Пояснительная записка по окружающему миру по программе Л.В. Занкова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Преподавание курса по окружающему миру для 3 класса осуществляется в соответствии с
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373);
- примерной программой начального общего образования по математике;
- с требованиями Основной образовательной программы ОУ.
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.)
Тематический план ориентирован на работупо учебно-методическому комплекту:
– Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир : учебник для 3 класса: в 2 ч. / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
-Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса.Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
- Дмитриева, Н.Я.Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 3 класс»/Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
- Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова/ сост. Н.В.Нечаева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
- Смирнова, Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения/ Т.В.Смирнова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2005.
- Товпинец, И.П.Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах/ И.П.Товпинец. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изученияшкольники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра содержания предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытого в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками:«Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Учебный план отводит на изучение окружающего мира в 3 классе по 2 урока в неделю что составляет 68 часов (34 недели) в учебный год.
Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся. Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.
Ценностные ориентиры учебного предмета «Окружающий мир»:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- международное сотрудничество как основа мира на Земле;
- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
- социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям;
- гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества;
- здоровы образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета «Окружающий мир», которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе, в том числе более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний. Преимущества данного подхода:
- во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры;
- во-вторых, обеспечит социализацию учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь;
- в-третьих, интеграция позволит решить задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования;
- в-четвертых, позволяет разгрузить программы повторов, усложнений и излишне на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения.
Это определило Цели обучения окружающему миру:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческиезадачи;
- помощь в усвоении знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
С учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяютзадачи обучения:
- помощь в осознании учащимися объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
- формирование экологической грамотности, обучение безопасному поведению в природе и в обществе;
- помощь в овладении (частичном) историческим мышлением.
Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.
Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира: планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экпериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать моделирование, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.
Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей; развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск её непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе; работа по преобразованию и хранению информации в табличной, знаковой и схематичной форме.
Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать её с полученным результатом и т.п.
Предусмотрены и возможности для учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий и работа в парах и др.), что должно способствовать реализации важных задач обязательного минимума - развитию умений учебного общения.
Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр. Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат усвоение содержания специального раздела стандарта – «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью младшего школьника.
Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы по окружающему миру 3 класс.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию окружающего мира;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,
– понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– реализации основ гражданской идентичности в поступках;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни;
– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словеснообразным и словеснологическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
–пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– находить разнообразные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– использовать речь для планирования своей деятельности
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе:
между растениями и животными, между разными группами животных;
– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
– использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;
– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
– сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва);
– приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу
и при отдыхе у водоема;
– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды;
– составлять устную характеристику погоды.
Обучающийся получит возможность научиться:
– узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Человек и общество
Обучающийся научится:
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами
– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться:
– оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
– о древнейшей истории человека, о первых государствах;
– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир,Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, ДмитрийПожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
– об истории и выдающихся людях родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по окружающему миру
Пояснительная записка по окружающему миру УМК "Школа 2100"...
Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ
Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе....
Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...
Пояснительная записка по окружающему миру по программе "Школа России" 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ «Школа России». 1—4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разр...
Пояснительная записка по русскому языку по программе Л.В.Занкова
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуни...