Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА.
Рабочая программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий десять разделов:
1. Пояснительная записка;
2. Общая характеристика учебного предмета;
3. Место учебного предмета в учебном плане школы;
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета;
6. Содержание программы;
7. Тематическое планирование;
8. Календарно - тематическое планирование по окружающему миру;
9. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в 1 классе;
10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
УМК.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc | 293 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Составлена учителем начальных классов Высокогорского муниципального района РТ
Григорьевой Н. А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающему миру» разработана в соответствии:
– Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
– Приказ МО и Н РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования» (с изменениями);
– Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения);
– Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013. Программа, созданная на основе концепции «Начальная школа XXI века»;
– Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2015-2016 учебный год;
- с учебным планом МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год , утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 27 августа 2015года) ;
- с СанПином 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);
- с Образовательной программой НОО школы
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественный и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природно- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно- нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также проблематикой, раскрытой духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными разделами: «Введение. Этот удивительный мир», «Мы – школьники», «Родная природа», Семья», «Труд людей», «Наша страна – Россия. Родной край», «Твоё здоровье», «Я и другие люди».
Место учебного предмета в учебном плане школы
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета .
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правого государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиции народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно- нравственной консолидации российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально- нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и
др.).
Содержание программы
Введение. Этот удивительный мир (1 ч.).
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы школьники (2 ч.).
Ты первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Твоё здоровье (6 ч.).
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.. Режим дня.
Я и другие люди (3 ч.).
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Труд людей (8 ч.).
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам и уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа (30 ч.).
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния не живой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название , окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: названия, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Семья (2 ч.).
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения в семье.
Наша страна – Россия. Родной край (14 ч.).
Название города, в котором мы живём. Главная улица. Памятные места нашего города. Труд людей родного города, профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них. Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Национально-региональный компонент включён в содержание учебного предмета, реализация осуществляется при прохождении тем: «Семья», «Любимые занятия», «Как из зерна булка получилась», «Где ты живёшь?», «Правила поведения на дороге», «Родной край», «Дом, в котором ты живёшь», «Идём в гости», «Наша страна – Россия. Республика Татарстан», «Мы – россияне», «Мы – граждане России», «Природе нужны все! Красная книга России и Республики Татарстан.
Тематическое планирование
№ | Разделы программы/количество часов | Планируемые результаты | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||
1 | Этот удивительный мир- 1 час | - готовность и способность к саморазвитию и самообучению | - познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах |
2 | Родная природа- 30 часов | - личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками; - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками | - регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой | - обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе |
3 | Мы школьники- 2 часа | - понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками | - коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием | - овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение) |
4 | Я и другие люди- 3 часа | - воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания | - регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой | - использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности |
5 | Труд людей- 8 часов | - формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания | - познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | - расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно |
6 | Семья- 2 часа | - воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания | - коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием | - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах |
7 | Наша Родина. Родной край- 14 часов | - формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения | - познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) | - обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе |
8 | Твоё здоровьё- 6 часов | - формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания | - регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой | - овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение) |
Итого 66 часов |
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | УУД (характеристика деятельности учащихся) | Дата проведения | |||||||
План | Факт | Приме-чание | ||||||||||
Ведение. Этот удивительный мир (1ч.) | ||||||||||||
1 | Нас окружает удивительный мир | 1 | Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира Интеллектуальные действия: классификация, сравнение, обобщение (оформление вывода). Речевые умения: правила участия в диалоге, построение суждения | Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради. | ||||||||
Мы школьники. 2ч. | ||||||||||||
2 | Давай познакомимся | 1 | Ты стал школьником, учишься в 1 классе. У тебя появились одноклассники. Познавательные действия: ориентировка в пространстве, восприятие окружающих людей. Речевые умения: рассказ от первого лица, описательный рассказ по картинкам | Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится». Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек». Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок» | ||||||||
3 | Мы школьники | 1 | Школьные помещения, для чего они предназначаются. Правила культурного поведения школьника. Интеллектуальные действия: анализ, сравнение. Речевые умения: рассказ от первого лица, рассказ-рассуждение, характеристика пространственных отношений. Рефлексивные действия: оценка своего поведения, в школе, умения выполнять правила школьной жизни. | |||||||||
Родная природа. 3ч. | ||||||||||||
4 | Сентябрь-первый месяц осени | 1 | Изменения которые происходят в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках. Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, определение причины природного явления. Познавательные действия: наблюдение | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. | ||||||||
5 | Что нам осень подарила | 1 | Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, польза. Интеллектуальные действия: анализ, обобщение. Познавательные действия: ролевая игра. Речевые умения: рассказ-описание, обогащение словаря(объекты природы). | |||||||||
6 | Грибная пора. Экскурсия в лес. | 1 | Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Интел. действия: сравнение, различие, анализ, классификация. Речевые умения: рассказ-описание от 1-го лица, обогащение словаря, рассказ-этюд. | |||||||||
Семья. 2ч. | ||||||||||||
7 | Семья | 1 | Что такое семья. Твоя семья: её члены, их труд, обязанности в семье. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом». Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, объяснение. Речевые умения: рассказ-описание, рассказ от первого лица. | Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста | ||||||||
8 | Любимые занятия | 1 | Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье. Интеллектуальные действия: анализ, сравнение. Речевые умения: рассказ-описание. Рефлексивные действия: контроль выполнения правил дидактической и ролевой игры. | |||||||||
Труд людей. 2ч. | ||||||||||||
9 | Как из зерна булка получилась | 1 | Народная мудрость говорит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий. Интеллектуальные действия: анализ, обобщение, построение последовательности трудового процесса (на основе иллюстраций). Речевые умения: обогащение словаря (пословица), объяснение значения пословицы. | Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». | ||||||||
10 | Человек и домашние животные | 1 | Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей ухаживающих за животными. Правила заботы о домашних животных. Интеллектуальные действия: анализ, классификация, сравнение, становление причинно-следственных связей. Речевые умения: обогащение словаря, ориентировка в понятиях, рассказ-описание. | |||||||||
Родная природа.2ч. | ||||||||||||
11 | Октябрь уж наступил | 1 | Лес(парк) изменился. Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. В октябре улетают дрозды, скворцы, трясогузки. На водоёмах ещё можно встретить лебедей, гусей, уток. Забрались животные в свой зимние жилища. Интеллектуальные действия: установление логических связей, классификация. Познавательные действия: наблюдение, чтение. Креативные действия: сочинение конца предложенного текста. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. | ||||||||
12 | Явления природы | 1 | Всё, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.) , - явления природы. Они зависят от времени года и погоды, особенностей местности. Ид: анализ, классификация, сравнение. РУ: рассказ-описание, обогащение словаря, ориентирование в понятиях. | |||||||||
Наша родина. Родной край. 2ч. | ||||||||||||
13 | Где ты живёшь? | 1 | Мы живём в городе, посёлке, селе. Что такое дорога. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду. Наша дорога в школу идёт мимо (через, радом, около)… . на ней расположены знаки дорожного движения … . ИД: анализ, установление причинно-следственных связей. РУ: рассказ- рассуждение. | Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города». Игра с пазлами «Знаки дорожного движения». Игра «Мой адрес». Речевая разминка. Беседы | ||||||||
14 | Правила поведения на дороге | 1 | Мы должны обязательно знать правила дорожного движения: «движение пешеходов запрещено, пешеходный переход, велосипедная дорожка» и др. чтобы с пешеходом не случилось беды, он должен выполнять правила поведения на улицах, перекрёстках, дорогах. ИД: анализ, сопоставление, обобщение, аргументация ответов на вопросы. ПД: моделирование, чтение. РУ: рассказ-рассуждение. | |||||||||
Труд людей. 2ч. | ||||||||||||
15 | Ты и вещи | 1 | Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понятия-антонимы: аккуратный – неаккуратный, бережливый – расточительный. ИД: анализ, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей. РУ: построение суждения-рассуждения. | Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я | ||||||||
16 | Кто работает ночью | 1 | Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда общества. ИД: анализ, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей. РУ: рассказ-описание от 1-го лица. | |||||||||
Твоё здоровье. 4ч. | ||||||||||||
17 | Твои помощники – органы чувств | 1 | Что такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств – показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса. ИД: анализ, обобщение, подготовка вывода. ПД: наблюдение, опыт, дидактическая игра. | Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение» | ||||||||
18 | Правила гигиены | 1 | Зачем нужны правила гигиены. Почему человек должен их соблюдать. Уточнение понятий: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный - нечистоплотный. РУ: обогащение словаря, диалог. | |||||||||
19 | О режиме дня | 1 | Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации своей жизни. Понятия: организованный - неорганизованный. ИД: анализ, обобщение, установление временных связей. ПД: ориентировка во времени, игра, чтение. РУ: рассказ-повествование, завершение высказывания, обогащение словаря. | |||||||||
20 | Урок в спортивном зале | 1 | Будем развивать силу, ловкость, быстроту. Правила закаливания. ПД: наблюдение, чтение. | |||||||||
Родная природа. 5 ч. | ||||||||||||
21- 22 | Ноябрь – зиме родной брат. | 2 | Изменения в парке в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. ИД: сравнение, анализ, обобщение, установление временных и причинно-следственных связей. ПД: наблюдение, исследование, чтение. РУ: рассказ-рассуждение, рассказ-описание, обогащение словаря, ориентировка в понятиях. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Характеристика животных разных классов: название, особенности. | ||||||||
23 | Дикие животные | 1 | Различение животных по внешним признакам. Название животных и их детёнышей. Домашние и дикие животные. Жизнь диких животных поздней осенью. ИД: сравнение, анализ, обобщение, установление временных и причинно-следственных связей. ПД: наблюдение, моделирование, ролевая игра. РУ: рассказ-описание, суждение-вывод. ИКТ: представление информации в таблице. | |||||||||
24 | Звери - млекопитающие | 1 | Характерные особенности зверей – млекопитающих: кормление молоком детенышей. Разные представители этого класса, условия их жизни. Классификация: домашние -дикие животные. ИД: сравнение, анализ, обобщение, классификация по разным признакам, установление причинно-следственных связей. РУ: рассказ-описание от 1-го лица, рассказ-рассуждение. | |||||||||
25 | Что мы знаем о птицах | 1 | Перелётные и зимующие птицы, их отличительные особенности. Зависимость наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холода. ИД: сравнение, сопоставление, классификация, установление временных и причинно-следственных связей. РУ: построение суждении, рассказ-описание. ИКТ: представление информации в таблице, презентация. | |||||||||
26 | Родной край. | 1 | Родной край – часть нашей Родины. Люди, которые здесь живут, работают, отдыхают, любят свой родной край, заботятся о нём. Характерные особенности разных населённых пунктов: город, село. Достопримечательности родного края. Республика Татарстан ИД: анализ, сравнение, обобщение, подготовка вывода. ПД: наблюдения, чтение. ИКТ: обобщение информации, представленной в виде видеоматериалов. | Игра «Мой адрес». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы | ||||||||
27 | Дом, в котором ты живёшь | 1 | Дом, в котором ты живёшь: внешний вид, особенности, убранство. Жилища разных территорий нашей станы и разных народов: жилища северных народов, народов, проживающих в горах, а лесной части России. О чём могут «рассказать вывески». ИД: сравнение, анализ, обобщение. ПД: моделирование, игра, чтение. ИКТ: «чтение» информации, представленной в виде рисунка-плана и видеоматериалов. | |||||||||
Труд людей. 2ч. | ||||||||||||
28- 29 | Зачем люди трудятся | 2 | Труд людей различных профессий. Значение труда людей и его польза для человека и общества. ИУ: анализ, обобщение. РУ: правила участия в учебном диалоге, обогащение словаря, рассказ-рассуждение | Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». | ||||||||
Родная природа. 2ч. | ||||||||||||
30 | В декабре, декабре… | 1 | Декабрь – первый месяц зимы. Погода в декабре. Состояние снега, деревьев. Цвет снега в декабре, его глубина. ИД: анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, выбор аргументов. ПД: опыт, наблюдение. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе | ||||||||
31 | Какая бывает вода | 1 | Вода – вещество. Свойства и состояние воды. Значение воды в жизни человека. ИД: анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, подготовка вывода. ПД: наблюдение, опытная работа. РУ: рассказ- рассуждение. ИКТ: «чтение» информации, представленной на схеме. | |||||||||
Я и другие люди. 3ч. | ||||||||||||
32 | С новым годом | 1 | Как весело и интересно провести новый год. РУ: рассказ-повествование на основе воображаемой ситуации. КУ: подготовка подарков к празднику. | Сценарий классного праздника на Новый год. Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». | ||||||||
33 | О дружбе | 1 | Что такое дружба. Правила дружбы: умение слышать другого, считаться с его мнением, уступать, договариваться. ИУ: анализ житейских ситуаций, оценка поведения, установление причинно-следственных связей, построение вывода. ПД: наблюдения, чтение. РУ: рассказ-описание, правила участия в диалоге. РД: самооценка поведения в жизненных ситуациях. | |||||||||
34 | Идём в гости. Экскурсия в школьный музей Славы. | 1 | Поведение человека в гостях. Какие подарки нравятся? ИД: анализ воображаемой ситуации, сравнение. РУ: рассказ-рассуждение, правила ведения диалога, создание текста письма. | |||||||||
Родная природа. 5 ч. | ||||||||||||
35- 36 | Январь – году начало, зиме – середин | 2 | Январь – середина зимы. Погода в январе. Снежный покров глубина снега. Состояние деревьев. Как узнать дерево по кроне. ИД: анализ, сопоставление, установление причинно-следственных связей, сравнение по внешнему виду. ПД: наблюдения, опыт, игра. РУ: рассказ-рассуждение, рассказ- описание. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Характеристика животных разных классов: название, особенности | ||||||||
37 | Хвойные деревья | 1 | Ель и сосна вечнозелёные хвойные деревья. Листья-хвоинки они не сбрасывают на зиму. Лиственница тоже хвойное дерево, но листья-хвоинки сбрасывает. Внешний вид и особенности хвойных деревьев. ИД: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей. РУ: рассказ-описание, рассказ-рассуждение. | |||||||||
38- 39 | Жизнь птиц. Зимующие и перелётные | 2 | Птицы зимой. Птичьи голоса, поведение, приспособление к среде обитания. Птицы, которые не летают. ИД: анализ, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификация | |||||||||
Наша Родина. Родной край. 2ч. | ||||||||||||
40- 41 | Наша страна – Россия. Республика Татарстан. Проект. | 2 | Наша родина – Россия, огромная по территории страна. Москва – столица. Символы Российского государства: герб, флаг, гимн. Символы Республики Татарстан. Казань – столица РТ.Учимся составлять проект. ИД: анализ, сопоставление, обобщение. РУ: рассказ-описание. ИКТ: восприятие информации, представленной в видеоматериалах. | Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. | ||||||||
Родная природа. 1ч. | ||||||||||||
42 | Февраль – месяц метелей и вьюг | 1 | Явления природы, которые происходят в феврале. Погода в феврале. Поведение и повадки зверей. ИД: анализ, установление причинно-следственных связей. ПД: чтение. РУ: рассказ-описание, рассказ-рассуждение. ИКТ: восприятие информации, представленной в видеоматериалах. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. | ||||||||
Наша Родина. Родной край. 5ч. | ||||||||||||
43 | 23 февраля – День защитника Отечества | 1 | 23 февраля – День защитника Отечества. Встреча с ветеранами Великой Отечественной Войны. КД: подготовка открыток, подарков, сувениров. | Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы. | ||||||||
44- 45 | Богата природа России. | 2 | Карта России. Москва на карте , родной город на карте России. Леса России: тайга, лиственный лес. Цветущие растения лугов нашей родины. ИУ: анализ, сопоставление, обобщение, классификация. РУ: рассказ-описание, правила ведения диалога. ИКТ: восприятие информации, представленной в видеоматериалах. | |||||||||
46 | 8 марта – праздник всех женщин | 1 | 8 марта – Международный женский день. В этот день все поздравляют своих родных и знакомых женщин, делают им приятные сюрпризы. КД: подготовка открыток, подарков, сувениров | |||||||||
47 | Мы - россияне | 1 | Мы живём в России. Мы – россияне. Каждый человек принадлежит к какому-нибудь народу. У каждого народа свой язык, свои традиции, культура и история. Необычны предметы декоративно-прикладного искусства любого народа. Декоративно-прикладное творчество мастеров Татарстана. ИД: сравнение, обобщение. РУ: рассказ-описание, пересказ. | Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство народами России. | ||||||||
Родная природа. 6ч. | ||||||||||||
48 49- | Март – капельник. | 2 | Март – первый месяц весны – капельник. Таяние снега, появление первых проталин, увеличение количества солнечных дней. Поведение пернатых. ИД: анализ, установление причинно-следственных связей. ПД: наблюдения, дидактическая игра, трудовой процесс. РУ: рассказ- рассуждение. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. | ||||||||
50- 51 | Звери – млекопитаю-щие. | 2 | Все звери - млекопитающие, имеют волосяной покров, питаются во разному, передвигаются по разному, кормят своих детёнышей молоком. ИД: анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей, подготовка вывода. РУ: рассказ-рассуждение ИКТ: «чтение» информации, представленной на схеме. | Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности | ||||||||
52- 53 | Наш уголок природы. | 2 | В нашем уголке природы живут … Мы наблюдаем за животными и трудимся в уголке природы: ухаживаем за животными и растениями. ПД: наблюдение, трудовой процесс. РУ: рассказ-описание. КД: мини-сочинение | |||||||||
Труд людей. 2ч. | ||||||||||||
54 | Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте | 1 | Весной в полях, садах, парках и на огородах проводятся сельскохозяйственные работы. В полях сеют пшеницу, рожь, овёс, сажают овощи. Люди используют различные машины и механизмы. Многие профессии связаны с работой на транспорте: воздушном, водном, наземном. Нужно уважать труд людей. ИД: сравнение, анализ, классификация, решение логической задачи. РУ: чтение по ролям, рассказ-рассуждение. | Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт» | ||||||||
55 | День космонавтики | 1 | Весной наша страна отмечает День космонавтика. Первым космонавтом был Ю.А. Гагарин. трудом космонавтов гордятся все россияне. | |||||||||
Родная природа. 2ч. | ||||||||||||
56- 57 | Апрель – водолей. Экскурсия в лес. | 2 | Апрель второй месяц весны. Апрель – водолей. Состояние водоёма. Ледоход. Оживление природы. ИД: построение объяснения и вывода, анализ, обобщение, сопоставление, решение логических задач. ПД: наблюдение, дидактическая игра. РУ: пересказ текста, рассказ-рассуждение. ИКТ: поиск информации в поэтическом тексте. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. | ||||||||
Наша родина. Родной край. 2ч. | ||||||||||||
58 | Мы – граждане России | 1 | Граждане России имеют права и обязанности. Государство защищает нас, строит жильё, культурные учреждения, больницы. Гражданин имеет право путешествовать, трудиться, заниматься творческой деятельностью, учиться. Обязанности гражданина: честно жить и трудиться, защищать свою Родину. ИД: анализ, обобщение. РУ: рассказ-описание. | Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы | ||||||||
59 | Правила поведения | 1 | Общение очень важно для каждого человека. Существуют правила культурного разговора, беседы, общения. ИД: анализ, решение проблемных ситуаций. РУ: правила ведения диалога, культура речи, обогащение словаря. РД: самоконтроль правил ролевой игры и диалога. | |||||||||
Твоё здоровье. 2ч. | ||||||||||||
60 | Если хочешь быть здоров.Проект. | 1 | Что такое закаливание. Необходимость закаливания. Способы закаливания. От чего зависит настроение человека. Может ли человек управлять своим настроением. ИД: построение объяснения, анализ, обобщение. РУ: рассказ-объяснение, правила участия в диалоге. | Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Закончи предложение» | ||||||||
61 | Здоровая пища | 1 | Почему нужно правильно питаться. ИД: сравнение, анализ, обобщение. Правила поведения за столом. | |||||||||
Родная природа. 4ч. | ||||||||||||
62 | Май весну завершает… | 1 | Сезонные изменения в природе в конце весны. Распускание почек на деревьях, цветение травянистых растений. Весенние разговоры птиц. ИД: , анализ, обобщение, сопоставление, установление причинно-следственных связей. ПД: наблюдения. РУ: правила участия в диалоге, рассказ-описание. РД: оценка своих впечатлений от наблюдений. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Характеристика животных разных классов: название, особенности | ||||||||
63 | Жизнь земноводных. Животное – живое существо. | 1 | Весной земноводные (жабы, лягушки) мечут икру, из которой появляются головастики. ИД: , анализ, обобщение, сопоставление, установление причинно-следственных связей, оформление вывода. ПД: наблюдение, чтение. ИКТ: «чтение» информации, представленной на рисунке-схеме. | |||||||||
64 | Годовая проверка уровня достижения знанийТест. (см. приложение ) | 1 | Животное – живое существо: оно растет, питается, дышит, спит, строит жилища, заботится о потомстве. Человек – часть природы и не может жить без неё. ИД: высказывание предположений. РУ: рассказ на основе оживления имеющихся представлений. ИКТ: «чтение» Информации, представленной на рисунке. | |||||||||
65 | Природе нужны все! Красная книга России и республики Татарстан. | 1 | Всё в природе связано между собой. Нет у природы полезных и вредных животных. Природе нужны все! Животные, которых человек охраняет. Красная книга России и республики Татарстан. ИД: анализ, установление причинно-следственных связей. РУ: рассказ-описание, рассказ-повествование. КД: мини-сочинение. | |||||||||
Наша страна – Россия. Родной край. 1ч. | ||||||||||||
66 | Ты - пешеход | 1 | Сезонные изменения в природе летом. Погода, явления природы. Летние каникулы. Поведение во время отдыха: на улицах, игровых площадках, водоёмах, в лесу. Правила пешехода и пассажира. ИД: обобщение , сравнение, анализ. ПД: наблюдение, игра. РУ: рассказ-рассуждение, правила участия в беседе. РД: самоконтроль правил в речевой игре. | Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по городу. Моделирование «Улица города». Игра с пазлами «Знаки дорожного движения». Речевая разминка. Беседы |
Планируемые результаты освоения программы
по окружающему миру в 1 классе
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
- воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
- различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
- ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
- различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
- анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях,
- составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
- участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
УМК :
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, – 2011.
Перечень литературы и средств обучения
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, – 2011.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.).
Материально-техническое оснащение:
- таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;
- наглядно-иллюстративный материал (животные, птицы, рыбы, насекомые и др.);
- глобус;
- гербарии, муляжи (овощи, фрукты, грибы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...