Конспект урока по окружающему миру "Мировое хозяйство"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект открытого урока по окружающему миру "Мировое хозяйство" по программе "Школа 2100" в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirovoe_hozyaystvo.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мировое хозяйство».
Тип урока: комбинированный
Цель:
- Сформировать первичное представление об основах мирового хозяйства.
Задачи:
- Воспитательная: воспитывать наблюдательность и любознательность; учить детей делиться своим жизненным опытом, впечатлениями и умению объяснять чужие поступки; способствовать и формированию того, что далеко не всё измеряется деньгами.
- Обучающая: дать первичное представление об основных экономических понятиях: труд, деньги, собственность доход; сформировать первичное представление о товарно-денежном обмене, об основах мирового хозяйства; познакомить с одним из основных прав человека - правом на владение собственностью.
- Развивающая: развивать умение сформулировать задачу и кооперативно ее решить; развивать способность ученика сознательно ориентироваться в экономических понятиях и их связях с жизнью человека.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия.
- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные универсальные учебные действия.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре и в группах.
Технология проблемно-диалогического обучения.
Обоснование к применению технологии:
Задача обучения заключается не в сообщении ученику информации, а в обучении его свободно оперировать приобретёнными знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающего мира, воспитывать наблюдательность и любознательность. Этому способствует технология проблемно-диалогического обучения.
Ход урока:
- Мобилизующий этап. Слайд 1.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Если работать внимательно –
Новое узнаешь обязательно!
-Начать урок я хотела бы такими словами:
“Если человек за день не получил никаких знаний, значит, день прошел зря…”
- Проверка домашнего задания.
- Выполним тест, пользуясь картой учебника (Стр. 82-83), проверим знания, необходимые для успешного изучения новой темы.
- Взаимопроверка. 1 человек у доски.
«5» - 9, 10 верных ответа.
«4» - 7-8 верных ответа.
«3» - 5-6 верных ответа.
«2» - 1-4 верных ответа. Взаимооценка. Согласен? Слайд 2.
3. Постановка проблемы. Актуализация знаний.
- В какой стране мы живем? (В России.) Слайд 3. Найдите её на карте в учебнике. (Стр.82-83).
- Что лежит у вас на партах? (Упаковки от различных продуктов питания, игрушек, лекарств, канцтоваров).
- Где нужны нам эти вещи? (В доме). А точнее?
- Подберите подходящее имя существительное к именам прилагательным:
сельское, народное, товарное, домашнее…(хозяйство). Вывешивается табличка со словом).
- Откуда мы их берём? ( Из магазина).
- Как эти вещи называют одним словом? (Товары). Вывешивается табличка со словом).
- Как бы вы объяснили значение слова?
- Сравните с научным понятием: Слайд 4.
Товар – вещь для продажи или обмена.
- Найдите, где товары изготовлены? (В Китае, Германии, Франции, Вьетнаме, Турции, Ирландии, Чехии, Японии)…
- Что назвали сейчас? (Страны мира).
- В каждом доме есть товары из разных стран. Слайд 5.
4. Формулировка темы и цели. (2 мин.)
- Почему в домашнем хозяйстве каждой семьи есть товары из разных частей света? Слайд 6.
- Как вы понимаете выражение «домашнее хозяйство»? (Это хозяйство, которое ведется в каждой семье, дома.)
В старину каждая семья имела ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО. Все члены семьи трудились - производили всё необходимое для жизни сами, семья могла жить своим трудом.
5. Изучение нового материала.
- Тема нашего урока: «Мировое хозяйство». Слайд 7.
- Как вы понимаете выражение «мировое хозяйство»? (Это хозяйство, которое ведется в мире, то есть в разных странах.)
- Все страны мира расположены в одинаковых природных условиях? (Нет.)
- В мировом хозяйстве страны используют только то, что делают или выращивают сами? (Судя по тому, что в каждом доме есть товары из разных стран - нет.)
- Как вы думаете, почему? (В одних странах растет много фруктов, а в других - ловится много рыбы. Они могут обмениваться товарами. Страны продают излишки своих товаров соседям. Страны покупают то, чего у них не хватает, у других государств. Большие страны помогают маленьким. Богатые государства помогают бедным). Слайд 8.
Товарно-денежные отношения.
- Если страна расположена на острове и окружена океаном, какие профессии будут преобладать в этой стране? (Рыболовы, рабочие консервных заводов, моряки ... )
- А в государстве, расположенном в глубине материка в горах, которые богаты месторождениями железной руды? (Шахтеры, рабочие металлургических заводов... )
- А что делать жителям горной страны, если они любят рыбу? И что делать жителям островных или приморских государств, у которых не хватает металла для консервных банок и кораблей? (Обмениваться друг с другом!)
- Почему же люди в древности начали обмениваться товарами? (Изготавливать все товары одинаково хорошо было трудно, кто-то лучше шил одежду, кто-то знал тайны приготовления лекарств... Люди стали обмениваться. Прожить, изготавливая только один товар (платья или лекарства) невозможно).
- С тех пор как появились ремёсла (профессии), появилась необходимость товарами обмениваться.
- В домашнем хозяйстве мы используем только то, что выращиваем или делаем сами? (Нет, многое мы покупаем в магазинах: мебель, продукты, вещи.)
- Что значит «покупаем»? (Платим деньги за товары.)
- Где люди берут деньги? (Получают за труд.) На доску вывешиваем карточку со словом «труд».
- Чтобы создать товар, нужен труд людей, которые этот товар производят, доставляют и продают.
- А как вы понимаете, что такое деньги? На доску нужно вывесить карточку со словом «деньги».
- Проверим предположения по тексту фрагмента учебника стр.98. «Труд человека кормит, а лень портит». (Деньги - такой товар, на который можно обменять всё остальное.) Деньги облегчают процесс обмена.
- Какими свойствами должны обладать деньги, рассуждаем с помощью иллюстраций и подписей к ним на с. 99. (Свободно размениваться, должны быть признаны всеми, не должны быстро изнашиваться, быть компактными, должны быть не поддельными).
- А сейчас какими деньгами мы пользуемся? (Бумажными, монетами). Показ денег.
- Деньги, кроме всего прочего несут информацию о своей стране. На них указываются государственные символы, портреты правителей - президентов, королей, известных людей, а так же достопримечательности.
- Как вы понимаете - гуманитарная помощь? (Когда продукты и необходимые вещи предоставляются в качестве помощи, а не на обмен).
- Что такое товарно - денежные отношения? ( Когда товар меняется на деньги, а деньги на товар.)
- Что же делать тем, кто отправляется в другие страны? (Менять деньги, покупать другие деньги, покупать доллары и евро.)
- Действительно - до появления денег люди пытались найти универсальный товар, на который можно было бы производить обмен, это привело к появлению денег. А сейчас люди создали универсальные деньги, на которые можно обменивать не только товары, а и другие деньги - это евро и доллар.
- Как вы думаете, как удобнее осуществлять обмен товарами между государствами - с использованием денег или без них: рыбу меняют на металл, фрукты на уголь?
- Прямой обмен товарами и услугами без использования денег называется бартер. На доску нужно вывесить карточку. Слайд 9.
Просмотр мультфильма «Как появились деньги». (1 мин.)
- Прочитайте текст про себя на с. 100—101 от слов «Деньгами сейчас измеряется...» до «...сразу или целое государство».
- Составьте логическую цепочку из слов (в группах). На доску добавляются «доход», «собственность». Что у человека появляется раньше, а что позже?
- Слайд 10. «Труд» — «деньги» — «доход» — «товар» — «собственность»).
Сначала человек трудится, за это он получает деньги. Все деньги, заработанные человеком, — это его доход. На свои доходы человек покупает товар, который становится его собственностью.
Работа в учебнике. Задание к рисункам на с. 100.
- Какое право нарушается, если у вас отнимают игрушку, велосипед, сумку с продуктами? (Право на собственность.)
- Образные и комичные ситуации рисунков соотнести с реальными жизненными ситуациями, когда жадность превращает человека в раба своих вещей и денег.
- Что надо делать в таком случае? (Отстаивать свои права - обратиться к другим ребятам, родителям, любому взрослому, который находится рядом.)
-Правильно ли поступает государство, которое пытается захватить у соседней страны часть леса, залежи руды? (Нет, у каждого государства тоже есть право собственности, и другие должны с ним считаться.)
6. Закрепление материала. Работа в группах: выполнить задания в тетрадях по выбору. № 5, 1, 2, 4.
7. Итог. - С каким общим понятием связаны все слова на доске? (Мировое хозяйство).
- Все страны на Земле связаны между собой мировым хозяйством. В каждой из них производят и выращивают то, что удобнее. Используя деньги или без них, государства обмениваются товарами. При этом каждая страна, каждое государство имеют право на собственность.
8. Домашнее задание. Слайд 11. 1. Уметь объяснять изученные понятия $18. 2. В тетради № 3 + любое задание на выбор. 3. По желанию: рассмотреть денежные купюры, записать, какую информацию они несут.
- 9. Рефлексия. Закончите предложения. Слайд 12.
Cегодня на уроке я узнал...
Я понял, что…
Себя я могу похвалить за…
Тест входной
- На каком материке находятся две части света?
___________________
- Какая часть света объединяет два материка?
Америка Африка Австралия
- Какой океан находится между Азией и Америкой?
Атлантический Тихий Индийский
- Какой океан находится между Азией, Африкой и Австралией?
Атлантический Тихий Индийский
- Какие расы людей происходят из каждой части света?
Европеоид Африка
Негроид Азия
Монголоид Европа
- С чем связаны внешние различия между людьми различных рас?
с климатом
с образом жизни
с родом занятий
- В какой местности удобнее распахивать поля?
в лесистой местности
в безлесной местности
в горах
на равнине
- Где находятся самые плодородные почвы?
в лесной зоне
в степной зоне
- Соедини занятия древних племен и их образ жизни
Земледелие Кочевой образ жизни
Скотоводство Оседлый образ жизни
- Выбери из списка те страны, которые находятся в Азии
Турция
Франция
Китай
Индия
Италия
Великобритания
Япония
Германия
Проверочный тест.
1. Закончи фразы, вписав подходящие по смыслу слова.
Все, что необходимо человеку для жизни, он создает своим __________ .Предмет, на который можно обменять все товары, называется __________ . Все деньги, которые появляются у человека в результате его деятельности, называются ___________ .
2. Установи последовательность. Расставь числа.
Доход, труд, собственность.
3. Выбери свойства, которыми должны обладать деньги для удобства использования.
· должны свободно размениваться
· должны быть компактными
· должны быстро изнашиваться
· не должны быть тяжелыми
· должны быть признаны всеми
· должны легко подделываться
4. Выбери верное утверждение.
· Первыми деньгами у наших предков служили скот или шкуры животных, чаще всего, белки, соболя, куницы.
· Первые деньги на Руси – это металлические бруски, кольца, лопаты, топорики и даже бронзовые диски в виде шкур животных.
5. На свои доходы человек может приобретать все необходимые вещи для себя и своей семьи. Таким образом он использует…
· …право на труд
· …право на образование
· …право на собственность
6. Установите соответствие между страной и характерным производством.
Россия машиностроение
Латвия сельское хозяйство
Германия рыбный промысел
Китай добыча газа
7. Выбери верное утверждение.
· Граждане любого государства могут пользоваться продуктами, произведенными только в своей стране.
· Существует мировое хозяйство, в котором все страны обмениваются между собой продуктами, вещами. И это объединяет все человечество.
8. Что такое БАРТЕР?
· Прямой обмен товарами и услугами без использования денег.
· Денежная единица.
9. Отметь верные предложения.
· Страны обмениваются товарами.
· Страны не продают излишки своих товаров соседям.
· Страны покупают то, чего у них не хватает, у других государств.
10. Одной из важнейшей составляющей современного мирового хозяйства является транспорт. Выбери вид транспорта, наиболее удобный для перевозки свежих фруктов.
· поезд
· автомобиль
· самолет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окрудающему миру "Хозяйство человека"
Конспект урока окружающего мира "Хозяйство человека" разработан для учеников 1 класса по системе "Школа 2100. В конспекте подробно расписаны УУД к каждому этапу в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по технологии "Тепличное хозяйство"
Конспект урока по технологии "Тепличное хозяйство"...
Конспект урока по Окружающему миру в 1 классе «Хозяйство человека»
разработка открытого урока по окружающему миру в 1 классе...
Конспект урока по окружающему миру на тему; "Солнце, растения и мы с вами" ,УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях
Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи между растениями и Солнцем;ознакомление учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений....
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Семейный бюджет", УМК «ШР», учебник Окружающий мир, А. А. Плешаков: 3кл.: В 2 частях.
Цель деятельности учителя: - знакомство учащихся с понятием «семейный бюджет»;- формирование у учащихся экономного отношения к семейному бюджету, чувства милосердия;- развитие познава...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...