Рабочая программа. Окружающий мир.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Ростовская область Семикаракорский район г. Семикаракорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2им. А.А. Араканцева г. Семикаракорска»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 2
Приказ от ____ ____2015___№ ____
_______________ Гердт Н.И.
Рабочая программа
По окружающему миру
Уровень общего образования: 1 класс
Количество часов –66
Учитель: Стельмашова Л.П
Программа разработана на основе: Федерального государственного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Примерных программ начального общего образования и авторской программ Л.Я. Желтовской, Т.И. Андриановой, В.А. Илюхиной «Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»)
Рассмотрено: Согласовано:
На заседании ШМО Зам.директора по УВР
Пр. № « » 2015г. « » 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Примерных программ начального общего образования и авторской программ Л.Я. Желтовской, Т.И. Андриановой, В.А. Илюхиной «Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»)
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
• формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
• социализация ребенка;
• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
• формирование самостоятельной познавательной деятельности;
• воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как о живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различных видах деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не как самоцель.
В связи со сказанным большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.
Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение в курс матeриала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурнoгo наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рассматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем – групп таких объектов.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, для формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает также организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода познания выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, выдвигают и обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного или сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают иные формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у обучающихся познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.
Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Она наиболее эффективно позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки – практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии – формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений. Уроки – практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя. Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
Урок в 1 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетания.
В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.
Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Общая характеристика программы
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся 1 класса.
Учащиеся должны знать:
• основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
•органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;
• виды эмоционального состояния человека (грустный, веселый, удивленный, испуганный);
• о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;
• о предметах личной гигиены и их назначении;
• о профессиях родителей и работников школы;
• о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
• свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
• название страны, ее столицу;
• герб и флаг России;
• виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
• названия частей растений;
• отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
• названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3–4 представителя);
• о значении домашних животных в жизни человека;
• наиболее характерные признаки времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
• названия месяцев в году и дней в неделе;
• названия некоторых охраняемых растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
• различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг);
• выполнять элементарные правила личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
• приводить примеры видов труда людей;
• вежливо выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и в общественных местах;
• различать части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);
• приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;
• ухаживать за комнатными растениями;
• правильно вести себя в природе.
Учащиеся могут знать:
• названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);
• о самонаблюдении и самоконтроле;
• о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
• некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
• условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва;
• как развивается растение;
• о разнообразии способов движения и питания животных;
• гимн России.
Учащиеся могут уметь:
• различать объекты живой и неживой природы;
• различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
• выращивать растение одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);
• приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
• рассказывать о разнообразии труда людей;
• устанавливать родственные связи между объектами живой природы;
• пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.
Содержание программы
Пришла пора учиться (13 часов)
Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 часов)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (21 час)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (17 часов)
Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Описание места предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитан на 66 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4). Программа будет пройдена за 65 часов, так как тема «Будем вежливы» выпадает на праздничный день 1 мая и будет пройдена за счёт уплотнения учебного материала.
График прохождения программы
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Пришла пора учиться | 13 | 03.09 – 15.10 |
2 | Человек | 13 | 17.10 – 05.12 |
3 | Природа в жизни человека | 21 | 10.12 – 11.03 |
4 | Человек среди людей | 19 | 13.03 – 22.05 |
Итого | 66 ч |
Календарно-тематическое планирование
66 часов (2 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Стр. | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Обратная связь | Н.Р.К. | Дата по плану | Дата по факту | ||
1 четверть -18 ч | ПРИШЛА ПОРА УЧИТЬСЯ (13 ЧАСОВ) | |||||||||
1. | Что такое окружающий мир. | Уч.с.3-7; Р.Т.с.3-5. | Сформировать у учащихся первоначальное представление «окружающий мир». Познакомить с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету. | Умение рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике. Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации). Называть и различать окружающие предметы и их признаки. Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия. Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе). Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки). Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени. Объяснять значение некоторых дорожных знаков. Обсуждать значение правильной организации распорядка дня. Знакомиться с одноклассниками (работа в парах). Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе). Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их. Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность). Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы). Работать в малых группах (в парах). Находить нужную информацию (с помощью учителя) в справочнике учебника. Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения). Выбирать форму участия в проектной деятельности. Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир»; значение правил поведения в школе и на улице. Рассказывать о значении школы в жизни детей. Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице. Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы). Работать в малых группах (в парах). Находить нужную информацию (с помощью учителя) в справочнике учебника. | Работа с рисунками. | 3.09 | ||||
2. | Ты и твоё имя. | Уч.с.8-9; Р.Т.с.6-7. | Познакомить детей друг с другом; показать значение имени в жизни человека. Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог. Дать первое представление о справочной литературе. | Рисунок. | 5.09 | |||||
3. | Экскурсия «Твоя школа». | Познакомить детей с устройством здания школы. Воспитывать чувство гордости за школу; познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать уважительное отношение к работникам школы. | Экскурсия. | НРК «Твоя школа». | 10.09 | |||||
4. | Твоя школа. | Уч.с.10-11; Р.Т.с.8-9. | Познакомить детей с правилами поведения на уроке и убедить в необходимости их выполнения. Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение элементарным правилам общения со взрослыми и детьми. | Задание в тетради на с.8. | 12.09 | |||||
5. | Экскурсия «Во дворе школы». | Познакомить с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы; воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора. | Экскурсия. | НРК «Во дворе школы». | 17.09 | |||||
6. | Во дворе школы. | Уч.с.12-13; Р.Т.с.10-11. | Отрабатывать умения правильного поведения в классе и во дворе школы; продолжить знакомство со школой. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы. | Задания на развитие внимания. | 19.09 | |||||
7. | Экскурсия «Вот и лето прошло». | Познакомить детей с изменениями в природе ранней осенью. Воспитывать чувство прекрасного; развивать наблюдательность и внимательность. Формировать умение работать в группах. | Экскурсия. Наблюдение. | НРК Изменения в природе нашего края ранней осенью | 24.09 | |||||
8. | Вот и лето прошло. | Уч.с.14-15; Р.Т.с.12-13. | Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью; закрепить представления, полученные во время экскурсии, с помощью учебника и рабочей тетради. Учить детей наблюдать и сравнивать. | Наблюдение. Составление рассказа «Что я видел на экскурсии». | 26.09 | |||||
9. | Экскурсия «Дорога в школу». | Начать изучение правил дорожного движения. Учить ориентироваться в пространстве. | Экскурсия. Наблюдение. | 1.10 | ||||||
10. | Дорога в школу. | Уч.с.16-19; Р.Т.с.14-15. | Отрабатывать правила дорожного движения; познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил. Развивать творческие способности детей. | Творческое задание. | 3.10 | |||||
11. | Твой распорядок дня. | Уч.с.20-21; Р.Т.с.16-17. | Объяснить необходимость соблюдения распорядка дня; учить детей правильно распределять время. | Составить распорядок дня. | 8.10 | |||||
12. | Экскурсия «Осень». | Показать красоту осенней природы; продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Учить работать в парах. | Экскурсия. Наблюдение. | НРК Красота осенней природы нашего края. | 10.10 | |||||
13. | Осень. | Уч.с.22-27; Р.Т.с.18-19. | Закрепить полученные на экскурсии представления об изменениях в природе осенью. Учить детей сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей. | Мозаика заданий. Проверочная работа №1. | 15.10 | |||||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Школа» С.28-29 | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | Проект учащихся. | ||||||||
ЧЕЛОВЕК (13 ЧАСОВ) | ||||||||||
14. | Как ты рос. | Уч.с.30-33; Р.Т.с.20-21. | Познакомить с содержанием раздела «Человек», используя маршрутный лист. Познакомить детей с основными возрастными периодами жизни. | Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их. Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме). Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки. Объяснять значение правильного питания. Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения. Составлять меню. Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам. Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей. Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать своё поведение и поведение партнёра в процессе выполнения задания в парах. Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике. Выполнять задания, требующие внимание и память в разнообразных видах деятельности. Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи). Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору). | Подобрать фотографии членов семьи в разные годы жизни. | 17.10 | ||||
15. | Как ты воспринимаешь мир. | Уч.с.34-35; Р.Т.с.22-23. | Показать значение органов чувств в жизни человека и тренировать их с помощью различных упражнений. Развивать коммуникативные умения, умение находить необходимую информацию в справочнике, размещённом в учебнике. | Задание в Р.Т.с.22. Практическая работа. | 22.10 | |||||
16. | Как ты воспринимаешь мир. | Уч.с.36-37; Р.Т.с.22-23. | Опыт и наблюдение. Задание в Р.Т.с.23. | 24.10 | ||||||
17. | Твоё тело. | Уч.с.38-39; Р.Т.с.24-25. | Дать элементарное представление о внешнем строении человека и познакомить с важнейшими функциями его отделов и органов. Раскрыть значение правильной осанки, показать необходимость занятий физкультурой и спортом. Развивать внимание, память и творческие способности. | Наблюдение. | 29.10 | |||||
18. | Как ты питаешься. 2 четверть -14 ч | Уч.с.40-41; Р.Т.с.26-27. | Показать значение правильного питания для здоровья человека. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы (на примере продуктов питания). Развивать воображение и творческие способности, учить работать со справочником. | Практическая работа. | 31.10 | |||||
19. | Твоя одежда. | Уч.с.42-43. | Показать значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное. Продолжать развивать творческие способности. | Практическая работа. | 12.11 | |||||
20. | Твоя одежда. | Р.Т.с.28-29. | Творческое задание. | 14.11 | ||||||
21. | Будь здоров! | Уч.с.44-45. | Познакомить детей с основными правилами гигиены и убедить в необходимости их соблюдения. На элементарном уровне познакомить с причинами инфекционных заболеваний; уточнить и систематизировать знания детей о предметах личной гигиены и их назначении. | Опыт и наблюдение. | 19.11 | |||||
22. | Будь здоров! | Р.Т.с.30-31. | Практическая работа. | 21.11 | ||||||
23. | Твоё настроение. | Уч.с.46-47; Р.Т.с.32-33. | Развивать эмоциональную сферу ребёнка; учить понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Раскрыть значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека; познакомить с некоторыми элементарными приёмами управления собой. Учить выражать своё отношение к миру в рисунках. | Наблюдение. Рисунок. | 26.11 | |||||
24. | Твоё настроение. | Р.Т.с.34-35. | Практическая работа. Творческие задания. | 28.11 | ||||||
25. | Будь внимательным! | Уч.48-49; Р.Т.с.36-39. | Показать значение внимания и памяти в жизни человека; тренировать внимание и память учащихся в разнообразных видах деятельности. Проверить усвоение учебного материала по разделу «Человек». Развивать творческие способности учащихся, включая их в проектную деятельность. | Задания на развитие памяти и внимания. | 3.12 | |||||
26. | Будь внимательным! | Уч.с.50-53. | Проверочная работа №2. | 5.12 | ||||||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Одежда» С.54-55 | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | Проект учащихся. | ||||||||
ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (21 ЧАС) | ||||||||||
27. | Полна природа удивленья. | Уч.с.56-59; Р.Т.с.3-4. | Сформировать первоначальное представление о живой и неживой природе. Учить наблюдать за явлениями окружающей природы; развивать внимательность и наблюдательность. Учить работать со схемами. | Умение различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам. Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовый материал, характеризующий времена года. Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер). Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений. Характеризовать поведение наблюдаемых животных. Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку. Объяснять различие между дикими и домашними животными. Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять её. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок. Получать информацию с помощью схем и рисунков. Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений. Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Выбирать форму участия в проектной деятельности. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок. Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев. | Наблюдение. Работа с рисунками. | 10.12 | ||||
28. | Вода и воздух. | Уч.с.60-61; Р.Т.с.5. | Познакомить с правилами постановки опытов; раскрыть значение умения проводить опыты. Показать значение воды в жизни человека и необходимость бережного отношения к ней. | Опыты и наблюдения. | 12.12 | |||||
29. | Вода и воздух. | Уч.с.62-63. | Опыты и наблюдения. | 17.12 | ||||||
30. | Экскурсия «Зима». | Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе; формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами. Организовать наблюдение за животными; включить детей в природоохранительную деятельность. | Экскурсия. Наблюдение. | Зимние изменения в природе нашего края. | 19.12 | |||||
31. | Зима. | Уч.с.64-65; Р.Т.с.6-7. | Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать. Закрепить полученные знания в разнообразной практической деятельности детей. | Практическая работа. Логические задания. | 24.12 | |||||
32. | Времена года. 3 четверть–18 ч | Уч.с.66-67; Р.Т.с.8-9. | Сформировать представление о временах года, используя полученный опыт. Развивать творческое воображение учащихся. | Работа с рисунками. | 26.12 | |||||
33. | Как устроено растение. | Уч.с.68-69; Р.Т.с.10-11. | Выявить степень понимания детьми обобщённого представления «растение». Познакомить детей со строением растения на примере цветкового растения. | Практическая работа. | 14.01 | |||||
34. | Как устроено растение. | Уч.с.70-71; Р.Т.с.10-11. | Наблюдение. | 16.01 | ||||||
35. | Деревья, кустарники, травы. | Уч.с.72-73; Р.Т.с.12-13. | Познакомить детей с основными жизненными формами растений. Продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать. Продолжать формирование умений работать со схемами и справочником учебника, работать в парах. | Задание в Р.Т.с.12. | 21.01 | |||||
36. | Деревья, кустарники, травы. | Уч.с.74-75; Р.Т.с.12-13. | Задание в Р.Т.с.13. | 23.01 | ||||||
37. | Как развивается растения. | Уч.с.76-77; Р.Т.с.14-15. | Познакомить с разнообразием семян и их значением в жизни растения. Формировать познавательную деятельность учащихся на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов. Формирование знания об условиях развития растения из семени; познакомить детей с последовательностью развития растения из семени. | Опыт и наблюдение. | 28.01 | |||||
38. | Как развивается растения. | Р.Т.с.16-17. | Творческое задание. Наблюдение. | 30.01 | ||||||
39. | Растения в нашем классе. | Уч.с.78-79; Р.Т.с.18-19. | Познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Учить понимать красоту окружающей природы и выражать её в словесной и изобразительной форме. Учить фиксировать результаты наблюдений за растениями. | Опыт и наблюдение. | Растения в нашем классе. | 4.02 | ||||
40. | Насекомые, птицы, рыбы, звери. | Уч.с.80-82; Р.Т.с.20-21. | Выявить у детей имеющиеся знания о животных. Познакомить с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Развивать умение концентрировать внимание. | Задания в Р.Т.с.21. | 6.02 | |||||
41. | Насекомые, птицы, рыбы, звери. | Уч.с.83-85; Р.Т.с.22-23. | Творческое задание. | Животные нашего края. | 11.02 | |||||
42. | Жизнь животных. | Уч.с.86-87; Р.Т.с.24-25. | Познакомить детей с основными жизненными проявлениями животных – движением и питанием. Уточнить и систематизировать представления, полученные в процессе наблюдений за животными. Познакомить с некоторыми способами добывания пищи животными. | Рассказ по иллюстрациям. | 13.02 | |||||
43. | Жизнь животных. | Уч.с.88-89; Р.Т.с.24-25. | Задания в Р.Т.с.25. Наблюдение. | 25.02 | ||||||
44. | Домашние животные. | Уч.с.90-91; Р.Т.с.26-27. | Показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека. Показать необходимость заботы человека о животных. Продолжить развитие внимательности и наблюдательности. | Работа с рисунками. | Домашние животные, разводимые в нашем крае. | 27.02 | ||||
45. | Домашние животные. | Уч.с.92-93; Р.Т.с.28-29. | Наблюдение. Творческое задание. | 4.03 | ||||||
46. | Береги природу, человек! | Уч.с.94-97; Р.Т.с.30-34. | Формировать первоначальные представления о взаимодействии человека и природы. Показать влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека. Вывести правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников. | Творческое задание. | 6.03 | |||||
47. | Береги природу, человек! | Уч.с.98-101 | Проверочная работа №3. | 11.03 | ||||||
Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Растения» С.102-103 | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | Проект учащихся. | ||||||||
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (19 ЧАСОВ) | ||||||||||
48. | Наша Родина. | Уч.с.104-106. | Дать первое представление о России, её населении, столице, исторических изменениях в облике столицы, о некоторых достопримечательностях столицы и других городов. Познакомить с государственной символикой России; сформировать представление о малой родине; воспитывать чувство патриотизма. Развивать пространственные представления. | Умение узнавать государственные символы России: гимн, герб, флаг. Обсуждать многонациональность нашей Родины. Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населённых пунктов России. Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своём домашнем адресе в случае необходимости. Составлять рассказ о доме, улице и населённом пункте своего проживания. Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга. Приводить примеры профессий людей. Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их. Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года. Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта). Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный адрес). Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду). Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их. Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки. Оценивать возможности возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения. Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантастической планеты). Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнёром. Находить информацию о городе своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края). Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике. Моделировать обстановку комнаты ученика. Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение». Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, изготовлении книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия» (проектная деятельность по выбору). | Разучивание гимна. | Наша малая Родина. | 13.03 | |||
49. | Наша Родина. | Уч.с.107-109. | Поисковое задание. | 18.03 | ||||||
50. | Наш дом. 4 четверть | Уч.с.110-111; Р.Т.с.39-41. | Дать представление о разнообразии населённых пунктов России (город, посёлок, деревня). Познакомить с тем, как строят дома, объяснить причины запрета посещения детьми и посторонними взрослыми строительных площадок. Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них. Развивать у детей творческие способности. | Рассказ о своём доме. | 20.03 | |||||
51. | Наш дом. | Уч.с.112-113; Р.Т.с.43. | Творческое задание. | 1.04 | ||||||
52. | Наши родственники. | Уч.с.114-115; Р.Т.с.44-45. | Дать первоначальное представление о родственных связях, составе семьи; дать представление о традициях, существующих в семьях; учить уважать и любить своих родственников, оказывать взаимопомощь в семье. Познакомить с разнообразием занятий людей, их профессиями. | Задание в Р.Т.с.45. | 3.04 | |||||
53. | Наши родственники. | Уч.с.116-117; Р.Т.с.46-47. | Придумать историю к рисунку. | 8.04 | ||||||
54. | Хороший день. | Уч.с.118-119. | Продолжить формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье. Развивать умение актуализировать жизненный опыт. Развивать речь и творческие способности детей на материале урока. | Рассказ об отдыхе в семье. | 10.04 | |||||
55. | Хороший день. | Р.Т.с.48-49. | Работа с рисунками. | 15.04 | ||||||
56. | Экскурсия в природу «Весна». | Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе. Организовать наблюдения за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. Развивать чувство прекрасного. | Экскурсия. Наблюдение. | Весенние изменения в природе нашего края. | 16.04 | |||||
57. | Весна. | Уч.с.120-121; Р.Т.с.50-51. | Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Продолжить обучение сравнению и классификации. Продолжить формирование умений фиксировать наблюдаемые явления в рабочих тетрадях. Развивать внимательность, наблюдательность и творческие способности. | Опыт и наблюдение. Рисунок. | 22.04 | |||||
58. | Наша безопасность. | Уч.с.122-123; Р.Т.с.52-53. | Дать представление о факторах, которые могут угрожать безопасности детей (автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и колющие предметы и т.д.). Познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице. Отработать правильное поведение учащихся в ролевых играх, а также используя задания учебника и рабочих тетрадей. | Задание в Р.Т.с.52. | 24.04 | |||||
59. | Наша безопасность. | Уч.с.124-125; Р.Т.с.52-53. | Практическая работа. | 29.04 | ||||||
60. | Будем вежливы. | Уч.с.126-127. | Формировать умение общаться с людьми; формировать культуру чувств учащихся; объяснить недопустимость грубости, бестактности, равнодушия. Развивать внимание к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых и умение оценивать его. | Придумать разные ситуации. Практическая работа. | 6.05 | |||||
61. | Будем вежливы. | Р.Т.с.54-55. | Придумать историю к рисунку. | 6.05 | ||||||
62. | Мы едем, едем, едем… | Уч.с.128-129; Р.Т.с.56-57. | Систематизировать знания детей о различных видах транспорта; отрабатывать правила поведения в транспорте в игровых ситуациях. Развивать умственные и творческие способности учащихся. | Практическая работа. | 8.05 | |||||
63. | Мы едем, едем, едем… | Уч.с.130-131; Р.Т.с.56-57. | Творческое задание. | 13.05 | ||||||
64. | Скоро лето. | Уч.с.132-135; Р.Т.с.58-59. | Познакомить первоклассников с разными вариантами летнего отдыха. Продолжить знакомство детей с основами безопасной жизнедеятельности, используя материал данного урока. Развивать внимательность, наблюдательность, воображение и творческие способности. | Проверочная работа №4. | 15.05 | |||||
65 | Внеклассная работа. Проект учащихся по теме «Растения» С.102-103 | Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме. | Проект учащихся. | 20.05 | ||||||
66 | Проект учащихся по теме «Растения» | Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике. Моделировать обстановку комнаты ученика. | Проект учащихся. | 22.05 |
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру к концу 1 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- Ориентация на выполнение правил безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
- Понимание необходимости выполнять элементарные правила личной гигиены для сохранения здоровья;
- Понимание необходимости бережного отношения к природе;
- Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- Понимания значения изучения курса «Окружающий мир»;
- понимания Родины, как родного края, родной природы, семьи, друзей;
- понимания ценности заботливого и уважительного отношения к своей семье, взаимопомощи и взаимоподдержки членов семьи и друзей;
- понимание своей сопричастности к жизни страны;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира , природы своей страны.
Предметные
Человек и природа
Учащиеся научатся:
- Называть характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
- различать и называть части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод);
- ухаживать за комнатными растениями;
- правильно вести себя в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животных;
- различать и называть основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
- называть органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и рассказывать об их значении;
- приводить примеры культурных и дикорастущих растений , диких и домашних животных;
- приводить примеры разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
- рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать объекты живой и неживой природы;
- характеризовать особенности времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
- называть основные возрастные периоды жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);
- Рассказывать о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней;
- Называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
- Рассказывать о разнообразии способов движения и питания животных
- Рассказывать об условиях жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва
- различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
- рассказывать как развивается растение из семени;
- выращивать растение одним из изученных способов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
- называть свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
- выражать приветствие, благодарность, просьбу
- выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
- рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
- выполнять основные правила безопасного поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
- приводить примеры видов труда людей;
- узнавать герб и флаг России, назвать её столицу;
различать и называть
- виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);
- воспроизводить гимн России.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- Определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа» (под руководством учителя);
- Определять свое продвижение в овладении содержанием курса, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на «маршрутные листы»;
Учащиеся получат возможность научиться:
- Осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
- Замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников;
- Осуществлять взаимопроверку при работе в парах.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- Называть и различать окружающие предметы и их признаки;
- Устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времен суток).
Учащиеся получат возможность научиться:
- Осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
- сравнивать объекты, выявляя сходства и различия;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- высказывать эмоционально-ценностноеотношениек природе родного края, своей семье, здоровому образу жизни;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получат возможность научиться:
- Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Перечень учебно-методического обеспечения и технического обеспечения образовательного процессса
УМК для учащихся:
- Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
- Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
УМК для учителя:
- Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
- Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2012г.
- Г.Г.Ивченкова. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.
- Программы общеобразовательных учреждений : Начальная школа: 1 класс. УМК «Планета знаний»(сборник) – М:АСТ: Астрель, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Окружающий мир"
автор О.В.Поглазова 2 класс...
рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"
рабочая программа "Окружающий мир 2 класс по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....