окружающий мир 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

урок – исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов:  Барыкина Татьяна Юрьевна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 

Форма урока: урок – исследование

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, иллюстративный.    

Методические приёмы: беседа, рассказ, работа с печатным словом

(учебником, карточками, иллюстрациями),  использование информационных технологий.

Цель: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздух.

Задачи: 

Образовательные: 

1. Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами.

Развивающие:

1Развивать способность к эстетическому восприятию природы.

2. Умение аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют воздух.

Предварительная работа: ученики приносят рисунки на тему « Что загрязняет воздух».

Оборудование: схема «Свойства воздуха», учебник, тетрадь, письменные принадлежности; для опытов: пробирка, , прозрачная банка, шарики, стакан , духи (для учителя),индивидуальные карточки.

Средства обучения: оборудование для опытов, компьютер, монитор, мультимедиа проектор.

Ход урока:

 

1. Орг. момент. 

-Прозвенел долгожданный звонок. Знайка снова с нетерпением встречи с вами ждёт. Он вопросы интересные придумал для вас. Чтобы дружно работал весь класс.

-Все хором: За работу ,в добрый час!

2. Мотивирование к учебной деятельности. Сообщение темы.

-Ребята, Знайка хочет спросить у вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?»( ответы детей)                                 -Он с вами полностью согласен .Угадайте, кого из своих друзей пригласил Знайка на урок?

-Круглый ,гладкий, как арбуз.                                                                                                         Цвет любой на разный вкус.

-Знакомьтесь –это Воздушный шарик. А если вы отгадаете, что спрятано у шарика внутри- откроется тема нашего урока. (ответы детей)

-Попробуйте ответить на мои вопросы, и каждый ответ впишите в карточку.

-Что на глобусе обозначено голубым  цветом?

-Как назвать одним словом снег, дождь?

-Время года после осени?

-Что летом бывает грибным?

-Время суток подходящее для завтрака?

-Деревья бывают лиственные и…?

-А теперь выпишите первые буквы с каждого слова по порядку и прочитайте слово , которое получилось?

1 Вода                    

2Осадки

3Зима

4Дождь

5.Утро

6войные

(На экране тема урока.)

– Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся.)

– Итак, сегодня на уроке, мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.

3. Изучение нового материала..

- 4 огромных океана омывают сушу. Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северно Ледовитого океанов, есть на свете, ещё один океан-самый большой  из всех. И вы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки,  машины и дома день и ночь «купаются» в этом океане. Океан этот не солёный и не пресный. Давайте попробуем отгадать название этого океана:

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда,                                                                                                                     Он без запаха и цвета ,                                                                                                                   Угадайте, что же это.

        (воздух)

-Как вы думаете, из чего состоит воздух?

(Высказывание детей)

-Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух- это смесь многих газов,  которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода -поменьше, а углекислого газа- совсем мало.

-Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас по всюду? Есть ли он вообще? Докажем это? Ведь , кто ищет, тот всегда найдёт.

4. Опыты. Исследование свойств воздуха.

– Что в этой пластиковой бутылке?                                                                           Давайте проверим, что там действительно ничего нет.

Опыт 1

Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены  воздухом.

Учитель топит пластиковую бутылку в банке с водой.

– Что за невидимка сидел в бутылке, кого выдали пузырьки? (Воздух.)

– О каком свойстве воздуха мы только что узнали? бесцветен, прозрачен,

Опыт 2

–Сейчас исследуем воздух на запах.

Давайте проверим. (Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Учитель использует духи)        – А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Сделайте вывод. (Воздух без запаха и без вкуса . Пахнет он лишь тем, чей запах в данный момент распространяется. Например: дым, запах еды).

 

Опыт 3 «Надуй меня!»

– Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий)

- Во всем мире много  миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно.

– Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали?

(Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса, упруг.) 

5. Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише…

Деревцо всё  выше, выше!

6. Охрана воздуха.

– Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Узнать всё про воздух: о свойствах, охране)

− Что вам помогло достичь цели и решить задачи? (Знания и проделанные опыты)

– Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Опыт 4

Надуем воздушный шарик. Теперь вдохнём воздух из него. Выдохнем. Ещё раз вдохнём. Становится всё труднее вдыхать. Почему? Мы «выловили» весь воздух из шарика. Если бы внутри шарика сейчас оказалась мышка, она задохнулась бы.

– Какой вывод можно сделать? (Углекислого газа в воздухе не очень много, иначе нам нечем было бы дышать и мы бы задохнулись).

(Кислород в воздухе жизненно необходим). 

– Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.

– Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ.

– Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше.

– Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

- А как ещё человек использует воздух?  ( Ветровая электростанция, ветряная мельница)

Вот видите, какое огромное значение имеет воздух, ветер.

-Казалось бы, человек должен радоваться такому подарку природы- воздуху, заботится о его чистоте. А что происходит на самом деле?

-На самом деле всё чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.(Смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)

-Рассмотрите рисунки, которые вы нарисовали. Объясните их значение.(Ответы детей)

- Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение « нечем дышать» всё чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. Всё большее количество жителей нашей  планеты страдают болезнью – астмой. У  больных людей сильно  затруднено дыхание, они задыхаются.

-Какие ещё источники загрязнения воздуха можете назвать?

(машины, заводы и фабрики, пыль, дым)

- Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он  занимает первое место по объёму выбросов вредных веществ в воздухе. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены вредными веществами.

-Что же делать? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока ещё не поздно, воздух?(ответы детей)

Способы охраны воздуха: (рисунки) посадка растений в городах, создание организаций по охране окружающей среды, фильтры на заводах и фабриках, использование не вредны видов транспорта.

7.Работа в тетради.

(стр 17 №2)

8.Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух. Давайте  спросим у Знайке, что он запомнил о воздухе?

-Какой газ  в воздухе самый важный?

-Что нужно делать, чтобы воздуха не стало на земле меньше?

- Что нужно делать , чтобы воздух был чистым?

Давайте ребята стараться жить так, чтобы на нашей планете- Земле всегда цвели цветы и пели песни!

9.Д/з  нарисовать рисунок на тему «Охрана природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...