Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА.

Рабочая  программа по окружающему миру представляет собой целостный документ, включающий десять разделов:

1. Пояснительная записка;

2. Общая характеристика учебного предмета;

3. Место учебного предмета в учебном плане школы;

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета;

6. Содержание программы;

7. Тематическое планирование;

8. Календарно - тематическое планирование по окружающему миру;

9. Планируемые результаты  освоения программы по окружающему миру в 1 классе;

10.  Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Составлена учителем начальных классов Высокогорского муниципального района РТ

Григорьевой Н. А.

Пояснительная записка

 Рабочая программа по  предмету «Окружающему миру» разработана  в соответствии:

– Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

– Приказ МО и Н РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного  Стандарта начального общего образования» (с изменениями);      

– Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения);

– Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013. Программа, созданная на основе концепции  «Начальная  школа XXI века»;  

– Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2015-2016 учебный год;

- с учебным   планом  МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан на 2015 – 2016 учебный год , утвержденного решением педагогического совета (Протокол  №  1  от 27    августа 2015года) ;

- с СанПином 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011, регистрационный № 19993);

- с Образовательной программой НОО школы

Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имея ярко выраженный интегративный характер,  соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественный и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе  его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природно- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно- нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.  Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также проблематикой, раскрытой духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными разделами:  «Введение. Этот удивительный мир», «Мы – школьники»,  «Родная природа», Семья», «Труд людей»,  «Наша страна – Россия. Родной край», «Твоё здоровье», «Я и другие люди».

Место учебного предмета в учебном плане школы

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета .

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правого государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиции  народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно- нравственной консолидации российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально- нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию,  к самому себе и окружающим людям.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

         Метапредметные результаты.  В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и

др.).

Содержание программы

Введение. Этот удивительный мир (1 ч.).

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы школьники (2 ч.).

Ты первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др.  Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др.  Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

         Твоё здоровье (6 ч.).

Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.. Режим дня.

         Я и другие люди (3 ч.).

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Труд людей (8 ч.).

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам и уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми  приборами. Телефоны экстренных вызовов.

         Родная природа (30 ч.).

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы). Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния не живой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4-5 растений). Растения сада и огорода: название , окраска, форма, размер, употребление в пищу (4-5 растений). Комнатные растения: названия, внешний вид (3-4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).   

Семья (2 ч.).

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения в семье.

         Наша страна – Россия. Родной край (14 ч.).

Название города, в котором мы живём. Главная улица. Памятные места нашего города. Труд людей родного города, профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них. Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»,  «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Национально-региональный компонент включён в содержание учебного предмета, реализация осуществляется при прохождении тем:  «Семья», «Любимые занятия»,  «Как из зерна булка получилась», «Где ты живёшь?», «Правила поведения на дороге», «Родной край»,  «Дом, в котором ты живёшь», «Идём в гости»,  «Наша страна – Россия. Республика Татарстан», «Мы – россияне», «Мы – граждане России», «Природе нужны все! Красная книга России и Республики Татарстан.

Тематическое планирование

Разделы программы/количество часов

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

1

Этот удивительный мир- 1 час

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах

2

Родная  природа- 30  часов

- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе

3

Мы школьники- 2 часа

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение)

4

Я и другие люди- 3 часа

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности

5

Труд людей- 8 часов

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно

6

Семья- 2 часа

- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания

- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием

- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах

7

Наша Родина. Родной край- 14 часов

- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения

- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)

- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе

8

Твоё  здоровьё- 6  часов

- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания

- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой

- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение)

                    Итого    66 часов

                                                                                                                                                                                                                                                                             

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

УУД

(характеристика деятельности учащихся)

Дата проведения

План

Факт

Приме-чание

Ведение. Этот удивительный  мир (1ч.)

1

Нас окружает удивительный мир

1

Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира

Интеллектуальные действия: классификация, сравнение, обобщение (оформление вывода).

Речевые умения: правила участия в диалоге, построение суждения

Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради.

Мы школьники. 2ч.

2

Давай познакомимся

1

Ты стал школьником, учишься в 1 классе. У тебя появились одноклассники. Познавательные действия: ориентировка в пространстве, восприятие окружающих людей. Речевые умения: рассказ от первого лица, описательный рассказ по картинкам

Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится». Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек». Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»

3

Мы школьники

1

Школьные помещения, для чего они предназначаются. Правила культурного поведения школьника.

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение.

Речевые умения: рассказ от первого лица, рассказ-рассуждение, характеристика пространственных отношений.

Рефлексивные действия: оценка своего поведения, в школе, умения выполнять правила школьной жизни.

Родная природа. 3ч.

4

Сентябрь-первый месяц осени

1

Изменения которые происходят в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках.

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, определение причины природного явления.

Познавательные действия: наблюдение

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе.

5

Что нам осень подарила

1

Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, польза. Интеллектуальные действия: анализ, обобщение.

Познавательные действия: ролевая игра. Речевые умения: рассказ-описание, обогащение словаря(объекты природы).

6

Грибная пора. Экскурсия в лес.

1

Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Интел. действия: сравнение, различие, анализ, классификация. Речевые умения: рассказ-описание от 1-го лица, обогащение словаря, рассказ-этюд.

Семья. 2ч.

7

Семья

1

Что такое семья. Твоя семья: её члены, их труд, обязанности в семье. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом».

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение, объяснение.

Речевые умения: рассказ-описание, рассказ от первого лица.

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста

8

Любимые занятия

1

Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье.

Интеллектуальные действия: анализ, сравнение.

Речевые умения: рассказ-описание. Рефлексивные действия: контроль выполнения правил дидактической и ролевой игры.

Труд людей. 2ч.

9

Как из зерна булка получилась

1

Народная мудрость говорит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий. Интеллектуальные действия: анализ, обобщение, построение последовательности трудового процесса (на основе иллюстраций).

Речевые умения: обогащение словаря (пословица), объяснение значения пословицы.

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я».

10

Человек и домашние животные

1

Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей ухаживающих за животными. Правила заботы о домашних животных. Интеллектуальные действия: анализ, классификация, сравнение, становление причинно-следственных связей. Речевые умения: обогащение словаря, ориентировка в понятиях, рассказ-описание.

Родная природа.2ч.

11

Октябрь уж наступил

1

Лес(парк) изменился. Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. В октябре улетают дрозды, скворцы, трясогузки. На водоёмах ещё можно встретить лебедей, гусей, уток. Забрались животные в свой зимние жилища. Интеллектуальные действия: установление логических связей, классификация.

Познавательные действия: наблюдение, чтение.

Креативные действия: сочинение конца предложенного текста.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе.

12

Явления природы

1

Всё, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.) , - явления природы. Они зависят от времени года и погоды, особенностей местности.

Ид: анализ, классификация, сравнение.

РУ: рассказ-описание, обогащение словаря, ориентирование в понятиях.

Наша родина. Родной край. 2ч.

13

Где ты живёшь?

1

Мы живём в городе, посёлке, селе. Что такое дорога. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду. Наша дорога в школу идёт мимо (через, радом, около)… . на ней расположены знаки дорожного движения … .

ИД: анализ, установление причинно-следственных связей.

РУ: рассказ- рассуждение.

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование  «Улица города». Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

Игра «Мой адрес». Речевая разминка. Беседы

14

Правила поведения на дороге

1

Мы должны обязательно знать правила дорожного движения: «движение пешеходов запрещено, пешеходный переход, велосипедная дорожка» и др. чтобы с пешеходом не случилось беды, он должен выполнять правила поведения на улицах, перекрёстках, дорогах.

ИД: анализ, сопоставление, обобщение, аргументация ответов на вопросы.

ПД: моделирование, чтение.

РУ: рассказ-рассуждение.

Труд людей. 2ч.

15

Ты и вещи

1

Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понятия-антонимы: аккуратный – неаккуратный, бережливый – расточительный.

ИД: анализ, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей.

РУ: построение суждения-рассуждения.

Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я

16

Кто работает ночью

1

Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда общества.

ИД: анализ, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей.

РУ: рассказ-описание от 1-го лица.

Твоё здоровье. 4ч.

17

Твои помощники – органы чувств

1

Что такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств – показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса.

ИД: анализ, обобщение, подготовка вывода.

ПД: наблюдение, опыт, дидактическая игра.

Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»

18

Правила гигиены

1

Зачем нужны правила гигиены. Почему человек должен их соблюдать. Уточнение понятий: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный - нечистоплотный.

РУ: обогащение словаря, диалог.

19

О режиме дня

1

Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации своей жизни. Понятия: организованный - неорганизованный.

ИД: анализ, обобщение, установление временных связей.

ПД: ориентировка во времени, игра, чтение.

РУ: рассказ-повествование, завершение высказывания, обогащение словаря.

20

Урок в спортивном зале

1

Будем развивать силу, ловкость, быстроту. Правила закаливания.

ПД: наблюдение, чтение.

Родная природа. 5 ч.

21-

22

Ноябрь – зиме родной брат.

2

Изменения в парке в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков.

ИД: сравнение, анализ, обобщение, установление временных и причинно-следственных связей.

ПД: наблюдение, исследование, чтение.

РУ: рассказ-рассуждение, рассказ-описание, обогащение словаря, ориентировка в понятиях.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Характеристика животных разных классов: название, особенности.

23

Дикие животные

1

Различение животных по внешним признакам. Название животных и их детёнышей. Домашние и дикие животные. Жизнь диких животных поздней осенью.

ИД: сравнение, анализ, обобщение, установление временных и причинно-следственных связей.

ПД: наблюдение, моделирование, ролевая игра.

РУ: рассказ-описание, суждение-вывод.

ИКТ: представление информации в таблице.

24

Звери - млекопитающие

1

Характерные особенности зверей – млекопитающих: кормление молоком детенышей. Разные представители этого класса, условия их жизни. Классификация: домашние -дикие животные.

ИД: сравнение, анализ, обобщение, классификация по разным признакам, установление причинно-следственных связей.

РУ: рассказ-описание от 1-го лица, рассказ-рассуждение.

25

Что мы знаем о птицах

1

Перелётные и зимующие птицы, их отличительные особенности. Зависимость наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холода.

ИД: сравнение, сопоставление, классификация, установление временных и причинно-следственных связей.

РУ: построение суждении, рассказ-описание.

ИКТ: представление информации в таблице, презентация.

Наша родина. Родной край. 2ч.

26

Родной край.

1

Родной край – часть нашей Родины. Люди, которые здесь живут, работают, отдыхают, любят свой родной край, заботятся о нём. Характерные особенности разных населённых пунктов: город, село. Достопримечательности родного края. Республика Татарстан

ИД: анализ, сравнение, обобщение, подготовка вывода.

ПД: наблюдения, чтение.

ИКТ: обобщение информации, представленной в виде видеоматериалов.

Игра «Мой адрес». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

27

Дом, в котором ты живёшь

1

 Дом, в котором ты живёшь: внешний вид, особенности, убранство. Жилища разных территорий нашей станы и разных народов: жилища северных народов, народов, проживающих в горах, а лесной части России. О чём могут «рассказать вывески».

ИД: сравнение, анализ, обобщение.

ПД: моделирование, игра, чтение.

ИКТ: «чтение» информации, представленной в виде рисунка-плана и видеоматериалов.

Труд людей. 2ч.

28-

29

Зачем люди трудятся

2

Труд людей различных профессий. Значение труда людей и его польза для человека и общества.

ИУ: анализ, обобщение.

РУ: правила участия в учебном диалоге, обогащение словаря, рассказ-рассуждение

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я».

Родная природа. 2ч.

30

В декабре, декабре…

1

Декабрь – первый месяц зимы. Погода в декабре. Состояние снега, деревьев. Цвет снега в декабре, его глубина.

ИД: анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, выбор аргументов.

ПД: опыт, наблюдение.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе

31

Какая бывает вода

1

Вода – вещество. Свойства и состояние воды. Значение воды в жизни человека.

ИД: анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей, подготовка вывода.

ПД: наблюдение, опытная работа.

РУ: рассказ- рассуждение.

ИКТ: «чтение» информации, представленной на схеме.

Я и другие люди. 3ч.

32

С новым годом

1

Как весело и интересно провести новый год.

РУ: рассказ-повествование на основе воображаемой ситуации.

КУ: подготовка подарков к празднику.

Сценарий классного праздника на Новый год.

Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу».

33

О дружбе

1

Что такое дружба. Правила дружбы: умение слышать другого, считаться с его мнением, уступать, договариваться.

ИУ: анализ житейских ситуаций, оценка поведения, установление причинно-следственных связей, построение вывода.

ПД: наблюдения, чтение.

РУ: рассказ-описание, правила участия в диалоге.

РД: самооценка поведения в жизненных ситуациях.

34

Идём в гости. Экскурсия в школьный музей Славы.

1

Поведение человека в гостях. Какие подарки нравятся?

ИД: анализ воображаемой ситуации, сравнение.

РУ: рассказ-рассуждение, правила ведения диалога, создание текста письма.

Родная природа. 5 ч.

35-

36

Январь – году начало,

зиме –

середин

2

Январь – середина зимы. Погода в январе. Снежный покров глубина снега. Состояние деревьев. Как узнать дерево по кроне.

ИД: анализ, сопоставление, установление причинно-следственных связей, сравнение по внешнему виду.

ПД: наблюдения, опыт, игра.

РУ: рассказ-рассуждение, рассказ- описание.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Характеристика животных разных классов: название, особенности

37

Хвойные деревья

1

Ель и сосна вечнозелёные хвойные деревья. Листья-хвоинки они не сбрасывают на зиму. Лиственница тоже хвойное дерево, но листья-хвоинки сбрасывает. Внешний вид и особенности хвойных деревьев.

ИД: анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей.

РУ: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.

38-

39

Жизнь птиц. Зимующие и перелётные

2

Птицы зимой. Птичьи голоса, поведение, приспособление к среде обитания. Птицы, которые не летают.

ИД: анализ, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных связей, классификация

Наша Родина. Родной край. 2ч.

40-

41

Наша страна – Россия. Республика Татарстан. Проект.

2

Наша родина – Россия, огромная по территории страна. Москва – столица. Символы Российского государства: герб, флаг, гимн. Символы Республики Татарстан. Казань – столица РТ.Учимся составлять проект.

ИД: анализ, сопоставление, обобщение.

РУ: рассказ-описание.

ИКТ: восприятие информации, представленной в видеоматериалах.

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».

Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России.

Родная природа. 1ч.

42

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

Явления природы, которые происходят в феврале. Погода в феврале. Поведение и повадки зверей.

ИД: анализ, установление причинно-следственных связей.

ПД: чтение. РУ: рассказ-описание, рассказ-рассуждение.

ИКТ: восприятие информации, представленной в видеоматериалах.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года.

Наша Родина. Родной край. 5ч.

43

23 февраля – День защитника Отечества

1

23 февраля – День защитника Отечества. Встреча с ветеранами Великой Отечественной Войны.

КД: подготовка открыток, подарков, сувениров.

Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы.

44-

45

Богата природа  России.

2

Карта России. Москва на карте , родной город на карте России. Леса России: тайга, лиственный лес. Цветущие растения лугов нашей родины.

ИУ: анализ, сопоставление, обобщение, классификация.

РУ: рассказ-описание, правила ведения диалога.

ИКТ: восприятие информации, представленной в видеоматериалах.

46

8 марта – праздник всех женщин

1

8 марта – Международный женский день. В этот день все поздравляют своих родных и знакомых женщин, делают им приятные сюрпризы.

КД: подготовка открыток, подарков, сувениров

47

Мы - россияне

1

Мы живём в России. Мы – россияне. Каждый человек принадлежит к какому-нибудь народу. У каждого народа свой язык, свои традиции, культура и история. Необычны предметы декоративно-прикладного искусства любого народа. Декоративно-прикладное творчество мастеров Татарстана.

ИД: сравнение, обобщение.

РУ: рассказ-описание, пересказ.

Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство народами России.

Родная природа. 6ч.

48

49-

Март – капельник.

2

Март – первый месяц весны – капельник. Таяние снега, появление первых проталин, увеличение количества солнечных дней. Поведение пернатых.

ИД: анализ, установление причинно-следственных связей.

ПД: наблюдения, дидактическая игра, трудовой процесс.

РУ: рассказ- рассуждение.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе.

50-

51

Звери – млекопитаю-щие.

2

Все звери  - млекопитающие, имеют волосяной покров, питаются во разному, передвигаются по разному, кормят своих детёнышей молоком.

ИД: анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление причинно-следственных связей, подготовка вывода.

РУ: рассказ-рассуждение

ИКТ: «чтение» информации, представленной на схеме.

Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности

52-

53

Наш уголок природы.

2

В нашем уголке природы живут … Мы наблюдаем за животными и трудимся в уголке природы: ухаживаем за животными и растениями.

 ПД: наблюдение, трудовой процесс.

РУ: рассказ-описание.

КД: мини-сочинение

Труд людей. 2ч.

54

Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте

1

Весной в полях, садах, парках и на огородах проводятся сельскохозяйственные работы. В полях сеют пшеницу, рожь, овёс, сажают овощи. Люди используют различные машины и механизмы. Многие профессии связаны с работой на транспорте: воздушном, водном, наземном. Нужно уважать труд людей.

ИД: сравнение, анализ, классификация, решение логической задачи.

РУ: чтение по ролям, рассказ-рассуждение.

Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт»

55

День космонавтики

1

Весной наша страна отмечает День космонавтика. Первым космонавтом был Ю.А. Гагарин. трудом космонавтов гордятся все россияне.

Родная природа. 2ч.

56-

57

Апрель – водолей. Экскурсия в лес.

2

Апрель второй месяц весны. Апрель – водолей. Состояние водоёма. Ледоход. Оживление природы.

ИД: построение объяснения и вывода, анализ, обобщение, сопоставление, решение логических задач.

ПД: наблюдение, дидактическая игра.

РУ: пересказ текста, рассказ-рассуждение.

ИКТ: поиск информации в поэтическом тексте.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе.

Наша родина. Родной край. 2ч.

58

Мы – граждане России

1

Граждане России имеют права и обязанности. Государство защищает нас, строит жильё, культурные учреждения, больницы. Гражданин имеет право путешествовать, трудиться, заниматься творческой деятельностью, учиться. Обязанности гражданина: честно жить и трудиться, защищать свою Родину.

ИД: анализ, обобщение.

РУ: рассказ-описание.

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».

Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы

59

Правила поведения

1

Общение очень важно для каждого человека. Существуют правила культурного разговора, беседы, общения.

ИД: анализ, решение проблемных ситуаций.

РУ: правила ведения диалога, культура речи, обогащение словаря.

РД: самоконтроль правил ролевой игры и диалога.

Твоё здоровье. 2ч.

60

Если хочешь быть здоров.Проект.

1

Что такое закаливание. Необходимость закаливания. Способы закаливания. От чего зависит настроение человека. Может ли человек управлять своим настроением.

ИД: построение объяснения, анализ, обобщение.

РУ: рассказ-объяснение, правила участия в диалоге.

Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Закончи предложение»

61

Здоровая пища

1

Почему нужно правильно питаться.

ИД: сравнение, анализ, обобщение. Правила поведения за столом.

Родная природа. 4ч.

62

Май весну завершает…

1

Сезонные изменения в природе в конце весны. Распускание почек на деревьях, цветение травянистых растений. Весенние разговоры птиц.

ИД: , анализ, обобщение, сопоставление, установление причинно-следственных связей.

ПД: наблюдения.

РУ: правила участия в диалоге, рассказ-описание.

РД: оценка своих впечатлений от наблюдений.

Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе.

Характеристика животных разных классов: название, особенности

63

Жизнь земноводных. Животное – живое существо.

1

Весной земноводные (жабы, лягушки) мечут икру, из которой появляются головастики.

ИД: , анализ, обобщение, сопоставление, установление причинно-следственных связей, оформление вывода.

ПД: наблюдение, чтение.

ИКТ: «чтение» информации, представленной на рисунке-схеме.

64

Годовая проверка уровня достижения знанийТест. (см. приложение )

1

Животное – живое существо: оно растет, питается, дышит, спит, строит жилища, заботится о потомстве. Человек – часть природы и не может жить без неё.

ИД: высказывание предположений.

РУ: рассказ на основе оживления имеющихся представлений.

ИКТ: «чтение» Информации, представленной на рисунке.

65

Природе нужны все! Красная книга России и республики Татарстан.

1

Всё в природе связано между собой. Нет у природы полезных и вредных животных. Природе нужны все! Животные, которых человек охраняет. Красная книга России и республики  Татарстан.

ИД: анализ, установление причинно-следственных связей.

РУ: рассказ-описание, рассказ-повествование.

КД: мини-сочинение.

Наша страна – Россия. Родной край. 1ч.

66

Ты - пешеход

1

Сезонные изменения в природе летом. Погода, явления природы. Летние каникулы. Поведение во время отдыха: на улицах, игровых площадках, водоёмах, в лесу. Правила пешехода и пассажира.

ИД: обобщение , сравнение, анализ.

ПД: наблюдение, игра.

РУ: рассказ-рассуждение, правила участия в беседе.

РД: самоконтроль правил в речевой игре.

Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по городу. Моделирование «Улица города». Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».

Речевая разминка. Беседы

Планируемые результаты  освоения программы

по окружающему миру в 1 классе

                  К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

  • воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
  • ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  •  различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
  • различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
  •  определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  • сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

  • анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
  • различать основные нравственно-этические понятия;
  •  рассказывать о семье, своих любимых занятиях,
  • составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
  • участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

УМК :

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, –  2011.

Перечень литературы и средств обучения

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, –  2011.
  2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.).

              Материально-техническое оснащение:

  • таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума;
  • наглядно-иллюстративный материал (животные, птицы, рыбы, насекомые и др.);
  • глобус;
  • гербарии, муляжи (овощи, фрукты, грибы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...