Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Бутарева Ольга Александровна

Рабочая программа разработана на основе

-примерной программы по окружающему миру;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

-программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС п.19.5)

и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx53.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 37»

«Принято»                                                                                       «Утверждаю»

руководитель ШМО:                                                   директор школы:                                

_______ /Л.В.Корольчук/                                                   __________/В.М.Марчук/                                                                                                                        

протокол № 1                .                                                                от 30 августа 2011

от  29  августа 2011г

        

                                                                                                 

                                

        

Рабочая учебная программа

по предмету

 «Окружающий мир»

для начальных классов общеобразовательных школ

УМК «Перспектива»

                                                                Составители:

                                                Бутарева Ольга Александровна,

                                                                учитель начальных классов;

                                                                        Ванина Ольга Александровна,

                                                                учитель начальных классов

        

                                                

                                                            г. Кемерово

                                                                         2011

Содержание

1. Пояснительная  записка……………………………………………………………..3-4

2. Общая характеристика учебного предмета………………………………………...4

3. Описание места учебного предмета в учебном плане……………………………..4

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………………………….4-7

6. Содержание  учебного предмета…………………………………………………….7-9

7. Календарно-тематическое планирование…………………………………………..9-15

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по окружающему миру разработана на основе

-примерной программы по окружающему миру;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

-программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5);

и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

           Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

           Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

          Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе, культуре и истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

          Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Основные принципы распределения материала:
      — принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
      — принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
      — принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
      — принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
      — принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
      — принцип ценностного подхода.
      

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук.

       В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

            Постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебных недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности  в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования  в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

В результате изучения курса «Окружающий мир»  выпускник научится:
 узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

— узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и главный город;
— различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
— проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты;

— использовать различные справочные издания (словарь, атлас карт, компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
— использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
— обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
— определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

— оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
— понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:
— использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
— готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

— осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
— пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
— выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
— планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
— осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
— ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
— наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
— проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
— определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

                                                   Содержание учебного предмета

В программу включён региональный компонент – 15%.

  1 класс

Раздел 1. Мы и наш мир (11 ч)

Что такое окружающий мир. Природа. Р/к Неживая и живая природа Кемеровской области. Культура. Природа в творчестве человека. Мы — люди. Как мы общаемся с миром. Люди — творцы культуры.

Раздел 2. Наш класс в школе (13 ч)

Р/к Наш класс в школе. Мы — дружный класс. Учитель — наставник и друг. Р/к Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Р/к Что растёт у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто ещё у нас живёт? Какие бывают животные. Делу — время. Книга — наставник и друг. Потехе — час.

Раздел 3. Наш дом и семья (15 ч)

Мы в семье. Р/к Моя семья — часть моего народа. Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Р/к Комнатные растения у нас дома. Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме. Дикие и домашние животные. С утра до вечера.

Раздел 4. Город и село (15 ч)

Мы в городе, селе. Р/к Красота любимого города и родного села. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей! Р/к Мы помним наших земляков. Все профессии важны.

Раздел 5. Родная страна (8 ч)

Россия — наша Родина. Москва — столица России. Мы — семья народов России. Природа России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедные тропинки.

Раздел 6. Человек и окружающий мир (4 ч)

Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени — свой плод. Я — часть мира.

  2 класс

Раздел 1. Вселенная, время и календарь (17ч)

Мы – союз народов России. Р/к Мы – жители Вселенной. Наш космический корабль – Земля. Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года. Погода. Календарь – хранитель времени, страж памяти. Р/к Красные дни календаря. Народный календарь. Экологический календарь.

Раздел 2. Осень (19 ч)

Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Р/к Народные  праздники в пору осеннего равноденствия. Звёздное небо осенью. Трава у нашего дома. Старинная женская работа. Деревья и кустарники осенью. Р/к Чудесные цветники осенью. Грибы. Шестиногие и восьминогие. Птичьи секреты. Как разные животные готовятся к зиме. Невидимые нити в осеннем лесу. Р/к Осенний труд. Будь здоров! Охрана природы осенью.

Раздел 3. Зима (16 ч)

Зимние месяцы. Зима – время науки и сказок. Зима в неживой природе. Звёздное небо зимой. Зима в мире растений. Р/к Зимние праздники. Растения в домашней аптечке. Р/к Зимняя жизнь птиц и зверей. Невидимые нити в зимнем лесу. В феврале зима с весной встречается впервой. Зимний труд. Будь здоров!  Охрана природы зимой.

Раздел 4. Весна и лето (16 ч)

Весенние месяцы. Весна в неживой природе. Весна – утро года. Звёздное небо весной. Весеннее пробуждение растений. Р/к Чудесные цветники весной. Весна в мире насекомых. Весна в мире птиц и зверей. Невидимые нити в весеннем лесу. Весенний труд. Старинные весенние праздники. Будь здоров! Охрана природы весной. Лето красное. Летние праздники и труд.  

         

         3 класс

Раздел 1. Радость познания (14 ч)

Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга - источник знаний. Отправимся на экскурсию. Р/к О чем расскажет план. План города. Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя,  познаем мир. Транспорт. Средства информации и связи.

Раздел 2. Мир как дом (22 ч)

Р/к Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит все. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Р/к Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли. Чудо под ногами. Мир растений. Р/к Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Животные в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов и насекомых. Водоем – дом из воды. Как сохранить богатства природы. Охрана природы в культуре народов России и мира.

Раздел 3. Дом как мир (23 ч)

Р/к Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Р/к Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом невелик, а стоять не велит. Р/к Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину.

Раздел 4. В поисках всемирного наследия (9 ч)

Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Р/к

Всемирные духовные сокровища.

  4 класс

Раздел 1. Мы — граждане единого Отечества (13 ч)

Общество - это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребенка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Р/к Сокровища России и их хранители. Творческий союз.

Раздел 2. По родным просторам (22 ч)

Карта - наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Р/к Наши реки. Реки Кемеровской области. Р/к Озёра - краса Земли. Озёра Кемеровской области. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У тёплого моря. Р/к Мы - дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. Р/к По страницам Красной книги Кемеровской области. По заповедникам и национальным паркам.

Раздел 3. Путешествие по Реке времени (27 ч)

В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по страницам летописи. Р/к Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва - преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь - Отечеству, честь - никому!» Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Р/к Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!» Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой…» После Великой войны. Р/к Достижения 1950—1970-х годов.

Раздел 4. Мы строим будущее России (6 ч)

Современная Россия. «Хороша честь, когда есть, что есть». Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя.

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№п/п

дата

Наименование  разделов  и  тем

Раздел 1. Мы и наш мир (11 ч)

1

Что такое окружающий мир.

2

Природа.

3

Природа

4

Р/к Неживая и живая природа.

5

Неживая и живая природа.

6

Культура.

7

Природа в творчестве человека.

8

Мы — люди.

9

Как мы общаемся с миром.

10

Как мы общаемся с миром.

11

Люди — творцы культуры.

Раздел 2. Наш класс в школе (13 ч)

12

Р/к Наш класс в школе.

13

Мы — дружный класс.

14

Учитель — наставник и друг.

15

Р/к Природа в классе.

16

Как ухаживать за комнатными растениями.

17

Р/к Что растёт у школы.

18

Мир за стеклянным берегом.

19

Кто ещё у нас живёт?

20

Какие бывают животные.

21

Какие бывают животные.

22

Делу — время.

23

Книга — наставник и друг.

24

Потехе — час.

Раздел 3. Наш дом и семья (15 ч)

25

Мы в семье.

26

Р/к Моя семья — часть моего народа.

27

Природа в доме.

28

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.

29

Красивые камни в нашем доме.

30

Р/к Комнатные растения у нас дома.

31

Выйдем в сад.

32

Овощи и фрукты на нашем столе.

33

Про хлеб и кашу, про чай и кофе.

34

Дикорастущие и культурные растения.

35

Собака в нашем доме.

36

Кошка в нашем доме.

37

Дикие и домашние животные.

38

Дикие и домашние животные.

39

С утра до вечера.

Раздел 4. Город и село (15 ч)

40

Мы в городе, селе.

41

Р/к Красота любимого города.

42

Красота любимого города и родного села.

43

Природа в городе.

44

Что растёт в городе.

45

Чудесные цветники.

46

Чудесные цветники.

47

В ботаническом саду.

48

В ботаническом саду.

49

Кто живёт в парке.

50

В зоопарке.

51

В зоопарке.

52

Войдём в музей!

53

Р/к Мы помним наших земляков.

54

Все профессии важны.

Раздел 5. Родная страна (8 ч)

55

Россия — наша Родина.

56

Москва — столица России.

57

Мы — семья народов России.

58

Природа России.

59

Охрана природы.

60

Красная книга России.

61

Красная книга России.

62

Заповедные тропинки.

Раздел 6. Человек и окружающий мир (4 ч)

63

Взгляни на человека!

64

Всему свой черёд.

65

У каждого времени - свой плод.

66

Я - часть мира.

Итого: 66 часов

2 класс

№п/п

дата

Наименование  разделов  и  тем

Раздел 1. Вселенная, время и календарь (17ч)

1

Мы – союз народов России.

2

Р/к Мы – жители Вселенной.

3

Мы – жители Вселенной.

4

Наш космический корабль – Земля.

5

Наш космический корабль – Земля.

6

Время. Сутки и неделя.

7

Время. Сутки и неделя.

8

Месяц и год.

9

Времена года.

10

Погода.

11

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

12

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

13

Красные дни календаря.

14

Народный календарь.

15

Народный календарь.

16

Р/к Экологический календарь Кемеровской области.

17

Экологический календарь.

Раздел 2. Осень (19 ч)

18

Осенние месяцы.

19

Осень в неживой природе.

20

Р/к Народные  праздники в пору осеннего равноденствия.

21

Звёздное небо осенью.

22

Трава у нашего дома.

23

Старинная женская работа.

24

Деревья и кустарники осенью.

25

Р/к Чудесные цветники нашего  города осенью.

26

Грибы.

27

Шестиногие и восьминогие.

28

Птичьи секреты.

29

Как разные животные готовятся к зиме.

30

Как разные животные готовятся к зиме.

31

Невидимые нити в осеннем лесу.

32

Невидимые нити в осеннем лесу.

33

Р/к Осенний труд.

34

Будь здоров!

35

Охрана природы осенью.

36

Охрана природы осенью.

Раздел 3. Зима (16 ч)

37

Зимние месяцы.

38

Зима – время науки и сказок.

39

Зима в неживой природе.

40

Звёздное небо зимой.

41

Звёздное небо зимой.

42

Зима в мире растений.

43

Р/к Зимние праздники.

44

Растения в домашней аптечке.

45

Р/к Зимняя жизнь птиц и зверей.

46

Зимняя жизнь птиц и зверей.

47

Невидимые нити в зимнем лесу.

48

В феврале зима с весной встречается впервой.

49

Зимний труд.

50

Будь здоров!  

51

Охрана природы зимой.

52

Охрана природы зимой.

Раздел 4. Весна и лето (16 ч)

53

Весенние месяцы.

54

Весна в неживой природе.

55

Весна – утро года.

56

Звёздное небо весной.

57

Весеннее пробуждение растений.

58

Р/к Чудесные цветники города  весной.

59

Весна в мире насекомых.

60

Весна в мире птиц и зверей.

61

Невидимые нити в весеннем лесу.

62

Весенний труд.

63

Старинные весенние праздники.

64

Будь здоров!

65

Охрана природы весной.

66

Лето красное.

67

Летние праздники и труд.  

68

Летние праздники и труд.  

Итого: 68 часов

3 класс

№п/п

дата

Наименование  разделов  и  тем

Раздел 1. Радость познания (14 ч)

1

Свет знания

2

Как изучают окружающий мир

3

Как изучают окружающий мир

4

Книга - источник знаний

5

Отправимся на экскурсию

6

Р/к О чем расскажет план. План города

7

О чем расскажет план

8

Планета на листе бумаги

9

Страны и народы на политической карте мира

10

Путешествуя, познаем мир

11

Путешествуя, познаем мир

12

Транспорт

13

Средства информации и связи

14

Обобщающий урок по разделу «Радость познания»

Раздел 2. Мир как дом (22 ч)

15

Р/к Мир природы в народном творчестве Кемеровской области

16

Из чего состоит всё

17

Из чего состоит всё

18

Мир небесных тел

19

Невидимое сокровище

20

Самое главное вещество

21

Свойства воды. Круговорот воды в природе

22

Природные стихии в народном творчестве

23

Р/к Кладовые земли Кемеровской области

24

Чудо под ногами

25

Мир растений

26

Р/к Плодородная земля и растения в народном творчестве

27

Мир животных

28

Мир животных

29

Образы животных в народном творчестве

30

Невидимые нити в живой природе

31

Лес - волшебный дворец

32

Луг – царство цветов и насекомых

33

Водоем – дом из воды

34

Как сохранить богатства природы

35

Охрана природы в культуре народов России и мира

36

Обобщающий урок по разделу «Мир как дом»

Раздел 3. Дом как мир (23 ч)

37

Р/к Родной дом – уголок Отчизны

38

Свой дом – свой простор

39

В красном углу сесть – великая честь

40

Побываем в гостях

41

На свет появился – с людьми породнился

42

Р/к Родословное древо

43

Родословное древо

44

Муж и жена – одна душа

45

Святость отцовства и материнства

46

Добрые дети – дому венец

47

Детские игры – школа здоровья

48

Строение тела человека

49

Как работает наш организм

50

Что такое гигиена

51

Наши органы чувств

52

Школа первой помощи

53

Школа первой помощи

54

Здоровью цены нет

55

Дом не велик, а стоять не велит

56

Р/к Семейный бюджет

57

Мудрость старости

58

Путешествие к А. С. Пушкину

59

Обобщающий урок по разделу «Дом как мир»

Раздел 4. В поисках Всемирного наследия (9 ч)

60

Всемирное наследие

61

Московский Кремль

62

Озеро Байкал

63

Путешествие в Египет

64

Путешествие в Грецию

65

Путешествие в Иерусалим

66

Путешествие в Китай

67

Всемирные духовные сокровища

68

Р/к Экскурсия по теме «Всемирные духовные сокровища»

Итого: 68 часов

4 класс

№п/п

дата

Наименование  разделов  и  тем

Раздел 1. Мы — граждане единого Отечества (13 ч)

1

Общество — это мы!

2

Российский народ

3

Российский народ

4

Конституция России

5

Права ребенка

6

Государственное устройство России

7

Российский союз равных

8

Государственная граница России

9

Путешествие за границу России

10

Р/к Сокровища России и их хранители

11

Сокровища России и их хранители

12

Творческий союз

13

Творческий союз

Раздел 2. По родным просторам (22 ч)

14

Карта — наш экскурсовод

15

По равнинам и горам

16

В поисках подземных кладовых

17

В поисках подземных кладовых

18

Р/к Наши реки. Реки Кемеровской области

19

Р/к Озёра — краса Земли. Озёра Кемеровской области

20

По морским просторам

21

С севера на юг

22

В ледяной пустыне

23

В ледяной пустыне

24

В холодной тундре

25

Среди лесов

26

В широкой степи

27

В жаркой пустыне

28

У тёплого моря

29

Р/к Мы — дети родной земли

30

Мы — дети родной земли

31

В содружестве с природой

32

Как сберечь природу России

33

Р/к По страницам Красной книги Кемеровской области

34

По заповедникам и национальным паркам

35

По заповедникам и национальным паркам

Раздел 3. Путешествие по Реке времени (27 ч)

36

В путь по Реке времени

37

Путешествуем с археологами

38

Р/к В путь по страницам летописи

39

Истоки Древней Руси

40

Истоки Древней Руси

41

Мудрый выбор

42

Наследница Киевской Руси

43

Москва — преемница Владимира

44

Начало Московского царства.

45

Начало Московского царства.

46

Подвижники Руси и землепроходцы.

47

На пути к единству

48

Начало Российской империи

49

«Жизнь — Отечеству, честь — никому!»

50

Отечественная война 1812 года

51

Великий путь

52

Золотой век театра и музыки

53

Р/к Расцвет изобразительного искусства и литературы

54

В поисках справедливости

55

Век бед и побед

56

«Вставай, страна огромная!»

57

«Вставай, страна огромная!»

58

Трудовой фронт России

59

«Нет в России семьи такой…»

60

После Великой войны

61

Достижения 1950—1970-х годов

62

Р/к Достижения 1950—1970-х годов

Раздел 4. Мы строим будущее России (6 ч)

63

Современная Россия

64

Современная Россия

65

Хороша честь, когда есть, что есть

66

Умная сила России

67

Светлая душа России

68

Начни с себя!

Итого: 68 часов

         Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

для учителя:

1.Плешаков, А.А., Новицкая, М.Ю. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 класс. [Текст]/ Плешаков: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 2011

2.Плешаков, А.А., Новицкая, М.Ю. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 класс. [Текст]/ Плешаков: Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд. 4-е. М., «Просвещение», 2011

3.Ижевский, П. В., Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. [Текст]/ Ижевский, П. В.:  Методическое пособие. 1, 2,3, 4 класс: пособие для учителя / Под. ред. А. А. Плешакова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.

4.Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. [Текст]/ Плешаков: Методическое пособие. 1, 2,3, 4 класс: пособие для учителя / Под. ред. А. А. Плешакова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011.

5. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год.

для учащихся:

1.Плешаков А.А., Новицкая, М.Ю. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 класс. [Текст]/ Плешаков: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 2011

2.Плешаков А.А., Новицкая, М.Ю. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 класс. [Текст]/ Плешаков: Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд. 4-е. М., «Просвещение», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...