Разнообразие животных
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "разнообразие животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_raznoobrazie_zhivotnyh.docx | 43.53 КБ |
raznoobrazie_zhivotnyh_3_klass-chast1.ppt | 1.72 МБ |
raznoobrazie_zhivotnyh_3_klass-chast2.ppt | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
НА ТЕМУ:
« РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ»
В 3 КЛАССЕ
Составила: учитель высшей категории
Саитбаталова С.В.
3 класс 3 четверть 1 часть с. 89
ТЕМА: Разнообразие животных.
ЦЕЛИ:
познакомить учащихся с классификацией животных;
выявить отличительные групповые признаки;
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;
Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
Развивать умение детей работать с текстом;
Расширение кругозора учащихся.
Развивающие:
Развитие познавательной активности;
Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.
Воспитательные:
Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Тесты для индивидуальной работы по уровням-3 (дифференцированная работа); 2. карточки к загадкам
ПЛАН ПО ВРЕМЕНИ:
1.Организационный момент – 1 мин.
2. Проверка домашнего задания – 8 мин.
3.Введение в тему урока – 8 мин.
4.Работа по теме урока – 12 мин.
1) работа в парах (дикие и домашние животные)
2) работа в группах – исследовательская работа
(позвоночные животные)
5.Физкультминутка -2мин.
6.Продолжение работы по теме – 6 мин.
(беспозвоночные животные)
7.Закрепление - 5 мин.
1)работа по учебнику
2) работа в тетрадях
8.Итог урока -1мин.
9. Рефлексия -1 мин
10.Домашнее задание – 1 мин.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ(2 мин)
Проверка готовности ребёнка к уроку.
Ребята, готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (8 мин)
1) Рассказ о погоде по плану: 1. Число
2. Месяц
3. Время года
4. Температура
5. Солнце
6. Продолжительность дня
7. Небо (облачность)
8. Осадки
9.Водоемы
10. Ветер
2)Индивидуальная работа – тесты – 3 ученика
3) Фронтальный опрос по изученной теме.
- Какую роль играют растения в жизни людей?
- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
- Назови несколько растений, нуждающихся в охране.
-Что делают люди для охраны растений?
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?
- Растения относятся к какой природе? (к живой)
- Как называется наука, которая изучает растения? (ботаника)
3. Введение в тему урока(8 мин)
- Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадки:
1. Живёт спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет: (Черепаха)
2. Скачет зверушка:
Не рот - а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Кто это? (Лягушка)
3. Красногрудый, чернокрылый.
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. (Снегирь)
4.Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
И поделится медком. (Пчела.)
5.В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется…(медведь.)
6. У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
- Как сказать одним словом, кто это? (животные)
- К какой природе они относятся? (к живой)
- Как называется наука о животных? (зоология)
Зоо – животные, логос – наука.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня мы с вами будем говорить о разнообразии животных. Вы узнаете, на какие же группы зоологи делят царство животных.
4. Работа по теме урока (12 мин)
Работа в парах. (На каждой парте карточки с названиями животных).
Задание: зачеркните лишнее слово.
Проверка: Почему?
- На какие группы делятся животные? (домашние и дикие).
- Но это вы и со 2 –го класса знаете, но вы выросли и пора узнать более расширенную информацию.
Я вам предлагаю провести исследование и определить, на какие еще группы делятся животные.
2)Групповая работа. (Карточки)
-У вас на парте в каждой группе есть конверт, в который вложены иллюстрации животных.
-Ребята, я предлагаю вам найти общие признаки этих животных и определить, к какой группе позвоночных они относятся.
-Помните, работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.
-Вашим помощником будет учебник на с. 91-92.
На доске: ПЛАН:
Рассмотрите иллюстрации.
Определите, какой общий признак у этих животных.
При помощи учебника, узнайте, как называется эта группа животных.
Подготовьте рассказ о своей группе животных.
Выступление групп.
Актуализация знаний.
Представители групп выходят к доске, прикрепляют на доску картинки животных, рассказывают, как называется данная группа, о её особенностях.
После рассказа каждого ребёнка на доске появляется группа животных.
1 группа. Птицы – это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями.
Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.
2 группа. Звери – это животные чье тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади – 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи.
3 группа. Пресмыкающиеся – это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.
4 группа. Рыбы – это животные, чье тело покрыто чешуей, имеют «обтекаемую» форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.
5 группа. Земноводные – это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твердого панциря, защищает их только окраска.
- Все эти группы объединяются в одну большую – ПОЗВОНОЧНЫЕ.
- Почему их так назвали?
- Да, это животные, которые имеют костный скелет. Основой их скелета является позвоночный столб.
5. Физминутка.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашкою дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
6.Продолжение. Знакомство с беспозвоночными.
1)Работа по учебнику.
- Найдите в учебнике, какие еще группы мы не назвали?
Черви
Моллюски
Иглокожие
Раки
Паукообразные
Насекомые.
- Это животные – БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ.
- Как вы думаете. Почему их так называют? (Не имеют позвоночник.)
- Чем отличаются насекомые от паукообразных?
- Прочитайте в учебнике с. 91.
7. Закрепление.
1) Работа в тетради.
2) Отгадайте животное по описанию и определите, к какой группе относится.
а) У этих животных имеется твердый прочный панцирь, служащий защитой от внешних условий и врагов. (Черепаха – пресмыкающиеся)
б) Широко распространённые обитатели пресных вод. Обладают хорошо развитой спирально закрученной в 4—5 оборотов раковиной. (Прудовик - моллюски)
в) Тело её полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая. Грудной щит её чёрный с беловатым пятном в переднем углу; красные надкрылья с 7 чёрными точками. Питается тлей и паутинными клещами и потому полезен. (Божья коровка – насекомые)
г) Главным орудием труда и самообороны служат ему клешни. Без них ему никуда, своими цепкими клешнями он добывает себе пищу, и отбивается от посягнувших. (рак - ракообразные)
д) У неё длинная сплющенная голова, огромный рот с множеством мелких и крупных зубов. Тело имеет цилиндрическую форму и покрыто мелкой чешуей и слизью. Плавники смещены в заднюю часть тела. Глаза расположены в верхней части головы. Бока могут быть серо–зелеными или серо–бурыми, спина обычно черная, брюхо белесоватое. Хищная. (Щука – рыбы)
е) Окрас у этих животных колеблется в зависимости от возраста: молодые обычно пятнистые, взрослые – одноцветные, темного тона, с изредка встречающимися светлыми пятнами. Самцы носят рога на несколько ветвей в зависимости от возраста. Сброс рогов у самцов начинается еще зимой, в феврале, и продолжается по апрель месяц. Новые рога вырастают летом (в июне-июле) и костенеют к завершению августа. (Олень – млекопитающие)
ж) Его тело состоит из двух отделов. Передний - головогрудь - представляет собой сросшиеся в единое целое голову и грудь. Из нее растут восемь суставчатых ног. Другой отдел - брюшко. В нем находятся органы пищеварения, а также паутинные железы. (паук – паукообразные)
з) Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. По земле она передвигается чаще всего прыжками. Издаёт стрёкот. (сорока – птицы)
8. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Какое задание показалось трудным?
- Почему?
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
1. .Прочитать в учебнике страницы 89 – 95.
2. .Подготовить сообщение о животных.
1 группа. Птицы – это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.
2 группа. Звери – это животные чье тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание, однако степень развития каждого из этих чувств у различных животных не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, например, кошки различают 6 цветов, а лошади – 4. У хищников хорошо развито обоняние, а киты и дельфины не различают почти совсем запахи.
3 группа. Пресмыкающиеся – это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от высыхания. Пресмыкающиеся хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.
4 группа. Рыбы – это животные, чье тело покрыто чешуей, имеют «обтекаемую» форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.
5 группа. Земноводные – это животные, которые могут жить как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твердого панциря, защищает их только окраска.
1) Рассказ о погоде по плану:
1. Число: 19
2. Месяц: февраль
3. Время года: зима
4. Температура:
5. Солнце: низко
6. Продолжительность дня: день меньше ночи
7. Небо (облачность: ясно или пасмурно)
8. Осадки (снег)
9.Водоемы: замерзли
10. Ветер
1 уровень
1. Как называется наука о растениях?
а) ботаника.
б) астрономия.
в) почвоведение.
2. Что относится к хвойным растениям?
а) липа.
б) сосна.
в) одуванчик.
3. Что содержит плод растения?
а) цветок.
б) семена.
в) стебель.
4. Орган растения, который находится в почве?
а) цветок.
б) лист.
в) стебель.
г) корень.
5. Какие растения относятся к жителям воды?
а) лишайники
б) водоросли
в) папоротники
2 уровень
1. Как называется наука о растениях?
а) ботаника.
б) астрономия.
в) почвоведение.
2. Что относится к хвойным растениям?
а) липа.
б) сосна.
в) одуванчик.
3. Что содержит плод растения?
а) цветок.
б) семена.
в) стебель.
4. Орган растения, который находится в почве?
а) цветок.
б) лист.
в) стебель.
г) корень.
5. Какие растения относятся к жителям воды?
а) лишайники
б) водоросли
в) папоротники
6. Какое растение имеет только стебли и листья?
а) мох
б) смородина
в) горох
3 уровень
1. Как называется наука о растениях?
а) ботаника.
б) астрономия.
в) почвоведение.
2. Что относится к хвойным растениям?
а) липа.
б) сосна.
в) одуванчик.
3. Что содержит плод растения?
а) цветок.
б) семена.
в) стебель.
4. Орган растения, который находится в почве?
а) цветок.
б) лист.
в) стебель.
г) корень.
5. Какие растения относятся к жителям воды?
а) лишайники
б) водоросли
в) папоротники
6. Какое растение имеет только стебли и листья?
а) мох
б) смородина
в) горох
7. Впиши пропущенные слова
Корни растений дышат _____, который содержится в почве. Они всасывают из почвы_____ и растворённые в ней_______
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Признаки группы: Тело покрыто перьями.
Признаки группы: Тело покрыто шерстью; Детёнышей кормят молоком.
Признаки группы: Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем.
Признаки группы: Живут в воде; Тело покрыто чешуёй; Передвигаются при помощи плавников; Дышат жабрами.
Признаки группы: Часть жизни проводят на суше, часть – в воде; Кожа голая, нежная.
ФИЗМИНУТКА . На болоте две лягушки, две зеленые подружки, . Утром рано умывались, полотенцем растирались, . Ручками хлопали, ножками топали, . Вправо влево наклонялись и обратно возвращались, . Вот здоровья в чем секрет .Всем друзьям «Физкульт -привет!»
Черви
актиния морская звезда коралл
Признаки группы: Имеются иголки .
Ракообразные
Признаки группы: Тело покрыто панцирем; Имеется две клешни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных"
Урок окружающего мира в 3 классе "Разнообразие животных" УМК 2Начальная школа ХХ1 века"...
Конспект урока "Разнообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные"
На данном уроке происходит знакомство учащихся с домашними и дикими животными, которые обитают на территории нашего края....
Тема «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Конспект урока по кубановедению 3 класс «Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных».
Формирование знаний о разнообразии животного мира Краснодарского края;- формирование представления о ценности для человека мира животных;- углубление знаний о Красной книге Кубани;- воспитание бережно...
Разнообразие животных. Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края».
Урок окружающий мир...
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»
Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...