излечить и некоторые болезни. Но всё же в них больше вредного, чем полезного. История донесла до наших дней факты, когда в Римской империи ядовитые грибы являлись средством борьбы за власть. Грибами, например, был отравлен император Клавдий. Это оружие действовало бесшумно и безотказно. Медики того времени были бессильны против этого оружия. В Африке и сейчас есть негритянские племена, которые и сейчас готовят из грибов яд для стрел.
Необходимо знать ядовитые грибы.
Бледная поганка – самый опасный гриб. Съеденный кусочек сильнее укуса змеи – он смертелен. От всех грибов бледная поганка отличается тем, что ножка у неё будто вылезает из горлышка горшочка, на шляпке у неё белые обрывочки, а на ножке - воротничок.
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шляпке модной,
Никуда не годный.
Я думаю, что про этот гриб вы много знаете. Он не только ядовит, но и является доктором для лесных жителей. Поэтому в лесу не топчите и не сбивайте мухоморы.
Скажите, как нужно собирать грибы?
Грибы нельзя выдёргивать из почвы, поскольку разрушается грибница. Их нужно осторожно срезать острым ножом или выкручивать. И самое главное: собирать надо только те грибы, которые вы хорошо знаете.
А теперь немного поиграем. Для начала отгадайте загадки:
1. Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (боровик)
2. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньке растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
3. Не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В берёзовой роще. (подберёзовик)
4. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных
Издали заметных. (сыроежки)
Из множества иллюстраций выберите отдельно изображения съедобных грибов и несъедобных, назовите их.
Мы с вами поговорили лишь о самых распространённых грибах, ведь вы часто летом бываете в лесу и не знать эти грибы нельзя. Но вы можете пополнять свои знания чтением различной литературы, и тогда ещё раз убедитесь в том, как безграничны богатства наших лесов. Но это вовсе не значит, что мы с вами должны бездушно уничтожать сокровища природы. Будьте бережливы, при посещении леса не ломайте деревья, не вытаптывайте травы, не разрушайте птичьих гнёзд и муравейников. И тогда природа отплатит вам тем, что подарит много радостных минут общения с ней и угостит чем-нибудь вкусненьким.
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики.
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия - родина моя
Конспект классного часа для учащихся 1 класса...
Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....
Классный час "Россия - Родина моя. Символы России".
Класс: 3 Цель:познакомить учащихся с понятиями: «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граж...
Конспект урока по окружающему миру, УМК "Школа России" На воде и в лесу, 2 класс
Конспект к уроку окружающего мира...
Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов
Тип урока: Открытие новых знаний.Цель: Создание условия для ознакомления учащихся с природными зонами России: тайга и зона смешанных лесов.Задачи: Образовательные:1. Познакомит...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [й\'а], [\'а], буквы Яя. Россия - Родина моя" (УМК "Школа России, 1 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся знаний о букве «Я» и звуках [й'а], ['а].Планируемые результаты: Предметные:1.Уметь ...
Классный час «Россия – Родина моя. Символы России»
АННОТАЦИЯ.Одной из актуальных тем внеклассной работы являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Предлагаю вашему вниманию методические материалы для проведения к...