"Самое удивительное вещество на Земле"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Самое удивительное вещество на Земле""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«Самое удивительное вещество на Земле»
Технологическая карта урока по теме «Самое удивительное вещество на Земле»
в 3 классе по учебнику Л.М. Цветовой «Окружающий мир»
Тема: «Самое удивительное вещество на Земле».
Цель: выявление и систематизация знаний о воде, формирование и первичное закрепление представлений о свойствах воды.
Задачи:
- сформировать понятия «состояние вещества: твердое, жидкое, газообразное»;
- сформировать представление о распространении воды на земле, ее участие в формировании рельефа земной поверхности, значении воды в жизнедеятельности живых организмов;
- развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление, умение рассуждать и обосновывать свои суждения;
- формировать бережное отношение к воде, ее экономному расходованию.
Тип урока: комбинированный.
Формируемые представления или понятия | Условия формирования | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Выводы |
Адаптационный этап | ||||
Вода | Загадки Карточка «Вода» | Загадывает загадки: Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути. (Снег) Рассыпался горох на тысячу дорог, Никто его не соберёт. (Град) Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (Туман) Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и потечёт. (Сосулька) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река) Демократическая беседа. Какое вещество «спряталось» в загадках? Начинает строить понятийную гроздь методом динамического моделирования.
| Отгадывают загадки Отвечают на вопросы. - Высоко в небе, глубоко под землёй, в морях и океанах, и даже в наших квартирах. Без воды человек всё живое на Земле бы погибло.
Все растения пьют воду и получают вместе с ней питательные вещества. Умывается, стирает, убирается, кушает пищу, приготовленную на воде, пьет чай, кофе, молоко. Везде есть вода. Затруднение | |
Основной этап | ||||
Вода в жидком состоянии Вода-растворитель. Морская вода. Пресная вода. | Фотоснимки Карточки: газообразная – пар; твёрдая – снег, лёд; жидкая. Стакан с водой, коническая и круглая колбы. Радуга. Три стакана с кипячённой холодной водой, соль, сахар, чайная ложка на каждую парту. Учебник Фотографии Карточки из понятийной грозди. | - Рассмотрите фотоснимки. - Что их объединяет? - Чем они различаются? - Сколько состояний у воды? - Есть ли ещё вещество, которое может быть в трёх состояниях? Продолжает формировать понятийную гроздь. - Убедиться в существовании многих свойств воды можно с помощью простого наблюдения. Рассмотрите стакан с водой. - Можно ли сказать, что вода прозрачная? Обоснуйте свой ответ.
Демонстрирует.
- Есть ли у воды цвет? Соотносит с радугой. - Как можно назвать это свойство воды? Какую форму имеет вода в стакане? - Какова её форма в конической колбе? - Какая форма у воды в круглой колбе -Есть ли у воды собственная форма? Есть такие свойства воды, которые можно Обнаружить только с помощью специального исследования. Вам потребуются три стакана с кипячёной холодной водой, соль и сахар, ложечки. Проведите исследование, используя инструк- цию в учебнике. Попробуйте использовать другие органы чувств для определения веществ в стаканах. Можно ли это сделать с помощью обоняния? Различается ли запах воды в стаканах? На какое свойство воды указывает этот факт? Какой ещё способ можно использовать для того, чтобы определить, где находятся соль и сахар, а где — чистая вода? Можно попробовать вещества на вкус? Что вы можете сказать о вкусе воды в первом стакане? Есть ли у неё вкус? Это ещё одно свойство воды. Чистая вода не имеет вкуса. Используя информацию в учебнике, выясните, морская или пресная вода обладает этими свойствами. Рассмотрите фотографии. Что происходит с водой? Можно ли сказать, что она неподвижна? Как называется такое свойство жидкой воды? Продолжите составлять схему о свойствах воды. Даёт задание на карточках: Отметь знаком «+» истинные высказывания, а знаком «-» - ложные высказывания.
Предлагает проверить задание по эталону, представленному на доске. Задаёт домашнее задание: повторить свойства воды, уметь отвечать на вопросы по карточке. По желанию: придумать сказку «Капля-путешественница» | Рассматривают фотоснимки. Анализируют. Вода Сравнивают. На 1 и 2 фото – вода в жидком состоянии, на третьем снимке вода – лёд, снег – твёрдое состоя- ние, на 4-ом фото – облака – вода в газообразном состоянии – пар. Три состояния: газообразное, твёрдое, жидкое. Нет. Да. Если опустить в стакан с водой ложку или другой предмет, то они будут видны. Наблюдают. Нет. Вода – бесцветная. Форму стакана. Форма конической колбы. Форма круглой колбы. Нет. Вода принимает форму сосуда, в котором она находится. Проводят исследование по инструкции в учебнике. Нет. Нет. Исследуют. Вода не имеет запаха. Да. На вкус легко определить, в каком стакане растворена соль, а в каком — сахар. Исследуют. Нет. Она без вкуса. Изучают информацию учебника. Рассматривают фото. Выдвигают гипотезы. Она течёт, бурлит, падает. Нет. Текучесть. Продолжают оставлять схему на доске. Работают самостоятельно на карточках. Проверяют работу. Записывают задание в дневник. | Вода – единственное вещество на Земле, которое может быть в трёх состояниях: и газообразной (пар), и твёрдой (снег, лёд), и жидкой. Вода прозрачна. Вода не имеет цвета. Вода не имеет формы. Вода - растворитель. В ней растворяются многие вещества. Вода не имеет запаха. Чистая вода не имеет вкуса. Различают пресную и морскую воду. Морская вода содержит соли, имеет характерный вкус и запах. Пресная вода без вкуса, без цвета, без запаха. Жидкая вода текуча. Вода – самое удивительное вещество на Земле, так как только она может быть в трёх состояниях. Так как вода – растворитель, то она одно из главных богатств на Земле. |
Творческий этап | ||||
Понятийная гроздь Стихотворение о воде Аудиозапись: журчание горногое ручейка | Расскажите по схеме о свойствах воды. Объясните, как вы понимаете: вода – самое удивительное вещество на Земле. Чтение стихотворения. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей. На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае. Мы ее не замечаем, Мы привыкли, что вода — Наша спутница всегда. Без нее вам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить! | Рассказывают о свойствах воды по схеме. Пытаются объяснить, как они понимают тему урока. Слушают чтение учителя |
Дидактические карточки
№ | Вопрос |
1. | Какие состояния воды тебе известны? |
2. | Опиши все состояния воды. |
3. | От чего зависят состояния воды? |
4. | Изобрази, как ты представляешь воду во всех её состояниях. |
№ | Вопрос |
1. | Назови свойства воды в жидком состоянии. |
2. | Как можно обнаружить свойства воды в жидком состоянии? |
3. | Что произойдёт, если вода не будет обладать жидким состоянием? |
4. | Объясни, как ты представляешь воду в жидком состоянии. |
№ | Вопрос |
1. | Что такое морская вода? |
2. | Чем морская вода отличается от пресной? |
3. | Дай своё определение морской воды. |
4. | Объясни, как ты понимаешь свойства морской воды. |
№ | Вопрос |
1. | Какими свойствами обладает пресная вода? |
2. | Как можно убедиться в свойствах пресной воды? |
3. | Какими свойствами не обладает пресная вода? Почему? |
4. | Объясни, как ты представляешь пресную воду. |
Понятийная гроздь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-исследование в 3 и 7 классах по теме: «Удивительное вещество – вода». Копёнкина Л.П., Сапрыкина Е.И., Смолина И.А.
Интеграция (дети разновозрастных групп + межпредметные связи) позволяет наиболее глубоко и интересно, доступно и наглядно преподнести учебный материал, показать уникальность и неповторимость удивитель...
"Самое удивительное чудо". А.Платонов "Цветок на земле".
Урок направлен на духовно - нравственное воспитание детей. Жизнь - "трудное и радостное дело". Надо стремиться совершать хорошие поступки, чтобы тебя помнили. На уроке учащиеся анализируют текст, рабо...
"Вода - удивительное вещество"
Эко - урок...
Исследовательский проект на тему: «Вода- удивительное вещество».
Актуальность темы:Почти все физико- химические свойства воды – исключение в природе. Она действительно самое удивительное вещество на свете. Ученые уже немало узнали о воде, разгадали многие ее тайны....
Проект "Крахмал - удивительное вещество"
Формирует навыки исследовательской деятельности....
презентация Самые удивительные растения земли
презентация Самые удивительные растения земли...
Вода-самое необыкновенное вещество на Земле
Урок = презентация...