Города России. Москва - столица РФ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Бурхан Марина Викторовна

Урок кубановедения во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Брюховецкий район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 ст. Брюховецкой

муниципального образования Брюховецкий район

Открытый урок по  окружающему миру

«Города России. Москва – столица РФ.»

                                                                                              Класс: 2

                                                                                              Подготовила и провела

                                                                                              М.В. Бурхан

16.01.2011 г.

Проект урока

Предмет:   Окружающий мир

Тема:   Города России. Москва – столица РФ.

Класс:    2

Школа:   МБОУ СОШ №1.

Учитель:   Бурхан М. В.

 

В классе 27 учащихся, присутствуют дети с ослабленным здоровьем (нарушение осанки, зрения, аллергики, дети, часто болеющие простудными заболеваниями).

В классе присутствуют  учащихся,  не способные самостоятельно находить обоснованные способы решения учебных задач, самостоятельно анализировать и делать выводы. Большинству ребят требуется руководство учителя, они часто отвлекаются, им необходима частая смена вида деятельности, так как их внимание неустойчиво и непрочно. Некоторые учащиеся находятся на контроле у школьного психолога, по итогам первого года обучения они получили направление на ПМПК. Есть в нашем классе учащиеся с проблемами развития речи. Они второй год занимаются с логопедом. Внимание таких детей постоянно переключается на более интересные для них события. Поэтому большое значение для учащихся моего класса имеет не словесное объяснение, а показ, яркая картинка, сильное впечатление.

Данный урок 13-ый в разделе «Россия - твоя Родина». Его содержание соответствует учебной программе и является звеном в системе других уроков. Учебный материал урока возвращает учащихся к событиям истории родной страны, продолжает знакомство с русскими князьями, которые внесли свой вклад в строительство Москвы, знакомит ребят с различными историческими источниками.

На уроке ставятся следующие цели и задачи: через расширение знаний об истории Москвы воспитывать патриотические чувства гордости и любви к своей Родине, развивать творческие способности, умение анализировать исторические факты, дать общие представления о достижениях, которые появились в процессе развития человеческого общества.

Так как урок построен на большом историческом материале, мною выбраны объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, работа с учебником, демонстрация картин.

Для поддержания интереса к уроку используется частично-поисковый метод: постановка отдельных проблемных вопросов.

Для закрепления материала избран практический метод – тестирование.

Урок имеет следующую структуру:

- организационный момент-2 мин.

- речевая разминка- 3 мин.

- проверка домашнего задания- 7 мин.

- введение нового материала- 15 мин.

- физминутка- 3 мин.

- закрепление материала- 7 мин.

- домашнее задание- 3 мин.

Надеюсь, что выбранные формы и методы обучения, интересный исторический материал позволят мне провести плодотворный, динамичный урок, и все цели и задачи, поставленные мною перед, уроком будут реализованы.

Задачи: 

  • сформировать понятие «столица», представление о столице России;
  • познакомить с достопримечательностями Москвы;
  • воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к историческому    

     прошлому России;

  • формировать интерес к изучению отечественной культуры и истории
  • учить анализировать информацию и делать выводы.

Ход урока.

Организация класса.

Проводится небольшая физическая разминка для активизации класса(под музыку из кинофильма «Я иду, шагаю по Москве»

I.  Речевая разминка. Сообщение темы урока.

- Сегодняшний урок мы начнём с речевой разминки. У меня в мешочке фишки с буквами – лото. Вы должны, не глядя, вытащить фишку и произнести следующую фразу: «Я знаю город на букву …». Название города должно начинаться с той буквы, которая изображена на фишке. Условие: это должен быть российский город и повторяться нельзя.

- На уроках окружающего мира мы познакомимся со многими городами, но рассказ о городах России начнём с Москвы. Итак, тема сегодняшнего урока: Города России. Москва.

На уроке мы вспомним, что знали раньше и узнаем кое-что из истории этого великого города.

II. Проверка домашнего задания.

-Дома вы должны были поработать творчески и изобразить на бумаге ваши представления. Итак, что я представляю, когда слышу слово «Москва».

Демонстрация рисунков и рассказы детей. На доске появляется выставка детского рисунка.

III. Введение нового материала.

-Почему изучение городов мы начинаем именно с Москвы?

-Почему Москва является столицей нашей Родины?

-Чтобы понять «почему», мы должны обратиться к истории, узнать, как возник этот город, как строился, как развивался.

-Откройте учебники на стр.70. Отправляемся в путешествие в прошлое. Как Москва строилась. Чтение учителя.

-Что узнали о возникновении Москвы?

-По приказу, какого князя было начато строительство?

-Обратите внимание на его портрет.

-Что особенное заметили, какими красками он написан?

-Прочитайте первое предложение: более 850 лет назад…. Что мы узнали о Москве?

На слайде появляется табличка «Москва - древний город». Знакомство со статьёй учебника «Иван Калита»

-При каком князе Москва стала богатой и сильной?

-Откуда такое прозвище - Калита?

-Каким был князь?

-Как вы думаете, откуда люди узнали, что происходило давно-давно, в разные времена? Откуда мы знаем, как выглядел Юрий Долгорукий? Чем прославился Калита?

Обращение к учебнику, стр. 72. Знакомство с понятием «летопись».

Посещение картинной галереи, работа с репродукцией картины А.М. Васнецова «Основание Москвы».

-Обратите внимание, из какого материала сделаны стены?

-Сравните их с современными. (Демонстрация изображения современного Кремля)

-Сравните, каким был город тогда, и каким он стал сейчас.

-Что мы можем сказать о современной Москве?

Табличка «Москва - красавица»

IV. Физкультминутка.

V.   Продолжение знакомства с новым материалом.

-Мы продолжаем путешествие в прошлое. Как жили люди в Москве? Что являлось их основным занятием? И почему мы решили, что стены древнего Кремля были деревянными? Здесь нам на помощь приходит ещё один исторический источник – археология. Поработаем археологами?

Представьте себе, что вы работаете на раскопках и под кирпичным зданием находите остатки брёвен. Какой можно сделать вывод?

-Если вы находите старинные инструменты сапожника, изделия гончаров, остатки печей для плавки металла. А серпы и косы совсем редко. Вывод? Чем в основном занимались горожане?

-Чем занимаются люди в современной Москве?

Продукция, которая производится в Москве, известна не только в нашей стране, но и за границей. Все знают «Московское - значит качественное».

-Сделаем ещё один вывод: Москва-город труженик. На интерактивной  доске появляется табличка с такой надписью.

Таблички: Москва - административный центр, Москва – культурный центр-это только малая часть тех факторов, которые сделали справедливой пословицу «Москва – всем городам голова»

VI. Закрепление, тестирование.

-Сейчас вы ещё раз вспомните, о чем мы с вами говорили на уроке и постараетесь ответить на вопросы теста. Правильный ответ отмечайте знаком +.

Что такое Родина?

  1. Это свой дом и всё, что вокруг него.
  2. Страна, место, где человек родился и, где прошло его детство.
  3. Страна, место, где человек живёт в данный момент.
  4. Окружающий человека мир природы и люди.

Как называется наша Родина, наша страна?

      1.   Украина.

      2.   Казахстан.

      3.   Россия, Российская Федерация.

      4.   Белоруссия

Какой город является столицей России?

  1. Брюховецкая.
  2. Краснодар.
  3. Москва.
  4. Новороссийск.

Почему Москва является столицей нашей Родины?

  1. В Москве работает правительство.
  2. В Москве живёт много людей.
  3. Так захотел президент нашей страны.
  4. Москва – древний культурный и промышленный центр нашей страны.

Какой город России является по значимости вторым после Москвы?

  1. Тула.
  2. Новосибирск.
  3. Санкт- Петербург.
  4. Сочи.

Сравните свои ответы с таблицей правильных ответов.

VII. Составление синквейна о Москве

(что?)                                                Москва

(какая?)                                              

(что делает? )                                

(фраза или высказывание)          

(резюме, личное отношение)    

VIII.  Домашнее задание.

-Когда вы отвечали на последний вопрос теста, вы отметили Сантт-Петербург. Дома прочитайте статьи из учебника об этом городе. Стр. 73-75. Свои впечатления можно выразить на бумаге, в виде рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Москва - столица России" 2 класс

Конспект урока  по окружающему миру для учащихся 2-го класса, может быть использован для любого УМК, а также как занятие по Основам православной культуры в 1-м классе по авторской программе Бород...

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России"

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России". 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...

Презентация "Москва" к уроку "Москва-столица России"

Презентация к уроку"Москва-столица России"...

Презентация "Города России. Москва"

Презентация к уроку по окружающему миру во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

Знаменитые города России. Москва

Занятие в группе продлённого дня, проводимое во 2 классе, с целью знакомства со столицей нашей Родины - Москвой, её историческим прошлым....

Материалы для проведения междисциплинарного ситуативного дня. 1 класс. Тема: " Москва- столица России. Мой город".

Этот материал используется мной в первые дни первоклассников в школе. Выполняя задание по теме" Мой город " ребёнок обобщает полученные знания по окружающему миру, закрепляет математические ...