"Самое удивительное чудо". А.Платонов "Цветок на земле".
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок направлен на духовно - нравственное воспитание детей. Жизнь - "трудное и радостное дело". Надо стремиться совершать хорошие поступки, чтобы тебя помнили. На уроке учащиеся анализируют текст, работают над составлением характеристики главного героя. Дети знакомятся с жизнью и творчеством писателя Андрея Платонова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_platonov.docx | 42.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока литературного чтения
Тема: Духовно - нравственное воспитание.
«Самое удивительное чудо».
А. Платонов «Цветок на земле».
Тема урока:
Духовно-нравственное воспитание.
«Самое удивительное чудо». А. Платонов «Цветок на земле».
Эпиграф: «Детство, как почва, в которую падают семена… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – злым чертополохом». (Владимир Солоухин)
Цель урока: способствовать осознанию учащимися жизненных ценностей.
Учебные задачи.
Обучающие:
1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя А.П.Платонова.
2. Продолжить работу над формированием читательских умений:
-понимание идеи произведения;
-составление характеристики героя по плану с опорой на текст;
-деление текста на смысловые части и составление плана;
-составление краткого пересказа.
3. Учить видеть развитие действия в тексте, отслеживать смену настроения героя.
4. Совершенствовать навык беглого, осознанного, правильного чтения.
5. Продолжить работу над выразительным чтением.
6. Совершенствовать умение пользоваться источниками информации.
Развивающие:
1.Развивать мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, выделение главного.
2.Развивать память, внимание, воображение.
3.Развивать познавательный интерес.
4.Развивать творческие способности.
Воспитывающие:
1.Формировать деятельное отношение к жизни, понимание о том, что все хорошее достигается трудом;
2.Воспитывать уважительное, заботливое отношение к пожилым людям.
3.Формировать коммуникативную культуру.
4.Воспитывать самостоятельность, организованность.
Оборудование:
ПК, электронный носитель, экран для показа слайдов, презентация (ЭОР – созд.самостоятельно), музыкальное сопровождение, mp3 П.И.Чайковский «Вальс цветов», портрет А.П.Платонова, выставка книг писателя, толковый словарь С.И.Ожегова, кроссворд по теме, таблицы с напечатанными пословицами, детские работы с изображением цветка, задания для групп (по составлению характеристики героя), индивидуальные карточки (работа над планом), детские сочинения-эссе «Мои корни».
Ход урока.
I.Организационный этап. Создание эмоционально-психологического настроя. (дети заходят в класс, рассаживаются по группам)
- Здравствуйте!
«Улыбнитесь, повернитесь,
И друг к другу прикоснитесь!
Поприветствуйте гостей,
Ощутив тепло друзей.
А теперь, садись, дружок,
Впереди нас ждет урок!»
(дети садятся)
II. Речевая разминка. Работа с пословицами.
- У нас урок литературного чтения. Повторим рабочее правило. (хором вслух)
«Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно»
- Начнем урок с речевой разминки.
- Посмотрите, на доске – пословицы разных народов. (называются страны)
♦ «Малый топор может срубить большое дерево». (албанская)
♦ «Скорый поспех - людям на смех». (белорусская)
♦ «Всякая работа легка, коли с охотой её делаешь». (украинская)
- Прочитайте пословицы способом «птичий базар»; (читают вслух)
- О чем эти пословицы? (о труде)
Работа в группах.
- Выберите пословицу, над которой будете работать. (группы выбирают)
- Подумайте вместе, как объяснить пословицу. (каждая группа работает над одной пословицей)
- Прочитайте вслух и объясните смысл. (дети называют и объясняют пословицу)
- Чему учат эти пословицы? (как относиться к работе)
- Скажите, как надо трудиться? (предполагаемые ответы: с радостью, в полную силу, не спеша)
- Запомните эти выводы. Они помогут нам сегодня на уроке.
- Прочитайте пословицы выразительно: 1- с замедлением, 2- с укором, 3- на украинском языке.
Ш. Определение темы и цели урока.
1. Определение темы.
- На прошлом уроке мы познакомились с рассказом. Как он называется?
- Определите тему урока.
- Сегодня у нас заключительный урок над этим рассказом.
2. Мотивация на работу.
- Дома вы рисовали цветок из рассказа. (рисунки на доске)
-Рассмотрите рисунки. Все цветы получились разные. Почему? (автор не дает описания, считая главным не внешний вид цветка)
3. Формулировка цели урока:
- Как вы думаете, над чем будем работать?
- Мы должны понять замысел автора, найти в рассказе ответ, что же является самым удивительным чудом на земле, выяснить, о каком именно цветке идет речь.
- Известный писатель из Абхазии Фазиль Искандер говорил: «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых».
- Будем стремиться быть культурными людьми и учиться понимать прочитанное.
IV. Актуализация знаний.
- Повторим, что известно о рассказе.
1.Работа над кроссвордом.
♦ Название рассказа;
♦ Как зовут деда?
♦ Имя внука.
♦ Фамилия автора.
(дети выходят к доске и записывают ответы)
2.Рассказ о личности писателя. (на доске портрет А.Платонова)
- Мы говорили, что Андрей Платонов – необыкновенный писатель. Своими произведениями он учит читателей быть добрыми и деятельными в жизни. Жизнь человеку дается одна, и книги, как считал Платонов, тоже следует писать - каждую, как единственную.
- Послушаем, что ещё ребята узнали об авторе - Андрее Платонове.
Выступление учащихся.
♦ Андрей Платонович Платонов (Климентов) родился 28 августа 1899 года недалеко от города Воронежа в рабочей семье. Отец его, Платон Фирсович, – был машинистом паровоза, а мать – дочь «часового мастера». В семье было 11 детей, Андрей – самый старший.
♦ Учился в церковно-приходской школе, а затем в железнодорожном техникуме. Как самый старший из детей в семье, чтобы помочь родителям, начал работать с 14 лет. Сменил много специальностей. От отца унаследовал любовь к технике и «потной работе».
♦ Еще подростком начал писать стихи, рассказы, которые печатались в газетах и журналах. Его герои – люди труда, а природа и человек одно целое. В 40 лет появились рассказы для детей. В сборник «Июльская гроза» вошли: «Еще мама», «Сухой хлеб», «Железная старуха», «Неизвестный цветок», «Цветок на земле».
♦ Во время Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». До конца жизни Андрей Платонов не переставал работать: писал сценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки.
♦ В Воронеже, установлен памятник удивительному писателю Андрею Платонову.
Социализация.
- Каким человеком предстает перед нами писатель Андрей Платонов?
- Такими же он хочет видеть своих читателей.
V. Основной этап. Работа над текстом.
1. Выборочное чтение. Коллективная работа.
- Обратимся к рассказу. «Поговорим» с текстом.
- Откройте учебник. ( стр.129)
- Почему Афоне «стало скучно жить на свете»? Прочитайте.
- Кем всю свою жизнь трудился дед Тит? Докажите словами из текста.
- Зачем Афоня будил деда? О чем он хотел узнать? (что главное)
- Послушаем разговор Афони и деда. (инсценировка отрывка стр.132)
- Что удивительное рассказал дед? Прочитайте эпизоды, в которых он рассказывает внуку о цветке.
- Как вы думаете, о чем задумался внук «среди трав и цветов»?
- Понял ли Афоня, что главное? Докажите словами из текста. (Афоня понял, что жизнь бессмертна: цветок дает семена, а человек остается в своих детях, в своих делах)
-В рассказе есть слова: «дед кротко улыбнулся, и погладил головку внука, и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чем подумал дед?
VI. Физкультминутка.
1.«Цветок» (дети встают и выполняют движения)
«Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки,
Головками качают,
Тихо засыпают».
2.Аутотренинг - релаксация
Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»
(звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
«Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.
Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли».
(мальчик и девочка исполняют вальс)
VII. Продолжение работы над текстом.
1.Характеристика Афони. Самостоятельная работа в группах с последующим коллективным обсуждением.
- Как вы думаете, кто главный герой рассказа?
- Давайте составим характеристику Афони. Вспомним план.
1. Имя героя. Социальное положение.
2. Внешность.
3. Действия и поступки, совершаемые героем.
4. Характер героя
5. Отношение автора к герою.
6. Ваше отношение к герою.
- Работать будете в группах. (группы получают листки с заданием)
Дети работают.
Проверка выполнения задания в группах.
1.Афоня жил в деревне с дедом и матерью. Отец воевал.
2.Есть ли в тексте описание внешности Афони? Почему нет?
-Каким представляете Афоню?
3.Перечислите действия, поступки.
-Как они менялись в рассказе?
4.Какой характер у мальчика? Как он менялся на протяжении рассказа? (карточка «слова-подсказки»)
5.Отношение автора. (симпатия, «маленький Афоня», «добрый внук») (коллективная работа)
6.Ваше отношение к герою.
- Нравится ли вам Афоня? За какие качества вы стали бы с ним дружить?
2. Социализация. Составление образа героя.
- Давайте ещё раз назовём, какой Афоня:
добрый, внимательный, понятливый, заботливый, упорный, настойчивый, любознательный.
VIII. Творческая работа.
1. Работа над эпиграфом. (фронтально)
- К рассказу подобран эпиграф – слова писателя В. Солоухина
Учитель читает: «Детство, как почва, в которую падают семена… Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – злым чертополохом». (Владимир Солоухин)
- Какое слово нужно объяснить?
Работа со словарем.
Ученик находит и читает значение слова: «Чертополох - сорное колючее растение».
- Про какого человека можно сказать, что он похож на «злой чертополох»?
- Объясните, как понимаете эпиграф? (Характер формируется с детства)
2. Проблемный диалог.
- Обсудите в группах: «Каким вырастет Афоня»?
Социализация: Афоня вырастет настоящим человеком, у него крепкие здоровые корни. Афоня, как цветок от солнца, зарядился от деда любовью к земле, работе, жизни.)
IX. Работа над идеей художественного произведения.
- Сегодня мы ещё раз перечитывали рассказ Андрея Платонова.
- Как вы поняли, что же является самым удивительным чудом на земле? (жизнь)
- Почему рассказ назван именно так - «Цветок на земле»? (Цветок – символ жизни)
«Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры».
- Какой же цветок имел ввиду А.Платонов? (дети высказываются)
(Цветок – растение, которое тянется к солнцу, к жизни;
Цветок – ребенок, который тянется к жизни, знаниям.)
- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.
- Что автор хотел, сказать своим маленьким читателям?
(Жизнь человека - есть напряженный труд души и тела во имя будущих поколений.)
- Для Платонова «жизнь не есть стремление к удовольствиям, а трудное и радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души».
- Как же надо трудиться? Вспомните, чему научили пословицы разных народов.
(предполагаемые ответы: с душой, в полную силу, с радостью…)
X. Рефлексия.
1. Создание синквейна «Цветок ». (индивидуальная работа на листках)
(зачитываются вслух)
2. Фронтальный опрос.
- Можем ли сказать, что рассказ нужен и сегодня?
- Чему научил рассказ?
- Захотелось ли вам что-то изменить в себе?
XI. Итог урока.
- Говорят, «человек умирает второй раз, когда умирает память о нем».
- Свой литературный псевдоним Андрей Климентов (Платонов) создал в память об отце Платоне Фирсовиче, которого любил и уважал за трудолюбие.
- Почему мы помним Андрея Платонова? (выставка книг)
- Вы готовили небольшие работы «Мои корни», о своих родных и их добрых делах (дети представляют эссе)
- Скажите, как же надо стараться жить, чтобы тебя не забыли? (оставить добрый хороший след).
- Я желаю вам расти именно такими людьми и не забывать уроков Андрея Платонова.
XII. Оценка работы учащихся.
- Как вы работали? (самооценка детей)
- Выставление отметок.
XIII. Домашнее задание:
- Восстановить деформированный план. ( раздается детям на листках)
- Подготовить краткий пересказ.
Благодарю за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самое великое чудо на свете
Презентация к уроку о появлении письменности....
Самое великое чудо на свете
Презентация к уроку о появлении письменности....
Самое великое чудо на свете.
Презентация к уроку литературное чтение 2 класс по учебнику Климановой...
Вода – самое большое чудо на земле!
Вода – самое большое чудо на земле!...
"Самое удивительное вещество на Земле"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Самое удивительное вещество на Земле""...
Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Самое удивительное чудо на свете. Сказки." 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Самое удивительное чудо на свете. Сказки." 1 класс...
презентация Самые удивительные растения земли
презентация Самые удивительные растения земли...