Программа курса "Окружающий мир" УМК "Школа России", 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся 2 класса четырёхлетней начальной школы. |
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения 2009г. и авторской программы А.А.Плешакова. |
Формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. 1. Формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; 2. развитие умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; 3. создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса "Окружающий мир" УМК "Школа России", 2 класс | 374.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета « Окружающий мир»
2 класс
Пояснительная записка
к тематическому планированию по окружающему миру
2 класс
1.Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. | Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. |
2.Кому адресована программа. | Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся 2 класса четырёхлетней начальной школы. |
3.Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту. | Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения 2009г. и авторской программы А.А.Плешакова. |
4.Цели и задачи программы. | Формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
|
5.Принципы, лежащие в основе построения программы. | Принципиальная особенность программы - построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное. |
6.Специфика программы. | Имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания. Даёт обучающемуся материал естественных и социально–гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. |
7.Основные содержательные линии курса (разделы, структура). | 1. Ознакомление с природой. 2. Знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. 3. Здоровье и безопасность жизнедеятельности ребёнка. 4. Обучение учащихся простейшим способам ориентирования на местности. 5. Формирование первоначальных географических представлений о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. |
8.Требования к уровню подготовки обучающихся. | Знать: неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии; строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми; имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах; основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России. Уметь: различать объекты природы и предметы, созданные человеком; объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растения и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту; использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; определять основные стороны горизонта с помощью компаса; приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга. |
9. Требования к результатам универсальных учебных действий. | Характеризовать признаки времен года, информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Различать изученные полезные ископаемые, описывать их применения на примере своей местности. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранение личного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в школе. Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). |
10.Виды и формы организации учебного процесса. | Работа в парах, группах, индивидуальная работа. Урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок, урок-игра, практическое занятие, экскурсия. |
11. Итоговый контроль. | Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса. |
12.Объем и сроки обучения. | 68 ч в год - 2 ч в неделю. |
13.Библиографический список для обучающихся. | 1.Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. / А.А.Плешаков. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. 2.Окружающий мир. Тесты. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д.Назарова. - М.: Просвещение, 2010. 3.Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2ч. /А.А.Плешаков.-7-е изд.-М.: Просвещение, 2006.- 141с.: ил.- (Зеленый дом).- ISBN 5-09-015013-3 |
14.Библиографический список для учителя. | 1.Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование. 2 класс. Изд.3-е переработанное и дополненное. М.: «ВАКО», 2006.-368с.- (В помощь школьному учителю). ISBN 5-94665-288-5. 2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.- М.:Просвещение, 2009.- 317с.- (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09- 021421-6. 3. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. Ш67 В 2ч. Ч.1/ [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-158с.- ISBN 978-5-09- 020619-8. |
Место курса в учебном плане
Курс «Окружающий мир» рассчитан на 270 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебных недель), во 2 – 4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
1 класс (66 ч)
№ | Наименование разделов и тем | всего часов | экскурсии | практические работы |
1 | Введение | 3 | 2 | |
2 | Что и кто? | 19 | 4 | 6 |
3 | Как, откуда и куда? | 13 | 3 | |
4 | Где и когда? | 10 | ||
5 | Почему и зачем? | 19 | 1 | |
6 | Заключение | 2 | ||
Итого | 66 | 6 | 10 |
2 класс (68 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | экскурсии | практичес-кие работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы |
1 | Где мы живем? | 2 | 1 | ||
2 | Природа | 19 | 2 | 6 | 3 |
3 | Жизнь города и села | 11 | 2 | 2 | |
4 | Здоровье и безопасность | 11 | 1 | 2 | |
5 | Общение | 6 | 1 | 1 | |
6 | Путешествия | 18 | 3 | 2 | 3 |
7 | Заключение | 1 | |||
Итого | 68 | 8 | 10 | 11 |
3 класс (68 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | экскурсии | практичес-кие работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы |
1 | Как устроен мир | 7 | 1 | 1 | |
2 | Эта удивительная природа | 22 | 2 | 6 | 3 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 2 | 2 | |
4 | Наша безопасность | 7 | 1 | 1 | |
5 | Чему учит экономика | 11 | 3 | 2 | |
6 | Путешествие по городам и странам | 11 | 3 | ||
Итого | 68 | 4 | 11 | 12 |
4 класс (68 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: экскурсии | практичес-кие работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы |
1 | Земля и человечество | 11 | 5 | 2 | |
2 | Природа России | 11 | 1 | 8 | 1 |
3 | Родной край – часть большой страны | 12 | 1 | 6 | 1 |
4 | Страницы всемирной истории | 6 | 1 | 2 | |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | 1 | 4 | |
6 | Современная Россия | 8 | 2 | ||
Итого | 68 | 4 | 19 | 12 |
Тематическое планирование (1 вариант).
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Человек и природа - 38ч | ||
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Солнце - ближайшая к нам звезда, Звёзды. Источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета. Географическая карта. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Взаимосвязи в природе (на примере своей местности): растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Общее представление о строении тела человека. Гигиена. Номера телефонов экстренной помощи. | Времена года -6ч Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). Природа вокруг нас -4ч Растения — живые организмы. Роль растений в очищении воздуха и обеспечении пищей животных. Животные - живые организмы. Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и полезные свойства. Использование человеком богатств природы. Значение природы для существования всего живого на Земле. Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру. Природа неживая и живая -12ч Природа - это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искусственными предметами). Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Вода, её значение для живых организмов, человека. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных своей местности), их отличия. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Единство живого и неживого -2ч Взаимосвязи в сообществе растений и животных: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (на местных примерах). Человек — часть природы -4ч Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Тело человека -3ч Системы органов. Гигиена. Телефоны экстренной помощи. Наша страна на карте и глобусе -7ч Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета. Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на карте. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото);использование человеком. | Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии "Времена года в нашем крае". Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные—дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Различать природные объекты и изделия. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Описывать внешний вид характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) из учебников и дополнительных источников знаний о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Характеризовать влияние человека на природу (на примере своей местности). Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Моделировать формы. поверхности из песка, глины или пластилина. Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать на карте материки и океаны. Сравнивать и различать времена года. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам во время экскурсии. Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. |
Человек и общество -30ч | ||
Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивания гимна. Россия на карте. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Города Золотого кольца России (по выбору). Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. | Я — школьник -3ч Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила безопасной жизнедеятельности -7ч Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и водой. Моя Родина -3ч Семья - самое близкое окружение человека. Семья ребенка и ее состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребенка в семье. Место работы членов семьи, их профессии. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Городской транспорт. Правила уличного движения — гарантия безопасности на улицах города. Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага. Москва - столица России. Красная площадь и Кремль - главные достопримечательности Москвы. Родной край — частица Родины -3ч Семья и семейные традиции. Имена и фамилии членов семьи. Родной регион (область, край, республика) и его местонахождение на карте. Народы, населяющие регион (по выбору). Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов (2-3 примера). Человек — член общества -2ч Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Многообразие видов деятельности людей. Значение труда для человека и общества -7ч Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Телефоны экстренной помощи. Наша Родина — Россия, Российская Федерация -2ч Расположение Москвы на карте России. Москва - столица России. Некоторые достопримечательности столицы России. Города России (по выбору). Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Страны и народы мира -3ч Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности. | Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Работать в группах по составлению режима дня. Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоемах, в школе. Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села). Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил движения. Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран. Работать с текстом и иллюстрациями учебника: находить нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях Москвы. Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Находить на карте России родной регион. Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. Работать с картой: показывать территорию России. Участвовать в практической работе с картой: определять местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. Объяснять основные изображения Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран. Описывать элементы герба Москвы. Работать с текстом Государственного гимна России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. |
№ | Да та | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля | дата | УДД | |||||||||||||||||
«Где мы живем»-2ч | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета- Земля, страна- Россия, название нашего города, что мы называем родным краем. (район, область). Флаг, герб, гимн России. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым матери-алом. | Наша Родина-Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивания гимна. Россия на карте. | Знать: -государственные символы нашей страны. | Текущий. | Познакомиться с особенностями Государственного флага России (последова-тельность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран). Работать с картой: показывать территорию России. | |||||||||||||||||||
2 | Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающе-му. | 1ч | Комбинирован-ный. | Природа - это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искусственными предметами). | Знать: -живая и неживая природа. Уметь: - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы. | Текущий. | Различать природные объекты и изделия. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать (классифициро-вать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. | |||||||||||||||||||
Природа - 21ч | ||||||||||||||||||||||||||
3 | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце-источник тепла и света для всего живого. | 1ч | Комбинирован ный. | Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. | Знать: -живая и неживая природа. Уметь: - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы. | Текущий | Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать (классифициро-вать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. | |||||||||||||||||||
4 | Явления природы. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. | Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. | Знать: -основные признаки времен года. Уметь: - вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. | |||||||||||||||||||
5 | Температура и термометр. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. | Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. | Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Пр/р №1 Знаком-ство с устройством термометра, изме-рение температуры воздуха, воды и тела человека. | Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. | ||||||||||||||||||
6 | Что такое погода. | 1ч | Комбинирован-ный. | Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. | Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. | |||||||||||||||||||
7 | В гости к осени. Наблюдение осенних изменений в природе. | 1ч | Экскур-сия. | Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Экскур-сия: Наблюде-ние осенних измене-ний в природе. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии "Времена года в нашем крае". Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. | ||||||||||||||||||
8 | Сезонные изменения в природе: осенние явления. | 1ч | Комбинирован-ный | Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Проводить групповые наблюдения "Времена года в нашем крае". Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Сравнивать и различать времена года. | |||||||||||||||||||
9 | Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представле-ние о зодиакальных созвездиях. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. | Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды. Неживая и живая природа. | Знать: -неживая природа. Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя. | Текущий. | Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли. | |||||||||||||||||||
10 | Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. | Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). | Знать: -неживая и живая природа. Уметь: -различать объекты природы и предметов, созданные человеком, объекты неживой и живой природы. | Текущий. | Пр/р №2 Знаком-ство с горными породами и минералами. | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). | ||||||||||||||||||
11 | Воздух, его значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха. Защита воздуха от загрязнения. | 1ч | Комбинирован-ный. | Воздух. Значение воздуха для растений, животных, человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воздуха. | Знать: -правила поведения в природе. Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Наблюдать объекты природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. | |||||||||||||||||||
12 | Вода, ее значение для растений, животных, человека. Загрязнение воды. Защита воды от загрязнения. | 1ч | Комбинирован-ный. | Вода. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды. | Знать: -правила поведения в природе. Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Наблюдать объекты природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. | |||||||||||||||||||
13 | Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. | 1ч | Комбинирован-ный. | Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Знать: -растения дикорастущие; -кустарники, деревья, травы; некоторые охраняемые растения своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы растений. | Текущий. | Пр/р №3 Распозна-вание деревьев, кустарни ков, трав. | Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. | ||||||||||||||||||
14 | Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. | 1ч | Комбинирован-ный. | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных своей местности), их отличия. | Знать: -животные дикие и домашние; -насекомые, рыбы, птицы, звери; -некоторые охраняемые животные своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы животных. | Текущий. | Описывать внешний вид характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). | |||||||||||||||||||
15 | Экологичес-кие связи между растениями и животными: растения- пища и укрытие для животных. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. | Взаимосвязи в сообществе растений и животных: растения - пища и укрытие для животных. | Знать: -растения дикорастущие; деревья, кустарники, травы, -животные дикие и домашние; -насекомые, рыбы, птицы, звери; -некоторые охраняемые растения и животные. Уметь: -различать изучаемые группы растений и животных. | Текущий. | Извлекать (по заданию учителя) из учебников и дополнительных источников знаний о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | |||||||||||||||||||
16 | Экологичес-кие связи между растениями и животными: животные- распространи тели плодов и семян растений ( изучается по усмотрению учителя). | 1ч | Урок закрепле-ния изучен-ного. | Взаимосвязи в сообществе растений и животных: животные - распространители плодов и семян растений (на местных примерах). | Знать: -растения дикорастущие; -деревья, кустарники, травы; -животные дикие и домашние; -насекомые, рыбы, птицы, звери; -некоторые охраняемые растения и животные. Уметь: -различать изучаемые группы растений и животных. | Текущий. | Извлекать (по заданию учителя) из учебников и дополнительных источников знаний о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | |||||||||||||||||||
17 | Дикорасту-щие и культурные растения. | 1ч | Комбинирован-ный. | Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Знать: -растения дикорастущие; -кустарники, деревья, травы; некоторые охраняемые растения своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы растений | Текущий. | Пр/р №4 Знаком-ство с представителями дикорастущих и культур ных растений. | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения. | ||||||||||||||||||
18 | Дикие и домашние животные. | 1ч | Комбинирован-ный. | Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. | Знать: -животные дикие и домашние; -насекомые, рыбы, птицы, звери; -некоторые охраняемые животные своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы животных | Текущий. Тест. | Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). | |||||||||||||||||||
19 | Комнатные растения и уход за ними. | 1ч | Комбинирован-ный. | Растения, их разнообразие. Роль растений в жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Уметь: -различать изучаемые группы растений | Текущий. | Пр/р №5 Отработ-ка приёмов ухода за комнатными растениями. | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений (на примере своей местности). Группировать (классифициро-вать) объекты природы по признакам: культурные—дикорастущие растения. | ||||||||||||||||||
20 | Животные живого уголка. | 1ч | Урок применения знаний. | Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. | Знать: -животные дикие и домашние; -насекомые, рыбы, птицы, звери; -некоторые охраняемые животные своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы животных. | Текущий. | Пр/р №6 Знаком-ство с животными живого уголка и уход за ними. | Характеризовать особенности диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифициро-вать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные. | ||||||||||||||||||
21 | Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними животными. | 1ч | Комбинирован-ный. | Домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. | Знать: -животные дикие и домашние; -насекомые, рыбы, птицы, звери; -некоторые охраняемые животные своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы животных. | Текущий. | Характеризовать особенности диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифициро-вать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные. | |||||||||||||||||||
22 | Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. | 1ч | Урок ознаком-ления с новым материа-лом. | Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. | Знать: -некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы растений и животных. | Текущий. | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | |||||||||||||||||||
23 | Отрицатель-ное влияние людей на растений и животных. Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. | 1ч | Комбинирован-ный. | Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: растительного и животного мира. | Знать: -некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Уметь: -различать изучаемые группы растений и животных | Текущий. | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | |||||||||||||||||||
Жизнь города и села-12ч. | Жизнь города и села - 12ч | |||||||||||||||||||||||||
24 | Город ( село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. | 1ч. | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Наша Родина-Россия. Родной край—частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. | Знать: -основные сведения о своем городе; -домашний адрес. Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | Текущий. | Находить на карте России родной регион. Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. | |||||||||||||||||||
25 | Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. | 1ч. | Урок применения знаний. | Родной город (село). | Знать: -основные сведения о своем городе; -домашний адрес. Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | Текущий. | Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). | |||||||||||||||||||
26 | Знакомство с достопримеча тельностями родного края. | 1ч | Экскурсия. | Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. | Знать: -основные сведения о своем городе; -домашний адрес. Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | Текущий. | Экскур-сия: Знаком-ство с достопримечатель-ностями родного города (села). | Готовить в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села). | ||||||||||||||||||
27 | Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. | Уметь: -вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя. | Текущий. | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения. Работать с иллюстративным материалом. | |||||||||||||||||||
28 | Первоначаль-ные представле-ния об отдельных производст-венных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. Промышленные предприятия своего города ( изучается по усмотрению учителя). | Знать: -основные сведения о своем городе; Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | Текущий. | Работать с иллюстративным материалом. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. | |||||||||||||||||||
29 | Строительст-во в городе (в селе). | 1ч | Комбиниро-ван-ный. | Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. | Знать: -основные сведения о своем городе; Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | Текущий. | Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. | |||||||||||||||||||
30 | Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский грузовой, специальный. | 1ч | Комбиниро-ван-ный. | Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. | Знать: -виды транспорта; Уметь: -выполнять правила безопасного поведения на улице; -различать изучаемые виды транспорта. | Текущий. Тест. | Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. | |||||||||||||||||||
31 | Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). | 1ч | Урок-игра. | Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населенного пункта. | Знать: -основные сведения о своем городе; Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | Текущий. | Работать с иллюстративным материалом. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. | |||||||||||||||||||
32 | Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы (по усмотрению учителя). | 1ч | Комбиниро-ван ный. | Занятия людей. Знакомые школьнику про фессии на примере своего населенного пункта. | Знать: -основные сведения о своем городе; Уметь: -вести наблюдения за жизнью города. | Текущий. | Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. | |||||||||||||||||||
33 | Профессии людей, занятых на производстве.Труд писателя, ученого, учителя и других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). | 1ч | Комбиниро-ван-ный | Занятия людей. Знакомые школьнику про фессии на примере своего населенного пункта. | Знать: -основные сведения о своем городе. Уметь: -вести наблюдения за жизнью города | Текущий. | Работать с иллюстративным материалом. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края. | |||||||||||||||||||
34 | В гости к зиме. Наблюдение зимних явлений в природе. | 1ч | Экскурсия. | Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой Времена года. Особенности времён года (на основе наблюдений). | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе | Текущий. | Экскур сия: Наблюде-ние зимних явлений в природе. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Характеризовать признаки времен года. Описывать сезонные изменения в природе. | ||||||||||||||||||
35 | Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологичес-кие связи в зимнем лесу. | 1ч | Комбинированный. | Времена года. Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа. Понимание связи живой и неживой природы. | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Описывать сезонные изменения в природе. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельнос- ти растений, животных и времени года. | |||||||||||||||||||
Здоровье и безопасность -10ч. | ||||||||||||||||||||||||||
36 | Строение тела человека. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Общее представление о строении тела человека. Гигиена. Телефоны экстренной помощи. | Знать: -строение тела человека. | Текущий. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | |||||||||||||||||||
37 | Наиболее распростра-ненные заболевания, их предупреж-дение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. | 1ч | Комбинированный. | Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог (изучается по усмотрению учителя). | Знать: -строение тела человека; -правила личной гигиены. Уметь: -выполнять правила личной гигиены. | Текущий. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Работать в группах по составлению режима дня. | |||||||||||||||||||
38 | Предупреждение наиболее распростра-нённых заболеваний детей. Воспитание ответственно го отношения к своему здоровью. | 1ч | Комбиниро-ван-ный | Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. | Знать: -строение тела человека; -правила личной гигиены. Уметь: -выполнять правила личной гигиены. | Текущий. |
| Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. | ||||||||||||||||||
39 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1ч | Комбинированный. | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. | Знать: -правила безопасного поведения на улице. Уметь: -выполнять правила безопасного поведения на улице. | Текущий. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). | |||||||||||||||||||
40 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1ч | Комбиниро-ван-ный | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. | Знать: -правила безопасного поведения на улице. Уметь: -выполнять правила безопасного поведения на улице. | Тест. | Пр/р №7. Отработ-ка правил перехода улиц. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | ||||||||||||||||||
41 | Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). | 1ч | Комбиниро-ван-ный | Правила противопожарной безопасности, обращения с острыми предметами. | Знать: -правила безопасного поведения в быту. -Уметь: -выполнять правила безопасного поведения в быту. | Текущий. | Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома. | |||||||||||||||||||
42 | Противопо-жарная безопасность. | 1ч | Комбиниро-ван-ный. | Правила противопожарной безопасности. | Знать: -правила безопасного поведения в быту. -Уметь: -выполнять правила безопасного поведения в быту. | Текущий. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества. | |||||||||||||||||||
43 | Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. | 1ч | Комбиниро-ван-ный. | Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Животные и их разнообразие. | Уметь: -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | |||||||||||||||||||
44 | Правила безопасного поведения на воде. Правило экологичес-кой безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. | 1ч | Комбинированный | Правила безопасного поведения на водоёме в разное время года. | Знать: -правила безопасного поведения на воде. | Тест. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя на водоёмах. | |||||||||||||||||||
45 | Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми. | 1ч | Комбиниро-ван-ный | Правила взаимоотношений со взрослыми. Незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых. | Знать: -правила безопасного поведения при контактах с людьми. -Уметь: -выполнять правила безопасного поведения при контактах с людьми. | Текущий.
| Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотноше-ниях со взрослыми. | |||||||||||||||||||
Общение - 5ч. | ||||||||||||||||||||||||||
46 | Труд и отдых в семье. Вниматель-ные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. | 1ч | Комбинированный | Семья - близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи. | Знать: -имена и отчества родителей. | Текущий. |
| Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных. | ||||||||||||||||||
47 | Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотно шения мальчиков и девочек. | 1ч | Комбиниро-ван-ный. | Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Культура поведения в школе. | Знать: -правила поведения при контактах с людьми. Уметь: -выполнять правила поведения в общественных местах. | Текущий. | Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотно-шениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | |||||||||||||||||||
48 | Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. | 1ч | Урок – игра. | Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. | Знать: -основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания. Уметь: -использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми. | Текущий. | Пр/р №8. Отработ-ка основных правил этикета. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотноше-ниях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Моделировать правила пользования телефоном. | ||||||||||||||||||
49 | Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. | 1ч | Урок-игра. | Правила поведения в гостях и приём гостей. | Знать: -основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания. Уметь: -использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми. | Текущий. | Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотно-шениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. | |||||||||||||||||||
50 | Культура поведения в обществен-ных местах ( кинотеатре, транспорте и т.д.). | 1ч | Урок-игра. | Культура поведения в театре, музее, кино. Правила для пассажиров. | Знать: -культуру поведения в общественных местах. Уметь: -выполнять правила поведения в общественных местах. | Тест. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в общественных местах. | |||||||||||||||||||
Путешествия-17ч. | ||||||||||||||||||||||||||
51 | Горизонт. Линия горизонта. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Горизонт. Линии горизонта. | Знать: -основные стороны горизонта. | Текущий. | Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам. | |||||||||||||||||||
52 | Основные стороны горизонта, их определение по компасу. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса; Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Промежуточные стороны горизонта. | Знать: -основные стороны горизонта; -устройство и назначение компаса. Уметь: -определять основные стороны горизонта с помощью компаса. | Текущий. | Пр/р№9. Опреде-ление сторон горизон та по компасу. | Ориентироваться на местности (в группах) с помощью компаса, по местным признакам. | ||||||||||||||||||
53 | Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. | 1ч | Урок озна-ком-ления с новым материалом. | Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). | Знать: -основные формы земной поверхности | Текущий. |
| Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Моделировать формы. поверхности из песка, глины или пластилина. | ||||||||||||||||||
54 | Разнообразие водоёмов: река, озеро, море др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. | 1ч | Комбиниро-ван-ный. | Разнообразие водоёмов: озеро, река, пруд, море и. т. д. Водоёмы, их использование человеком, охрана (на примере водоёмов родного края). | Знать: -основные виды естественных водоемов; -части реки. | Текущий. |
| Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. | ||||||||||||||||||
55 | Ознакомле-ние с формами земной поверхности и водоёмами родного края. | 1ч | Экскурсия. | Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их использование человеком, охрана (на примере водоёмов родного края). | Знать: -основные формы земной поверхности Уметь: -вести наблюдения в природе с помощью учителя. | Экскур сия: Ознакомление с формами земной поверхности и водоёма-ми родного края. | Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. | |||||||||||||||||||
56 | Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. | 1ч | Комбиниро-ван-ный. | Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе. | Текущий. | Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. | |||||||||||||||||||
57 | Бережное отношение к природе весной и летом. | 1ч | Комбиниро-ван-ный | Человек-часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. | Знать: -основные признаки времен года в природе Уметь: -вести наблюдения в природе под руководством учителя; -выполнять правила поведения в природе | Текущий. | Проводить групповые наблюдения "Времена года в нашем крае". Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | |||||||||||||||||||
58 | Изображение нашей страны на карте. | 1ч | Урок ознакомле-ния с новым материалом. | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на карте. Россия на карте. | Знать: -название нашей страны и ее столицы. Уметь: -приводить примеры достопримеча-тельностей Москвы. | Текущий. Тест. | Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. | |||||||||||||||||||
59 | Как читать карту. | 1ч | Урок применения знаний и уме-ний. | Изображение нашей страны на карте. | Знать: -название нашей страны и ее столицы. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей Москвы | Текущий. | Пр/р № 10. Освое- ние основ-ных приёмов чтения карты. | Работать с картой: показывать территорию России. | ||||||||||||||||||
60 | Москва-столица России. | 1ч | Комбиниро ван ный. | Москва - столица России. Основные достопримечатель- ности: музеи, театры, спортивные комплексы и пр. | Знать: -название нашей страны и ее столицы. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей Москвы | Текущий. | Участвовать в практической работе с картой: определять местонахожде-ние Москвы. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы. Описывать элементы герба Москвы. | |||||||||||||||||||
61 | Московский Кремль и другие достопримеча тельности столицы. | 1ч | Комбиниро ван ный. | Достопримечатель- ности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. | Знать: -название нашей страны и ее столицы. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей Москвы | Текущий. | Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримеча- тельностей города. Описывать элементы герба Москвы. | |||||||||||||||||||
62 | Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). | 1ч | Урок ознакомле-ния с новым материалом. | Достопримечатель-ности городов Золотого кольца России (по выбору). | Знать: -названия других городов России. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей Санкт -Петербурга. | Текущий. | Участвовать в практической работе с картой: определять местонахожде-ние Москвы и других крупнейших городов (2-3) на карте России. Готовить небольшие сообщения о достопримечате льностях одного из городов России на основе дополнительной информации. | |||||||||||||||||||
63 | Знакомство с другими городами нашей страны. | 1ч | Урок проверки знаний и уме-ний. | Достопримечатель-ности других городов нашей страны. | Знать: -названия других городов России. Уметь: -приводить примеры достопримечательностей Санкт -Петербурга. | Итоговый. Тест. | Участвовать в практической работе с картой: определять местонахожде-ние крупнейших городов (2-3) на карте России. Готовить небольшие сообщения о достопримеча- тельностях одного из городов России на основе дополнительной информации. | |||||||||||||||||||
64 | Карта мира. Материки и океаны. | 1ч | Комбиниро ван ный. | Географическая карта. Материки и океаны, их названия, расположение на карте. | Знать: -названия нескольких стран мира. | Текущий. | Работать с готовыми моделями (физической картой): показывать на карте материки и океаны. | |||||||||||||||||||
65 | Страны мира. | 1ч | Урок ознакомле-ния с новым материалом. | Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечатель- ности. | Знать: -названия нескольких стран мира. | Текущий. | Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информацион-ных средств. | |||||||||||||||||||
66 | Страны мира. | 1ч | Комбиниро ван ный | Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечатель- ности. | Знать: -названия нескольких стран мира. | Текущий. Тест. |
| Проводить практическую работу: находить изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Обсуждать особенности 2-3 стран мира. Узнавать Государственный герб России среди гербов других стран. | ||||||||||||||||||
67 | Наблюдение весенних изменений в природе. | 1ч | Урок-экскурсия. | Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. | Уметь: -вести наблюдения в природе с помощью учителя. | Текущее. | Экскур-сия: Наблюдение весенних измене-ний в природе. | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Характеризовать признаки времен года. | ||||||||||||||||||
Заключение – 1 ч | ||||||||||||||||||||||||||
68 | Что мы узнали и чему научились за год. | 1ч | Урок-обоб щения знаний и уме ний. | Обобщить знания, полученные детьми за год. | Уметь -вести наблюдения в природе под руководством учителя. | Текущий. | Пересказывать и понимать тексты о природе. Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | |||||||||||||||||||
Практическая часть: экскурсий-5ч.; практических работ-10ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по математике 1 класс по программе "Школа России"
Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года, - авторской...
Рабочая программа по математике 2 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа по математике для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школь...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по математике 2 класс по программе "Школа России"
Программа по математике для 2 класса УМК "Школа России"составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2012г....
Рабочая программа по математике 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по математике 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по математике 2 класс по программе "Школа России"
Программа составлена в соответтствии с ФГОС...
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...