Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Рабочая программа разработана на основе
-примерной программы по окружающему миру;
-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС п.19.5)
и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 53.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
«Принято» «Утверждаю»
руководитель ШМО: директор школы:
_______ /Л.В.Корольчук/ __________/В.М.Марчук/
протокол № 1 . от 30 августа 2011
от 29 августа 2011г
Рабочая учебная программа
по предмету
«Окружающий мир»
для начальных классов общеобразовательных школ
УМК «Перспектива»
Составители:
Бутарева Ольга Александровна,
учитель начальных классов;
Ванина Ольга Александровна,
учитель начальных классов
г. Кемерово
2011
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………..3-4
2. Общая характеристика учебного предмета………………………………………...4
3. Описание места учебного предмета в учебном плане……………………………..4
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………………………….4-7
6. Содержание учебного предмета…………………………………………………….7-9
7. Календарно-тематическое планирование…………………………………………..9-15
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по окружающему миру разработана на основе
-примерной программы по окружающему миру;
-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5);
и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе, культуре и истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Основные принципы распределения материала:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебных недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускник научится:
— узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
— узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и главный город;
— различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
— проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты;
— использовать различные справочные издания (словарь, атлас карт, компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
— использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
— обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
— определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
— оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
— понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
— использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
— готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
— осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
— пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
— выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
— осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
— ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
— наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
— проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
— определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета
В программу включён региональный компонент – 15%.
1 класс
Раздел 1. Мы и наш мир (11 ч)
Что такое окружающий мир. Природа. Р/к Неживая и живая природа Кемеровской области. Культура. Природа в творчестве человека. Мы — люди. Как мы общаемся с миром. Люди — творцы культуры.
Раздел 2. Наш класс в школе (13 ч)
Р/к Наш класс в школе. Мы — дружный класс. Учитель — наставник и друг. Р/к Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Р/к Что растёт у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто ещё у нас живёт? Какие бывают животные. Делу — время. Книга — наставник и друг. Потехе — час.
Раздел 3. Наш дом и семья (15 ч)
Мы в семье. Р/к Моя семья — часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Р/к Комнатные растения у нас дома. Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.
Раздел 4. Город и село (15 ч)
Мы в городе, селе. Р/к Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей! Р/к Мы помним наших земляков. Все профессии важны.
Раздел 5. Родная страна (8 ч)
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Мы — семья народов России. Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.
Раздел 6. Человек и окружающий мир (4 ч)
Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени — свой плод. Я — часть мира.
2 класс
Раздел 1. Вселенная, время и календарь (17ч)
Мы – союз народов России. Р/к Мы – жители Вселенной. Наш космический корабль – Земля. Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года. Погода. Календарь – хранитель времени, страж памяти. Р/к Красные дни календаря. Народный календарь. Экологический календарь.
Раздел 2. Осень (19 ч)
Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Р/к Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Звёздное небо осенью. Трава у нашего дома. Старинная женская работа. Деревья и кустарники осенью. Р/к Чудесные цветники осенью. Грибы. Шестиногие и восьминогие. Птичьи секреты. Как разные животные готовятся к зиме. Невидимые нити в осеннем лесу. Р/к Осенний труд. Будь здоров! Охрана природы осенью.
Раздел 3. Зима (16 ч)
Зимние месяцы. Зима – время науки и сказок. Зима в неживой природе. Звёздное небо зимой. Зима в мире растений. Р/к Зимние праздники. Растения в домашней аптечке. Р/к Зимняя жизнь птиц и зверей. Невидимые нити в зимнем лесу. В феврале зима с весной встречается впервой. Зимний труд. Будь здоров! Охрана природы зимой.
Раздел 4. Весна и лето (16 ч)
Весенние месяцы. Весна в неживой природе. Весна – утро года. Звёздное небо весной. Весеннее пробуждение растений. Р/к Чудесные цветники весной. Весна в мире насекомых. Весна в мире птиц и зверей. Невидимые нити в весеннем лесу. Весенний труд. Старинные весенние праздники. Будь здоров! Охрана природы весной. Лето красное. Летние праздники и труд.
3 класс
Раздел 1. Радость познания (14 ч)
Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга - источник знаний. Отправимся на экскурсию. Р/к О чем расскажет план. План города. Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаем мир. Транспорт. Средства информации и связи.
Раздел 2. Мир как дом (22 ч)
Р/к Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит все. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Р/к Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли. Чудо под ногами. Мир растений. Р/к Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Животные в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов и насекомых. Водоем – дом из воды. Как сохранить богатства природы. Охрана природы в культуре народов России и мира.
Раздел 3. Дом как мир (23 ч)
Р/к Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Р/к Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом невелик, а стоять не велит. Р/к Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину.
Раздел 4. В поисках всемирного наследия (9 ч)
Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Р/к
Всемирные духовные сокровища.
4 класс
Раздел 1. Мы — граждане единого Отечества (13 ч)
Общество - это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребенка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Р/к Сокровища России и их хранители. Творческий союз.
Раздел 2. По родным просторам (22 ч)
Карта - наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Р/к Наши реки. Реки Кемеровской области. Р/к Озёра - краса Земли. Озёра Кемеровской области. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У тёплого моря. Р/к Мы - дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. Р/к По страницам Красной книги Кемеровской области. По заповедникам и национальным паркам.
Раздел 3. Путешествие по Реке времени (27 ч)
В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по страницам летописи. Р/к Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва - преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь - Отечеству, честь - никому!» Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Р/к Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!» Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой…» После Великой войны. Р/к Достижения 1950—1970-х годов.
Раздел 4. Мы строим будущее России (6 ч)
Современная Россия. «Хороша честь, когда есть, что есть». Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№п/п | дата | Наименование разделов и тем |
Раздел 1. Мы и наш мир (11 ч) | ||
1 | Что такое окружающий мир. | |
2 | Природа. | |
3 | Природа | |
4 | Р/к Неживая и живая природа. | |
5 | Неживая и живая природа. | |
6 | Культура. | |
7 | Природа в творчестве человека. | |
8 | Мы — люди. | |
9 | Как мы общаемся с миром. | |
10 | Как мы общаемся с миром. | |
11 | Люди — творцы культуры. | |
Раздел 2. Наш класс в школе (13 ч) | ||
12 | Р/к Наш класс в школе. | |
13 | Мы — дружный класс. | |
14 | Учитель — наставник и друг. | |
15 | Р/к Природа в классе. | |
16 | Как ухаживать за комнатными растениями. | |
17 | Р/к Что растёт у школы. | |
18 | Мир за стеклянным берегом. | |
19 | Кто ещё у нас живёт? | |
20 | Какие бывают животные. | |
21 | Какие бывают животные. | |
22 | Делу — время. | |
23 | Книга — наставник и друг. | |
24 | Потехе — час. | |
Раздел 3. Наш дом и семья (15 ч) | ||
25 | Мы в семье. | |
26 | Р/к Моя семья — часть моего народа. | |
27 | Природа в доме. | |
28 | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. | |
29 | Красивые камни в нашем доме. | |
30 | Р/к Комнатные растения у нас дома. | |
31 | Выйдем в сад. | |
32 | Овощи и фрукты на нашем столе. | |
33 | Про хлеб и кашу, про чай и кофе. | |
34 | Дикорастущие и культурные растения. | |
35 | Собака в нашем доме. | |
36 | Кошка в нашем доме. | |
37 | Дикие и домашние животные. | |
38 | Дикие и домашние животные. | |
39 | С утра до вечера. | |
Раздел 4. Город и село (15 ч) | ||
40 | Мы в городе, селе. | |
41 | Р/к Красота любимого города. | |
42 | Красота любимого города и родного села. | |
43 | Природа в городе. | |
44 | Что растёт в городе. | |
45 | Чудесные цветники. | |
46 | Чудесные цветники. | |
47 | В ботаническом саду. | |
48 | В ботаническом саду. | |
49 | Кто живёт в парке. | |
50 | В зоопарке. | |
51 | В зоопарке. | |
52 | Войдём в музей! | |
53 | Р/к Мы помним наших земляков. | |
54 | Все профессии важны. | |
Раздел 5. Родная страна (8 ч) | ||
55 | Россия — наша Родина. | |
56 | Москва — столица России. | |
57 | Мы — семья народов России. | |
58 | Природа России. | |
59 | Охрана природы. | |
60 | Красная книга России. | |
61 | Красная книга России. | |
62 | Заповедные тропинки. | |
Раздел 6. Человек и окружающий мир (4 ч) | ||
63 | Взгляни на человека! | |
64 | Всему свой черёд. | |
65 | У каждого времени - свой плод. | |
66 | Я - часть мира. | |
Итого: 66 часов |
2 класс
№п/п | дата | Наименование разделов и тем |
Раздел 1. Вселенная, время и календарь (17ч) | ||
1 | Мы – союз народов России. | |
2 | Р/к Мы – жители Вселенной. | |
3 | Мы – жители Вселенной. | |
4 | Наш космический корабль – Земля. | |
5 | Наш космический корабль – Земля. | |
6 | Время. Сутки и неделя. | |
7 | Время. Сутки и неделя. | |
8 | Месяц и год. | |
9 | Времена года. | |
10 | Погода. | |
11 | Календарь – хранитель времени, страж памяти. | |
12 | Календарь – хранитель времени, страж памяти. | |
13 | Красные дни календаря. | |
14 | Народный календарь. | |
15 | Народный календарь. | |
16 | Р/к Экологический календарь Кемеровской области. | |
17 | Экологический календарь. | |
Раздел 2. Осень (19 ч) | ||
18 | Осенние месяцы. | |
19 | Осень в неживой природе. | |
20 | Р/к Народные праздники в пору осеннего равноденствия. | |
21 | Звёздное небо осенью. | |
22 | Трава у нашего дома. | |
23 | Старинная женская работа. | |
24 | Деревья и кустарники осенью. | |
25 | Р/к Чудесные цветники нашего города осенью. | |
26 | Грибы. | |
27 | Шестиногие и восьминогие. | |
28 | Птичьи секреты. | |
29 | Как разные животные готовятся к зиме. | |
30 | Как разные животные готовятся к зиме. | |
31 | Невидимые нити в осеннем лесу. | |
32 | Невидимые нити в осеннем лесу. | |
33 | Р/к Осенний труд. | |
34 | Будь здоров! | |
35 | Охрана природы осенью. | |
36 | Охрана природы осенью. | |
Раздел 3. Зима (16 ч) | ||
37 | Зимние месяцы. | |
38 | Зима – время науки и сказок. | |
39 | Зима в неживой природе. | |
40 | Звёздное небо зимой. | |
41 | Звёздное небо зимой. | |
42 | Зима в мире растений. | |
43 | Р/к Зимние праздники. | |
44 | Растения в домашней аптечке. | |
45 | Р/к Зимняя жизнь птиц и зверей. | |
46 | Зимняя жизнь птиц и зверей. | |
47 | Невидимые нити в зимнем лесу. | |
48 | В феврале зима с весной встречается впервой. | |
49 | Зимний труд. | |
50 | Будь здоров! | |
51 | Охрана природы зимой. | |
52 | Охрана природы зимой. | |
Раздел 4. Весна и лето (16 ч) | ||
53 | Весенние месяцы. | |
54 | Весна в неживой природе. | |
55 | Весна – утро года. | |
56 | Звёздное небо весной. | |
57 | Весеннее пробуждение растений. | |
58 | Р/к Чудесные цветники города весной. | |
59 | Весна в мире насекомых. | |
60 | Весна в мире птиц и зверей. | |
61 | Невидимые нити в весеннем лесу. | |
62 | Весенний труд. | |
63 | Старинные весенние праздники. | |
64 | Будь здоров! | |
65 | Охрана природы весной. | |
66 | Лето красное. | |
67 | Летние праздники и труд. | |
68 | Летние праздники и труд. | |
Итого: 68 часов |
3 класс
№п/п | дата | Наименование разделов и тем |
Раздел 1. Радость познания (14 ч) | ||
1 | Свет знания | |
2 | Как изучают окружающий мир | |
3 | Как изучают окружающий мир | |
4 | Книга - источник знаний | |
5 | Отправимся на экскурсию | |
6 | Р/к О чем расскажет план. План города | |
7 | О чем расскажет план | |
8 | Планета на листе бумаги | |
9 | Страны и народы на политической карте мира | |
10 | Путешествуя, познаем мир | |
11 | Путешествуя, познаем мир | |
12 | Транспорт | |
13 | Средства информации и связи | |
14 | Обобщающий урок по разделу «Радость познания» | |
Раздел 2. Мир как дом (22 ч) | ||
15 | Р/к Мир природы в народном творчестве Кемеровской области | |
16 | Из чего состоит всё | |
17 | Из чего состоит всё | |
18 | Мир небесных тел | |
19 | Невидимое сокровище | |
20 | Самое главное вещество | |
21 | Свойства воды. Круговорот воды в природе | |
22 | Природные стихии в народном творчестве | |
23 | Р/к Кладовые земли Кемеровской области | |
24 | Чудо под ногами | |
25 | Мир растений | |
26 | Р/к Плодородная земля и растения в народном творчестве | |
27 | Мир животных | |
28 | Мир животных | |
29 | Образы животных в народном творчестве | |
30 | Невидимые нити в живой природе | |
31 | Лес - волшебный дворец | |
32 | Луг – царство цветов и насекомых | |
33 | Водоем – дом из воды | |
34 | Как сохранить богатства природы | |
35 | Охрана природы в культуре народов России и мира | |
36 | Обобщающий урок по разделу «Мир как дом» | |
Раздел 3. Дом как мир (23 ч) | ||
37 | Р/к Родной дом – уголок Отчизны | |
38 | Свой дом – свой простор | |
39 | В красном углу сесть – великая честь | |
40 | Побываем в гостях | |
41 | На свет появился – с людьми породнился | |
42 | Р/к Родословное древо | |
43 | Родословное древо | |
44 | Муж и жена – одна душа | |
45 | Святость отцовства и материнства | |
46 | Добрые дети – дому венец | |
47 | Детские игры – школа здоровья | |
48 | Строение тела человека | |
49 | Как работает наш организм | |
50 | Что такое гигиена | |
51 | Наши органы чувств | |
52 | Школа первой помощи | |
53 | Школа первой помощи | |
54 | Здоровью цены нет | |
55 | Дом не велик, а стоять не велит | |
56 | Р/к Семейный бюджет | |
57 | Мудрость старости | |
58 | Путешествие к А. С. Пушкину | |
59 | Обобщающий урок по разделу «Дом как мир» | |
Раздел 4. В поисках Всемирного наследия (9 ч) | ||
60 | Всемирное наследие | |
61 | Московский Кремль | |
62 | Озеро Байкал | |
63 | Путешествие в Египет | |
64 | Путешествие в Грецию | |
65 | Путешествие в Иерусалим | |
66 | Путешествие в Китай | |
67 | Всемирные духовные сокровища | |
68 | Р/к Экскурсия по теме «Всемирные духовные сокровища» | |
Итого: 68 часов |
4 класс
№п/п | дата | Наименование разделов и тем |
Раздел 1. Мы — граждане единого Отечества (13 ч) | ||
1 | Общество — это мы! | |
2 | Российский народ | |
3 | Российский народ | |
4 | Конституция России | |
5 | Права ребенка | |
6 | Государственное устройство России | |
7 | Российский союз равных | |
8 | Государственная граница России | |
9 | Путешествие за границу России | |
10 | Р/к Сокровища России и их хранители | |
11 | Сокровища России и их хранители | |
12 | Творческий союз | |
13 | Творческий союз | |
Раздел 2. По родным просторам (22 ч) | ||
14 | Карта — наш экскурсовод | |
15 | По равнинам и горам | |
16 | В поисках подземных кладовых | |
17 | В поисках подземных кладовых | |
18 | Р/к Наши реки. Реки Кемеровской области | |
19 | Р/к Озёра — краса Земли. Озёра Кемеровской области | |
20 | По морским просторам | |
21 | С севера на юг | |
22 | В ледяной пустыне | |
23 | В ледяной пустыне | |
24 | В холодной тундре | |
25 | Среди лесов | |
26 | В широкой степи | |
27 | В жаркой пустыне | |
28 | У тёплого моря | |
29 | Р/к Мы — дети родной земли | |
30 | Мы — дети родной земли | |
31 | В содружестве с природой | |
32 | Как сберечь природу России | |
33 | Р/к По страницам Красной книги Кемеровской области | |
34 | По заповедникам и национальным паркам | |
35 | По заповедникам и национальным паркам | |
Раздел 3. Путешествие по Реке времени (27 ч) | ||
36 | В путь по Реке времени | |
37 | Путешествуем с археологами | |
38 | Р/к В путь по страницам летописи | |
39 | Истоки Древней Руси | |
40 | Истоки Древней Руси | |
41 | Мудрый выбор | |
42 | Наследница Киевской Руси | |
43 | Москва — преемница Владимира | |
44 | Начало Московского царства. | |
45 | Начало Московского царства. | |
46 | Подвижники Руси и землепроходцы. | |
47 | На пути к единству | |
48 | Начало Российской империи | |
49 | «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» | |
50 | Отечественная война 1812 года | |
51 | Великий путь | |
52 | Золотой век театра и музыки | |
53 | Р/к Расцвет изобразительного искусства и литературы | |
54 | В поисках справедливости | |
55 | Век бед и побед | |
56 | «Вставай, страна огромная!» | |
57 | «Вставай, страна огромная!» | |
58 | Трудовой фронт России | |
59 | «Нет в России семьи такой…» | |
60 | После Великой войны | |
61 | Достижения 1950—1970-х годов | |
62 | Р/к Достижения 1950—1970-х годов | |
Раздел 4. Мы строим будущее России (6 ч) | ||
63 | Современная Россия | |
64 | Современная Россия | |
65 | Хороша честь, когда есть, что есть | |
66 | Умная сила России | |
67 | Светлая душа России | |
68 | Начни с себя! | |
Итого: 68 часов |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
для учителя:
1.Плешаков, А.А., Новицкая, М.Ю. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 класс. [Текст]/ Плешаков: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 2011
2.Плешаков, А.А., Новицкая, М.Ю. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 класс. [Текст]/ Плешаков: Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд. 4-е. М., «Просвещение», 2011
3.Ижевский, П. В., Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]/ Ижевский, П. В.: Методическое пособие. 1, 2,3, 4 класс: пособие для учителя / Под. ред. А. А. Плешакова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.
4.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. [Текст]/ Плешаков: Методическое пособие. 1, 2,3, 4 класс: пособие для учителя / Под. ред. А. А. Плешакова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.
5. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год.
для учащихся:
1.Плешаков А.А., Новицкая, М.Ю. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 класс. [Текст]/ Плешаков: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 2011
2.Плешаков А.А., Новицкая, М.Ю. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 класс. [Текст]/ Плешаков: Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд. 4-е. М., «Просвещение», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...