Разнообразие животных
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Саитбаталова Светлана Владимировна

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "разнообразие животных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

НА ТЕМУ:

« РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ»

В 3 КЛАССЕ

Составила: учитель высшей категории

 Саитбаталова С.В.

       3 класс  3  четверть    1 часть  с. 89

       ТЕМА: Разнообразие животных.

       ЦЕЛИ:            

познакомить учащихся с классификацией животных;

выявить отличительные групповые признаки;

      ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;

Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;

Развивать умение детей работать с текстом;

Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

Развитие познавательной активности;

Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;

Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;

развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;

Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;

Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;

Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

                 ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Тесты для индивидуальной работы по уровням-3 (дифференцированная работа); 2. карточки к загадкам

ПЛАН ПО ВРЕМЕНИ:

                                 1.Организационный момент – 1 мин.

                                 2. Проверка домашнего задания – 8 мин.

                                 3.Введение в тему урока – 8 мин.

                                 4.Работа по теме урока – 12 мин.

                                    1) работа в парах (дикие и домашние животные)

                                    2) работа в группах – исследовательская работа  

                                       (позвоночные животные)

                                 5.Физкультминутка -2мин.

                                 6.Продолжение работы по теме – 6 мин.

                                    (беспозвоночные животные)

                                 7.Закрепление - 5 мин.

                                        1)работа по учебнику

                                        2) работа в тетрадях

                                 8.Итог урока -1мин.

                                 9. Рефлексия -1 мин

                                 10.Домашнее задание – 1 мин.

       1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ(2 мин)

Проверка готовности ребёнка к уроку.

Ребята, готовы вы к уроку? (Да)

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у нас.

       2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (8 мин)

1) Рассказ о погоде по плану: 1. Число

                                              2. Месяц

                                              3. Время года

                                              4. Температура

                                              5. Солнце

                                              6. Продолжительность дня

                                              7. Небо (облачность)

                                              8. Осадки

                                              9.Водоемы

                                              10. Ветер

2)Индивидуальная работа – тесты – 3 ученика

3) Фронтальный опрос по изученной теме.

             - Какую роль играют растения в жизни людей?

             - Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

             - Назови несколько растений, нуждающихся в охране.

             -Что делают люди для охраны растений?

             - Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?

             - Растения относятся к какой природе? (к живой)

             - Как называется наука, которая изучает растения? (ботаника)

3. Введение в тему урока(8 мин)

- Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадки:

1. Живёт спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет: (Черепаха)

2. Скачет зверушка:

 Не рот - а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это? (Лягушка)

3. Красногрудый, чернокрылый.

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

он появится опять. (Снегирь)

4.Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

И поделится медком. (Пчела.)

5.В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется…(медведь.)

6. У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)

- Как сказать одним словом, кто это? (животные)

- К какой природе они относятся? (к живой)

- Как называется наука о животных? (зоология)

Зоо – животные, логос – наука.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Сегодня мы с вами будем говорить о разнообразии животных. Вы узнаете, на какие же группы зоологи делят царство животных.

4. Работа по  теме урока (12 мин)

Работа в парах. (На каждой парте карточки с названиями животных).

Задание: зачеркните лишнее слово.

Проверка: Почему?

- На какие группы делятся животные? (домашние и дикие).

- Но это вы и со 2 –го класса знаете, но вы выросли и пора узнать более расширенную информацию.

Я вам предлагаю провести исследование и определить, на какие еще группы делятся животные.

2)Групповая работа. (Карточки)

-У вас на парте в каждой группе есть конверт, в который вложены иллюстрации животных.

-Ребята, я предлагаю вам найти общие признаки этих животных и определить, к какой группе позвоночных они относятся.

-Помните, работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.

-Вашим помощником будет учебник на с. 91-92.

На доске:    ПЛАН:

Рассмотрите иллюстрации.

Определите, какой общий признак у этих животных.

При помощи учебника, узнайте, как называется эта группа животных.

Подготовьте рассказ о своей группе животных.

Выступление групп.

Актуализация знаний.

Представители групп выходят к доске, прикрепляют на доску картинки животных, рассказывают, как называется данная группа, о её особенностях.

После рассказа каждого ребёнка на доске появляется группа животных.

1 группа. Птицы – это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями.

Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.

2 группа. Звери – это животные чье тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади – 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи.

3 группа. Пресмыкающиеся – это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.

4 группа. Рыбы – это животные, чье тело покрыто чешуей, имеют «обтекаемую» форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.

5 группа. Земноводные – это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твердого панциря, защищает их только окраска.

- Все эти группы объединяются в одну большую – ПОЗВОНОЧНЫЕ.

- Почему их так назвали?

- Да, это животные, которые имеют костный скелет. Основой их скелета является позвоночный столб.

5. Физминутка.

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке,

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашкою дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

6.Продолжение. Знакомство с беспозвоночными.

1)Работа по учебнику.

- Найдите в учебнике, какие еще группы мы не назвали?

Черви

Моллюски

Иглокожие

Раки

Паукообразные

Насекомые.

- Это животные – БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ.

- Как вы думаете. Почему их так называют? (Не имеют позвоночник.)

- Чем отличаются насекомые от паукообразных?

- Прочитайте в учебнике с. 91.

7. Закрепление.

1) Работа в тетради.

2) Отгадайте животное по описанию и определите, к какой группе относится.

а) У этих животных имеется твердый прочный панцирь, служащий защитой от внешних условий и врагов. (Черепаха – пресмыкающиеся)

б) Широко распространённые обитатели пресных вод. Обладают хорошо развитой спирально закрученной в 4—5 оборотов раковиной. (Прудовик - моллюски)

в) Тело её полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая. Грудной щит её чёрный с беловатым пятном в переднем углу; красные надкрылья с 7 чёрными точками. Питается тлей и паутинными клещами и потому полезен. (Божья коровка – насекомые)

г) Главным орудием труда и самообороны служат ему клешни. Без них ему никуда, своими цепкими клешнями он добывает себе пищу, и отбивается от посягнувших. (рак - ракообразные)

д) У неё длинная сплющенная голова, огромный рот с множеством мелких и крупных зубов. Тело имеет цилиндрическую форму и покрыто мелкой чешуей и слизью. Плавники смещены в заднюю часть тела. Глаза расположены в верхней части головы. Бока могут быть серо–зелеными или серо–бурыми, спина обычно черная, брюхо белесоватое. Хищная. (Щука – рыбы)

е) Окрас у этих животных колеблется в зависимости от возраста: молодые обычно пятнистые, взрослые – одноцветные, темного тона, с изредка встречающимися светлыми пятнами. Самцы носят рога на несколько ветвей в зависимости от возраста. Сброс рогов у самцов начинается еще зимой, в феврале, и продолжается по апрель месяц. Новые рога вырастают летом (в июне-июле) и костенеют к завершению августа. (Олень – млекопитающие)

ж) Его тело состоит из двух отделов. Передний - головогрудь - представляет собой сросшиеся в единое целое голову и грудь. Из нее растут восемь суставчатых ног. Другой отдел - брюшко. В нем находятся органы пищеварения, а также паутинные железы. (паук – паукообразные)

з) Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. По земле она передвигается чаще всего прыжками. Издаёт стрёкот. (сорока – птицы)

8. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Какое задание показалось трудным?

- Почему?

9. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

1. .Прочитать в учебнике страницы 89 – 95.

2. .Подготовить сообщение о животных.

1 группа. Птицы – это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.

2 группа. Звери – это животные чье тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади – 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи.

3 группа. Пресмыкающиеся – это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.

4 группа. Рыбы – это животные, чье тело покрыто чешуей, имеют «обтекаемую» форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.

5 группа. Земноводные – это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твердого панциря, защищает их только окраска.

1) Рассказ о погоде по плану:

1. Число: 19                                                

 2. Месяц: февраль

 3. Время года: зима

  4. Температура:

  5. Солнце: низко

  6. Продолжительность дня: день меньше ночи

  7. Небо (облачность: ясно или пасмурно)

   8. Осадки (снег)

  9.Водоемы: замерзли

  10. Ветер

1 уровень

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника.

б) астрономия.

в) почвоведение.

2. Что относится к хвойным растениям?

а) липа.

б) сосна.

в) одуванчик.

3. Что содержит плод растения?

а) цветок.

б) семена.

в) стебель.

4. Орган растения, который находится в почве?

а) цветок.

б) лист.

в) стебель.

г) корень.

5. Какие растения относятся к жителям воды?

а) лишайники

б) водоросли

в) папоротники

2 уровень

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника.

б) астрономия.

в) почвоведение.

2. Что относится к хвойным растениям?

а) липа.

б) сосна.

в) одуванчик.

3. Что содержит плод растения?

а) цветок.

б) семена.

в) стебель.

4. Орган растения, который находится в почве?

а) цветок.

б) лист.

в) стебель.

г) корень.

5. Какие растения относятся к жителям воды?

а) лишайники

б) водоросли

в) папоротники

6. Какое растение имеет только стебли и листья?

а) мох

б) смородина

в) горох

3 уровень

1. Как называется наука о растениях?

а) ботаника.

б) астрономия.

в) почвоведение.

2. Что относится к хвойным растениям?

а) липа.

б) сосна.

в) одуванчик.

3. Что содержит плод растения?

а) цветок.

б) семена.

в) стебель.

4. Орган растения, который находится в почве?

а) цветок.

б) лист.

в) стебель.

г) корень.

5. Какие растения относятся к жителям воды?

а) лишайники

б) водоросли

в) папоротники

6. Какое растение имеет только стебли и листья?

а) мох

б) смородина

в) горох

7. Впиши пропущенные слова

Корни растений дышат _____, который содержится в почве. Они всасывают из почвы_____ и растворённые в ней_______


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зоология – наука о животных

Слайд 5

Признаки группы: Тело покрыто перьями.

Слайд 7

Признаки группы: Тело покрыто шерстью; Детёнышей кормят молоком.

Слайд 9

Признаки группы: Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем.

Слайд 11

Признаки группы: Живут в воде; Тело покрыто чешуёй; Передвигаются при помощи плавников; Дышат жабрами.

Слайд 13

Признаки группы: Часть жизни проводят на суше, часть – в воде; Кожа голая, нежная.

Слайд 14

ФИЗМИНУТКА . На болоте две лягушки, две зеленые подружки, . Утром рано умывались, полотенцем растирались, . Ручками хлопали, ножками топали, . Вправо влево наклонялись и обратно возвращались, . Вот здоровья в чем секрет .Всем друзьям «Физкульт -привет!»

Слайд 15

Черви

Слайд 18

актиния морская звезда коралл

Слайд 19

Признаки группы: Имеются иголки .

Слайд 20

Ракообразные

Слайд 21

Признаки группы: Тело покрыто панцирем; Имеется две клешни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"

Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...

Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"

На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....

Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».

Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...